Все о развитии ребенка в маме

Уже на стадии беременности будущие мамочки начинают готовиться к появлению в доме крохи. Если это первенец, родителей удивят многие вещи, связанные с новорожденными. Грамотная подготовка поможет наладить питание и быт ребенка, что важно в первые месяцы жизни. В этой статье мы обратим внимание на вещи, которые необходимо знать молодой маме.

Что нужно знать о новорожденном ребенке

1. Первый стул представляет зеленовато-черное вещество дегтеобразной консистенции, без запаха. Он легко оттирается промасленными салфетками. Через несколько дней он станет более густым и при грудном вскармливании приобретет зеленый, серый, горчичный, желтый или серо-зеленый цвет. В стуле могут наблюдаться вкрапления белых крупинок, примеси зелени или слизи. В дальнейшем цвет, запах и консистенция стула зависит от вида кормления (искусственное, смешанное или грудное, прикорм) и от продуктов, которые поступают в детский организм;

2. Стул новорожденного будет не каждый день. Он может наблюдаться и семь раз в сутки, и раз в неделю. При этом кроха может тужиться и беспокоиться, но это не свидетельствует о запоре. Если вес прибавляется, а ребенок при этом регулярно мочит подгузник, все в порядке. Таким образом, пищеварение адаптируется к новому виду питания;

3. На второй-третий день кожа у новорожденного ребенка шелушится, отслаивается и в итоге слезает. Это нормальная реакция на сухой воздух и адаптация кожных покровов на жизнь вне утробы матери;

4. В первый месяц ребенок будет просить грудь каждые полтора-два часа днем и около трех раз ночью. Грудное молоко – не сильно калорийная пища, поэтому малыш быстро становится голодным. Однако давать другую еду, кроме грудного молока или подходящей молочной смеси, в таком возрасте нельзя. Будьте готовы кормить новорождённого 18-20 раз в сутки. Кормление по требованию положительно влияет на психику и эмоциональное состояние грудничков, налаживает функционирование пищеварения. Кроха хорошо засыпает и спит, он спокоен и удовлетворен;

5. Младенец в первое время будет только спать или плакать. Не торопитесь начинать активное детское развитие и игры, внедрять режим, массаж и гимнастику. Все это рекомендуется делать после второго-третьего месяца, когда малыш адаптируется в новым условиям жизни. В этот период важно обеспечить ребёнку максимальную заботу и уход, организовать комфортные условия быта. Здесь поможет концепция четвертого триместра беременности;

6. Хоть ребенок и спит большую часть суток, он станет часто просыпаться. Кроме того, в первые месяцы вы столкнетесь с постоянным плачем крохи. Это не удивительно, ведь плач – единственное средство общения, которое доступно малышу. Так, грудничок зовет на помощь, сообщает о голоде, мокром памперсе, дискомфорте и так далее. Плач помогает сбросить накопленное напряжение;

7. Грудничок не видит далеко. В первые недели жизни он может сосредотачиваться на объектах, которое расположены только перед ним на расстоянии 20-30 сантиметров и не дольше, чем на две-четыре секунды. Хотя начинают видеть дети еще в утробе матери. Но, конечно, видят они и воспринимают мир совсем иначе, нежели взрослые. В два месяца ребенок может недолго фокусировать взгляд на объектах. Зрение заметно прогрессирует к трем-четырем месяцам;

8. В первые два месяца ребенок различает только черные и белые цвета. Поэтому, если вы вешаете в кроватку мобиль, не используйте яркие цвета. Кроха просто их не различит. Вешайте черно-белые предметы на расстоянии 20-30 сантиметров. Трехмесячный малыш начинает различать желтый и красный цвета, затем синий и зеленый. Он может фокусировать взгляд и следить за перемещающимися объектами;

9. Не нужно купать новорождённого каждый день. Причем в первый раз купать ребенка полностью в ванне можно только после полного заживления пупочной ранки, в среднем через две недели после рождения. До этого тело малыша протирают чистой водой и мягким полотенцем или купают в детской ванночки с марганцовкой. После заживления пупочной ранки малыша купают один-два раза в неделю, начиная с пяти минут. Постепенно продолжительность и число купаний увеличивают;

10. Не все косметические или бытовые средства с пометкой 0+ подойдут для новорожденных. Выбирайте максимально безопасные и гипоаллергенные составы, без отдушек, консервантов, ароматизаторов, фосфатов и прочей химии. Многие средства можно приготовить в домашних условиях с применением натуральных продуктов;

