Возрастные закономерности психомоторного развития ребенка
Для того чтобы как можно раньше выявить
у ребенка отклонения в развитии, важно
не только иметь представление об их
причинах, но и знать основные закономерности
нормального психомоторного развития.
Психическое развитие осуществляется
под влиянием биологических и социальных
факторов в их неразрывном единстве.
Соотношение этих факторов в формировании
различных функций неоднозначно.
Становление таких жизненно важных
функции, как регуляция дыхания,
сердечно-сосудистой деятельности,
пищеварения, в основном предопределяется
биологическими факторами (генетической
программой развития). Формирование же
функциональных систем, связанных с
высшей нервной деятельностью, в
значительной степени обусловлено
особенностями социального окружения,
обучения и воспитания.
Л. С. Выготским было выдвинуто положение
о ведущей роли обучения и воспитания
в психическом развитии ребенка. Он
подчеркивал, что высшие психические
функции (произвольное внимание, активное
запоминание, мышление и речь) проходят
длительный путь своего формирования
и преимущественно зависят от окружающей
социальной среды. При этом среда выступает
не только как условие, но и как источник
развития.
Особенности психического развития в
норме и патологии в значительной
степени связаны с закономерностями
созревания мозга, которое также
обусловлено взаимодействием генетических
и средовых факторов.
Закономерности развития мозга и
созревания функциональных систем
определяют преемственность этапов
нервно-психического развития ребенка.
Это определяется важным принципом
эволюция мозга, а именно принципом
гетерохронности его развития. Как
указывал Л. С. Выготский, каждая психическая
функция имеет свой оптимальный этап
формирования, который соответствует
периоду главенствующего положения этой
функции в психике. Интенсивное и
неравномерное развитие психических
функций в эти периоды обуславливает
их повышенную ранимость. Неравномерность
созревания проявляется в парциальных
(частичных) задержках развития.
Например, при нормальном психическом
развитии у ребенка может наблюдаться
удовлетворительное понимание речи
и временное отставание в становлении
активной, разговорной речи. Про таких
детей родители обычно говорят: «Все
понимает, но не говорит». Безусловно,
при таком неравномерном развитии
речи ребенок должен быть тщательно
обследован врачом-психоневрологом и
логопедом.
Наряду с неравномерностью созревания
отдельных функциональных систем и их
звеньев важное значение для нормального
психического развития имеет их
взаимодействие, иначе не возникнет
полноценного соединения систем в единый
ансамбль, что приведет к специфическим
отклонениям в развитии. Несмотря на
различный темп созревания каждой
функциональной системы на разных
этапах возрастного развития ребенка,
его мозг во все периоды жизни работает
как единое целое, что предполагает
формирование межсистемных связей.
Развитие межсистемных связей в нормальном
онтогенезе начинается в первые месяцы
жизни ребенка. Затем их развитие
осуществляется все интенсивнее. При
этом наиболее активно формируются связи
с двигательно-кинестетическим
анализатором: поворот головы в сторону
звука – слухо-моторные связи, манипуляции
с игрушкой–зрительно-тактнльно-кинестетические
и зрительно-тактильно-моторные,
самоподражание звукам – слухо-вокальные.
И, наконец, развивается одна из узловых
функций первого полугодия
жизни–зрительно-моторная координация,
которая будет совершенствоваться
на протяжении всего дошкольного возраста.
У новорожденного ребенка, наряду с
набором первичных врожденных
рефлексов, обеспечивающих жизненно
важные функции сосания, глотания,
дыхания, регуляции мышечного тонуса,
отмечается преобладание восприятия
контактных раздражений. На различные
тактильные раздражители ребенок отвечает
общей и местной двигательной реакцией.
При этом наиболее развиты у него защитные
рефлексы, возникающие при раздражении
глаз или области рта. Так, при болевом
раздражении в области глаз ребенок
зажмуривает глаза, в области угла
рта–поворачивает голову в противоположную
сторону. Кроме того, у него хорошо
выражены все безусловные рефлексы,
связанные с кормлением. Угнетение
или чрезмерная выраженность безусловных
рефлексов свидетельствуют о поражении
нервной системы.
