Возрастные периоды и показатели физического развития ребенка

Возрастные периоды и показатели физического развития ребенка thumbnail

Наблюдая за интенсивным физическим изменением детского организма, многие мамы задумываются над вопросом: а насколько хорошо развит ребенок, соответствуют ли его показатели нормам детей его возраста? Давайте разбираться, как нужно оценивать физическое развитие ребенка, что нужно учитывать.

  • Как оценить физическое развитие ребенка
  • Оценка физического развития ребенка дома
    • Таблица норм физического развития детей
  • Основные этапы физического развития детей
  • Особенности физического развития мальчиков и девочек
  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС
    • Важные компоненты физического развития по ФГОС
  • Как улучшить выносливость детского организма
    • Закаливание

Как оценить физическое развитие ребенка

Правильно, если оценку физического развития малыша делает педиатр. По правилам каждый ребенок должен проходить осмотр врача в установленные сроки: до года – ежемесячно, с года до 3 лет – ежеквартально, после 3 лет – минимум раз в год. Специалист должен обратить внимание на ряд показателей, свидетельствующих о физическом развитии мальчиков и девочек:

  • Масса тела. Взвешивание проводится утром, малыш должен быть голым или в чистом подгузнике. Его кладут на весы, фиксируют показатели. Детей старше 2-х лет измеряют стоя.
  • Рост. Детей до 2-х лет измеряют на специальном столе. Ножки и голова упираются в перегородки, пальчики смотрят вверх. Рост ребенка с 2-х лет измеряется с помощью стадиометра. Врач ставит ребенка спиной к шкале, без обуви. Стопы полностью на полу, колени разогнуты.
  • Окружность головы. Врач накладывает градуированную ленту для измерения по линии над бровями, ушами малыша, по широкой части головы сзади.
  • Окружность груди. Проводится на выдохе. Врач располагает ленту на уровне груди спереди, под лопатками сзади.

Эти измерения очень важны для оценки общего развития малыша, анализа скорости и уровня развития тела ребенка. Физические показатели могут стать сигналом о необходимости дополнительного исследования, если, например, голова непропорционально большая, вес значительно уступает росту и т. д.

При желании такую оценку могут проводить и родители дома, но если вы нашли несоответствия, не расстраивайтесь раньше времени, обратитесь к педиатру за консультацией.

Физическое развитие

Оценка физического развития ребенка

Оценка физического развития ребенка дома

Чтобы провести оценку физического развития ребенка в домашних условиях вам понадобятся:

  • Весы;
  • Линейка до 1 м для ребенка до года или стадиометр (правильно приклеенный к ровной вертикальной поверхности);
  • Портновский сантиметр для измерения окружности головы и груди.

Измерения детей до года лучше проводить вдвоем, чтобы пока один взрослый проводил замеры, второй фиксировал ребенка. Измерив рост, вес, окружность головы и грудины сверьте данные с нормами физического развития детей определенного возраста.

Обращаем ваше внимание, что каждый ребенок индивидуален и его показатели могут отличаться от установленных норм без сопутствующих патологий. Для корректной оценки физического развития детей, которые выходят за рамки норм, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он оценит гармоничность развития, сравнит динамику прибавки по всем показателям, при необходимости назначит дополнительные исследования

