Возрастные периоды онтогенетического развития ребенка

Возрастная периодизация онтогенеза – это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психическим признакам. Возрастные периоды – это сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза. В пределах трех возрастных этапов (эволюционного, стабильного и инволюционного) согласно схеме возрастной периодизации, одобренной Академией педагогических наук, выделяется двенадцать возрастных периодов постнатального развития. При этом до 7 и после 75 лет их границы не имеют половых различий. В промежутке между указанными возрастами границы этих периодов у женщин смещены на более ранние сроки, чем у мужчин (табл. 1).

Таблица 1

Период

Возраст

Период новорожденности

первый месяц жизни

Грудной возраст

1 месяц – 1 год

Раннее детство

1 – 3 года

Первое детство

4 – 7 лет

Второе детство

8 – 12 лет (мальчики)

8 – 11 лет (девочки)

Подростковый возраст

13 – 16 лет (мальчики)

12 – 15 лет (девочки)

Юношеский возраст

17 – 21 лет (юноши)

16 – 20 лет (девушки)

Зрелый возраст, I период

22 – 35 лет (мужчины)

21 – 35 лет (женщины)

Зрелый возраст, II период

36 – 60 лет (мужчины)

36-55 лет (женщины)

Пожилой возраст

61 – 74 лет (мужчины)

55 – 74 лет (женщины)

Старческий возраст

75 – 90 лет

Долгожители

90 лет и старше

Вопросы периодизации весьма спорны в силу отсутствия единого мнения о критериях границ между возрастными этапами, как это убедительно показано в книге Г. Гримма (1967). Растущий организм всегда развивается индивидуально. Определенное значение в этом процессе имеют критические периоды индивидуального развития. Особенностью этих периодов является высокая чувствительность организма к различным внешним раздражителям, с которыми он мало или совсем не взаимодействовал в предыдущий возрастной период. В связи с этим их называют также, чувствительными или сенситивными. Эти периоды являются своеобразными узловыми точками онтогенеза.

Критические периоды развития иногда называют этапами неустойчивого равновесия развивающихся систем. Они характеризуются тем, что старые механизмы регуляции уже исчерпали свои возможности в поддержании целостности и адекватности структурированности организма и его частей, а механизмы, соответствующие новому уровню дифференцировки элементов системы, еще не достигли той максимальной зрелости, которая обеспечивает консолидацию элементов системы и противодействие повреждающим факторам внешней среды. Последующая диффе-ренцировка всех звеньев функциональных систем, особенно регулирующих, приводит к повы-шению устойчивости и всего целостного организма.

Иногда под чувствительным периодом понимается некоторая стадия онтогенеза ограниченной продолжительности, во время которой под влиянием специфического воздействия другой области развивающегося организма или окружающей среды возникает специфическая реакция. Например, наибольшая готовность к овладению речью формируется в раннем детстве. Если эта готовность своевременно не использована, то на новых этапах развития восполнить упущенные возможности не всегда удается. По окончании соответствующих периодов проявляется устойчивость к тем же самым явлениям.

Критическим периодом, наиболее важным в дальнейшем индивидуальном развитии человека является период полового созревания (пубертация). Физиологические сдвиги, происходящие в это время, как правило, отражаются на свойствах личности. Это связано с морфологическими и функциональными перестройками, с новыми формами интеграции внутреннего мира субъекта, изменениями его отношений с внешним миром, в то время как прежний стереотип еще существует.

В педагогической практике этот процесс связан с изменениями в поведении школьников, повышении психологической ранимости, совершении неожиданных поступков. Этот период называют «переходным периодом», и часто педагоги занимают пассивную, выжидательную тактику, считая, что повзросление само по себе выровняет «шероховатости» поведения. Это неверная позиция, так как именно в это время система педагогических воздействий должна быть построена с учетом специфического состояния организма.

При развитии двигательных качеств человека также существует критический период. По данным В.К. Бальсевича (1981) возрастной интервал от 7 до 10 лет в разные его периоды является сенситивным для развития практически всего спектра физических качеств и координационных способностей человека.

