Врачи по развитию речи ребенка

Развитие речи – к какому специалисту обратиться?

Дата:20 Декабря 2014

 В быстро меняющемся современном мире каждый год появляются новые специалисты, которые помогают нам решать задачи, раньше казавшиеся трудноразрешимыми. Уже все знают, чем занимается логопед. Но не все знают, кто такой дефектолог. И еще меньше людей могут сказать, кто такой логопед-дефектолог. Попробуем разобраться в особенностях работы всех этих специалистов.

Логопед – коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых.

 Распространённым считается мнение, что логопед занимается исключительно коррекцией звукопроизношения, т.е. «ставит» звуки. В действительности, в задачи логопеда входит всестороннее развитие речи: совершенствование слоговой структуры слова, формирование навыков звукового анализа и синтеза, расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.

Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то работа логопеда также связана с развитием у детей психических процессов: внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.

Кроме логопеда есть и другие специалисты, которые занимаются развитием и коррекцией разных сторон психики ребенка. К таким специалистам относят дефектологов.

Дефектолог – это педагог, специализирующийся на работе с детьми, имеющими различные недостатки в развитии.

Дефектологи работают с детьми, имеющими такие нарушения, как:

– задержка психического развития (ЗПР);

– задержка психомоторного развития (ЗПМР);

– задержка психоречевого развития (ЗПРР);

– задержка речевого развития (ЗРР);

– олигофрения (умственная отсталость);

– аутизм (РДА);

– синдром Дауна;

– перинатальная энцефалопатия (ПЭП);

– минимальная мозговая дисфункция (ММД);

– синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ);

– сложная структура дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно);

– общее недоразвитие речи (ОНР I-III р.ур., алалия моторная, алалия сенсорная – вторичное нарушение в структуре дефекта);

– нарушения в физической и психоэмоциональной сфере;

-трудности в усвоении знаний в предшкольный период;

– проблемы обучения в школе.

На занятиях дефектолог осуществляет работу по следующим направлениям:

 – всестороннее развитие и коррекция речи;

– развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое);

– развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное);

– развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая);

– развитие и коррекция мышления;

– развитие и коррекция моторики (моторной функции);

– развитие и коррекция зрения;

– развитие и коррекция слуха;

– развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

– восполнение пробелов в познавательной сфере;

– развитие и формирование конструктивной деятельности.

 То есть, разница между логопедом и дефектологом в том, что дефектолог работает с более широким спектром нарушений в развитии, нежели логопед: логопед занимается развитием речи, а дефектолог – развитием интеллекта.

 Логопеды, как правило, работают с очевидной симптоматикой. Однако им бывает трудно сделать верное заключение и выстроить стратегию коррекции дефекта в сложном случае, например, когда в основе нарушения речи лежит первичное нарушение (например, когда ребенок не говорит, потому что первично у него нарушено мышление).

 Поэтому оптимальным является совмещение обеих профессий (логопеда и дефектолога) в одном специалисте.  Такой специалист называется логопед-дефектолог. Логопед-дефектолог может учитывать возможности параллельного развития речи ребенка при разработке общей коррекционной программы.

 Поскольку логопед-дефектолог – это достаточно редкая профессия, попробуем ответить на следующие вопросы. Что нужно знать родителям о таком специалисте, как логопед-дефектолог? С какими детьми работает логопед-дефектолог? Когда нужна консультация и занятия с логопедом-дефектологом?

 Речь относится к высшим психическим процессам и выполняет очень важные функции, помогая человеку взаимодействовать с другими людьми, организовывать свою деятельность, накапливать опыт, планировать и т.д. Именно поэтому так много внимания уделяется развитию речи ребенка.  Согласно современной точке зрения формирование речи и общее психическое развитие у каждого ребенка протекает сугубо индивидуально. Такой подход требует периодического обращения к специалисту, который поможет установить, соответствуют ли индивидуальные особенности норме или требуется коррекция.

 Таким специалистом является логопед-дефектолог, который может провести обследование не только речевого, но и общего развития ребенка.

Когда нужна консультация и занятия с логопедом-дефектологом?

  • При наличии особенностей речевого развития: ребенок говорит невнятно, искаженно произносит некоторые звуки, использует одно слово вместо целого предложения (например, «Кукла» вместо «Дай мне куклу»); ребенок не говорит до 3-х лет, используя жесты и отдельные звуки в общении с окружающими.
  • При наличии поведенческих особенностей: ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или,  наоборот, безучастен ко всему;  постоянно недоволен всем; у него может быть нарушен сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен или вообще отсутствует интерес к играм, затруднено общение со сверстниками.