Таблица норм физического развития детей

Нормы веса мальчиков с рождения до 17 лет

Нижняя граница весаСредний весВерхняя граница веса
Новорожденный2,7 кг3,3 кг4,7 кг
1 месяц3,6 кг4,5 кг5,1 кг
2 месяца4,2 кг5,6 кг7,1 кг
3 месяца4,9 кг6,4 кг7,5 кг
4 месяца5,1 кг7 кг7,9 кг
5 месяцев6,1 кг7,5 кг8,3 кг
6 месяцев6,6 кг7,9 кг9 кг
7 месяцев7,1 кг8,3 кг9,2 кг
8 месяцев7,5 кг8,6 кг9,3 кг
9 месяцев7,9 кг8,9 кг9,5 кг
10 месяцев8,3 кг9,2 кг11 кг
11 месяцев8,6 кг9,4 кг11,2 кг
12 месяцев8,9 кг9,6 кг11,5 кг
2 года11 кг12,2 кг14,5 кг
3 года13 кг14,3 кг17,4 кг
4 года14,4 кг16,3 кг21,2 кг
5 лет16 кг18,3 кг24,2 кг
6 лет18 кг20,5 кг27,1 кг
7 лет20 кг22,9 кг30,7 кг
8 лет22,1 кг25,4 кг34,7 кг
9 лет24,3 кг28,1 кг39,4 кг
10 лет26,7 кг31,2 кг45 кг
11 лет27 кг35 кг50 кг
12 лет28 кг40 кг58 кг
13 лет30 кг46 кг66 кг
14 лет34 кг50 кг73 кг
15 лет38 кг54 кг80 кг
16 лет44 кг58 кг84 кг
17 лет49 кг62 кг87 кг

Нормы веса девочек с рождения до 17 лет

Нижняя граница весаСредний весВерхняя граница веса
Новорожденная2,65 кг3,2 кг4,5 кг
1 месяц3,6 кг4,2 кг5,5 кг
2 месяца4,2 кг5,1 кг6,6 кг
3 месяца4,8 кг5,8 кг7,5 кг
4 месяца5,1 кг6,4 кг8,2 кг
5 месяцев5,9 кг6,9 кг8,8 кг
6 месяцев6,3 кг7,3 кг9,3 кг
7 месяцев7,1 кг7,6 кг9,8 кг
8 месяцев7,5 кг7,9 кг10,2 кг
9 месяцев7,9 кг8,2 кг10,5 кг
10 месяцев8,3 кг8,5 кг10,9 кг
11 месяцев8,6 кг8,7 кг11,2 кг
12 месяцев8,7 кг8,9 кг11,5 кг
2 года10,8 кг11,5 кг14,8 кг
3 года12,5 кг13,9 кг17 кг
4 года14 кг16,1 кг21,5 кг
5 лет15,8 кг18,2 кг24,9 кг
6 лет17,5 кг20,2 кг27,8 кг
7 лет19,3 кг22,4 кг31,4 кг
8 лет21,4 кг25 кг35,8 кг
9 лет24 кг28,2 кг41 кг
10 лет25 кг31,9 кг46,9 кг
11 лет26,5 кг34 кг51 кг
12 лет27 кг39 кг63 кг
13 лет32 кг43 кг69 кг
14 лет37 кг46 кг72 кг
15 лет42 кг50 кг74 кг
16 лет45 кг53 кг75 кг
17 лет46 кг57 кг76 кг

Нормы роста мальчиков с рождения до 17 лет

Нижняя граница ростаСредний ростВерхняя граница роста
Новорожденный46 см50 см56 см
1 месяц51 см53 см56,5 см
2 месяца54 см58 см62 см
3 месяца56,5 см61 см63 см
4 месяца57,6 см63 см65,3 см
5 месяцев61,1 см65 см67 см
6 месяцев63 см67 см69 см
7 месяцев65,1 см69 см71,1 см
8 месяцев66,8 см70,6 см73,1 см
9 месяцев68,2 см72 см75,1 см
10 месяцев69,1 см73,3 см76,9 см
11 месяцев71,3 см74,5 см78,5 см
12 месяцев72,5 см75,7 см79,5 см
2 года83,5 см87,8 см93 см
3 года91 см96,1 см102 см
4 года94 см103,3 см111 см
5 лет94,9 см105 см111,7 см
6 лет100,7 см110 см119 см
7 лет106,1 см116 см125,8 см
8 лет111,2 см121,7 см132,3 см
9 лет116 см127,3 см138,6 см
10 лет120,5 см132,6 см144,6 см
11 лет125 см135 см151 см
12 лет136 см140 см163 см
13 лет141 см147 см170 см
14 лет148 см153 см176 см
15 лет154 см160 см181 см
16 лет158 см164 см186 см
17 лет162 см169 см189 см
Читайте также:  Условия для нормального психофизического развития ребенка