11. Кроме плача, ребенок будет кряхтеть, фыркать, сопеть, чихать и издавать другой шум. При этом в носике малыша станет накапливаться слизь, так как носовые проходы еще плохо развиты. Поэтому пригодятся специальные детские аэрозоли, солевые капли и аспираторы, которые помогут очистить носик малыша. Ведь ребенок еще не умеет сморкаться самостоятельно;

12. В первое время можно наблюдать припухшие гениталии, у девочек – увеличение груди и кровянистые выделения. Это действие гормонов новоиспеченной мамочки, которые скоро завершатся;

13. Новорожденного нельзя избаловать, поэтому педиатры советуют реагировать на каждый плач, чаще брать младенца на руки и укачивать и кормить по требованию. В первые недели жизни желания малыша полностью соответсвуют с потребностями. Плач и требования – это не капризы и манипуляции, а жизненная необходимость. Давая то, что он просит, вы не станете потакать детским прихотям. Ребенок должен быть услышан и не должен игнорироваться. Он должен чувствовать любовь, комфорт и безопасность. А вводить режим можно постепенно после второго-третьего месяца после периода адаптации;

14. У новорожденного останется пупочный остаток, который не нужно дергать или отрывать. Поддерживайте чистоту и сухость данного участка. При необходимости обрабатывайте специальными антисептиками, но не зеленкой! Она может замаскировать покраснение и воспаление, и вы пропустите проблему или осложнение. Поэтому выбирайте бесцветные средства, например, перекись водорода. Скоро пупочный остаток отделится сам, а ранка заживет;

15. Цвет глаз ребенка меняется. Интересно, что дети рождаются с темно-синими глазами, которые постепенно станут менять цвет. Цвет зависит от уровня меланина в радужной оболочке глаз. Окончатльный цвет можно понять в возрасте шести-девяти месяцев, когда он меняется наиболее резко;

16. В первые дни вы можете заметить, что ребенок реагирует только на громкие или резкие звуки. А на тихие и спокойные – нет. Это не свидетельствует о проблемах со слухом. Он слышит и тихие звуки, но реагирует на громкие, так как они создают определенную вибрацию;

Читайте также:  Оценка развития ребенка по номограммам

17. Детское обоняние формируется еще в материнской утробе и после рождения развивается наиболее остро. Это самое сильное чувство у новорожденных, поэтому они узнают маму по запаху. Если малыш беспокоится, когда остается один, оставляйте свой платок, полотенце или халат. Можно положить в кроватку салфетку или игрушку, которую мама держала у груди;

18. Белый шум и шипящие фоновые звуки успокаивают детей, снижают стресс и помогают уснуть. Используйте негромкое шипение телевизора или радио, шум включенного пылесоса или фена, специальные приложения с подобными звуками;

19. Поза тигр на ветке или на дереве – еще одно успокаивающее средство для новорожденных. Такую позу нередко используют на занятиях и на йоге с малышами. Если положить перевозбужденного или плачущего малыша на сгиб руки лицом вниз и животиком на эту руку, он быстро успокоится. В таком нервном состоянии ребёнку лучше не видеть родителей. А в позе тигра взгляд малыша направлен вниз, а ручки и ножки будут свободно висеть;

20. В три-четыре недели начинайте подстригать ноготки. Используйте специальные детские ножницы и лупу, чтобы разглядеть крохотные пальчики. На руках делайте форму полукруглой и не оставляйте острых краев, чтобы кроха случайно не поранился. А на ногах состригайте ноготки по прямой линии. Как подстригать ногти новорожденному, подробнее читайте здесь.

Источник: https://vskormi.ru/mama/chto-nujno-znat-buduschei-mame-o-novorojdennom-rebenke/

Источник

У вас родился малыш. И когда решены базовые вопросы сна, кормления, многие родители задумываются – что умеет ребенок, и может быть, с ним нужно уже как-то заниматься? Развивать его? У меня, к примеру, были такие вопросы: «что делать с малышом? как с ним проводить время?» – потому как новоиспеченной маме довольно тяжело адаптироваться к новой жизни.

Знаю, что сейчас в моде естественное родительство, и частично его поддерживаю, но все же приведу для примера рекомендации детских психологов и педиатров о развитии новорожденного и ребенка 1-3 месяцев. Малышу важно эмоциональное общение с близкими, но вместе с этим можно организовать несколько полезных занятий.

Исследования показывают, что возможности ребенка раннего возраста велики.

Двухнедельный ребенок уже следит за перемещающимися предметами. В три недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает близкие цвета. По-разному реагирует на грустную и веселую музыку. Поэтому нужно не упустить момент и позволить запустить функционирование органов чувств своевременно.

Как можно заниматься с новорожденным?