 На первичной консультации логопед-дефектолог выясняет уровень развития ребенка и дает рекомендации родителям, как конкретно необходимо заниматься с ребенком, какие виды развивающих игр будут полезны для него. При наличии какого-либо нарушения логопед-дефектолог определяет, в чем заключается его причина, является ли оно первичным, или в его основе лежит другое нарушение. Логопед-дефектолог может порекомендовать обратиться к другим специалистам (невропатологу, патопсихологу). В случае необходимости логопед-дефектолог разрабатывает коррекционную программу индивидуальных занятий для ребенка.

 Индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом проводятся с учетом возраста и индивидуальных особенностей развития ребенка и носят комплексный характер. Работа ведется по следующим направлениям:

– развитие артикуляционной моторики;

– формирование навыков правильного звукопроизношения и коррекция звукопроизношения;

– развитие фонематического слуха;

– общее развитие речи;

– растормаживание речи (у не говорящих детей от 3 лет);

– развитие интеллекта.

 При проведении занятий используются различные формы и методы работы, что позволяет обеспечить всестороннее развитие ребенка. Для закрепления материала, пройденного на занятии, каждый ребенок получает тетрадь домашних заданий. Домашние задания выполняются детьми при обязательном участии родителей. Это необходимо для того, чтобы процесс коррекции речевого и общего развития был более эффективным.

← Перейти к списку статей

Источник

Марина Х.

3 февраля 2019  · 54,4 K

Ребенку скоро 4 года, очень плохо разговаривает, словарный запас ограничивается десятком предложений. Какой врач занимается данной проблемой?

Врач -педиатр.
Медцентр “Инпромед”

Диагностика задержки речевого развития требует комплексного подхода и консультации следующих специалистов:

• Педиатр – оценивает развитие ребенка с учетом возраста и индивидуальных особенностей организма.

• Детский невролог – с помощью ряда исследований (ЭЭГ, УЗДГ) сможет диагностировать нарушение кровообращения и нервной системы.

• ЛОР – проверяет остроту слуха, в некоторых случаях ребенок не говорит, так как не слышит речь.

• Психиатр – исключает такие заболевания как аутизм, олигофрению и др.

• Детский психолог – оценивает психомоторное развитие ребенка при помощи специальных тестов.

• Для ускорения развития речи нужны не только медицинские мероприятия, но и коррекционная развивающая работа педагогов и родителей.

• Логопед – помогает ставить звуки и произношение, тренирует речевые мышцы.

После выяснения возможной причины ЗРР используют следующие методы коррекции:

  1. Медикаментозное лечение. Для стимуляции мозговой деятельности зачастую используют ноотропные средства. Хорошо себя показал пептидный препарат Кортексин, который нормализует работу клеток мозга, что положительно сказывается процессах, отвечающих за память, мышление, речь.
  2. Общий и логопедический массаж. Способствует улучшению кровообращения и активизирует мышцы, отвечающие за речь.
  3. Электроакупунктура – стимулирование особых речевых зон с помощью электрического тока.
  4. Магнитотерапия – улучшает работу нервных окончаний и восстанавливает нормальное кровообращение.

Подробнее узнать о причинах задержки речевого развития и о том, что могут сделать родители, можно узнать в данной статье

Мы сталкивались с такой проблемой и помог нам не один врач, а сразу несколько. Начинали с невролога, он сделал назначения относительно медикаментозного лечения, потому что оно тоже необходимо в данной ситуации (нам назначали Пантогам), направил к психологу и логопеду, плюс занимались дома. В течении шести месяцев занимались по усиленной программе… Читать далее

Подскажите а по какой программе занимались ?

Здравствуйте не поверите меня мама родила в 41 год я третий ребёнок до трёх лет не разговаривала вообще спросят во дворе сколько мне лет я мычу и на пальцах показываю 4 годика мама говорит мне не правильно тебе 3 годика.Меня не водили к специалистам и не лечили мозги током .Сома стала говорить .И живу с диагнозом до сихор астигматизм глаза и очки не… Читать далее

Восточные практики, хинди, Индия. Политика, юриспруденция, право. Книги…

Есть несколько причин задержки речи у ребенка:
1. Ребенок не понимает, как говорить (как поставить язык, губы, какие движения производить).
2. Ребенок не понимает, что говорить (звуки, слоги, слова произносит, но не понимает их значения. Это как повторять за иностранцем непонятные слова).
3. Ребенок унаследовал особенность от родителей. Например, моя… Читать далее

