Возрастные особенности развития нервной системы ребенка
Возрастные особенности нервной системы имеют некоторые отличия. Они различаются в детском, юном и пожилом возрасте. За все перестройки в эти периоды отвечают нейроны и синапсы. Любые раздражители, полученные вне организма и внутри него, ведут за собой определенные реакции. Все эти реакции имеют единую целостную структуру, состоящую из миллиардов “разумных” клеток. Эта конструкция является нервной системой.
Что такое нейроны и синапсы
Нейрон – это единица, представляющая всю цепочку общей нервной системы. Состоит эта клетка из ядра, отростков и тела. Взрослый человеческий организм состоит из 100 миллиардов нейронов. Число это является приблизительным. Нейроны, как и любые другие клетки, отвечают за определенные функции. В первую очередь, они поддерживают свои собственные функции, приспосабливаются к различным возрастным изменениям, и оказывают определенное действие на процессы, происходящие с соседними клетками. Главной задачей нейронов является обработка всей полученной информации из внешний среды. Информацию нейронам передают синапсы головного мозга.
Синапсы – это место, где два нейрона получают конкретную информацию, или же нейрон взаимодействует с эффекторной клеткой. Синапсы способны вызвать как реакцию возбуждения, так и реакцию торможения нейронов.
Особенности детской нервной системы
Становление нервной системы особо ощутимо у детей до года. Каждый день происходят значимые изменения:
- появляется осмысленная улыбка на внимание взрослых в 1 месяц;
- первый смех в 2 месяца;
- в 3 месяца ребенок произносит намеренно разные звуки, это станет его любимым занятием;
- в 4 месяца пытается садиться;
- в 5 месяцев сам сидит, вертится на животе в разные стороны и пытается ползать;
- в 6 – раскачивается вперед-назад и ползает;
- встает на ноги, держась за опору в 7 месяцев;
- в 8 – интересуется разной едой и пытается есть сам;
- в 9 месяцев повторяет такие простые движения, как привет и пока;
- в 10 месяцев ребенок учится сам стоять;
- в 11 месяцев играет не с игрушками, а с людьми;
- по достижении года ребенок начинает ходить.
На этом возрастные особенности нервной системы детей не ограничиваются. Здесь перечислена лишь микроскопическая доля изменений в ходе роста и становления центральной нервной системы (ЦНС) первого года ребенка. Взрослея, ребенок учится говорить. К трем годам его словарный запас может достигать 1500 слов. Он рассказывает и понимает события, которые не имел в своей практике. Говорит сложными предложениями.
Еще одна яркая характеристика изменений в ЦНС – обратный процесс младенческих навыков, которые являются следствием незрелости коры головного мозга. Обратный процесс развития врожденных рефлексов, вызванных активностью таламополидарной системы, прогрессирует до года. По достижению этого возраста неврологическое состояние ребенка становится почти идентично сформировавшемуся взрослому человеку.
К детсадовскому возрасту ребенок достигает новых изменений в нервной системе. Происходит усовершенствование, перестраивание и дифференцировка психических функций, свойств и психоэмоционального развития. Тормозные реакции становятся выражены сильнее. Ребенок этого возраста активно познает окружающий его мир. У него появляется множество вопросов, на которые он желает получить ответы. Он тянется к себе подобным, заводя новые знакомства в считанные секунды.
К пяти годам некоторые дети умеют писать и читать. Малыш часами может проводить за красками и карандашами, создавая каждый раз новые шедевры. У некоторых детей появляется влечение к музыке, пению или танцам. Дети начинают усваивать некоторые нормы: слушаться – хорошо, не слушаться – плохо, ударил – больно, поэтому бить нельзя. Дети налаживают контакт не только с другими детьми, но и с животными.
После похода в школу продолжается становление личностных черт и формирование характера. Появляются стремления к индивидуальным отличительным особенностям, например, желание рисовать лучше других, быть старостой в классе, уметь больше всех отжиматься и т.д.
В подростковые годы нервная система имеет свои особенности, заключающиеся в абстрактном мышлении, бунтарстве и агрессии с целью достижения собственной значимости. Происходит гормональная перестройка.