Для более точной оценки индивидуального развития (особенно у детей и подростков) наряду с календарным (паспортным) возрастом, учитывают и биологический возраст. Критериями его оценки могут быть структурные, функциональные и биохимические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от этапов постнатального онтогенеза. Из морфологических критериев чаще используют скелетную зрелость (сроки окостенения скелета), зубную зрелость (прорезывание и смена зубов), зрелость форм тела (пропорции), развитие первичных и вторичных половых признаков.

Функциональными критериями являются показатели, отражающие зрелость нервной системы, опорно-двигательного аппарата и висцеральных систем. К биохимическим показателям относится ряд объективных критериев гормонального ферментативного профиля детей и подростков.

В последнее время для диагностики биологического возраста предлагается учитывать комплекс морфофункциональных показателей, позволяющих судить о степени биологической зрелости индивидуума. Например, учет развития тотальных размеров тела (длина и масса тела, окружность грудной клетки), зубной формулы и стадий развития вторичных половых признаков.

Биологический возраст ребенкастепень приближенности организма в целом, а также его органов и систем к взрослому (зрелому) состоянию.

Биологический возраст взрослого человекастепень подверженности организма, а также его органов и систем к действию процессов старения.

Среди морфологических показателей биологического возраста выделяют признаки общего(интегрального) и местного (локального) значения.

Общие признаки – тотальные размеры тела(длина, масса, окружность грудной клетки), особенности окостенения скелета(«костный» возраст), прорезывание зубов, их состояние («зубной» возраст) и вторичные половые признаки (возраст полового созревания). Локальные признаки – биологический возраст отдельной системы органов, органа или его компонента.

Из тотальных размеров тела наибольшей информативностью обладает длина тела.Например, по данным В. Властовской (1983) у мальчиков к 17–и годам длина тела увеличивается в 3,3 раза (168,8 см) у девочек – в 3,1 раза (158,6 см). Годичные приросты до 10 лет не зависят от пола, но зато в 10–13 лет выше у девочек, а в 13–17 лет у мальчиков,

В стабильном периоде начинается уменьшение тотальных размеров тела и оно более выражено после 51–61 года. Это связано с прогрессирующим истончением суставного хряща, межпозвоночных дисков, уплощением стоп и старческим кифозом.

Костный возраст. При определении костного возраста детей и подростков учитывается состояние различных отделов скелета. В диафизах трубчатых костей центры окостенения прояв-ляются внутриутробно, в эпифизах – после рождения (исключение – бедренная и б/берцовая кости). Срастание эпифизов с диафизами происходит в 16-18 лет (возможны вариации для различ-ных костей), у девушек несколько раньше, чем у юношей. Оценка чаще всего проводится по рентгенограммам костей запястья: головчатая и крючковидная окостеневают к 1 году, трех-гранная – к 3-м годам, полулунная – к 4-м годам, ладьевидная – к 5-и годам, кость-трапеция – к 6-и годам, трапециевидная – к 7-и годам, гороховидная – к 12-и годам.

У взрослых процесс старения костей выражается изменением компактного вещества (его истончение), губчатого (разряжение с исчезновением отдельных трабекул), а также изменения рельефа наружной поверхности кости (появление костных выступов – остеофитов).

Зубной возраст. При определении возраста по состоянию прорезывания зубов молочных и постоянных можно руководствоваться следующими сводными данными:

Молочные зубы

1. Медиальные резцы 6-8 мес.

2. Латеральные резцы 8-12 мес.

3. Первые коренные 12-16 мес.

4. Клыки 16-20 мес.

5. Вторые коренные 20-30 мес.

