Все для развития аутичного ребенка
Здесь выкладываются материалы для занятия, развития и игр с детьми
В данном пособии представлена авторская программа музыкальной психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья “Мы друг другу рады!”. В книгу включены описания этапов реализации программы, ее инновационная структура, план проведения и содержание групповых занятий. К книге прилагается CD-диск с аудиофайлами, который сделает проведение музыкальных психокоррекционных занятий удобным и легким для специалиста, работающего с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, воображения, восприятия, креативности.
В этой книге представлены методические разработки, которые могут быть полезны при работе с теми неговорящими детьми, у которых не удалось вызвать звучащую речь с помощью методов эмоционального растормаживания (Соботович Е. Ф., 1981), использования звукоподражаний (Румянцева О. А., Старосельская Н. Е., 1997) и на сеансах холдинг-терапии (Либлинг М. М., 2000) (суть данного метода состоит в том, что кто-то из родителей (обычно мать) крепко прижимает к себе ребенка, ласково с ним при этом разговаривая. Вначале ребенок сопротивляется, порой даже проявляет агрессию, но потом успокаивается и, чувствуя особую близость взрослого, внутренне «раскрывается»).
https://www.knigi-psychologia.com/osobye-deti/alternat..
Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра
Тип обложки: Мягкая Количество страниц: 288 Год издания: 2016 Автор: сборник В сборнике представлены статьи зарубежных и российских исследователей и практиков в области альтернативной и дополнительной коммуникации (ААС), которые помогут профессионалам начать или продолжать использовать ААС, опираясь на сравнительные исследования, теорию, описание случаев и представленную аргументацию важности данного подхода. Сборник адресован логопедам, психологам, специальным педагогам, специалистам по социальной работе, работающим с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра.
Елена Янушко
Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
Книга «Игры с аутичным ребенком» – обобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знанием неудовлетворительного состояния организации помощи таким детям в нашей стране. Главная цель автора – помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает с аутичными детьми. Другая, не менее важная цель, – помочь специалистам, которые впервые столкнулись со случаем раннего детского аутизма. Надеюсь, книга позволит вовлечь в работу с аутичными детьми новых специалистов, а примеры из практики пробудят у них интерес к этой проблеме. Пока не организована систематическая помощь аутичным детям, индивидуальная помощь на дому может стать компромиссом; а для кого-то из аутичных детей такой вариант обучения – единственно возможный.
Учебное пособие адресовано студентам педагогических институтов, обучающимся по специальности «Логопедия», логопедам, дефектологам, медицинским работникам, а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.
Автор будет благодарен всем, кто пришлет свои отзывы, замечания и предложения по улучшению содержания книги, которые будут учтены при ее переиздании. Адрес e-mail: diakova@yandex.ra.
В пособии представлен подход авторского коллектива к решению проблемы отбора содержания и образования детей с выраженным недоразвитием интеллекта, основанный на современных достижениях в области коррекционной педагогики и специальной психологии, изучении отечественного и зарубежного опыта воспитания и обучения этой категории детей. Авторы предлагают примерный учебный план обучения детей и раскрывают примерное содержание по разным предметам, включенным в него. Кроме того, даются методические рекомендации. Пособие адресовано учителям и воспитателям коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов вузов и ссузов, а также родителям, имеющим детей с проблемами интеллектуального развития.
В монографии представлены результаты комплексной диагностики и коррекции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью. Особое внимание уделяется социализации и интеграции этих лиц в общество. В связи с этим подробно рассматриваются вопросы их социально-психологической адаптации, формирования коммуникативных навыков, семейных взаимоотношений, полоролевого поведения, а также вопрос психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых лиц в различных условиях обучения, воспитания, реабилитации и поддерживаемого проживания. Книга может быть полезна для педагогов, психологов, де-фектологов, психоневрологов, логопедов, аспирантов, студентов и родителей детей с нарушением интеллекта.
В пособии раскрывается одна из наиболее важных проблем в отклонениях развития – аутизм. Представлена информация об особенностях психического развития детей с ранним аутизмом, клинико-психологической классификации, сравнительная характеристика развития моторики, речи нормально развивающегося ребенка и ребенка с РДА, о методах коррекционно-педагогической помощи, диагностике при аутизме. Предложенные методы обследования помогут своевременно выявить у детей нарушения в развитии интеллектуальной, эмоциональной и других сфер и обратиться за консультацией к специалистам.
Автор предлагает игры, упражнения, фрагменты занятий, которые можно использовать на разных этапах коррекционной работы учителями-дефектологами, воспитателями, родителями.
Книга рассчитана на широкий круг специалистов, которые работают с аутичными детьми, также может быть использована студентами педвузов и средних специальных учебных учреждений, родителями, имеющими детей с диагнозом РДА.
Тара Делани. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми
Одну из основных проблем для родителей особых детей представляют трудности с освоением основных навыков, которые у обычных детей формируются естественным образом. Тара Делани, авторитетный американский специалист по работе с детьми с аутизмом, синдромом Аспергера и трудностями обработки сенсорной информации, разработала методику, которая, опираясь на психофизиологические возможности ребенка, способствует поэтапному освоению ребенком навыков: от базовых до наиболее сложных. Чтобы процесс занятий был психологически комфортным для каждого из участников, автор предлагает увлекательный игровой подход. Игры, сгруппированные по типам и уровням навыков, помогают развивать сенсорную систему, крупную и мелкую моторику, речевые и коммуникативные способности ребенка и тем самым создают условия для его адаптации в различных жизненных ситуациях, в том числе в общении с окружающими людьми и при обучении в школе.
