Вредные факторы влияющие на развитие ребенка

                                 Влияние неблагоприятных факторов

                  на развитие ребенка в разных возрастных периодах.

        Развитие – это процесс, количественное и качественное изменение в организме человека. В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение».  Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа.  Биологическое изменение в человеке  характеризуется физическим развитием,  включающим в себя морфологические,  биохимические,  физиологические изменения.  Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных качеств личности.  

       Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны и причинами, влияющими на них – другой.

      Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития ребенка добились П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Г.С.Костюк, С.Л.Рубинштйн, А.Р.Лурия. заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л.Термин, Э.Геллель, Ф.Мюллер, И.Шванцара.    

      Вопрос о развития человека был поставлен таким образом:

 почему различные люди достигают различного уровня развития,

 от каких условий зависит этот процесс и его результат?

      Длительные исследования позволили вывести общую закономерность развития человека детермировано  внутренними и внешними условиями.

      К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда в которой он живет и развивается.

      Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает разным  в разных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития.

      Связь природных условий и форм человеческого развития выражает биогенетический закон, открытый Э.Геккелем и Ф.Мюллером. Некоторые педагоги и психологи пытались расширить содержание данного закона на весь процесс индивидуального развития человека, то есть, от индивидуального развития к развитию вида наблюдающиеся в развитии зародыша и до развития в целом человека, так как человек в его индивидуальном развитии отчасти повторяют развитие предков. Но есть условия признаками, которых становится приспособление организма к условиям жизни. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируется совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания.

      Схема Й.Шванцары иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития.

      Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействий главных внешних влияний – среды и воспитания. Ни один фактор не действует самостоятельно, результат развития зависит от согласования всех факторов.

     Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей человека наследственность. Наследование интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей.

     Основным фактором сохранения здоровья, продолжительности жизни человека, его физической работоспособности является здоровый образ жизни в самом широком его толковании. Сохранение и поддержание здоровья на должном уровне – важнейшая задача каждого государства. Особенно оно нуждается в здоровом потомстве. Но лишь от нас, от состояния нашего здоровья, зависит будущее нашей планеты. От этого зависит и демографическая политика государства в самом широком смысле этого понятия. М.В.Ломоносов сказал: « о каких материях сегодня рассуждать будем? Рассуждать будем о самом главном – о здоровье народа российского. В сохранении и размножении его состоит могущество и богатство всего государства, а не обширность тщетной без обитателей.»  Эти слова естественно можно отнести к любому государству, его народу.

      Некоторое время назад в медицинской литературе появился новый термин, ставший в настоящее время крылатым – «фактор риска», или «риск – фактор». Сущность его состоит в том, что в развитии и становлении тех или иных заболеваниях, роль играют предрасполагающие, вредоносные факторы окружающей среды. Инфекции, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, переохлаждение, стрессовые нагрузки и другое.

      Есть универсальные риск – факторы, способные вызвать или провоцировать сотни самых различных болезней, они грозят человечеству несколько веков, но «смело» вошли в нашу жизнь за последние десятилетия. Речь идет прежде всего о курении, злоупотреблении спиртными напитками, сейчас все больше дает о себе знать радиологическое неблагополучие ряда регионов мира и помимо всего прочего, на территории нашей страны.

      Наша жизнь все ускоряется. Мы уже не ходим, а ездим, не читаем, а просматриваем, не едим, а заталкиваем в рот – перекусываем и все быстрее и быстрее. И в конечном итоге наносим, изнашиваем нервную систему, не говоря уже, о всем организме.  Отсюда появились многие болезни цивилизации. Обрушилась лавина новых, до сих пор неведомых болезней, инфекций, а старые, знакомые нам заболевания приобретают более зловещий характер. К тому же наступила эра генетических эпидемий: диабет, алкоголизм и так далее.