В разные периоды взросления происходит значимое изменение всех внутренних систем и органов. Например, изменяется частота пульса, интенсивность дыхания, активность мозговых функций и артериальное давление. Наблюдаются изменения в биохимических реакциях.
Особенности перестройки нервной системы в момент старения
Особенности нервной системы в период старения определяются общими изменениями организма в целом:
- изменение мышечного тонуса;
- умственная и физическая активность;
- психическая перестройка;
- адаптационные функции;
- изменения в репродуктивной системе человека.
При старении также проявляются изменения в желудочково-цистернальной системе: происходит ее расширение, вес мозга становится меньше, извилины истончаются, борозды углубляются и расширяются, количество нейронов идет на уменьшение, и их место занимают глиальные элементы.
В процентном соотношении потеря нейронов во время старения достигает 25 – 46%. В возрасте 70 – 80 лет число нервных клеток уменьшается в спинномозговых узлах на 30% в сравнении с 40 – 50-летними людьми.
Несмотря на такие значимые изменения, жизненно важные центры организма уменьшение нейронов обходит стороной.
Их потеря в таких местах минимальна. В период старения организма в нервных клетках накапливается липофусцин, именуемый пигментом старения. Он появляется из-за окисления НЖК и является обязательным элементом в любом стареющем организме.
При осмотре нейронов старого человека через микроскоп видны значительные изменения в виде увеличения нервных клеток и исходящих из них отростков, нарушения мембран у лизосом, гомогенизации цитоплазмы и многих других клеточные изменений.
Разные функции, за которые отвечает нервная система, подвергаются значительным изменениям в процессе старения организма. Исключение составляет мембранный потенциал нейронов, средняя величина которого существенным изменениям не подлежит. Синоптическое проведение становится медленней, снижается скорость нервного возбуждения.
Интегративная сфера нервной системы подвергается изменениям: рефлекторные функции теряют былую скорость, уменьшается способность концентрации внимания, уменьшается восприятие к запоминанию, логические же способности, наоборот, прогрессируют.
Период старения, изменения нервной системы нельзя расценивать, как общий, равномерно идущий на снижение фактор. В этот период происходит неравное изменение ее функций: некоторые существенно изменяются, какие-то замедляют действие, а в некоторых ячейках наблюдается прогресс по отношению к младшему возрасту. Помимо психомоторных функций и поведенческих систем происходят стабильные изменения в тканях.
Научное объяснение взаимодействия нервных систем
Нервная система представляет собой сложный механизм. Все действия, предпринятые человеком, произошли вследствие работы головного мозга, которая делится на три звена: на этапе начального звена происходит внешнее воздействие, которое несет за собой возбуждение в органах чувств.
На втором этапе в работу вступает центральное звено. Это звено несет ответственность за все процессы возбуждения в органах чувств и последующие за ними торможения. Это действие активизирует все психические восприятия: эмоции, чувства, желания, ассоциации и т.д. Завершающим звеном служит действие на основании мышления или рефлекса. Все эти звенья гармонируют как единая цепь, работают слаженно и дополняют друг друга.
Особенности функционирования центральной нервной системы необычайно сложны. Изменения, происходящие с возрастом – в младенчестве, юности и старости – систематичны, но не неизменны, так как в каждом отдельном случае изменения обусловлены разными факторами: врожденные дефекты (слепота, глухота и т.д.), приобретенные болезни и многие другие особенности, которые нельзя учесть за невозможностью их все предусмотреть.
Источник
(Изучением строения центральной нервной системы занимались Сеченов, а затем Павлов.)
Наиболее важным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы.
Возрастные особенности развития нервной системы, воздейсвие факторов среды на организм детей и подростков.
I новорожденный—1—10 дней;
II грудной возраст—10 дней—1 год;
III раннее детство—1—3 года;
IV первое детство—4—7 лет;
V второе детство—8—12 лет мальчики, 8—II лет девочки;
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
VI подростковый возраст—13—16 лет мальчики, 12—15 лет девочки;
VII юношеский возраст—17—21 год юноши, 16—20 лет девушки.
