Возрастные уровни и диагностика музыкального развития ребенка

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

в подготовительной группе

 сентябрь года

Ф.И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое представление.

Чувство

ритма

Всего

Общий уровень

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

                                                 Высокий уровень                   36 баллов                                                          

                                        ближе к высокому                  27-34

                                         Средний уровень                      24 баллов

                                 ближе к низкому                     13-20

                                        Низкий уровень                      12 балла

май год.

Ф.И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое представление.

Чувство

ритма

Всего

Общий уровень

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Задания для диагностики музыкальных способностей детей

В подготовительной  группе.

Начало года.

Ладовое чувство

        Задание № 1: Прослушать гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.

«3» – внимательно слушает произведение  от начала до конца, яркие

внешние впечатления,  ясно  излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.  

 «2» – слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, выделить средства выразительности.        

 «1» – нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.

«3» – внимательно слушает пьесы,  может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку.

«2» – слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку.

«1» – нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..

«3» – внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.

«2» – слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..

«1» – нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:  Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.

«3» – внимательно слушает  фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.

«2» – слушает невнимательно,  но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.

«1» – нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Конец  года

Ладовое чувство

Задание № 1: Узнавать по вступлению  гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.

«3» – узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение  от начала до конца, яркие внешние впечатления,  ясно  излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.  

 «2» – слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить характер, выделить средства выразительности.        

«1» – нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать  «Лето» А. Вивальди,  предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию произведения и придумать сказку, опираясь на наглядный образ и музыкальный. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.

«3» – внимательно слушает пьесы,  может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки.

«2» – слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого.

«1» – нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..

«3» – внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.

«2» – слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..

«1» – нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:  Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.

«3» – внимательно слушает  фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.

«2» – слушает невнимательно,  но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.

«1» – нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Читайте также:  Зона ближайшего развития ребенка представляет собой задачи

Начало года.

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни

«3» – поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.

«2» – поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет.

«1» – интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Исполнять небольшую песню  без сопровождения, в удобном диапазоне.

«3» – поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» – поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.

«1» – интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» – называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» – называет правильно,  но песенки не получается.

«1» – не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку  «Небо синее» небольшими группами и по одному..

«3» – называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением. поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» – называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» – не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Конец года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью пособия выложить схему песни.

«3» – поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.

«2» – поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание выполнить не может.

«1» – интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Повторить отдельные звуки  небольшой знакомой  песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.

«3» – поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.

«2» – поет, не точно,  без помощи взрослого придумать окончание не может.

«1» – интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» – называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» – называет правильно,  но песенки не получается.

«1» – не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. Исполнять сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах простые песенки.

«3» – называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.

«2» – называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» – не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Начало года

Чувство ритма.

Задание № 1: Проиграть на барабане   простейший ритмический рисунок,  мелодии из 5-7 звуков.  Р.н.попевка «гори, гори ясно»

«3» – точное выполнение ритмического рисунка.

«2» – не совсем точное.

«1» – не выполнение задания, нет заинтересованности. 

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы., выразительное исполнение всех движений.

«3» – смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

«2» – есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» – мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Чик и Чикибрик» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. смена движений в соответствии с текстом песни.

«3» – выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы.

«2» – есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» – мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

«3» – выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

«2» – есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.

Читайте также:  Тема физическое и психическое развитие ребенка

«1» – мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Конец года

Чувство ритма.

Задание № 1: Проиграть на металлофоне  простейший ритмический рисунок,  мелодии из 5-7 звуков.  Р.н.попевка «Гори, гори ясно»

«3» – точное выполнение ритмического рисунка.

«2» – не совсем точное.

«1» – не выполнение задания, нет заинтересованности. 

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

«3» – смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть  чувство пульса.

«2» – есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» – мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры.

 «3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание.

«2» – не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда.

«1» – задание выполняет без желания, не проявляет интереса.

Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и медвежат». Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ героя.

«3» – выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы.

«2» – есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» – мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Источник

Диагностические задания.

(старшая группа)

Задание №1.

Цель: определить уровень развития ладового чувства.

Музыкальный руководитель исполняет попевку или знакомую песенку на фортепиано или металлофоне. Сначала попевка исполняется полностью, а во второй раз педагог просит услышать, что изменилось в его игре. Ребенок должен  определить закончилась ли мелодия или педагог не доиграл ее до конца (до тоники).

Репертуар: р.н.п. «Жил-был у бабушки серенький козлик».

Задание №2.

Цель: выявить уровень развития музыкально-слуховых представлений.

Музыкальный руководитель играет любую несложную попевку на фортепиано или металлофоне. Задача ребенка, подобрать ее по слуху, спеть или сыграть на фортепиано или металлофоне.

Репертуар: р.н.м. «Андрей-воробей» или «Петушок».

Задание №3.

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Музыкальный руководитель играет  попевку на металлофоне или фортепиано. Задача ребенка повторить ритмический рисунок попевки в хлопках, притопах или на ударных инструментах.

Репертуар: «Тук, тук, молотком», «Кап-кап» или «Тик-тик-так».

Задание №4.

Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).

Игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано следующих произведений:

  1. П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»;
  2. П.И.Чайковский «Полька»;
  3. Р.н.п. «Во поле береза стояла».

Ребенку раздаются карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога:

  1. Произведение какого жанра прозвучало?
  2. Что можно под него исполнять?
  3. Характерные особенности.

Задание №5.

Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального произведения при помощи цветовых индикаторов эмоциональных состояний.

Игровой материал: карточки трех цветов (красный, синий, зеленый), фонограммы или исполнение музыкальных произведений.

Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии соответствие определенных цветовых оттенков различным эмоциональным состояниям человека.

Ребенку предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения выбрать карточку именно того цвета, каким бы он нарисовал данную мелодию.

Задача ребенка создать цветовой образ музыкальной композиции (веселый, задорный – красный; грустный, печальный – синий; светлый, лирический – зеленый.)

Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерных мелодии.

Репертуар: «Камаринская», «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, «Сладкая греза» П.И.Чайковского.

Задание №6.

Цель: выявить способность ребенка определять форму музыкального произведения (вступление, заключение, припев, запев в песне, 2-3 ч.ф.)

ребенку предлагается для прослушивания несколько музыкальных произведений разной формы. После исполнения ребенок определяет сколько частей в произведении и по каким средствам выразительности он это понял.

  1.  В.Шаинский «Пусть бегут неуклюже»;
  2. В.Салманов «Голодная кошка и сытый кот»
  3. Д.Кабалевский «Клоуны».

Задание №7.

Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация, дыхание, дикция и т.д.)

Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).

Читайте также:  Как помочь ребенку с проблемами в развитии

Задание №8.

Цель: выявить умение ребенка петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни.

Ребенку предлагается спеть знакомую песню и выявляется его способность к выразительному и эмоциональному пению.

Репертуар: любая знакомая ребенку песня (песни В.Шаинского, Е.Крылатова, программные сочинения, несложные попевки, песни из мультфильмов знакомых детям).

Задание №9.

Цель: выявить способность ребенка чисто интонировать попевку  или небольшую мелодию с музыкальным сопровождением и без него.

Ребенку предлагается попевка или песня для прослушивания. После этого, музыкальный руководитель просит ребенка спеть попевку сначала с сопровождением, а затем без него.

Репертуар: «Осенние распевки», «Та-та, два кота», и т.д.

Задание №10.

Цель: выявить умение ребенка двигаться ритмично и выразительно в соответствии с характером музыки, ее жанром.

Ребенку предлагается послушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, ребенок определяет, какие движения, можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняет их.

Репертуар: Т.Ломова «Тема с вариациями». Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.

Задание №11.

Цель: определить владение ребенка достаточным объемом движений для своего возраста.

Музыкальный руководитель ведет наблюдение за ребенком во время музыкально-ритмической деятельности. Индивидуально просит его показать знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера.

Репертуар: упражнения в ходьбе разного характера: «Великаны и гномы» Д.Львова-Компанейца,  «Хороводный шаг» р.н.м., Е.Тиличеева «Лошадки», «Попрыгунчики» музыка Ф.Шуберта, «Пружинки» и т.д.

Задание №12.

Цель: выявить способность ребенка самостоятельно реагировать на смену фраз и частей музыкального произведения в движении.

Ребенку предлагается прослушать произведение в записи или в исполнении музыкального руководителя и найти соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз.

Музыкальный руководитель предлагает сюжет: пошли подружки (молодцы) в лес по ягоды. Стали девочки (молодцы) ягоды собирать, набрали полный кувшинчик, обрадовались и пустились в пляс.

Стали они домой собираться и вдруг увидели большой гриб.  Снова обрадовались и заплясали.

Репертуар: р.н.п. «Как под яблонькой».

Задание №13.

Цель: определить знания, умения и навыки ребенка в игре на детских музыкальных инструментах, выявить интерес ребенка к музицированию.

Музыкальный руководитель показывает ребенку изображения различных музыкальных инструментов, просит ответить его как они называются и изобразить способы игры на них, сопровождая его игру музыкальным аккомпанементом.

Репертуар: р.н.п. « Ах ты, береза», Г. Струве «Песенка о гамме», рум.н.п. «Кап-кап».

Игровой материал: карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты.

Задание №14.

Цель: выявить способность ребенка различать тембры музыкальных инструментов.

Материал: карточки с изображением барабана, балалайки, металлофона, дудочки и т.д. Сундучок, фонограммы со звучанием этих инструментов.

Музыкальный руководитель показывает ребенку «Волшебный сундучок». В нем спрятались музыкальные инструменты. После каждого звучания ребенок поднимает карточку с изображением звучащего музыкального инструмента, называет его.

Задание №15.

Цель: выявить уровень творческих проявлений детей в пении.

Музыкальный руководитель предлагает ребенку поговорить с ним, только на музыкальном языке.

Ребенок и педагог ведут певческую перекличку:

Муз. рук.: Как тебя зовут?

Ребенок: Танечка, Вася, Никита и т.д.

Муз. рук.: Какое у тебя настроение?

Ребенок: Хорошее, грустное, веселое и т.д.

Затем очередность меняется, придумываются новые интонации.

Задание №16.

Цель: выявить способность детей импровизировать в свободном танце.

Музыкальный руководитель предлагает ребенку придумать танец под не знакомую музыку. Сначала ребенок слушает произведение, затем выбирает характер движений соответствующих звучащей музыке и исполняет произвольную пляску.

Репертуар: р.н.м. «Перепляс», «Танец с листьями» (вальс), «Кошачий танец» (рок-н-ролл).

Задание №17.

Цель: выявить у детей творческие способности при передаче игрового образа.

Ребенку предлагается изобразить повадки зверей в движении, передать характерный образ.

Например, Лиса любуется своим хвостом, Зайка – прыгает, Медведь – ходит и т.д.

Материал: шапочки-маски: Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Козы.

Репертуар: игра «Плетень» музыка В.Калинникова.

Задание №18.

Цель: выявить творческие способности ребенка в импровизации на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель предлагает ребенку прослушать отрывок из музыкального произведения, а затем предлагает сыграть с ним в ансамбле, используя тот инструмент, который соответствует характеру и тональной окрашенности музыкального сочинения.

Репертуар:

  1. р.н.п. «Ах вы, сени»,
  2. П.И.Чайковский «Полька»,
  3. П.И.Чайковский «Утренняя молитва».

Источник