     Кто виноват? С одной стороны человек, с другой общество, государство. Мы стали меньше уделять внимание собственному здоровью, спорту, здоровому образу жизни. И не удивительно, ведь нам с детства внушали, что общества, государства важнее, чем интересы отдельно взятого «винтика».

    В современной западной цивилизации человек хорошо осознает личную ответственность за здоровье, постигая на собственном опыте.  Без хорошего здоровья нет ни карьеры, ни достойного заработка, невозможно выполнять обязанности перед семьей, самим собой, перед обществом, невозможно иметь здоровое поколение.

    Существуют сотни самых разнообразных риск  – факторов, действию, которых мы подвергаемся. Пример: рядом с больной гриппом матерью не использующую профилактическую маску, находится ее ребенок. От сюда – вся семья гриппует, а у некоторых ее членов грипп осложняется бронхитом или пневманией.  

       Курение однозначно вредит здоровью самого курильщика. Но давно уже доказано, что пассивное, вынужденное «курение» членов семьи, которым приходится дышать табачным воздухом, не менее вредно и отражается на некурящих, у которых развиваются постепенно те же болезни, что и у курящих. А в их числе можно наблюдать и беременных женщин, и новорожденных, и детей постарше. А самое главное и страшное в этой ситуации то, что наблюдая за курящими родителями, дети зачастую перенимают эту вредную привычку, не осознавая всего вреда для растущего организма.

     Неблагоприятная экологическая обстановка – серьезнейший риск – фактор в развитии множества как острых, так и хронических заболеваний. Повышенный фон радиации в ряде районов страны приводит к возникновению злокачественных болезней, грубо нарушает иммунные процессы и ответственные зоны генетического аппарата. Из – за этого в мире прибавилось немало болезней наследственной природы. Нерациональное питание, когда злоупотребляют животными жирами, мучными продуктами, сладостями становится причиной множества болезней, а в первую очередь сердечно – сосудистых. Большое значение имеет неритмичный прием пищи в течении дня, фастфуды, грубо нарушает обменные процессы в организме. У таких нарушителей  здорового образа жизни чаще развивается ожирение – фактор для многих недугов. Все риск – факторы не перечислить. А основные это малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, курение, излишества у много пьющих, хронические стрессовые ситуации, загрязненные воздух, вода, продукты питания со сниженной биологической ценностью, излишний радиологический фон в нашей среде обитания, пестициды и другие ядовитые продукты в земле, воздухе, воде, генетическое и иммунное неблагополучие в нашем организме и так далее. Одним словом: один личный или общественный порок, ведет к другому, создавая патологическую жизненную цепочку, болезненную пирамиду нашей жизни.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка от года до двух лет

       «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее»  –  заметил Лейбниц. Это значит, что наш генофонд, переданный нам далекими предками в здоровом состоянии, сейчас может подойти к грани катастрофы.  А когда генофонд в опасности исчезнуть может сама жизнь человеческая, а это значит, что человечество должно предпринять самые неотложные мероприятия сегодня, сейчас, ибо завтра может быть уже поздно.

      Ребенок проходит процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений. Согласно биогенетическому закону, сформированному Э. Геккелем, каждая органическая форма в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в известной мере повторяет черты и особенности тех форм, от которых она произошла. Закон читается так: « Онтогения есть краткое и быстрое повторение филогений». Это значит, что в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития, то есть происходит повторение развития предков, от общего корня, к которому данный организм относится. Согласно Э.Геккегю, быстрое повторение филогении обусловлено физиологическими функциями наследственности и приспособленности. Биологическое и социальное в человеке в действительности столь прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Если воспитать ребенка отсталого племени в современной семье он не будет ничем отличаться от нас и наоборот. Природные свойства ребенка создают предпосылки для образования психических качеств. Один из важных качеств является речь и слух. Речь, как и ее понимание проходит под руководством взрослого. Ребенок не имея от рождения каких – либо форм поведения, свойственных взрослому человеку, учится и приобретает формы поведения от близкого для него окружения. Различные воздействия на детей окружающей среды вызывают у ребенка защитные и ориентировочные рефлексы.