На первом году жизни происходят наиболее выраженные изменения и каждый месяц сопровождается появлением качественно новых, ощутимых показателей развития, позволяющих достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни (аналогичные процессы невозможно наблюдать ни в каких других возрастных периодах).
Так, появление первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных слогов) – в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при этом на предметы, о которых спрашивают, – 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки – в 11 мес. и т.д.
Характерным показателем возрастной динамики развития ребенка первого года жизни является исчезновение у него специфических рефлексов, так называемых рефлексов обратного развития (примитивных, физиологических рефлексов новорожденных).
Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы (обеспечивает управление ритмом движения вследствие контроля чередования сгибателей и разгибателей).
Каждый из рефлексов (защитный, Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых, поисковый, ладонно-ротовой, хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, уже практически идентичный взрослому.
Старший дошкольный возраст
Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что существенно возрастают силы и подвижность нервных процессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения.
Дети способны теперь сосредотачивать внимание в течении 15 – 20 мин. и более. Выработанные условные реакции менее поддаются внешнему торможению при действии экстерораздражителей. Внутреннее торможение становится более сильным. Угашение и дифференцирование вырабатывается почти вдвое быстрее, чем у детей 3 – 5 лет, длительнее становятся периоды удержания тормозного состояния. Однако выработка всех видов условного торможения представляет еще большую трудность для нервной системы.
У детей 5 – 7 лет отмечается также возрастание функционального значения второй сигнальной системы. Роль «первых сигналов действительности», т.е. непосредственных ощущений и представлений, остается еще значительной, но словесное мышление начинает оказывать все более сильное влияние и на реакции 1-й сигнальной системы.( Сигнальная система – это система условно и безусловно рефлекторных связей всшей НС человека и животных. Первая СС развита и у человека и у животных. Вторая СС развита только у человека. Если произнести слово лимон ,то человек его представит, поймет какой он на вкус и тд (сработала вторая СС), но если у него начнет вырабатыватьс слюна то это уже действие первой СС) Есть данные, что именно в этом периоде появляются зачатки так называемой внутренней речи. После 5 лет оказывается возможным словесное внушение.
К 6-7 годам для детей оказывается доступным выделение общих или групповых признаков. Ребенок начинает пользоваться понятиями, которые уже абстрагированы от действий. В связи с началом обучения чтению и письму слово приобретает все более выраженные абстрагирующие свойства.
У детей старшего дошкольного возраста отражение действительности проявляется также в том, что к 7 годам ребенок оказывается в состоянии удерживать программу действий из ряда движений. Как известно, реакции с предвидением результатов действия формируется при участии любой коры. Именно к 7-летнему возрасту происходит морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий..
Имеются данные о том, что степень вероятности подкрепления начинает отказывать влияние на ход выработки условных рефлексов лишь у детей старше 5 лет. До этого времени выработка условных рефлексов происходит по принципу «максимализации», когда даже минимальная степень вероятности подкрепления приводит к упорному повторению положительного условного рефлекса (приобретает максимальный эффект). Известно, что вероятностный принцип реагирования определяется функцией лобных долей, а принцип максимализации – функцией лимбической системы.
Эти факты являются еще одним свидетельством того, что уровень сложности ассоциативной деятельности мозга находится в зависимости от степени зрелости лобных областей.
Таким образом, возраст с 5 до 7 лет представляет собой период активного формирования всех основных проявлений высшей нервной деятельности ребенка.
Младший школьный возраст
Это очень ответственный этап развития деятельности мозга изучен крайне недостаточно. Влияние новых требований, предъявляемых нервной деятельности детей, влияние систематического обучения не подвергнуты пока должному анализу. По данным Ивана-Смоленского и его сотрудников, у детей в возрасте 7-10 лет основные свойства нервных процессов приближаются по характеристикам к таковым у взрослых людей: отмечаются хорошо выраженные индукционные отношения, последовательное торможение быстро концентрируется, т.е. оказывает сильное влияние на процесс возбуждения. Происходит дальнейшее развитие и стабилизация тех отношений, которые были достигнуты в предыдущем возрасте.