“По мнению Л. С. Выготского, советского психолога,…… если ребёнок не знает названия вещи, то он как бы не видит её. Таким образом, чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает окружающее. Решающая роль в психоречевом, а значит и в умственно развитии на данном этапе принадлежит семье. Ребёнок охотнее и прочнее усваивает те слова… Читать далее

Клиника восстановительной неврологии — оказывает полный комплекс лечебно-диагностических…  · newneuro.ru

Разумеется при задержках речевого развития могут помочь различные специалисты – неврологи, логопеды, нейропсихологи, дефектологи и тд. Но надо понять одну простую вещь, задержки речевого развития это результат именно дисфункций в головном мозге. Поэтому главным и ведущим доктором должен быть невролог. И именно он будет назначать остальных… Читать далее

“Итак, к двум годам совершается чудо-ребёнок начинает говорить. Родители показывают двухгодовалому ребёнку картинку, одновременно поясняя, что изображено на ней, и побуждает говорить и его. Продолжая развивать психомоторные навыки, они усаживают двух годовалого ребёнка на стульчик, дают ему карандаш и бумагу. Зажав карандаш в кулаке, ребёнок… Читать далее

Семейный медицинский центр “Опора” проводит лечение взрослых и детей в г.Самара по…  · mc-opora.ru

Для решения этого вопроса рекомендуем обратиться к сертифицированному врачу – остеопату. На консультации остеопат осмотрит малыша, полностью проанализирует акушерский анамнез, анамнез течения заболевания, выявит причины появления задержки речевого развития, объяснит родителю, какая стратегия лечения нужна.
Остеопат изучает и диагностирует… Читать далее

Центр развития речи «ЛОГОПЕДиЯ».
Основная задача – помощь детям с речевыми и п…

Прежде всего следует записаться на консультацию к опытному логопеду, который сможет поставить диагноз и составить план лечения. (www.logopedia.center)

логопед-это по факту учитель, план лечения составляет исключительно врач

Ищу прекрасное в жизни. Его, оказывается, так много!

Не надо кормить ребенка таблетками, обратитесь к логопеду – может дать полезный совет или лучше провести курс занятий с ребенком.
Занимайтесь сами – говорите что-то ребенку, спрашивайте, в том числе спрашивайте то, на что ему дегко ответить (да, нет, мама, папа, баба)
Учите алфавит – у нас ребенок очень ленится говорить, а вот буквы выучил рано… Читать далее

Понятно, что люди далеки от понимания термина ЗПР

Проблемы с речью, как быть?

Editor. Writer. Perfumer arter. Travel. Road&bike. See. Calm

Обратитесь не только к логопеду, но и к детскому психологу. Возможно, ребенка что-то напугало, и это сказалось на речевых функциях. Не исключено, что потребуется какое-то обследование – МРТ и КТ, например, чтобы избежать предположений о вероятных травмах головы, о которых вы могли не знать (дочка могла и не пожаловаться, или была какая-либо родовая травма). Также может быть небольшая задержка в развитии, не пугайтесь, нередко это корректируется или вообще выправляется.

Прочитать ещё 2 ответа

Как должен говорить ребенок в 2 года?

Фотограф-практик и теоретик, мам-маааам-мама, книгоман и много кто ещё по…

Ребенок в 2 года – может говорить предложениями очень четко, а может вообще не говорить. Если маму кроме речи ничего не беспокоит – то и беспокоиться не стоит. Если есть беспокойство и по дугим вопросам развития – стоит сделать акцент на своих беспокойствах при посещении педиатра и попроситься на прием к неврологу.

Чтобы ребенок начал говорить – больше проговаривайте с ним все свои и его действия – вот ножка, ножка будет надевать носочек. Где глазки? Показывайте глазки. Говорите обо всем – пусть со стороны это будет казаться глупо – но это важно. “Мама моет посуду. Ой, тряпочка упала, давай поднимем. Вася поможет маме. Давай поднимем тряпочку” – ну, и все в том же духе.

Если вы молчите. разговариваете редко – то и ребенок, как правило, молчун и это вполне нормально))

Прочитать ещё 6 ответов

Если ребенок не выговаривает звуки в 5 лет, нужно ли обращаться к логопеду? Или до школы выправится само по себе?

Если к пяти годам у ребенка не “встали” все звуки, то необходимо немедленно обращаться к специалистам. Ни каким чудесным образом к школе нарушения сами не исправятся. Нарушенное звукопроизношение скорее не единственная проблема в речевом развитии Вашего ребенка, просто она на поверхности и очевидна.