      В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка. Ход созревания зависит от того получает ли ребенок достаточное количество внимания, впечатлений, обеспечивают ли взрослые условия для воспитания. Созревающий организм представляет собой наиболее благодатную почву для воспитания. Известно, какое впечатление производят на нас события, совершающиеся в детстве, какое влияние они оказывают порой на всю дальнейшую жизнь. Природные предпосылки – строение организма, его функции его созревание – необходимы для психического развития. Без них развитие происходить не может, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания.

       Общественный опыт – источник психического развития, из него ребенок с помощью взрослого получает материал для формирования психических качеств и свойств личности.    

Источник

С первых дней жизни развитие ребенка определяется не только общением с мамой, но и множеством других внешних факторов. На психологическом состоянии вашего крохи могут сказаться неправильная организация пространства в детской, шум, несбалансированное питание и нехватка общения со взрослыми и сверстниками. Мы расскажем о ключевых факторах, влияющих на психологическое здоровье вашего малыша.

Как физиологические факторы влияют на детскую психику?

Пища является одной из базовых потребностей плода в материнской утробе, потому врачи так строго контролируют питание беременных женщин. Неправильное питание во время беременности, невозможность грудного вскармливания и отсутствие сбалансированного питания могут привести к негативным последствиям для психики вашего чада. Нехватка питательных веществ, в особенности белка, нарушает правильный ход формирования мозга, что, в свою очередь, замедляет интеллектуальное и психологическое созревание крохи.

Здоровый микроклимат в детской также играет огромную роль в становлении детского интеллекта и психики. Комната должна быть светлой и чистой со свежим, прохладным и влажным воздухом. Если в собственной детской крохе будет тяжело дышать, все ресурсы организма будут расходоваться не на развитие, а на поддержание жизнедеятельности и сохранение здоровья.

Негативно сказывается на детской психике и избыток шума. Постоянный шумовой фон большого города и оживленных дорог вызывает перевозбуждение головного мозга, препятствуя его нормальному созреванию. Поэтому важно оборудовать детскую комнату звукоизолирующими окнами и дверьми, чтобы свести уровень шума к минимуму. С другой стороны, постоянная гробовая тишина также нежелательна, иногда можно баловать малютку мелодичной музыкой или записями звуков природы.

Роль семьи в развитии ребенка

Каждый малыш рождается на свет с огромным потенциалом и заложенными предыдущими поколениями способностями. Однако далеко не каждый ребенок становится гениальным художником или выдающимся инженером, поскольку для выявления и развития врожденных способностей требуется благоприятная внешняя среда, которая включает не только физиологические, но и социальные факторы.

В младенчестве и младшем возрасте ключевое значение в жизни малютки имеет семья: мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Теплая семейная атмосфера помогает крохе быстро и гармонично развиваться не только физически, но и эмоционально, интеллектуально и психологически.

Малышу важно получать достаточно внимания и заботы от мамы и других взрослых. Ведь именно благодаря общению у ребенка формируется желание познавать окружающий мир, набираться знаний и опыта. Детишки, испытывающие нехватку общения со взрослыми, безразличны к своему окружению, апатичны и малоподвижны. Из-за нехватки внимания их психологическое развитие замедляется, а способности остаются на зачаточном уровне, не получая стимулов для укрепления.

Сегодня многим малюткам общение с папой и мамой заменяет телевизор, из-за чего в детском характере усиливается раздражительность, нервозность и агрессивность. Помните, что живое общение с близкими гораздо благоприятнее влияет на психику ребятни, чем просмотр мультфильмов. Даже если вы разрешаете своему крошке смотреть телевизор, ограничивайте время перед экраном и тщательно отбирайте материал для просмотра, чтобы исключить зрелища жестокости и агрессии.