  • Показывать разнообразные игрушки на настоянии 60-70 см. Источник света должен находиться у новорожденного за головой. Игрушки должны быть на вытянутой руке или на стержне, чтобы ребенок не отвлекался на лицо. Размер игрушек примерно 5-7 см в диаметре.
  • Приближаем игрушку к глазам ребёнка на расстояние 20-30 см и постепенно удаляем её на расстояние вытянутой руки. Перемещать игрушку нужно тогда, когда малыш её увидит. Также можно перемещать вправо/влево, возвратить в центр, затем вверх/вниз. Малыш может заметить игрушку только с 3-4-го раза, поэтому не нужно расстраиваться. Надо продолжать заниматься, даже если он не ответил на ваши действия.
  • Тренируем слух. Перемещаем не только яркие предметы, но и звучащие-погремушки, колокольчики.

Все эти игры можно проводить с двух недель, и уже к концу месяца можно заметить поисковые движения малыша на звучащую игрушку.

Игрушки менять по цветам нужно каждые 3-4 дня.

Помимо этих упражнений можно включать разнообразную приятную музыку.

Также специалисты рекомендуют проводить легкую гимнастику для запуска адаптивных функций. Сейчас хочу упомянуть наверное самое основное физическое упражнение – выкладывание на живот. Каждый день, чем чаще, тем лучше. Наш неонатолог и педиатр советовал 5 раз, но я знаю от ортопедов, что можно и чаще.

Развитие ребенка от 1 до 3 месяцев

Как и в предыдущем периоде здесь самое главное – качественный эмоциональный контакт. Это важно для будущей самооценки, самостоятельности, уверенности в себе, независимости ребёнка.

Занятия в этом периоде должны быть направлены на движение рук. Надо создать условия для того, чтобы малыш разжал кулачок и выпрямил руку в локтевом суставе. Если в периоде 1-3 месяца помочь ребёнку освоить такие движения- это будет способствовать нормальному развитию общих движений и речи в будущем.

Занятия:

  • Усложним упражнение с игрушкой. Подвесить игрушку на высоте 7-10 см от груди ребёнка, привлечь внимание другой, уже знакомой ему игрушкой, на расстоянии 60-70 см. Когда малыш оживится и вскинет ручки-он случайно заденет ближайшую игрушку (или колокольчик). Желательно, чтобы эти игрушки были связаны – и при задевании нижней, верхняя тоже приводилась в движение. Я такой механизм не придумала, можно маме махать верхней игрушкой, когда малыш задевает нижнюю, а можно просто использовать цепь из однотонных погремушек в люльке/коляске.
  • Работаем с кулачком. Нужно улыбнуться, погладить ручки малыша с тыльной стороны-ладошки рефлекторно раскроются! В этот момент положить ребёнку в ладошку ленту, привязанную к погремушкам над кроваткой. Затем кулачки естественно закроются, и малыш будет с радостью двигаться и приводить в движение погремушки. Так у него будут развиваться и слух, и зрение.
  • Положить ребёнка на живот, поместить перед ним игрушку на расстоянии 80-100 см. Сконцентрировав внимание ребёнка на этой игрушке, допустим, собачке, нужно сказать что-то вроде -вот собачка, она идёт, топ-топ. Малыш будет поворачиваться в ту сторону, в которую мама поворачивает игрушку.

Если ребёнок уже начинает гулить-это большая радость для мамы и папы-обязательно нужно отвечать положительной реакцией на его первые звуки!

В этом периоде также нужно не забывать включать во время бодрствования различную музыку, отдавая предпочтение классике (если родители любят, конечно).

Носить ребёнка на руках вертикально для укрепления мышц шеи, а также продолжать выкладывать малыша на живот. Если ребёнок уже хорошо держит голову, нужно развивать упор ног. Можно брать малыша под мышки в вертикальном положении так, чтобы его ноги касались твёрдой поверхности, но не ставить его. Как только он коснётся стола, тут же поднять его. Позже он начнёт отталкиваться от твёрдой поверхности.

Читайте также:  Татьяна трясорукова солнечный лучик коррекция и развитие ребенка в игре

В этом периоде уже можно класть ребёнка на развивающий коврик с дугами и игрушками. Желательно использовать однотонные игрушки и менять их раз в 3-4 дня.

Источник

Оказывается, способности детей можно формировать до рождения – тогда, когда малыш находится еще в утробе матери. Такое воспитание называется пренатальным.

К появлению собственного ребенка надо готовиться с самого детства, и не только с точки зрения сохранения здоровья, но и с психологической. Например, игры в дочки-матери – не что иное, как обучение навыкам материнства. Очень важно, чтобы беременность была желанной как для матери, так и для отца. Многолетние наблюдения показали, что те дети, появление которых родители ожидали с радостью, в жизни гораздо более открыты, жизнерадостны и успешны, чем «случайные» малыши.