Нормы роста девочек с рождения до 17 лет

Нижняя граница ростаСредний ростВерхняя граница роста
Новорожденная45,4 см49,1 см52,9 см
1 месяц49,8 см53,7 см57,6 см
2 месяца53 см57,1 см61,1 см
3 месяца55,6 см59,8 см64 см
4 месяца57,8 см62,1 см66,4 см
5 месяцев59,6 см64 см68,5 см
6 месяцев61,2 см65,7 см70,3 см
7 месяцев62,7 см67,3 см71,9 см
8 месяцев64 см68,7 см73,5 см
9 месяцев65,2 см70,1 см75 см
10 месяцев66,5 см71,5 см76,4 см
11 месяцев67,7 см72,8 см77,8 см
12 месяцев68,9 см74 см79,2 см
2 года80,7 см86,4 см93 см
3 года84 см95,1 см102,7 см
4 года94,1 см102,7 см111,3 см
5 лет100 см109 см119, см
6 лет105 см115 см125 см
7 лет109 см120 см131,7 см
8 лет115 см126,6 см138,2 см
9 лет120,3 см132,5 см144,7 см
10 лет125,8 см138 см151 см
11 лет129 см142 см157 см
12 лет137 см147 см163 см
13 лет143 см152 см168 см
14 лет147 см157 см171 см
15 лет150162 см173 см
16 лет151167 см174 см
17 лет152170 см175 см

Окружность головы мальчиков с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности головыСредний показатель нормы окружности головыВерхний показатель нормы окружности головы
Новорожденный33,2 см34 см35,5 см
1 месяц35,3 см36 см37,9 см
2 месяца37,3 см38 см40,3 см
3 месяца38,8 см39,5 см41,6 см
4 месяца40,2 см40,8 см42,9 см
5 месяцев41,2 см42 см44 см
6 месяцев42 см42,7 см45,3 см
7 месяцев42,8 см43,7 см46,1 см
8 месяцев43,6 см44,2 см46,8 см
9 месяцев44 см44,8 см47,4 см
10 месяцев44,6 см45,4 см48 см
11 месяцев45 см45,9 см48,6 см
12 месяцев45,3 см46,2 см49,1 см
2 года47,6 см48,1 см50,5 см
3 года48,6 см49,5 см51,5 см
4 года49,6 см50,2 см52,4 см
5 лет50,1 см50,7 см53,1 см
6 лет50,6 см51,2 см54 см
7 лет51 см51,6 см54,5 см
8 лет51,4 см52 см55 см
9 лет51,7 см52,5 см55,5 см
10 лет52 см52,8 см56 см
11 лет52,3 см53,2 см56,3 см
12 лет52,6 см53,5 см56,7 см
13 лет52,8 см53,7 см57,3 см
14 лет53 см54 см57,5 см
15 лет53,2 см54,3 см57,8 см
16 лет53,4 см54,4 см57,9 см
17 лет53,5 см54,6 см58 см

Окружность головы девочек с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности головыСредний показатель нормы окружности головыВерхний показатель нормы окружности головы
Новорожденная33 см34 см35,5 см
1 месяц34,8 см36 см38 см
2 месяца36,3 см37,4 см39,8 см
3 месяца37,7 см38,5 см41,3 см
4 месяца38,9 см39,7 см42,4 см
5 месяцев39,9 см40,7 см43,5 см
6 месяцев40,8 см41,5 см44,3 см
7 месяцев41,7 см42,5 см45,3 см
8 месяцев42,3 см43,2 см45,9 см
9 месяцев42,9 см43,7 см46,6 см
10 месяцев43,5 см44,3 см47,2 см
11 месяцев43,9 см44,8 см47,8 см
12 месяцев44,2 см45 см48,2 см
2 года46,6 см47,3 см49,7 см
3 года48,1 см48,6 см51 см
4 года48,6 см49,3 см51,9 см
5 лет49,1 см50 см52,5 см
6 лет49,6 см50,3 см52,8 см
7 лет50 см50,7 см53,3 см
8 лет50,3 см51 см53,6 см
9 лет50,6 см51,3 см53,9 см
10 лет50,8 см51,5 см51,1 см
11 лет51 см51,7 см54,3 см
12 лет51,2 см51,9 см54,6 см
13 лет51,4 см52 см54,8 см
14 лет51,5 см52,1 см55 см
15 лет51,6 см52,2 см55,2 см
16 лет51,7 см52,3 см55,3 см
17 лет51,8 см52,4 см55,4 см