Именно в семье ребенок примеряет на себя первые социальные роли. Он чувствует себя сыном, братом или внуком, осваивает допустимое поведение для каждой из этих ролей, благодаря чему повышается его способность к адаптации. Важно, чтобы у малыша было как можно больше положительных примеров социальных ролей, и как можно меньше — отрицательных. В попытке имитировать поведение взрослых кроха может невольно перенять дурные привычки, от которых вам будет тяжело его избавить.

Родители могут влиять на психологическое развитие ребенка и его социальную адаптацию при помощи всевозможных воспитательных приемов. Важно помнить, что с возрастом ваш отпрыск становится все более самостоятельным, потому возможности родительского воспитания снижаются. На его место приходит внутреннее стремление маленького человечка к развитию и совершенствованию собственной личности — самовоспитание.

Социальная адаптация в коллективе

Становясь старше, кроха расширяет круг своих знакомств, особенно заметными перемены становятся после поступления в детский сад. На этом этапе у него появляется новый авторитет среди взрослых — воспитатель. От манеры обращения воспитателя с детьми во многом зависит психологическое развитие вашего дошкольника, потому подходите к выбору группы детского сада особенно аккуратно.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка посуда

Одновременно, ваше чадо становится частью своего первого коллектива и осваивает новые социальные роли: друга, партнера по игре, лидера. С возрастом навыки, приобретенные дошкольником будут эволюционировать, помогая ему адаптироваться к школьному классу, университетской группе и рабочему коллективу.

Если малыш легко влился в группу, он будет расти счастливым и уверенным в своих силах. Если же коллектив плохо воспринял ваше чадо, появляется риск заниженной самооценки, неуверенности и безынициативности. Негативизм, агрессивность и повышенное самомнение могут развиваться у малыша, который сильно отличается от других членов коллектива и испытывает отторжение со стороны сверстников.

В комплексе внешние факторы среды, отношения в семье, воспитание, самовоспитание и социальная адаптация формируют личность ребенка. Задача родителей заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для роста своего малыша, выявления его способностей и их развития.

Источник

Все развитие, начиная от созревания по­ловой клетки (гаметы) до рождения зрелого плода, делят на два периода — период прогенеза и период киматогенеза.

        Периоду прогенеза соответствует созревание гамет (яйце­клетки и сперматозоида) до оплодотворения. В этот период возможно возникновение па­тологии гамет — гаметопатии. Патологии гамет могут стать источником наследствен­ных пороков развития или заболеваний, проявляющихся на разных этапах внутриут­робного и внеутробного развития (см. Меди­когенетическое консультирование).

Период киматогенеза исчисляется с мо­мента оплодотворения и образования зиго­ты до родов и делится на три периода.

Первый период — бластогенез — про­должается с момента оплодотворения до 15-го дня беременности, когда идет дробле­ние яйца, заканчивающееся выделением эмбрио- и трофобласта. Патология этого периода называется бластопатией. Она мо­жет проявиться в нарушении имплантации (например, внематочная беременность, приращение плаценты), различных тяжелых пороках развития плода, плаценты. Чаще всего бластопатии приводят к выкидышу в первый месяц беременности.

Второй период — эмбриогенез — охва­тывает отрезок времени с 16-го по 75-й день беременности, когда осуществляетсяосновное формирование органов и образу­ются амнион и хорион. Патология этого периода называется эмбриопатией. К ос­новным видам эмбриопатий относят врож­денные пороки развития, которые охваты­вают чаще не один орган, а систему или системы органов. Беременность, как прави­ло, заканчивается выкидышем, внутриут­робной смертью плода, рождением нежиз­неспособного ребенка.

Третий период — фетогенез — продол­жается с 76-го по 280-й день, когда идет дифференцировка и созревание тканей плода, а также образование плаценты, за­канчивающееся рождением плода. Патоло­гия этого периода называется фетопатией. Фетопатии могут быть инфекционными или неинфекционными. Проявляются чаще всего гипотрофией плода или наоборот крупными его размерами (например, диабе­тическая фетопатия), а также отставанием созревания различных органов.