В последние годы значительная часть детей 5-6 лет имея нормальный слух и интеллект начиная обучение в начальной школе испытывает трудности при освоении учебной программы. Особенно это становится заметно, когда ребенок начинает обучаться грамоте. Так что же мешает нормально осваивать азы чтения и письма?

На первый план выходят недостатки в процессе развития звуко-буквенного анализа и синтеза в дошкольном возрасте. Звуковой анализ слова это умение различать звуки, из которых оно состоит, и соотносить их с нужными буквами. Поэтому ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух! Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, должно начинается не с обучения чтению, а именно с работы над звуками. И не в школе, а в дошкольном детстве.

Следовательно, если ваш ребенок неправильно произносит тот или иной звук, заменяет его в речи схожим звуком к 5 годам, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Ему будет трудно даваться обучение чтению и письму. Как этого избежать? Заниматься вовремя исправлением звукопроизношения, посетить логопеда для консультации. Главное не терять время!

Прочитать ещё 3 ответа

Как лечить аутизм? Есть ли лекарство, для того, чтобы ребенок заговорил?

Полное излечение невозможно, однако продуманная система медицинской, психологической, педагогической и социальной помощи позволяет добиться улучшения в психическом состоянии ребёнка – сформировать некоторые навыки (опрятности, самообслуживания, общения и пр.), уменьшить частоту и выраженность стереотипий и развить навыки социального взаимодействия. Считается, что раннее начало терапевтических вмешательств (до 5 лет) позволяет обеспечить наилучший результат, что обусловлено активным развитием мозговых структур и естественным формированием моделей поведения в этот период.

Прочитать ещё 2 ответа

Кем в будущем работают дети с задержкой психического развития?

Задержка психического развития – не является диагнозом, который препятствует освоению какой-либо профессии, т.к., как правило, определяется на раннем этапе (дошкольном, младшая школа). В последствии этот диагноз могут уточнить, изменив на интеллектуальную недостаточность (лёгкой, умеренной или тяжёлой степени), и уже этот диагноз может стать ограничением для получения желаемой профессии.

Как правило, такие дети могут успешно освоить профессии животновода, овощевода, озеленителя, мастера по ремонту обуви, изготовлению ключей, штукатура, маляра и пр.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

О том, как распознать задержку речевого развития у ребенка, какие причины к этому приводят, а также какие методы коррекции предлагает современная медицина, и правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек, Medical Note спросил у врача-невролога столичного медицинского центра «Московия» Василия Васильевича Приходько.

Как распознать, что речь у ребенка развивается не так, как должна, что есть задержка?

— Существуют определенные нормы формирования у ребенка тех или иных предречевых и речевых навыков. В 3 месяца ребенок должен гулить, в 6 месяцев — лепетать, ближе к году появляется дифференцированный лепет и слова.

С года до двух по нормам ребенок учится понимать речь и постепенно увеличивает запас слов. Ближе к двум годам и далее до трех лет ребенок учится формироваться фразы, предложения и более сложные предложения.

В чем именно проявляется задержка речи?

— Есть два типа речи — экспрессивная и рецептивная речь. Первая развивается при помощи артикуляции (здесь важны движения губ, языка, которые получают команды от головного мозга) — ребенок учится произносить звуки, которые со временем превращаются в слоги, а слоги — в слова.

Рецептивная речь позволяет ребенку понимать то, что он говорит, и понимать других.

При задержках ребенок может не понимать речь, обращенную к нему, а может не говорить сам, так как вовремя не формируются звуки, слоги, слова. Если после двух лет сохраняется лепетная речь, это не норма.

Какие существуют причины задержки речи у детей?

— Причины могут быть наследственные, когда влияет то, как у родителей в свое время формировалась речь, идиопатические (то есть возникающие по непонятной причине), это может быть следствием перинатальных поражений центральной нервной системы (гипоксия, ишемия).

Кроме того, к задержке приводят перинатальные энцефалопатии, наследственные заболевания нервной системы.

Правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек, или это миф?

— Нет, это миф. В медицине есть нормы развития речи, которые и мальчиков, и девочек рассматривают одинаково. Врачи придерживаются одной нормы, не разделяя ее.

Это миф, что мальчики начинают говорить позже девочек.

Какому специалисту надо показать ребенка, если родителей что-то настораживает в развитии речи?

— Основной врач в этом случае — невролог. Можно обратиться и к педиатру, тот порекомендует невролога, логопеда, психиатра. Но у нас родители не очень любят обращаться к психиатрам.

Как долго специалист будет заниматься с ребенком? Как скоро появятся заметные улучшения в речи?