Окружность груди мальчиков с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности грудиСредний показатель нормы окружности грудиВерхний показатель нормы окружности груди
Новорожденный32,3 см33,5 см36 см
1 месяц34,1 см35,4 см38 см
2 месяца35,7 см37 см40 см
3 месяца37,3 см38,4 см42,1 см
4 месяца38,8 см39,8 см43,5 см
5 месяцев40,1 см41,1 см45 см
6 месяцев41,4 см42,4 см46,3 см
7 месяцев42,5 см43,4 см47,5 см
8 месяцев43,5 см44,4 см48,5 см
9 месяцев44,3 см45,2 см49,3 см
10 месяцев45 см46 см50 см
11 месяцев45,6 см46,6 см50,8 см
12 месяцев46,1 см47 см51,2 см
2 года48,4 см49,5 см53,2 см
3 года49,7 см50,8 см54,6 см
4 года51,2 см52,4 см55,8 см
5 лет52,8 см54 см58 см
6 лет54,4 см56 см60,2 см
7 лет56,2 см57,9 см62,3 см
8 лет58 см60 см64,8 см
9 лет59,6 см61,9 см67,1 см
10 лет61,4 см93,9 см69,8 см
11 лет63 см66 см72,1 см
12 лет65 см68 см74,9 см
13 лет66,9 см70,2 см78,2 см
14 лет68,6 см73,1 см81,8 см
15 лет72,6 см76,3 см85,7 см
16 лет76,1 см80 см89,9 см
17 лет80,1 см82,9 см92,2 см

Окружность груди девочек с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности грудиСредний показатель нормы окружности грудиВерхний показатель нормы окружности груди
Новорожденная31,8 см33,2 см35,7 см
1 месяц34 см35,3 см37,4 см
2 месяца35,7 см37,2 см39,1 см
3 месяца37,3 см38,7 см40,5 см
4 месяца39,1 см40,4 см42,1 см
5 месяцев40,5 см41,7 см43,5 см
6 месяцев41,6 см42,9 см44,9 см
7 месяцев42,8 см44 см46 см
8 месяцев43,7 см44,9 см46,9 см
9 месяцев44,5 см45,6 см47,8 см
10 месяцев45,2 см46,2 см48,1 см
11 месяцев45,8 см46,8 см49,3 см
12 месяцев46,3 см47,3 см49,9 см
2 года48,6 см49,5 см52,5 см
3 года49,1 см50,3 см54 см
4 года50,4 см51,6 см55,1 см
5 лет51,6 см53 см56,9 см
6 лет53 см54,8 см58,6 см
7 лет54,6 см56,3 см61 см
8 лет56,3 см58,2 см64,5 см
9 лет58 см60 см68 см
10 лет60,1 см62 см71,3 см
11 лет62,2 см64,4 см74,5 см
12 лет64,5 см67,2 см77,6 см
13 лет66,8 см70 см80,9 см
14 лет69,6 см73 см83,5 см
15 лет72,9 см76,2 см85,5 см
16 лет75,9 см78,8 см87,1 см
17 лет78 см80,7 см88 см
Читайте также:  Пренатальное развитие и возраст ребенка

Основные этапы физического развития детей

С рождения и до 17-18 лет все дети проходят через несколько этапов физического развития, для каждого из которых характерны свои особенности.

  • Груднички. Их развитие делят на несколько этапов:

В первые два месяца ребенок учится держать голову.

К трем месяцам малыш переворачивается на живот. Позвоночник укрепляется. Малыш разжимает кулачки, хватает руками предметы.

В 4 месяца ребенок подтягивается.

На 5-м месяце жизни малыш задерживается в положении сидя.