Какие же факторы вызывают патологию внутриутробного развития плода в различ­ные периоды?

Среди повреждающих факторов, кото­рые могут действовать на внутриутробное развитие плода, начиная с момента зача­тия, можно выделить 5 групп. Это лекарст­венные препараты, физические факторы внешней среды (радиоактивность, тяжелые металлы), заболевания матери (заболевания внутренних и половых органов), вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), инфекции у матери (краснуха, цитомегало-вирус, вирус герпеса, вирус иммунодефици­та человека и др.). Особенно неблагоприят­ное воздействие этих факторов во время созревания половых клеток родителей, мо­мент оплодотворения и в первые месяцы беременности — у эмбриона и плода воз­никают тяжелые пороки развития, часто беременность прерывается.

Лекарственные препараты

Часто приходится принимать различные препараты до и во время беременности в связи с осложнениями состояния здоровья.

Некоторые препараты оказывают крайне неблагоприятное действие на развитие по­ловых клеток, развитие эмбриона и плода, вплоть до его гибели. При этом основным объектом воздействия вводимых при бере­менности лекарственных препаратов явля­ется мама, а невольным получателем их — ребенок. Поэтому крайне опасно занимать­ся самолечением при беременности, а так­же на этапе ее планирования, особенно во второй фазе менструального цикла, в кото­рой может произойти непосредственно за­чатие.

Особенно губительно действие запре­щенных лекарственных веществ на будуще­го ребенка в первые три месяца беременно­сти, которые характеризуются формирова­нием зачатков основных органов плода — действие повреждающих факторов может привести к развитию пороков у ребенка, часто несовместимых с жизнью.

С момента образования плаценты дейст­вие повреждающих факторов хоть и не вызывает выраженные уродства у плода, но приводит к повреждению органов, которые на данный момент формируются.

Какие же препараты нельзя принимать во время беременности?

Антибиотики. Стрептомицин практически полностью проникает через плаценту к плоду. При применении этого препарата, особенно между 3-м и 5-м месяцами бере­менности, может вызвать нарушения фор­мирования органа слуха и после рождения проявиться глухотой.

Канамицин и Гентамицин. Также могут вызвать поражение органа слуха у ребенка, однако их действие выражено слабее, чем у Стрептомицина.

Тетрациклин. При приеме Тетрациклина в ранние сроки беременности могут быть аномалии развития у плода, при приеме в более поздние сроки может нарушаться за­кладка зубов.

Левомицетин. Применение этого антиби­отика вызывает малокровие у плода.

Сульфаниламиды (Бисептол, Бактрим). Могут приводить к поражению головного мозга будущего малыша.

Метронидазол. Не рекомендуется исполь­зовать в первом триместре беременности.

Леворин. Не рекомендуется использовать в первом триместре беременности.

Гризеофулъвин. Вызывает пороки разви­тия у плода. Противопоказан во время бе­ременности.

Препараты хинина вызывают задержку психического развития, нарушение слуха, врожденную глаукому, аномалии мочеполо­вой системы.

Противоопухолевые средства. Категори­чески противопоказаны при беременности. Вызывают множественные пороки развития у плода, выкидыш.

Гормональные препараты.

Глюкокортикоиды. У новорожденных мо­жет быть угнетение коры надпочечников и другие крайне неблагоприятные осложне­ния.

Препараты женских и мужских половых гормонов и их синтетические аналоги: проге-стины, эстрогены, эрготамин, диэтилститль­бестрол, андрогены, тестостерон, метилтес-тостерон — вызывают развитие мужских черт у плода женского пола, врожденные де­фекты органов кровообращения, женские признаки у плода мужского рода, новообра­зования гениталий у плода женского пола, дефекты матки, пениса, недоразвитие поло­вых желез, задержку развития ребенка после его рождения.