Постоянные зубы

1. Первые большие коренные 6-7 лет

2. Медиальные резцы 7-8 лет

3. Латеральные резцы 8-12 лет

4. Первые малые коренные 9-11 лет

5. Вторые малые коренные 11-13 лет

6. Клыки 12-14 лет

7. Вторые большие коренные 12-13 лет

8.Третьи большие коренные 17-20 или 25 лет

Половое созревание, или возмужалость, – это морфофункциональная перестройка организма в ходе индивидуального развития, в связи с приобретением им способности к продлению рода. Несмотря на то что первичным звеном в этом процессе являются нервная система, эндокринный аппарат и половые органы, изменениям подвергаются размеры тела, особенности телосложения, отдельные органы и системы органов. Антропометрические признаки могут не менее информативно охарактеризовать половое созревание, чем так называемые вторичные половые признаки.

Девочки

Половое созревание наиболее ярко проявляются у девочек и характеризуются следующей последовательностью:

1. Увеличение размеров таза.

2. Округление бедер.

3. Развитие молочной железы.

4. Появление растительности на лобке.

5. Оволосение подмышечных впадин.

6. Первая менструация – это наиболее четкая веха на пути полового созревания женского организма. Остальные признаки связаны с ее появлением, при этом развитие молочных желез связано со сроками начала менструаций теснее, чем появление волос на лобке и в подмышечных впадинах.

Активизация роста тела в длину (пубертатный скачок роста) происходит примерно за год до появления менструаций, а усиленное накопление подкожной жировой ткани – через год после ее наступления. В период становления менструальной функции к организму предъявляются высокие требования, адаптация к которым сопровождается снижением активности соматического роста и расходом энергии, аккумулированной в жировых депо организма.

Пубератный скачок роста у девочек наступает раньше, чем у мальчиков (9,6+0,1 у девочек, 11,7+0,09 – у мальчиков).

Мальчики

Вполовом созревании мальчиков отмечается следующая последовательность:

1. Увеличение яичек и полового члена.

2. Оволосение лобка и начало мутации голоса.

3. Кратковременное набухание грудных желез.

4. Выступание щитовидного хряща и завершение мутации голоса.

5. Оволосение верхней губы, подмышечных впадин, первые поллюции.

Самый ранний признак – увеличение яичек, оно начинается с 9 лет и достигается их максимум в 13–14 лет. Вторичные половые признаки появляются позднее: волосы на лобке – в 12 лет, на верхней губе и в подмышечных впадинах – в 14 лет, на подбородке – в 15 лет, набухание грудных желез – в 14 лет, первые поллюции в среднем – в 14,8 года.

Субъективность оценки признаков полового созревания затрудняет разработку нормативных значений половой зрелости. Можно признать, что отсутствие следов растительности на лобке и в подмышечных впадинах в 15–16 лет требует внимания медиков.

При этом следует учитывать телосложениеподростка, при астеноидном – ростовые процессы продлены, а также учитывать характер полового созревания родителей, если у них было замедленное, то и у ребенка может быть такое же развитие.

Между стадиями полового созревания и интенсивностью ростовых процессов у мальчиков, как и у девочек, существует определенное соответствие. Мутация голоса обычно предшествует наибольшей активизации роста; усиленное оволосенения лобка, появление выступа щитовидного хряща гортани совпадают с максимальным приростом длины тела, появление растительности на лице соответствует снижению темпов роста тела в длину.

Существуют представления не только о биологическом возрасте, но и о двигательном возрасте,как степени совершенства в выполнении человеком естественных движений тела и той их сумме, которой он обладает на момент времени, оцениваемый хронологическим или паспортным возрастом.

Наиболее отчетливо смена одного двигательного возраста другим прослеживается на 1-м году жизни ребенка, когда он последовательно овладевает умением держать голову, садиться с поддержкой и без поддержки, стоять, ходить. В период раннего, первого и второго детства двигательный возраст определяется совершенствованием естественных видов движений, степень которого зависит от двигательных качеств (скоростных, силовых и т.д.), развивающихся на основе анатомо-физиологических задатков в условиях двигательной деятельности.

В пожилом и старческом периоде двигательный возраст зависит от изменений двигательной функции, опорно-двигательного аппарата, а также от систем регуляции и обеспечения движений в связи с процессами старения. Использование средств физкультуры позволяет и в этот период жизни сохранять двигательный возраст, мало измененный по сравнению с периодом зрелости.

