Возрастные уровни музыкального развития ребенка дошкольного возраста

Возрастные уровни музыкального развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Анастасия Малютина
Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности музыкального развития ребёнка.

Дети 3-4 лет

Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

Педагогу важно на занятиях с детьми этого возраста начинать использовать интегративный подход, поскольку у детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3х до 4х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Педагогу необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет для правильной организации интегративного подхода на музыкальных занятиях:

– преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания) ;

– чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность) ;

– наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера) ;

– ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию) ;

– ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям способ исполнения движения или песни, должен уметь вовлекать детей в совместную музыкально-творческую деятельность) ;

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

Дети 4-5 лет

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности.У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Однако внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

Диапазон голоса у четырёхлеток также невелик – в основном от «ре» до «ля» («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста всё ещё есть проблемы в звукопроизношении.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Дети 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления, что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.

Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках, театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах детского оркестра.

У детей данного возрастаболее совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет ещётребует очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети шестого года жизни:

– начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

– могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;

– могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;

– могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии;

– начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;

– выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами) ;

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности. Именно поэтому интегративность должна быть основным принципом организации музыкальных занятий с детьми данного возраста.

Дети 6-7 лет

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия.

В этот период у детейкачественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор.

Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Использование интегративного подхода на музыкальных занятиях с детьми данного возраста позволяют достигнуть следующих результатов.Дети 6-7 лет:

– могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;

– могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

– у детейсформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;

– могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;

способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок;

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

СП «Детский сад №35»

Консультация на тему:

“Возрастные особенности

музыкального развития детей”

Подготовила муз.руководитель:

Кузовкова А.В.

Сызрань 2020г

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее.

И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

hello_html_151e7fb0.jpg

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Ранний возраст (2-3 года)

При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое, оживленное или спокойное настроение. Слуховые ощущения: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (металлофон, барабан).

Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Ребенок овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Младший возраст (3-4 года)

Данный период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной. Заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. Очень важно использовать в этом возрасте интегративный подход, поскольку начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования.

Возрастные особенности музыкального развития детей

младшего возраста

Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.

Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.

Более интенсивно развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит — маленький или большой, какой инструмент звучит — бубен или погремушка и т. д.).

У детей активно развивается речь. Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевочки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому.

Средний возраст (от 4 до 5 лет)

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения. Именно поэтому необходимо шире использовать на занятиях

интегрированный подход.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Детям еще крайне важен показ и поддержка взрослого. У большинства детей в этом возрасте есть еще проблемы в звукопроизношении.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них еще не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а так же при исполнении многих движений.

Старший возраст (5-6 лет)

Шестой год жизни детей – это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения. Дети становятся более самостоятельнее, у них ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует большего использования на занятиях коммуникативных игр.

В старшем возрасте у детей развивается ловкость, точность, координация движений. У детей более совершенная речь: расширяется активный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным, что дает возможность использовать в более сложный и интересный репертуар.

Однако все перечисленные способности проявляются индивидуально, и в целом дети этого возраста требуют очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются и устают от монотонности.

Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

-могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок;

-могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте.

Таким образом, в каждом возрастном периоде ребенок развивается, приобретая новые и совершенствуя старые знания, умения и навыки, развивается речь, слуховое восприятие, динамику движений и многие другие качества, а музыкальные занятия и различная деятельность, связанная с музыкой, помогают развивать эти качества и знания.

Источник

Младший возраст является периодом, когда закладываются первоначальные основы приобщения ребенка к различным видам деятельности. Правильно организовать и направить ее задача педагога.

Год жизни

Уже с первых дней жизни малыш получает разные музыкальные впечатления, которые базируются на зрительных и слуховых ощущениях. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность, примерно на 10-12 день жизни возникают реакции на звуки. Это, прежде всего голос матери, звуки детских музыкальных игрушек. С первых месяцев жизни нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается.

На 2 месяце жизни ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу. До 2 – 3 месяца, общаясь с ребенком, можно петь простейшие попевки спокойного, ласкового характера. Мелодическое звучание погремушки, колокольчика побуждает малыша прислушиваться.

В 4 – 5 месяцев отмечается склонность к дифференциации музыкальных звуков, ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваясь к интонациям певческого голоса.

В 5 – 7 месяцев дети слушают веселые и спокойные мелодии, который взрослый напевает или исполняет на музыкальных инструментах. Ребенок реагирует на музыку сосредоточенным вниманием, улыбкой, общим оживлением, находит взглядом источник звучания (видео 2).