Нежеланным крохам всю оставшуюся жизнь будет не хватать тепла, такой ребенок будет требовать любви от окружающих и страдать от ее недостатка, а иногда это может привести даже к озлоблению и мизантропии.

Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод. Первый – непосредственное влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д. Второй – эмоциональное восприятие окружающего мира матерью. В первом случае яркая картина будет влиять на плод как определенное цветовое пятно (цветотерапия), а во втором – положительные эмоции мамы передадутся малышу вместе с гормоном счастья – эндорфином. Именно эмоции мамы являются определяющими для развития центральной нервной системы малыша, его мышления и памяти.

Как на малыша, находящегося в утробе, может воздействовать цвет?

Дело в том, что каждый цвет поглощается тканями организма, которые отзываются на него определенным образом. Не случайно во время беременности женщины интуитивно предпочитают определенные цвета, даже те, которые раньше им не нравились. Например, во время анемии у беременных очень полезно смотреть на оранжевый и красный цвета, а также использовать эти тона в одежде. При повышенном давлении хорошо подходят желтый, зеленый и синий цвета.

Что еще оказывает позитивное влияние на развитие малыша?

Во время беременности женщина может заниматься чем угодно – от вязания до танцев, лишь бы ей это доставляло удовольствие. Рутина и скука недопустимы. Музыка, живопись, любой вид искусства, который привлекает беременную, улучшают физическое состояние плода, положительно влияют на его сосуды и двигательную активность.

Беременной женщине стоит найти время для занятий спортом, кроме экстремальных его видов. Всем без исключения подойдет лечебная физкультура и плавание, которыми надо заниматься вплоть до родов. Многим нравится специализированная йога для беременных, которая не только укрепляет мышцы и растягивает связки, но и гармонизирует внутреннее состояние женщины. Кроме того, беременным полезен массаж, ароматерапия, натуропатия, цветотерапия и т. д.

Эмоциональное состояние мамы очень важно для будущего ребенка. Ваше хорошее и плохое настроение, радости и печали передаются малышу. Он все чувствует – помните об этом!

А есть все-таки род деятельности, который считается более предпочтительным для беременных?

В древности беременным предписывались занятия музыкой и ритуальным танцем, но и то, и другое использовалось прежде всего для медитации и релаксации.

Современной женщине необходимо освоить хотя бы элементарную технику релаксации для достижения гармонии с будущим ребенком. Тем более, что это несложно.

Нужно сесть или лечь, включить спокойную музыку и попытаться забыть обо всех проблемах, расслабить тело и убрать все суетные мысли. Затем надо представить себе малыша (это называется визуализировать) и найти с ним контакт, постараться достичь гармонии с ним, мысленно окутывая его любовью, пожелать счастья и здоровья. Так закладываются взаимоотношения «мать – дитя». Ребенок запоминает приятные ощущения, настраивается на любовь и не боится этого мира.

В дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя в жизни, доверять людям. Дети, чьи мамы регулярно релаксировали во время беременности и были настроены на позитив, рождаются с более устойчивой психикой, меньше подвержены стрессам, не так часто болеют, намного лучше спят.

Все просто: малыш, находясь в животе, понимает, что если маме плохо, значит и мир плохой, если маме хорошо, то и мир хороший. Поэтому крайне важно научить находящегося в утробе ребенка получать удовольствие и жить в гармонии с собой и окружающими.

Полезно рисовать, используя все краски спектра. Таким образом беременная не только усиливает воздействие цвета на организм, но и творит. А любое творчество будущей мамы позитивно и полезно для внутриутробного развития малыша. Вообще, процесс созидания вызывает исключительный прилив положительных эмоций и все того же гормона счастья – эндорфина.

Правда, что с будущим ребенком можно разговаривать?

Ребенка можно и нужно вызывать на общение. Например, звать голосом в одно и то же время, сопровождая зов легкими постукиваниями по животу. Малыш постепенно начнет отвечать ударом ножки или определенным шевелением. Но не стоит слишком часто «дергать» ребенка и стимулировать его повышенную чувствительность.

Выйти на контакт с плодом помогает музыка. Проведенные исследования доказали, что малыши в утробе матери предпочитают классику и народные песни. Особенно благотворно влияет на нервную систему ребенка и формирование мозга музыка Моцарта и Вивальди. А вот рок-музыка или диссонансные музыкальные произведения, напротив, приводят плод в нехорошее возбуждение. Порой от особо сильных пассажей лицо малыша может искажать гримаса страха. Слух – известно, что плод начинает слышать в возрасте нескольких недель (сначала на звуки реагирует кожа), – играет большую роль во внутриутробном развитии.