Движения человека имеют не только качественные, но и количественные характеристики. Организм для своего нормального функционирования нуждается в определенном объеме (коли-честве) движений. Недостаточный объем движений ведет к двигательному «голоду». В крайних случаях возникает комплекс морфофункциональных нарушений – гипокинетический синдромили даже болезнь.

Объем движений обычно оценивается количеством шагов (метод шагометрии). Это объясняется тем, что, во-первых, ходьба – универсальный и наиболее распространенный вид локомоции, а, во-вторых, что в этом двигательном акте участвует вся мускулатура тела, т. е. он имеет генерализованные проявления. Нормирование двигательной активности проводится с учетом возрастно-биологических особенностей детей и социально-экологических условий их жизни. Так, для подростков в период полового созревания (как один из наиболее ответственных в биологии развития) необходимы 20-30 тыс. шагов в сутки. Однако дети общеобразовательной школы проходят нередко лишь 13,6 тыс. шагов, музыкальной – 12,2 тыс. художественной – 10,1 тыс. Компенсировать недостаток движений ребенка следует как на уроках физической культуры, так и в процессе внешкольной физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Потребность организма в движениях и двигательные качества как воспитываются, так и наследуются. Установлена определенная этапность развития двигательных качеств. Кроме того, существуют критические периоды в их развитии, на протяжении которых средства избирательно направленного физического воспитания могут дать максимальный эффект. Приуроченность критических периодов к хронологическому возрасту связана с половыми особенностями детей: она неодинакова для разных двигательных качеств. Если рассматривать школьный период жизни (7-17 лет), то у девочек критические периоды развития смещены в основном к более раннему возрасту (9-12 лет), а у мальчиков распределяются довольно равномерно. Критический период для развития скоростных качеств у детей обоего пола приходится на более ранний период жизни, чем для выносливости и силы.

Активный прирост двигательных качеств отмечается в период, предшествующей половому созреванию. Например, максимальный прирост мышечной силы (по разным группам мышц) у девочек происходит между 10-ю и 12-ю годами, а у мальчиков между 13-ю и 14-ю годами. Половые различия объясняются тем, что у девочек половое созревание наступает раньше, чем у мальчиков.

Двигательная активность и двигательные качества детей и подростков находятся в связи с биологическим возрастом. Характер этой связи зависит от возрастного периода, двигательного качества и степени биологической зрелости. Скоростные качества находятся, как правило, в обрат-ной связи с показателями биологического возраста, а силовые качества и выносливость – в прямой. В период роста и развития организма взаимосвязь показателей двигательного и биологического возраста обусловлена действием общих факторов онтогенеза – наследственности и среды. По завершении подросткового возраста эта взаимосвязь ослабевает и приобретает выборочный характер. Например, длина тела юноши не обнаруживает связи с развитием его силовых качеств в, отличие от массы тела, в состав которой входит мышечный компонент.

Гармоничность и дисгармоничность развития характерны не только для размеров тела, но и для выраженности двигательных качеств. Мальчики характеризуются большей уравновешенностью в их состоянии, большей гармонией двигательного развития, чем девочки.

Источник

Основное название Другие названия Возраст
Внутриутробное развитие (антенатальный, пренатальный онтогенез)
Эмбриональный период Развитие эмбриона 0—3 мес
Фетальный период Развитие плода 3—9 мес
Внеутробное развитие (постнатальный онтогенез)
Период новорожденности
Грудной возраст
Неонатальный период От рождения до 4 нед.
4 нед. — 1 год
Раннее детство Ясельный возраст 1—3 года
Первое детство Дошкольный возраст 4—7 лет
Второе детство Отрочество, младший школьный возраст Мальчики 8—12 лет,
девочки 8—11 лет
Подростковый возраст Пубертатный период, старший школьный возраст Мальчики 13—16 лет,
девочки 12—15 лет
Юношеский возраст Юность 16—20 лет
Зрелый возраст Зрелость  
1 период Зрелость Мужчины 22—38 лет,
Женщины 21—35 лет
II период   Мужчины 36—60 лет,
женщины 36—55 лет
Пожилой возраст   61—79 лет
Старческий возраст   75—90 лет
Долгожители   90 лет и старше

Первые семь периодов составляют прогрессивную стадию онтогене­за, зрелый возраст – стационарную, а последующие возрастные периоды -регрессивную стадию.

