Временные требования к среде развития ребенка
Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС).
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
(14.11.2013 г.)
Организация развивающей предметно-пространственной среды
в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы .
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды:
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
– показ предмета и его называние;
– показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Источник
Елена Авдеева
Требование к развивающей предметно-пространственной среде
Требования к развивающей предметно-пространственной среды (ФГОС)
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Предметно-пространственная среда должна быть:
• Cодержательно-насыщенной
• Трансформируемой
• Полифункциональной
• Вариативной
• Доступной
• Безопасной
1). Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными для детей материалами; двигательную активность; в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2).Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3).Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. п.
4).Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
5). Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.
6).Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Развивающая предметно-пространственая среда в группе «Солнышко»
Сегодня мы готовы поделиться с вами тем, как строится развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду в старшей логопедической группе.
Первым шагом в организации среды стало создание в группе уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению.
Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группе. В группе созданы уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Мы используем не только зону на «уровне детских глаз», но и осваиваем стены и пространство групповых помещений.
Центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.
1. Речевой центр «Школа букваря»
Функциональная роль: Предназначено для работы с детьми по коррекции речевых нарушений.
Насыщенность речевого центра:
Картотека артикуляционных и дыхательных упражнений, картотека пальчиковых игр, картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических, дидактические игры на обогащение словаря, игры на развитие ГСР, игры на развитие СР, игры на совершенствование ЗКР, игры на развитие фонематического восприятия, предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д., магнитные буквы и цифры, природный материал.
2. Центр художественно-продуктивной деятельности «Радужное настроение»
Функциональная роль: Знакомство с цветами радуги и разнообразными формами и образами.
Насыщенность центра:
Проект «Рукотворный мир». Создан музей прикладного творчества, ведётся подборка материалов об истории создания рукотворных материалов, предметов быта. Собраны материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования. Подобраны трафареты по лексическим темам, книжки-раскраски, схемы техника изображения, мальберт и бумага разной фактуры.
3. Центр книги «Мир сказок»
Функциональная роль: Знакомство с художественной литературой, писателями, чтение сказок, рассказов и показ интересных историй. Книгоиздательский центр «Солнышко», рисование на тему «Любимые сказки».
Насыщенность центра:
Подбор детской литературы, журналы познавательного характера, портреты поэтов и писателей, игра «Библиотека».
4. Центр «Океания»
Функциональная роль: Ознакомление с обитателями подводного мира.
Насыщенность центра: Настенное оформление имитирующее подводный мир, ракушки разного размера и формы, набор фигурок подводного мира, детский фотоаппарат со слайдами обитателей морей. Разработанные занятия, презентация «Исследование морских глубин. Жизнь обитателей холодных и тёплых морей».
Проект «Моря и океаны»
5. Центр сюжетно-ролевой игры
Функциональная роль: Используя ситуацию совместной игры с детьми накапливать их социальный опыт, усваивать ролевое поведение (ролевые отношения и взаимодействия); развитие речевой активности детей.
Насыщенность центра:
Игры размещены на полках в свободном доступе. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и других игр.
6. Центр экспериментальной деятельности «Центр науки»
Функциональная роль: Развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Насыщенность центра:
Мини-лаборатория:
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, резиновые груши, шприцы без игл, мерные ложки, увеличительные стекла, лупы, разнообразные формы для жидких и сыпучих веществ, свечи, воронки, фартуки, нарукавники, резиновые перчатки.
Природ материал:
камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, пробки и т. д. Коллекция минеральных камней.
7. Центр «Космический мир»
Функциональная роль: Ознакомление со звёздами и небесными телами, гороскопом.
Насыщенность центра:
Создан мини-макет спутник, космонавт, космический корабль, планеты солнечной систем. Подбор познавательной литературы. Презентация «Космическая прогулка».
В проекте работа с родителями и детьми: наблюдение за ночным небом, изготовление макетов и рисование на тему «Космос».
8. Центр двигательной активности
Функциональная роль: Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную двигательную активность (упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, поднять эмоциональный настрой.
Насыщенность центра:
Пособия: Ленты, платочки, мячи разных размеров, султанчики, обручи, скакалки, кольцеброс, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр. Оборудование для проведения утренней гимнастики, гимнастики после сна есть дорожки здоровья, тренажёры для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки, развития дыхания. В зависимости от сезона, имеется выносной материал для организации двигательной активности на прогулке.
9. Центр музыкального развития
Функциональная роль: Приобщение ребенка к музыке, развитие музыкальных способностей, поддерживать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности.
Насыщенность центра:
Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, картотека музыкально-дидактических игр, аудиотехника. Подбор дисков с произведениями классической музыки, песен и музыкальными сказками.
10. Центр театральной деятельности «Золотой ключик»
Функциональная роль: Знакомство с театром, героями сказок, формирование положительного отношения детей к театрализованным играм; развитие творческой и коммуникативной активности детей.
Насыщенность центра:
Собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы по мотивам литературных произведений, сказок, шляпы, колпаки, короны, чепчики, платки, кокошники, перчатки, варежки, украшения, парики, очки, носы. Куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе, маски – говорушки.
Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.
Среда старших дошкольников – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.
Предметно-игровая среда должна быть динамичной и мобильной, чтобы дети учились активно ее пользоваться, а также, чтобы обеспечить им свободу действий. Все оборудование должно постоянно обновляться, видоизменяться и легко переноситься из одного центра в другой. Среда должна обогащаться такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.
Источник