Поэтому разговаривать с ребенком просто необходимо. Но еще лучше, если вы будете малышу петь, причем делать это нужно не только матери, но и отцу. Материнский голос – это по преимуществу высокие частоты. Они способствуют развитию верхней половины туловища малыша (мозг, легкие, моторика рук), положительно сказываются они и на сердечной деятельности. А низкие частоты отцовского голоса благотворно влияют на ножки, репродуктивную систему.

Читайте также:  Мой ребенок день за днем дневник развития

Дети, с которыми до рождения занимались родители, легче переносят осложнения в родах, у них в дальнейшем лучше память, выше интеллект.

Значит ли это, что дети запоминают все, что с ними происходит до появления на свет?

Безусловно. Эти процессы усиливаются после 34–35-й недели беременности. С этого времени дети четко запоминают мелодии, запахи, вкус. Например, если каждый вечер вы ложились спать под определенную музыку, то после появления малыша, его будет проще уложить в кроватку именно под эту мелодию.

На каком месяце беременности стоит уделить повышенное внимание занятиям с будущим ребенком?

Определенных правил не существует, главное, чтобы мама делала то, что вызывает лично у нее положительные эмоции. Но все же есть определенные рекомендации с учетом этапов развития ребенка в утробе матери. Например, считается, что четвертый месяц беременности «отвечает» за будущий характер ребенка, его интеллектуальные способности, лень. Поэтому в этот период маме стоит вести активный образ жизни, ходить в кино, театр, читать книги, общаться с людьми. Пятый месяц очень важен для формирования связи с отцом, а шестой оказывает влияние на внешние данные, дурной или хороший вкус. Именно в этот период стоит побольше ходить по картинным галереям, наслаждаться прекрасными видами природы. А вот на девятом месяце малышу можно «привить» силу духа и даже гениальность. В этот период главное для будущей мамы – не предаваться унынию, не давать воли тревогам, слезам и обидам.

Давай поговорим?

Думаете, что малыш, находясь в животике у мамы, еще не слышит ее голоса, не чувствует ее интонацию, не может «поболтать» со своим папой? Напротив, шестимесячный плод прекрасно слышит: внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые откладываются у него в памяти. Звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их всем телом.

За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (между прочим, некоторые ученые считают, что мужской голос, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).

Учеными установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Они понимают интонацию, настроение собеседников: если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, и, наоборот, частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится более спокойным.
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что ребенок фиксирует язык, на котором говорят вокруг. Если малыша усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его мать.

Описан эксперимент, проведенный отцом над своим еще неродившимся сыном. Отец читал вслух отрывок из «Одиссеи» Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.

Читайте своему малышу стихи, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, хвалите его. Объясняйте ему, что происходит вокруг (особенно это важно, если вы взволнованы или расстроены чем-то). Расскажите ребенку, как сильно вы его любите, ждете, расскажите о себе, о своих интересах и привычках, о том, что вам нравится, о том, как вы будете жить вместе. Попросите его дать вам знать, хорошо ли он себя чувствует, что бы ему хотелось «покушать», просите его сообщать, если что-то не так.

Маленькие слушатели

В своем интервью американский дирижер Борис Брот так ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Впервые знакомясь с определенным произведением, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Он рассказал об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.

Младенцы прекрасно относятся к классической медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно – наверняка, ребенок даст понять, что ему нравится, своими движениями. Нередко дети начинают шевелиться и толкаться в такт музыке. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты – колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым!

Самое большое влияние на ребенка имеет голос самой матери: он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы. Потому у многих народов популярно пение во время беременности и даже родов. Пойте малышу как можно чаще, разучите простые детские колыбельные песни.
Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, у него разовьется слух. Замечено, что у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.

Развивайте у малыша чувство ритма: в будущем оно пригодится ему в освоении речи, музыки, спортивных упражнений, пения, танцев. Выполняйте ритмические упражнения, танцуйте, покачивайтесь из стороны в сторону под музыку. Упражнения под музыку и танцы поднимут настроение вам обоим и помогут «быть в форме».

Хорошо, если вы каждый день будете слушать небольшие музыкальные отрывки. Попробуйте включать «Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, произведения Шопена, Моцарта. Выбирайте то, что вам по душе. Но избегайте слишком драматических музыкальных произведений, которые могут напомнить о страданиях, неразделенной любви, смерти – малыш может проявлять беспокойство.

Источник