Детский аутизм и вербально-поведенческий подход
Описанный в книге Мэри Барберы вербально-поведенческий подход на сегодняшний день зарекомендовал себя как наиболее оптимальный способ коррекции и развития детей с диагнозом «аутизм». Будучи сама матерью аутичного ребенка и одновременно сертифицированным специалистом по прикладному анализу поведения, Мэри Барбера смогла изложить весьма непростые концепции и методы этой науки языком, понятным каждому родителю, воспитывающему аутичного ребенка. Книга содержит множество конкретных рекомендаций и примеров. В этом смысле она может быть рекомендована как специалистам, так и самой широкой родительской аудитории — не только тем, кто воспитывает аутичного ребенка, но и тем, кто просто сталкивается с проблемами «трудных» детей.
Источник
Проект для людей с аутизмом “Не Как Все”
Это собственное производство, широкий ассортимент товаров и доступные цены.
В онлайн-каталоге «Не Как Все» представлены средства сенсорной интеграции, утяжеленные одеяла, противошумные наушники, игрушки, книги об аутизме и других ментальных нарушениях. Чтобы Вам было удобно, мы разделили каталог на разделы, где ассортимент можно сортировать и сравнивать по цене, расцветке, производителю и т.д.
Ответственность за то, что мы продаем
«Не Как Все» всегда очень трепетно выбирает поставщиков сырья для производства утяжеленных одеял и средств сенсорной интеграции, очень ответственно подходит к отбору своих кадров. С большинством производителей мы сотрудничаем напрямую, поэтому наш ассортимент отличается разнообразием, доступными ценами и при этом высоким качеством.
Легкость при заказе и получении товара
В магазине «Не Как Все» вы можете купить товары и оформить их доставку по территории Российской Федерации при помощи проверенных курьерских служб, которые предоставляют возможность не только доставки курьером, но и самостоятельного получения заказа из пункта самовывоза. Варианты доставки Вы выбираете сами при оформлении заказа, стоимость рассчитывается автоматически. «Не Как Все» дает возможность выбрать из нескольких вариантов оплаты заказа как при оформлении, так и при получении – электронной картой, наличными, банковским счетом.
Гибкость в работе
Магазин для людей с аутизмом «Не Как Все» может внести изменения в любой экземпляр нашей продукции по вашему запросу: увеличить или уменьшить вес утяжеленного одеяла, изменить его размер, сшить какой-то особенный элемент из оборудования для сенсорной интеграции, отправить заказ другой службой доставки по вашему выбору и много другое. Мы настроены на диалог!
Наши гарантии
Мы даем гарантию на все товары нашего производства, которая действует 1 год. Кроме того, вы можете вернуть не подошедшее вам изделие в течение 14 дней (это закон).
Как купить
Купить товары для людей с аутизмом и другими ментальными нарушениями в «Не Как Все» можно при помощи стационарного компьютера, ноутбука, планшета, смартфона (наш сайт адаптирован для всех этих устройств). Кроме того, вы можете позвонить нашим сотрудникам по телефону, который легко запомнить +7 (499) 499-1239 или оставить запрос на обратный звонок. Мы также представлены во всех популярных социальных сетях и мессенджерах.
Средства диагностики и коррекции аутизма, а также других ментальных (и не только) нарушений, которые предлагает проект «Не Как Все».
Начнем с того, что такое понятие как «лечение аутизма» в нашем проекте мы не рассматриваем. На текущий момент, к сожалению, наука не имеет «волшебной» таблетки, способной «вылечить» аутизм у детей или взрослых. Поэтому наша работа нацелена на создание средств диагностики расстройств аутистического спектра, а также на разработку оборудования и материалов для коррекции РАС.
Наш проект был создан в 2016 году после того, как мы столкнулись с проблемами в обеспечении наших собственных детей с аутизмом нужным инструментарием для сенсорной интеграции, вплотную занялись альтернативной коммуникацией (стали активно применять PECS) и вынуждены были своими силами решать различные вопросы, которые не были нам знакомы ранее.
Развитие ребенка с аутизмом процесс очень сложный и требующий большого количества сил и терпения со стороны родителей и специалистов, а также самого малыша. Чем раньше аутизм будет диагностирован и начнется планомерная работа, тем выше вероятность разрешения будущих сложностей у ребенка. Тем проще будет проходить обучение в классе, тем эффективнее будет налаживаться взаимодействие со сверстниками.
Основываясь на нашем опыте, знаниях родителей, специалистов, партнеров, которые работают в сфере диагностики и коррекции аутизма, мы совершенствуем имеющийся арсенал средств абилитации, создаем новые предметы, привлекаем к работе родителей детей с РАС и другими ОВЗ.
Источник
Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.
Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.
Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению
Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.
Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.
Статья в тему: Нейрокоррекция при аутизме
Поэтому стоит:
- принять состояние ребенка;
- внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
- составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
- каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
- обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.
Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.
Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.
Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.
Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели
Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.
Виды развивающих игр:
- Предметная;
- Сюжетно-ролевая;
- Стереотипная;
- Сенсорная.
Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.
Предметные игры для детей аутят | |
«Мячик, катись!» | Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться. |
«Открой – закрой» | Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы. |
«Ужин для кукол» | Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо. |
Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.
Статьи в тему: 1. Игрушки для детей с аутизмом; 2. Наборы игр для детей с РАС
Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.
Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.
Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:
- нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
- проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
- снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
- введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).
Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.
- «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
- «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
- Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
- «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
- Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
- « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.
Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.
Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.
Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.
Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.
Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.
Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.
Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример
Видео — Занятия с детьми аутистами (рекомендации специалиста)
Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года
Видео — Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет
Источник