Одним из важных показателей нормального
психомоторного развития и формирования
межфункциональных связей является,
в частности, фиксация взора ребенка
на своей руке, которая в норме возникает
в возрасте 2–3 месяцев, а затем
направление руки к объекту. С 12–13
недель ребенок начинает вскидывать
руки на зрительный стимул и направлять
их к объекту. Он также направляет руки
ко рту, следит за движением своих рук.
К 4 месяцам у ребенка формируется реакция
активного осязания под контролем зрения.
Это проявляется в том, что после
зрительного сосредоточения на каком-либо
предмете он направляет к нему обе руки
и начинает ими водить по этому предмету.
В возрасте 5–5,5 месяцев ребенок начинает
захватывать предметы.
Зрительно-моторная координация становится
узловой функцией с 5-го месяца жизни
ребенка. Это проявляется в том, что
ребенок тянется к видимому и близко
расположенному предмету, контролируя
движения руки взглядом. На этом же этапе
у ребенка формируются зрительно-тактильно-моторные
связи, что проявляется в тенденции
тянуть в рот находящуюся в руке игрушку.
Развитие трехзвеньевой связи типа
зрительно-моторно-тактнльной служит
основой для формирования в дальнейшем
манипулятивной и игровой деятельности.
На основе зрительно-моторного
манипулятивного поведения у ребенка
уже со второго полугодия жизни формируется
активная познавательная деятельность.
Уже в процессе наблюдения за ребенком
раннего возраста можно отметить те
особенности его поведения. которые
характерны для отставания психомоторного
развития, В особо тяжелых случаях ребенок
вообще может не проявлять интереса
к окружающему; или же его действия с
предметом могут иметь характер стереотипий
– длительных и однообразных повторений
одних и тех же действий: он однообразно
стучит предметом о предмет,
раскачивается, размахивает руками
перед глазами и т. д. Подобное поведение
характерно для детей с различными
отклонениями в психическом развитии.
Оно может наблюдаться у умственно
отсталых детей, а также у детей,
страдающих ранним детским аутизмом или
задержкой психического развития
вследствие эмоциональной депривации.
В основе формирования и развития психики
ребенка лежит разнообразная деятельность,
взаимодействие с внешним миром, и прежде
всего–с окружающими взрослыми.
Если у малыша имеется двигательная или
сенсорная недостаточность, то у него
прежде всего нарушено формирование
восприятия предметов окружающего мира.
Несформированность предметных действий
задерживает становление предметного
восприятия. Известно, что предметные
действия развиваются по мере
совершенствования общей моторики
под контролем зрения. Так, ребенок
начинает активно манипулировать с
предметами, если он хорошо держит
голову, устойчиво сидит и когда у него
сохранно зрительное восприятие. Только
в этих условиях развивается описанное
выше зрительно-моторное манипулятивное
поведение. По мере действия с предметами
у малыша развивается активное осязание,
появляется возможность узнавания
предмета на ощупь. Эта функция–стереогноз–имеет
важное значение для развития познавательной
деятельности. У детей с отклонениями
в развитии, особенно при наличии
двигательных и зрительных нарушений,
спонтанное развитие этой функции
нарушено, и необходимы специальные
коррекционные занятия по ее формированию.
На каждом возрастном этапе та или иная
психическая или моторная функция
имеет ведущее (доминирующее) значение
в общем поступательном характере
психомоторного развития. У ребенка
первых месяцев жизни такой функцией
является зрительное восприятие. К 3
месяцам ведущую роль в психическом
развитии ребенка начинает играть
слуховое восприятие.
Реакция на звуковой раздражитель с
возможностью локализации звука в
пространстве появляется у здорового
ребенка в возрасте 7–8 недель, более
отчетливо – в 10–12 недель, когда ребенок
начинает поворачивать голову в сторону
звукового раздражителя. Спустя некоторое
время такая же реакция возникает на
звучащую игрушку. В возрасте 8–10
недель ребенок поворачивается к
источнику звука, расположенному над
головой, а к 3 месяцам он быстро
локализует звук любого направления не
только в положении лежа, но и в вертикальном
положении на руках у взрослого.
К 3 месяцам слуховые реакции начинают
приобретать доминантный характер: если
заговорить с двигательно возбужденным
и кричащим ребенком или погреметь
звучащей игрушкой, он замирает и перестает
кричать. Если в момент появления звукового
раздражителя ребенок был спокоен или
спал, он вздрагивает.