В ряде исследований изучались типологические особенности высшей нервной деятельности детей. Красногорским и Ивановым-Смоленском были сделаны попытки классификаций ее типов. Красногорский взял за основу соотношение возбудимости коры подкорковых отделов и выделил четыре типа: 1) центральный, уравновешенный тип, 2) кортикальный тип с преобладанием корковых процессов над подкорковыми, 3) подкорковый – с преобладанием субкортикальных процессов и 4) гиподинамический – с пониженной возбудимостью, как коры, так и подкорковых отделов. Эти четыре типа со своими характеристиками очень близко совпадают с четырьмя основными Павловскими типами.
Некоторыми авторами делались попытки использовать двигательные реакции как показатель типологических особенностей нервной системы. Однако до сих пор остается неясным, отражают характеристики двигательных реакций лишь особенности двигательного анализатора или нейродинамики вообще. Сила и подвижность нервных процессов с возрастом развиваются, изменяется и баланс обоих нервных процессов. Соответственно изменяются и типологические особенности. По-видимому, о типе нервной деятельности у детей можно говорить лишь очень условно. Проблема эта, однако, имеет большое практическое значение и требует разработки.
Переходной период
Период с 11-13 лет у девочек и с 13-15 лет у мальчиков является первой фазой переходного возраста.
В поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителями; имеет место развития фазовых состояний в высшей нервной деятельности. Ряд данных свидетельствует об общем повышением возбудимости центральной нервной системы в этот период. Возрастает число интерсигнальных реакций, дифференцирование ухудшается. Появляется широкая генерализация возбуждения, которая выражается в том, что все реакции теперь сопровождаются дополнительными сопутствующими движениями рук, ног и туловища, подобно тому, как это было в раннем детстве.
В экспериментальных исследованиях обнаруживается тенденция к широкому обобщению предъявляемых раздражителей, как непосредственных, так и словесных; одновременно отмечается увеличение латентных периодов условных реакций. Изменяется и речь подростков: она замедляется, ответы становятся лаконичными и стереотипные. Для того чтобы получить исчерпывающий ответ, необходимо задать ряд дополнительных вопросов. Это заставляет предполагать известные ослабления высшего функционального уровня корковой деятельности – 2_й сигнальной системы – и как результат этого – усиление функции 1_й сигнальной системы. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что скорость образования условных рефлексов на непосредственные (зрительные, звуковые, тактильные) раздражители теперь возрастают, в то время как процесс образования условных связей на словесные сигналы затрудняется. На речевые раздражители подростки реагируют медленнее, чем на непосредственные: латентные периоды реакции на речевые раздражители возрастают.
Вторая фаза переходного периода считается с 13-15 лет у девочек и с 15-17 лет у мальчиков. Это наиболее критическая и бурно протекающая полоса в развитии подростков. К сожалению, работ по экспериментальному изучению высшей нервной деятельности в этот период очень мало и не все данные являются вполне бесспорными. В этот период у подростков наблюдается психическая неуравновешенность с резкими переходами из одного стояния в другое – от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации, резко критическое отношение к окружающим взрослым, чрезвычайная обидчивость, у девочек склонность к слезам. Высшая нервная деятельность дает картину дальнейшего нарастания общего возбуждения и ослабления всех видов условного торможения. У подростков во 2-й фазе переходного периода очень часты проявления негативизма и аффективных состояний, именно как следствие развития фазовых состояний. Однако следует подчеркнуть, что в этот период роль высшего функционального уровня кортикальной деятельности 2-й сигнальной системы – начинает опять возрастать. Согласно его данным, с 15-17 лет роль словесных сигналов снова возрастают, а латентные периоды на словесные раздражители уменьшаются.
В возрасте 15-17 лет организм может считаться созревшим. Если на всех выше описанных этапах развития были созданы благоприятные условия, то с этого времени функции больших полушарий уже дает картину более или менее уравновешенной и гармонической деятельности.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник