Возрастные периоды развития ребенка в период младенчества

Возрастные периоды развития ребенка в период младенчества thumbnail

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

– благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

– к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

Читайте также:  Фильм про внутриутробное развитие ребенка

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба – одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник

Называя ребенка младенцем, мы имеем в виду, прежде всего, что он маленький, беспомощный. Однако специалисты имеют четкое представление о том, когда начинается и заканчивается период младенчества, чем отличается от других периодов жизни малыша, что умеет, чего хочет ребенок на этом этапе своего развития.

Временные рамки

Итак, только ли эпитеты «маленький» и «беспомощный» характеризуют ребенка на этапе младенчества? Если говорить о возрастных рамках (до 1 года), то – да. Младенчество – это период жизни ребенка между двумя кризисами: первого месяца и первого года жизни.

  • Кризис первого месяца характеризуется адаптацией малыша к жизни вне утробы матери. Происходит кризис физического отделения маленького человечка от матери.
  • Кризис первого года в психологии связывают с освоением навыков хождения и речи.

Советский ученый, психолог Л.С. Выготский выделял возрастные периоды именно по границам кризисных этапов. Однако он считал, что во время кризиса происходят не только негативные изменения (нарушения сна, питания, поведения), но также, несомненно, положительные: ребенок приобретает новый значимый для него навык, дающий возможность развиваться на новом уровне. Происходит изменение маленькой личности.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в североморске

Разве на первом месяце жизни малыш получает такой навык? Физически – нет. Психологически – да. Он учится воспринимать себя как существо, живущее отдельно от мамы. Соответственно, дальше он будет учиться всему, что способствует его адаптации в социально-бытовом, психическом, эмоциональном плане.

Исходя из всего этого, границы младенческого возраста — от 2 месяцев до года. Это так называемый стабильный период, когда малыш развивается вне кризиса. После этого ребенок переходит на новый этап (раннее детство), который к 3 годам тоже закончится кризисом: ребенок осознает себя как независимую часть социума, самостоятельную и значимую личность.

В младенческом возрасте ведущий тип деятельности малыша – непосредственно-эмоциональное общение с окружающими близкими людьми. При этом кроха полностью зависит от взрослого: физическое развитие, режим дня, правильное питание, своевременное лечение, познавательные, двигательные, речевые навыки – все это он получает от матери и развивает с ее помощью, на ее примере.

Больше общайтесь с младенцем. На этом этапе потребность в эмоциональном контакте с матерью у ребенка чрезвычайно высока. Ваш ласковый голос, колыбельные, потешки, улыбки дают ему ощущение спокойствия, комфорта, необходимое для полноценного развития.

Речь младенцев

От рождения до года речь малыша по большей части является пассивной. На этом этапе он:

  • учится понимать интонации;
  • запоминает простые речевые конструкции;
  • накапливает запас понимаемых слов (предметов и действий), которые пока не может произносить;
  • развивает артикуляционный аппарат.

Не умея говорить, ребенок, тем не менее, остро нуждается в эмоциональном общении со взрослыми. Он учится этому, последовательно проходя несколько этапов:

  1. плач (простой, а затем интонационно окрашенный);
  2. гуление;
  3. лепет (цепочки слогов, неосознанно произносимые простые слова);
  4. подключение жестов к процессу общения;
  5. первые слова.

Ближе к году формируется так называемая автономная речь – переходная фаза между пассивной и активной речью. Иногда ее еще называют «детским языком». Это своеобразная эмоциональная связь со взрослым в конкретной ситуации. Конечно, это общение, но понятное лишь ребенку и его родителям.

Такая речь младенца отличается от взрослой речи артикуляцией, фонетикой, семантикой (это слова с множеством значений, звукоподражания, искажения, обрывки понятных взрослым слов). Синтаксические конструкции в этот период дети тоже строят «по желанию» — их «слова» не связаны друг с другом привычными для взрослых связями, в них нет согласованности, подчинения, управления и т. д.

В возрастной психологии считается, что начало и конец такой автономной речи являются одновременно границами начала и конца кризиса первого года.

Предметная и двигательная деятельность

Эти два вида деятельности в младенческом возрасте тесно взаимосвязаны и развиваются вместе в определенной последовательности.

  • Зрение новорожденного еще довольно слабо развито, глаза видят как бы автономно друг от друга. К началу младенчества они перестают расходиться в разные стороны, кроха умеет сосредотачиваться на предмете, который видит одновременно и четко обоими глазами, – зрение становится бинокулярным.
  • Начальный период младенчества характеризуется появлением у ребенка комплекса оживления – двигательных и эмоциональных реакций на появление близких людей. С каждым месяцем комплекс проявляется все активнее. Малыш привлекает к себе внимание сначала для общения, затем – для совместных игр.
  • С 2 месяцев до года малыш последовательно учится держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать, ходить. Каждый новый навык открывает перед ребенком новые возможности для изучения окружающей действительности, раздвигает доступные границы пространства.
  • Действия с предметами. К 6 – 7 месяцам рефлекторное хватание постепенно переходит в осознанный, намеренный акт. Затем малыш учится раскрывать ладонь по размеру предмета, захватывать мелкие детали, манипулировать предметами или игрушками. Это еще не полноценные действия с предметами, поскольку они используются не по своему назначению (ребенок их крутит в ручках, стучит по поверхности или друг о друга, тянет в ротик).
  • К концу года вырабатывается управляемость движений, их произвольность и целенаправленность. Малыш понимает, какой предмет он хочет взять и зачем. Это основа для развития дальнейшей полноценной предметной деятельности.

Собственно, она начинается во время кризиса первого года, когда малыш осваивает навык ходьбы. Теперь его ручки свободны для захвата и манипуляций с вещами или игрушками. «Настоящая» предметная деятельность характеризуется использованием предметов по их назначению. А этого малыш пока не знает. Ему придется самостоятельно научиться этому у взрослых, выработав определенные навыки:

  • понимать назначение конкретных предметов;
  • осваивать способы действий с разными предметами;
  • усваивать технику выполнения этих действий.
Читайте также:  Методики изучения семьи ребенка с нарушениями развития

Интеллектуальное развитие

Каким бы незначительным оно ни казалось, за период первого года жизни малыш в интеллектуальном развитии делает большой шаг вперед. В общем смысле младенцы находятся в сенсомоторном периоде развития (основанном на восприятии и моторике). У них нет пока понятия образа, нет способности выражать свои мысли или потребности посредством речи. Познание окружающего мира происходит с помощью органов чувств и движений.

В рамках этого периода за первый год малыши проходят несколько важных ступеней.

  1. Новорожденные малыши (1 месяц) приспосабливаются к окружающей действительности при помощи рефлексов (они плачут, дышат, кашляют, сосут грудь и т. д.) и их дальнейшего преобразования (аккомодации).
  2. Период первичных круговых реакций (до 4 месяцев) – время появления первых форм активности, отличных от рефлексов. То есть у младенца в этом возрасте уже проявляются первые связи с окружающими предметами.
  3. Период вторичных круговых реакций (с 4 до 8 месяцев). Характерной особенностью этого периода является действие малыша одновременно по двум схемам (например, движения руки и восприятия голоса или звука). В качестве примера можно привести действия малыша с погремушкой, подвешенной над кроваткой. Сначала он ее случайно цепляет, и она издает характерный звук. Затем младенец уже целенаправленно цепляет ее снова, ожидая повторения звука.
  4. Начало развития практического интеллекта (с 8 до 12 месяцев). Младенец начинает понимать постоянство объекта. Это выражается, например, в том, что ребенок привыкает считать родными и безопасными людьми тех, кто находится рядом постоянно, болезненно реагируя на появление незнакомцев. Или в том, что малыш теперь знает: предметы существуют даже тогда, когда их не видно. Если спрятать игрушку, он начнет ее искать. Теперь деятельность ребенка ориентирована именно на постоянные объекты. В своем поведении он отрывается от наглядного восприятия и ориентируется на постоянные (пусть в данный момент и невидимые) предметы.

Что сейчас важнее всего?

Самая важная потребность младенца – потребность в защищенности, безопасности, стабильности. Ее крайне важно удовлетворять максимально. Ведь если ребенок с младенчества не будет чувствовать себя в безопасности, он на всю жизнь разучится доверять окружающему миру, отстранится от него. Может стать замкнутым или враждебным к социуму. Если ребенок испытывает нехватку родительской любви, заботы, ласки, внимания к своим желаниям, если с ним жестоко обращаются в семье, он вырастет озлобленным и отчужденным.

Ведь в этом возрасте для малыша мир и семья имеют одинаковое устройство: все, что происходит в семье, происходит и в мире. Именно поэтому, если ребенок в раннем возрасте переживает развод родителей, для него не просто рушится семья – рушится весь мир.

В младенчестве ребенок учится общаться с окружающими, ждет от них помощи и поддержки. Он учится доверять окружающим, формирует первые привязанности: сначала ища ответной реакции от любого человека, затем научившись разделять своих и чужих, затем избирая в объекты своей любви самых близких и значимых людей.

Именно в этот период чувство психологического комфорта и гармонии гораздо важнее удовлетворения естественных потребностей. Ведь с помощью этого чувства ребенок учится воспринимать себя человеком – мыслящим, разумным, духовным существом.

Конец этапа младенчества

К концу первого года малыш учится отделять себя от окружающего социума, чувствовать себя независимым (ведь он теперь умеет сам двигаться и изъясняться, принимать решения и достигать целей).

К этому времени ребенок как бы остается без системы управления: биологические ритмы им уже не управляют, а новые двигательные и речевые навыки еще до конца не освоены как рычаги свободного управления своим поведением и ориентации в окружающем мире.

Таким образом, к концу первого года жизни младенец переживает кризисный этап, который поможет ему перейти на новый уровень развития, когда ведущими средствами регулирования деятельности будут выступать именно речь и способность к самостоятельному передвижению. В это период ребенок как бы проходит процесс обратного развития. Он характеризуется аффективными эмоциями, нарушением биологических процессов и потребностей (сон, питание), капризностью, плаксивостью, обидчивостью, своенравием, непослушанием.

Выйдя из этого кризиса, ребенок вступит в новый возрастной период — раннее детство. А то, как будет протекать сам кризис – его выраженность и длительность – во многом зависит от правильного поведения родителей. Но это, пожалуй, тема отдельного разговора.

Источник