Препараты тестостерона (прегнин, нор-стероиды). Возможно, развитие у плодов женского пола явлений ложного мужского гермафродитизма.

Эстрогены. Диэтилстильбестрол вызыва­ет развитие опухолей влагалища и шейки матки у девушек, матери которых во время беременности получали длительное время и в высоких дозах этот препарат. У плодов мужского пола, возможно, поражение вы­водных протоков предстательной железы, крипторхизм.

Антикоагулянгы. Эти препараты широко используются для профилактики и тера­пии тромбозов и тромбоэмболии во время беременности. При этом гепарин и низкомолекулярные гепарины (Фраксипарин) не вызывают состояние кровоточивости у плода и новорожденного. В противопо­ложность этому антикоагулянты непрямо­го действия (Неодикумарин, Синкумар, Фенилин, Варфарин) переходят через пла­центу и могут вызвать состояние несвер­тываемости крови, что весьма опасно воз­никновением кровоизлияния в головной мозг плода при родах. Эти препараты мо­гут также вызвать атрофию зрительного нерва, задержку развития, эпилептический синдром, кровотечения у плода и ново­рожденного.

Мочегонные препараты. Наиболее силь­ный из мочегонных препарат фуросемид может нарушить мочеобразование у плода. Кроме того, он снижает содержание калия в крови у будущей мамы, что сопровожда­ется спазмами мышц. Поэтому фуросемид нежелательно использовать во время бере­менности.

Аспирин. Не рекомендуется принимать в первом триместре беременности и за 2—3 недели до родов. Однако, при особых по­казаниях аспирин женщинам может назна­чаться в низких дозах, начиная с этапа пла­нирования беременности с прекращением его приема в вышеназванные периоды бе­ременности. Аспирин и препарат из этой же группы индометацин могут вызвать по­вышение давления в легочных артериях, кровотечения, внутричерепные кровоизли­яния и смерть плода.

Резерпин. Это препарат от повышенного артериального давления. При длительном применении этого препарата у новорожден­ного может наблюдаться так называемый «резерпиновый ринит» вследствие отека слизи­стой оболочки полости носа, а также явления сонливости, снижение частоты сердцебиения, снижение температуры тела. Поэтому резер­пин противопоказан во время беременности.

Читайте также:  Центр развития ребенка омск московка

Хлортиазид, также применяемый при по­вышении артериального давления, может вызвать угнетение нервной системы, повы­шение артериального давления, анемию у плода.

Ингибиторы АПФ — Энап, Капотен — вызывают аномалии мочеполовой системы у плода.

Антидепрессанты (Амитриптилин, Ими-зин). В отношении этих препаратов нет данных о вызванных ими уродствах у пло­да, однако фирмы-производители не реко­мендуют использовать их в ранние сроки беременности.

Транквилизаторы(Диазепам, Мепротан). Мепротан не рекомендуется принимать в ранние сроки беременности из-за возмож­ного неблагоприятного действия на эмбри­он. Диазепам может вызвать лекарственную интоксикацию у плода, недоразвитие и раз­двоение конечностей, низкое артериальное давление.

Противосудорожные препараты (Фено­барбитал, Фенибут) вызывают поражение печени и центральной нервной системы плода.

Средства для ингаляционного наркоза(Эфир, Галотан) могут вызвать выкидыш.

Противодиабетические препараты (Хлор-пропамид, Диабетон) вызывают пороки развития опорно-двигательного аппарата, поджелудочной железы.

Средства для лечения зоба (Метимазол, Мерказолил) вызывают изъязвление воло-ситой части головы, врожденные заболева­ния щитовидной железы у плода.

Во время беременности противопока­заны также и некоторые виды лекарст­венных растений, поэтому казалось бы безвредное лечение народными методами может привести к печальным последст­виям.

Некоторые из средств народной медици­ны: базилик, вербена, душица, мирровое дерево, можжевельник, пастушья сумка, листья малины, полынь, пустырник, ро­машка аптечная, тимьян обыкновенный — могут вызвать сокращения матки.