В 9 – 10 месяцев дети продолжают эмоционально откликаться на веселые и спокойные мелодии. Высокое и низкое звучание игрушек, инструментов помогает развить слуховой опыт ребенка. Он находит источник звука, поворачиваясь к нему. Вокализации в ответ на пение взрослого являются показателем активного восприятия музыки. Появляются первые самостоятельные простейшие движения: ребенок делает движения руками, звенит погремушкой, хлопает в ладоши, слушая веселую музыку.

До 12 месяцев дети могут по-разному откликаться на музыку веселого и спокойного характера.

Т.о. появление эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. К концу первого года малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонациям гулением, лепетом.

Год жизни

Ребенок второго года жизни, имея небольшой опыт, заинтересованно относится к музыке, эмоционально на нее откликается, активно действует. Музыкальное развитие в этот период также связано с общим. Малыш начинает понимать речь взрослого и овладевает собственной речью. Он уже может стоять, осваивает ходьбу, следовательно, координацию движений, необходимую для формирования ритмичности.

В этом возрасте дети уже понимают, что звучание музыки связано с музыкальными инструментами. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение.

Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, тембровую окраску знакомых инструментов.

Рождаются первые сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним концы музыкальных фраз.

Формирование музыкально-ритмических движений связано с развитием двигательной сферы. Ребенок овладевает одним из основных движений под музыку – ходьбой, а также некоторыми простейшими танцевальными движениями: хлопками, притопами, кружениями, полуприсядом (видео 5).

Год жизни

Первая младшая группа является переходной от раннего детства к дошкольному. Поэтому детям этой группы свойственны черты присущие тому и другому возрасту. Обогащаются двигательная и эмоциональная сферы, разнообразнее становятся эмоциональные переживания. Увеличивается объем внимания, формируется наглядно-действенное и образное мышление, воображение, развивается речь.

В сфере музыкального развития дети приобретают минимальный объем навыков, который, однако, позволяет им себя активно проявлять.

Восприятие музыки занимает по-прежнему ведущее место в музыкальном воспитании. Дети по-разному реагируют на музыку разного характера. На третьем году жизни ребенок начинает активнее подражать взрослому в пении. Это связано с формированием голосового аппарата и развитием речи. В этот период осваивается небольшой объем ритмических и двигательных навыков, дети учатся реагировать на начало и конец произведения.

Год жизни

Во второй младшей группе дети уже имеют небольшой музыкальный опыт. Эмоциональная сфера ребенка обогащается новыми впечатлениями. Он начинает более осознанно относится к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать свое суждение. Мышление становится наглядно-образным (было наглядно-действенное).

Дети способны различать регистры, тембровую окраску инструментов, тихое и громкое звучание, узнавать знакомые произведения.

В этом возрасте появляется певческое звучание, голоса звучат сильнее, активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально-хоровых навыков.

В процессе освоения музыкально-ритмических движений появляется новая задача – воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности.

В этом возрасте отмечается обогащение музыкальными впечатлениями, развитие желания слушать музыку. В этом возрасте дети могут самостоятельно спеть маленькую песенку.

Год жизни

Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие ребенка. Это период «вопросов»; ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Возрастает интерес к музыкальной деятельности на занятиях: ребенок понимает, чем надо заниматься, какие требования выполнять.

В этом возрасте у детей постепенно складываются определенные отношения, возникают симпатии, привязанности к сверстникам. Это наблюдается в музыкальных играх, танцах, при распределении ролей. Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в активной практической деятельности. Певческий голос приобретает звонкость и подвижность, певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Дети используют в танцах и играх основные движения – ходьбу, бег, прыжки. Появляется индивидуальность исполнения т.е. не стремятся подражать друг другу. В зависимости от индивидуальных склонностей и способностей появляются любимые виды деятельности.

Годы жизни

Это период подготовки к школе. Ребенок психологически готов к предстоящему в его жизни событию – поступлению в школу. Меняется отношение к занятиям, появляется стремление к хорошему исполнению, активизируется интерес к новым музыкальным произведениям, формируется умение оценить прослушанное исполнение или произведение. Исполнение песен, танцев, игр становится достаточно выразительным. На общем фоне у детей проявляются черты индивидуальности.

Голосовой аппарат к этому периоду достаточно окреп. В голосе появляется напевность и звонкость. В хоровом исполнении появляется слитность звучания.

Движения в этом возрасте более устойчивы, дети хорошо ориентируются в пространстве, в различном темпе, беге. Музыкальный репертуар исполняется детьми самостоятельно, без помощи педагогов.

Источник