Отсутствие слуховых реакций, их
несимметричность либо чрезмерная
длительность латентного периода могут
указывать на нарушения слуха. Такой
ребенок срочно нуждается в специальном
обследовании–электрокорковой
аудиометрии. При этом следует иметь в
виду, что отсутствие или слабость реакций
на звуковые раздражители чаще всего
обусловлены снижением слуха, в то время
как неравномерность реакций на звуки,
расположенные с разных сторон, может
быть обусловлена и особенностями
поведения взрослых. Так, если взрослый
подходит к кроватке ребенка всегда с
одной стороны, то и поворот на звук в
эту сторону будет проявляться более
четко. Если в этих случаях дать указание
родителям о необходимости речевого
контакта с ребенком с другой стороны,
то быстро можно отметить одинаковость
слуховых реакций.
При оценке слуховой функции у ребенка
3–6 месяцев следует обратить внимание
на способность локализовать звук в
пространстве, избирательность и
дифференцированность реакции. Так,
ребенок в возрасте 3 месяцев быстро
и точно поворачивает голову к источнику
звука. Ребенок же в возрасте 5–6 месяцев
быстро поворачивает голову к источнику
звука только тогда, когда его внимание
не отвлечено другими более сильными
раздражителями, т. е. если он в этом
момент не занимается с игрушкой, не
общается со взрослым и т. п. В противном
же случае ребенок может вообще не
проявить реакции на звук либо
отреагировать на него после длительного
латентного периода. Это свидетельствует
не о снижении уровня звукового восприятия,
а о развитии функции активного внимания.
У детей с отклонениями в развитии реакции
на звук могут отсутствовать, быть неярко
выраженными, фрагментарными или
патологическими. Отсутствие реакций
наблюдается при глухоте или тяжелой
тугоухости, а также при глубокой
умственной отсталости и иногда при
раннем детском аутизме. Фрагментарность
реакции, когда ребенок воспринимает
звуковой раздражитель, но не поворачивается
к нему, может быть обусловлена двигательными
или зрительными дефектами. Снижение
реакции проявляется в виде удлинения
латентного периода, ее быстрого
угасания. Это имеет место у заторможенных
и апатичных детей, а также при раннем
детском аутизме. В отличие от тугоухих
детей, которые реагируют только на
более громкие звуки, для вызывания
реакции у этих детей часто необходима
повторная стимуляция.
У ребенка, перенесшего родовую травму,
асфиксию, особенно при наличии у него
повышенного внутричерепного давления,
реакция на звуковой стимул часто усилена
и возникает очень быстро. Такой ребенок
в ответ на любой звуковой раздражитель
сильно вздрагивает, кричит, иногда у
него появляется дрожание ручек и
подбородка. Подобного типа реакция
является патологической. Ее длительное
сохранение характерно для детей с
задержкой психического развития и
повышенной возбудимостью нервной
системы.
Соседние файлы в папке Учебники
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.
Что такое психомоторное развитие?
Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.
Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.
Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.
Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».
Основные периоды психомоторного развития
В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:
- с рождения до 1 месяца;
- с 1 до 3 месяцев;
- с 3 до 6 месяцев;
- с 6 до 9 месяцев;
- с 9 до 12 месяцев;
- с 1 года до 3 лет.
На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:
- генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
- наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
- экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
- сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
- тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
- социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
- материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
- недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.
На первом году жизни
На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.
- 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
- 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
- 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
- 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
- 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
- 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
- 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
- 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
- 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
- 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
- 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
- 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).
Нет ли отклонений?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст | Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие | Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев | Пассивная речь | Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие | Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры | Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения | Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь | Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие | Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры | Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения | Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки | Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года | Пассивная речь | Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь | Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие | Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры | Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения | Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки | Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.
Динамика развития с точки зрения врачей
Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.
Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:
- слабая подвижность, вялость мышц;
- вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
- пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
- равнодушие к игрушкам, неумение играть;
- скудость или полное отсутствие эмоций;
- задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
- невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
- отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
- проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.
После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.
- Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
- Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
- Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.
В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Поделитесь опытом, приходилось ли вам сталкиваться с проблемами в сфере психомоторного развития ребенка?
Источник