Другие: анис, клевер, люцерна, солодка голая, высокие дозы шалфея, хмель обык­новенный — гормональные нарушения.

Характеристика некоторых препаратов по степени оказания вреда на плод

Не доказано вредности для плода в экспери­ментах на животных

Обнаружен вред в экспе­риментах на животных, для человека опасность не доказана

Доказано вредное влия­ние на человека. Назна­чаются только в экстрен­ных случаях

Высокий риск вредного вли­яния на плод.

Абсолютно противопоказаны во вре­мя беременности

Азлоциллин

Адреналин

Азатиоприн

Параметадион

Амилорид

Альдактон

Альдактон

Триметадион

Амоксициллин

Аминокапроновая

Амитриптилин

Эстрадиол

Амфотерицин

кислота

Ацетогексамид

Эстрон

Апрессин

Ангиотензин

Пелентан

Ацетилдигоксин

Аспирин

Пеницилламин

Бензил-пенициллин

Атропин

Резерпин

Парацетамол

Ацетилхолин

Реланиум

Перитол

Бенемицин

Седуксен

Пиопен

Бетаметазон

Спиронолактон

Пиперазин

Персантин

Стрептомицин

Пиперазин

Пилокарпин

Сулиндак

Полимиксин

Пилокарпин

Сульфадиазин

Пробенецид

Примахин

Сульфадиметоксин

Ритодрин

Пропранолол

Сульфаметазин

Соматостатин

Протамин

Таривид

Сулиндак

Рифампицин

Тетрациклин

Тайленол

Скополамин

Тиогуанин

Тербуталин

Стрептокиназа

Толазамид

Тикарциллин

Суксилен

Толбутамид

Фен отер о л

Теофиллин

Фенитоин

Цефазолин

Урокиназа

Фентанил

Цефаклор

Физостигмин

Хлорохин

Цефалексин

Финоптин

Хлорпропамид

Этамбутол

Флагил

Фтивазид

Фуразолидон

Хлортетрациклин

Доксициклин

Ципробай

Циклофосфамид

Ципрофлоксацин

Цитарабин

Цисплатина

Также противопоказаны: женьшень, бе­лена, дурман, красавка, барбарис, чистотел, пассифлора, спорынья, софора, багульник, зверобой, пижма, алоэ, гиацинт, лилия бе­лая, папоротник, петрушка (чаи), сон-тра­ва, фенхель, молочай, хмель, солодка, кру­шина, можжевельник, кубышка, паслен, мак, чилибуха.

Чтобы обезопасить себя от неблагопри­ятного влияния лекарственных препаратов, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Никогда не прибегать к самолечению.

  • Уменьшить опасность заболеваний во время беременности (ограничение кон­тактов с больными людьми, в том чис­ле и в семье; избегать употребления продуктов, вызывающих аллергию; не находиться в скученном пространстве: общественный транспорт, метро, ры­нок).

  • При назначении лекарственных препара­тов акушером-гинекологом или врачами других специальностей необходимо по­интересоваться о возможных побочных эффектах и противопоказаний к этому препарату.

  •   Если вы, не зная о беременности, упо­требляли какой-либо противопоказан­ный лекарственный препарат (в том чис­ле гормональные контрацептивы), необ­ходимо проконсультироваться у вашего акушера-гинеколога и генетика для ре­шения о дальнейшем пролонгировании беременности.

Алкоголь

При систематическом употреблении да­же небольшого количества алкогольных на­питков во время беременности и употреб­ление его в момент зачатия ребенка («дети праздника») может возникнуть так называ­емый алкогольный синдром плода, который характеризуется множественными аномали­ями развития, а также нарушениями физи­ческого и психического развития ребенка в дальнейшем.