— Все будет зависеть от того, с какой именно проблемой в расстройстве речи мы имеем дело. Динамику можно получить уже через месяц, если у ребенка с сохранным интеллектом есть проблемы с экспрессивной речью.

Если у ребенка имеются еще задержки психологического развития или аутизм, то улучшения будут видны через полгода и больше. И в этом случае многое зависит от возможностей самого ребенка.
У детей, у которых лишь временные задержки развития речи, эффект от коррекции заметен быстро.

Какие методы лечения используются?

— Реабилитационных методов много. Существует медикаментозная терапия с использованием нейротрофических и ноотропных препаратов, но все-таки больший акцент мы в нашей клинике стараемся делать на занятия с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, а также использовать немедикаментозные методы лечения — физиотерапию.

Например, транскраниальную микрополяризацию, нейросенсорную стимуляцию. Это эффективные методики, которые не уступают по эффективности ноотропам и чаще даже лучше.

При коррекции задержки речевого развития используются занятия с логопедом, нейропсихологом, дефектологом, физиотерапия.

Кроме того, в лечении задержки речевого развития, используются лечебная физкультура, различные виды гимнастики, игровая терапия. Все вышеперечисленные методы могут использоваться для формирования речевых навыков у ребенка.

Врачи всегда используют игровой подход, находят контакт с детьми, привлекают их внимание, степень сложности заданий возрастает постепенно.

Надо ли родителям заниматься с ребенком дополнительно дома?

— Да, это обязательное условие, чтобы ребенок начал говорить. Конечно, родители дома выполняют с детьми более простые задания, и занятия с логопедом гораздо эффективнее.

Но даже пальчиковую гимнастику, физические упражнения, пение песенок, собирание кубиков, игры с крупой — все это возможно и нужно делать дома.

Когда пора показать ребенка врачу по поводу задержки речи?

— Если в три года родителей что-то настораживает в речи ребенка, например, малыш не говорит или говорит, но мало, непонятно и так далее, надо показаться врачу. Три года — идеальный возраст, когда диагностируют и исправляют задержки развития речи.

Занятия можно начать и раньше, в два года, если ребенок идет на контакт с логопедом.

Как я уже говорил, с года до двух формируется одна экспрессивная речь, одни навыки, с двух до трех — другая по сложности экспрессивная речь. И если родители не видят динамики, лучше обратиться к специалисту.

Речь связана с мышлением, памятью, чтением и письмом. Не будет ли трудностей с обучением в школе, если у ребенка есть проблемы с задержкой развития речи?

— Зоны речи действительно связаны нейронами с другими зонами головного мозга, ответственными за мышление, память, письмо. Если вовремя не скорректировать речь, то получим проблемы с обучением — дисграфию, дислексию и многое другое.

К сожалению, это нередко бывает у детей с задержками развития речи, если вовремя не корректировать.

Задержки речевого развития нередко приводят к трудностям в обучении у школьников.

Задержка в развитии речи может говорить о наличии серьезных заболеваний — эпилепсии, аутизма, глухоте?

— Да. Если речь вовремя не формируется, это расстройство может входить в какую-то другую патологию — аутизм, умственную отсталость, некоторые формы эпилепсии, которые препятствуют речевому развитию, наследственные генетические болезни.

Специалист при обращении всегда проверит и слух — нейросенсорная тугоухость тоже влияет на формирование речи.

Кроме того, иногда родители считают, что у них просто гиперактивный, избалованный ребенок, а на самом деле это могут быть как проблемы с коммуникативным вступлением в контакт, так и расстройство слуха. Поэтому детей отправляют на консультацию к сурдологу, чтобы проверить слух.

Важно ли родителям с первых дней жизни ребенка разговаривать с ним, читать книжки, чтобы развивать восприятие речи?

— Конечно же. С ребенком обязательно надо разговаривать, петь ему, показывать картинки, называть то, что изображено. Нельзя оставлять ребенка надолго один на один с гаджетами.

Чем больше родители общаются с ребенком, тем лучше формируется у него речь. Ребенок слышит, понимает, постепенно формирует речевые навыки.

Получается, что гаджеты в раннем возрасте вредят развитию речи?

— Опосредованно гаджеты негативно влияют на речь. У детей, которые много времени проводят наедине с планшетом, возможны проблемы с поведением, эмоциями, появляется неусидчивость, дети становятся невнимательными.

Все это мешает ребенку, если у него есть задержка речевого развития, заниматься с логопедом, нейропсихологом.

Бесконтрольное увлечение гаджетами у детей в раннем возрасте приводит к поведенческим и эмоциональным расстройствам, что неблагоприятно сказывается на формировании речевых навыков.

Источник