Возрастные показатели роста и развития организма – его фенотип – являются сплавом врождённых и приобретённых признаков.

Все структурные и функциональные изменения организма человека в разные возрастные периоды идут под влиянием двух основных групп факторов:

– наследственности – генотип, который определяет потенциальные возможности физического и умственного развития индивидуума, что необходимо учитывать при спортивном отборе, прогнозировании спортивной одарённости;

– условий внешней среды, которые делятся на: физические, химические, биологические и социальные.

К физическим факторам относятся:температура, гравитация (сила тяжести), влажность, инсоляции (действие солнечных лучей), электромагнитные излучения (телевизионные и радиопередающие устройства, включая сотовые телефоны), радиоактивное излучение, парциальное давление атмосферных газов, геомагнитные поля (нестабильность силы магнитного поля земли).

К химическим факторам относятся:состав атмосферного воздуха, состав воды, состав и качество пищи, наличие токсических веществ.

К биологическим факторам отнесятся: внутривидовое взаимодействие (общение с себе подобными, инстинктивные сугубо биологические реакции организма, возникающие самопроизвольно либо под влиянием других людей – ароматический портрет человека, внешний вид, состояние напряжения при попадании в толпу), межвидовое взаимодействие (контакт с представителями животного и растительного мира), микрофлора паразитарная и сапрофитная, переносчики инфекционных заболеваний, детские инфекционные болезни (корь, скарлатина, ветряная оспа, свинка, краснуха и т.п.).

Социальные факторы:образ жизни человека, уровень материального достатка, семья и ближайшее окружение, производственные отношения, явления мировой культуры (религия, музыка. литература, искусство).

У детей и подростков двигательная активность выступает в качестве важнейшего фактора, обеспечивающего реализацию генетической программы возрастного развития.

Основные теории онтогенеза.

1. «Правило поверхности» М. Рубнера Немецкий физиолог Макс Рубнер экспериментально доказал, что отношение количества потребляемой энергии пропорционально величине поверхности тела, т.е. поток энергии зависит от поверхности теплоотдачи. Таким образом, различия в соотношении массы и поверхности тела по Рубнеру объясняют разницу в интенсивности энергетического обмена между взрослыми и детьми.

2. Немецкий врач и физиолог Э.Гельмрейх, утверждая, что различия между взрослым и ребёнком находятся в двух плоскостях, которые необходимо рассматривать как самостоятельные аспекты: ребёнок как маленький организм и ребёнок как развивающийся организм.

3. Рассматривая ребенка как организм развивающийся И.А. Аршавскийсформулировал«энергетическое правило скелетных мышц». Согласно этому «правилу», особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в за­висимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

4. П.К. Анохин в 40-е годы обосновал теорию о системогенезе,в основу которой положен принцип гетерохронии (неравномерного созревания функциональных систем). Согласно этой концепции, широкое функциональное объединение различ­но локализованных структур образуют функциональную систему, определяющую конечный приспособительный эффект, необходи­мый организму в данный момент.

Гетерохронное созревание, поэтапное включение и смена функциональных систем характерны для всех этапов индивидуаль­ного развития.

5. Н.А. Берштейн показал, что постепенно в онтогенезе механизмы высшего управления движениями распространяются с возрастом от наиболее эволюционно древних подкорковых структур головного мозга к более новым, достигая все более высокого уровня «построения движений».

6. К общим законам индивидуального развития в 60-е годы А.А. Маркосян отнес «надежность биологической системы». Согласно этой концепции, весь путь развития проходит при наличии запаса жизненных возможно­стей. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.

Источник