Риск возникновения алкогольного син­дрома плода повышается при систематиче­ском употреблении алкоголя от 30 до 50% даже на самых ранних сроках беременнос­ти. Особенно опасен даже эпизодический прием алкоголя, если он приходится на так называемый критический период развития плода (в момент зачатия, имплантации или когда в этот промежуток времени формиру­ется тот или иной орган или система орга­низма, что может привести к их порокам развития).

Алкогольный синдром плода проявляет­ся следующими признаками: нарушениями со стороны нервной системы, замедлени­ем роста тела, аномалиями лица, внутрен­них органов и конечностей. Нарушения со стороны нервной системы выражаются в снижении интеллекта, нарушении коорди­нации движений, состоянием возбужде­ния. Задержка роста начинается еще во внутриутробном периоде и становится особенно заметной после рождения ребен­ка. Развитие алкогольного синдрома пло­да обусловлено прямым воздействием на эмбрион и плод этилового спирта и его продуктами распада (уксусный альдегид, или ацетальдегид). Оба вещества быстро проникают через плаценту и накапливаются в органах и тканях плода, особенно в центральной нервной системе. Токсичес­кое действие этилового спирта на плод усиливается благодаря отсутствию в пече­ни плода алкогольдегидрогеназы — фер­мента, разрушающего этанол у взрослых. Дети, родившиеся у родителей, злоупо­треблявших алкогольными напитками (и уж тем более употреблявших их во время или непосредственно перед беременнос­тью), внешне могут и не отличаться от обычных, но у них намного больше веро­ятность появления умственной неполно­ценности, задержки в интеллектуальном и физическом развитии. 

Наркотики

Частота возникновения врожденных аномалий у детей наркоманов составляет 2,5—3%. Отмечается замедленное развитие плода, выше частота мертворождений. Основной опасностью является смерть новорожденного, связанная с полным прекращением поступления наркотиков в его организм. Прием кокаина во время бе­ременности опасен как для матери, так и для плода. Среди осложнений у будущей матери выделяют судороги, разрывы сосу­дов головного мозга, инфаркт миокарда, нарушение ритма сердца, внезапную смерть. Прием кокаина во время беремен­ности вызывает выкидыши, преждевремен­ные роды, задержку внутриутробного раз­вития плода, внутриутробную гибель плода, может привести к множественным порокам развития у плода (врожденные пороки го­ловного и спинного мозга, почек), а к ин­сульту у новорожденного. Морфин, героин и марихуана вызывают выраженные невро­логические расстройства у ребенка. 

Курение

  В сигаретном дыме обнаружено более 4000 вредных веществ, в том числе анти­генные, мутагенные, канцерогенные. Наличие этих веществ позволяет объяснить вредные последствия курения. Среди них окись углерода — токсичный газ, наруша­ющий транспорт кислорода и способный вызвать нарушения функции нервной сис­темы.

Особенно губителен никотин, который обладает выраженным сосудосуживающим действием и оказывает благодаря этому от­рицательное влияние на процессы кровооб­ращения в матке и плаценте. У интенсив­но курящих женщин беременность часто заканчивается самопроизвольными выки­дышами. Никотин — это крайне ядовитое вещество, которое, поступая в кровь бере­менной, может попросту отравить или да­же задушить еще неродившегося младенца, ибо зародыш — особенно в первые 2—3 ме­сяца, — оказывается, очень чувствителен к кислородной недостаточности, а она при курении табака неизбежна.

Кроме никотина в сигаретном дыме со­держатся другие токсичные продукты, вследствие чего у беременных снижается аппетит, масса тела, развивается дефицит витаминов, снижение иммунитета. У куря­щих во время беременности женщин дети рождаются с дефицитом массы тела 300 г и более. Дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка. Су­щественное влияние на развитие плода имеет и пассивное курение. Отмечено, что при нахождении в прокуренном помеще­нии также развивается задержка развития плода.

Тем не менее ни за что не соглашайтесь на рентгенологические исследования, если его можно заменить другим видом диагно­стики (например, ультразвуковым). 

  Химические вещества

  Для