В полгода у детей возникает значительный скачок в развитии. Они самостоятельно садятся, ползают, встают у опоры.

  • Дети до двух лет. Продолжают формироваться кости, происходит замедление роста. Особое внимание родители должны обратить на осанку, убедиться, что стопы малыша развиваются, как нужно.
  • К двум годам ребенок умеет: ходить, стоять на носочках, подпрыгивать, подниматься по лестнице.
  • Ребенок на третьем году жизни. Может держаться на одной ноге, поймать мяч с большого расстояния и бросить его обратно.
  • Дети старшего дошкольного возраста. В 4 года поступают в детсад, где всесторонне развиваются, благодаря постоянным занятиям с воспитателями. Диагностика развития проводится во время гимнастики. За малышами наблюдает медицинский работник. Он должен предупредить родителей, если ребенок отстает по каким-то параметрам.
  • Физическое развитие младших и средних школьников измеряет врач педиатр на ежегодном осмотре, дополнительно в рамках уроков физкультуры учитель оценивает способности каждого конкретного ребенка, отмечает наиболее сильные и слабые стороны школьника. К 12-ти годам окончательно формируется скелет ребенка, поэтому важно следить за осанкой.
  • С 9 до 14 лет нет четких норм роста, веса. Педиатры берут средние показатели. Причина — гормональная перестройка организма. Скачок роста может произойти в любое время. Однако, следует помнить про наследственную предрасположенность. Если у родителей маленький или средний рост, то ребенок вряд ли вырастет высоким.

Развитие мальчиков и девочек

Особенности физического развития мальчиков и девочек

Физическое развитие детей дошкольного возраста по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС)

Цель физического развития по Федеральным государственным образовательным стандартам, ФГОС, —  привить детям основы физической культуры, понимание необходимости укрепления своего организма.

Вот основные пункты программы ФГОС:

  1. Укрепление здоровья, хорошее физическое развитие.
  2. Повышение работоспособности.
  3. Развитие двигательных качеств: ловкость, сила, выносливость.
  4. Воспитание моральных качеств: настойчивость, смелость, дисциплинированность.
  5. Формирование привычки регулярно заниматься спортом.

Любые методики воспитания детей основываются на комплексном подходе к решению задачи. Родители и воспитатели должны учесть возраст, пол ребенка, особенности его характера, состояние здоровья, наличие наследственных заболеваний. Только тогда физические упражнения, игры, умственные занятия принесут малышу удовольствие и пользу.

Важные компоненты физического развития по ФГОС

В программу ФГОС входит несколько важных методов, развивающих физическое здоровье детей:

  • Утренняя гимнастика. Ежедневные тренировки по утрам приучают ребенка к дисциплине. Упражнения лучше проводить на улице.
  • Физкультурная разминка. Дошкольники не могут заниматься умственной деятельностью долго. Они теряют концентрацию, отвлекаются, капризничают. Если малыш устал, то лучше отложить задания, заняться физкультурой, танцами, подвижными играми.
  • Прогулки на свежем воздухе. Согласно программе ФГОС, с дошкольниками обязательно нужно гулять каждый день. Причем, это не бесцельное времяпровождение на улице. Следует подобрать комплекс упражнений, соответствующий потребностям и индивидуальным особенностям малыша. Здесь особенно важны игры в группах, соревнования, развивающие умение работать в команде, взаимодействовать с другими ребятами. Можно устраивать праздничные спортивные мероприятия, где за победу в конкурсах полагаются призы. Это мотивирует детей достичь цели, проявить свои лучшие качества.
  • Регулярные пробежки. Детям требуются пробежки, чтобы тренировать выносливость организма, развивать силу мышц. Можно сделать трассу с препятствиями для развития координации.

Как улучшить выносливость детского организма

Есть несколько способов развить выносливость у малышей, кроме перечисленных выше:

  • Массаж. Снимет напряжение. Массаж можно сопровождать песней, интересным рассказом.
  • Гимнастика для глаз. Снижает глазное давление, предотвращает проблемы со зрением в будущем. Пусть малыш вращает глазными яблоками, рисуя цифры, следит за различными предметами, останавливает на них взгляд.
  • Тренировка дыхания. Малыш должен развивать легкие. Лучше всего придумать интересный рассказ. Слушая его, ребенок будет выдыхать со звуком, задерживать дыхание.

Закаливание

Закаливание — одно из обязательных средств физического развития по ФГОС. Существует несколько видов закаливания:

  • Прогулки. Если ребенок здоров, то с ним нужно гулять в любую погоду.
  • Умывание прохладной водой, полоскание горла перед сном водой комнатной температуры.
  • Прогулки босиком. Проводятся только летом.
  • Обливание. Школьникам можно обливаться водой, делать контрастный душ. Приучать детей к этой процедуре стоит очень осторожно, начиная с комфортной температуры, увеличивая нагрузку на организм постепенно, формируя привычку.

Таким образом, физическое воспитание — это  неотъемлемая часть жизни любого малыша. Регулярные занятия спортом, подвижные игры, бег, прогулки на свежем воздухе обеспечат полноценное развитие ребенка, благотворно повлияют на состояние его здоровья.

Источник

Физическое развитие ребенка – это динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.

Успех работы врача – педиатра зависит от знания динамики анатомических и физиологических особенностей ребенка, его реактивности, потребностей в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах).

Как педиатр я часто сталкиваюсь с тем, что родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. И конечно же сразу возникают вопросы: когда в норме ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? Когда должен сделать первые шаги или привыкнуть к горшку?

Различия в нормах развития детей раннего возраста часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы, а иногда и тревогу у молодых родителей.

Так кто же прав и какими нормами должны руководствоваться родители и педиатр?

На сегодняшний день европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян, но нормы развития детей в России и странах Европы отличаются.

Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.

В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.   

Как формируются нормы физического развития ребенка?

В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал – это определенное количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое иногда даже в сотнях тысяч человек.

На основании анализа физических параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.

Читайте также:  Что предполагает социально коммуникативное развитие ребенка

Так, собственно, и сформировались нормативы:

  • держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
  • переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
  • ползать – к 6 месяцам;
  • самостоятельно ходить – к 12 месяцам.

И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.

Для советской поликлинической медицины это было удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей.

Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности

Но в последние годы нормы физического развитя принятого на постсоветском пространстве стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками.

Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физическому развитию первого года:

повороты со спины на живот – к 4 месяцам;

ползание – к 7;

ходьба – к 12-13 месяцам.

Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.

В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично:

  • перевороты теперь с 3 до 6 месяцев;
  • ползание – с 6 до 9;
  • ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.

Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе – там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав.

Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать).

Когда-нибудь все это будет и в нашем сообществе, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.

Сейчас перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?

Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?

Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» – все показатели считаются нормой, если запаздывают на  2-3 месяца.

Выходит, все здоровы – надо только ждать.

Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная неонатальная желтуха, перенесенные заболевания в раннем возрасте.

И все же нужно ждать как будет развиваться малыш.

Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:

  • темповая задержка моторного развития;
  • заместительная гидроцефалия;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • синдром повышенной возбудимости;
  • гипертонус и другие.

но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.

Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев? – не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев.

А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».

Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей.  Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей.

Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».

В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?»

На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет?

Начинается тернистый путь по врачам….

Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи.

Но родителям первого ребенка приходится очень тяжело, особенно после путешествия по просторам Интернета, где не всегда можно найти правильный ответ, плюс еще и растущее недоверие к врачам – неучи, рвачи, бездари, “поколение с купленными дипломами”….

Наверное мне повезло и с учителями, и с коллегами и даже с начальством, в наше время и в нашей стране – это большая удача!

Мое мнение – надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации.

В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.

Грубые отклонения видны и заподозрить ДЦП,  другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.

Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.

Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы).

Например:

ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».

Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику?

Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать  просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка.

Поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития. Если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо – проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций зав. педгруппой, узких специалистов, консультации в области.

Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма – в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны – не начать лечить, без причин.

Источник