Возрастные особенности психического развития ребенка
Компетентности.
Социальная.
Осознают себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
Социальная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми.
Способны к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Умеют отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Появляется чувство собственного достоинства.
Способны давать определения некоторым моральным понятиям. Могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
Владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности. Испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли, владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин.
Интеллектуальная.
Происходит расширение и углубление представлений о форме, цвете, величине предметов. При сравнении предметов по величине достаточно точно воспринимают не очень выраженные различия. Целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов.
Проявляют осведомленность в разных сферах жизни. Владеют родным языком, не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладевают морфологической системой языка, что позволяет успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей. Чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). Увеличивается словарный запас. Точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Детское понимание их значений часто схоже с общепринятым.
В процессе диалога стараются исчерпывающе ответить на вопросы, сами задает вопросы, понятные собеседнику, согласуют свои реплики с репликами других. Активно развивается монологическая речь. Могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Появляется речь-рассуждение. Речь становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности.
Физическая.
Продолжается дальнейшее развитие моторики, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. По собственной инициативе могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
Совершенствуются ходьба и бег. Овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега. Выполняют разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель. Появляется гармония в движениях рук и ног. Зрительно-моторная координация девочек более совершенна.
В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств часто переоценивают свои возможности, совершают необдуманные физические действия.
Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике.
Обладают полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены.
Определяют состояние своего, а также состояние здоровья окружающих. Могут объяснить алгоритм действий в случае травмы и готовы оказать элементарную помощь самому себе и другому.
Психические процессы.
Увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости, но возможности сознательно управлять своим вниманием ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности. Внимание мальчиков менее устойчиво.
Увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации. Могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение (шепотом, про себя). Если задачу на запоминание ставит взрослый, могут использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Начинают относительно успешно использовать новое средство ─ слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализируют запоминаемый материал, группируют его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
Продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Сериацию могут осуществлять не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака. Действия наглядно-образного совершают уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям. Использование (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Но понятия дошкольника не являются отвлеченными, теоретическими, они сохраняют тесную связь с его непосредственным опытом. Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта, однако оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения.
Качества.
Эмоциональность.
Отличаются богатством и глубиной переживаний, но более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях.
Испытывают чувство удовлетворения, радости, когда поступают правильно, «хорошо» и смущение, неловкость, когда нарушают правила, поступают «плохо». Возможность эмоционально оценивать свои поступки связана с развитием морально-нравственных представлений.
Формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.
Продолжает развиваться способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
Креативность.
Свойственна активная деятельная
позиция, готовность к спонтанным решениям, любознательность, способность к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности. Развита поисковая деятельность.
Произвольность.
Поведение становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других
В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные или заданные правила и нормы («что такое хорошо и что такое плохо»). Расширяется мотивационная сфера за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Могут отказаться от нежелательных действий, выполнить неинтересное задание, если будут понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость.
Способны проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен», а также настойчивость и терпение.
Могут сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, свое несогласие в социально приемлемой форме.
Инициативность.
Может проявляться во всех видах детской деятельности: выбирают себе занятие по своему желанию, самостоятельно разворачивают или включаются в игровые ситуации, творчески развивают игровой сюжет; проявляют пытливость ума, изобретательность.
Самостоятельность и ответственность.
Уверенно владеют культурой самообслуживания. Не боятся взять на себя ответственность, как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Находят способы и средства для реализации своего замысла. Стремятся хорошо выполнить поручение, испытывают при этом чувство удовлетворения.
Самооценка.
Общая самооценка представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
Могут адекватно оценивать результаты своей деятельности, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.
Свобода поведения.
Основана на компетентности и воспитанности. Свободный ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью.
Игра.
Ведущий вид деятельности.
Способны отражать достаточно сложные социальные события (рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др.) В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли.
Общение.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение со взрослым. Стремятся как можно больше узнать о нем. Нуждаются в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета – чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.
Большую значимость приобретают общение между собой. Избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба.
Охотно участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности (делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели). Могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Активно используют различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. Продолжают активно сотрудничать, но наблюдаются и конкурентные отношения – стремятся, в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание других к себе.
Чтение.
Интерес к процессу чтения становится более устойчивым. Воспринимают книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях взаимодействия со взрослым активно участвуют в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Знакомы и ориентируются в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Способны самостоятельно выбирать книгу по вкусу из числа предложенных. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, переносят отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника, будущего самостоятельного читателя.
Труд.
Продуктивная деятельность.
Характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
В лепке могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. Проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.
Способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Важным достижением в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь взрослого все еще нужна.
Музыкально-художественная деятельность.
Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
Источник
Психическое развитие детей — развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания; П. р. протекает по определенным стадиям (этапам), соответствующим определенному возрастному периоду. Возрастные особенности психического развития детей характеризуется изменениями в психоэмоциональной сфере.
Большинство перемен связано с развитием мозга ребенка – речевое и интеллектуальное становление, а также социальная адаптация. Но многое зависит и от окружающей среды, воспитания, индивидуальных особенностей.
Родители должны знать, как и почему меняется их ребенок. Тогда они смогут помочь ему повзрослеть и вырасти уверенным в себе, добрым и успешным человеком. Важно разбираться, что происходит с телом и внутренней сферой ребенка. Тогда мамы и папы смогут поддержать маленького человека и помочь ему безболезненно переходить от одного этапа взросления к другому, накапливая положительный жизненный опыт.
Возрастные этапы и связанные с ними особенности психического развития детей
Психическое развитие в младенчестве от 0 до 2 лет
Для молодых родителей, особенно тех, у кого родился первый ребенок, это интересное и одновременно сложное время. Уже в этом возрасте у малыша начинает закладываться качества, которые повлияют на всю его жизнь.
В это время мамы и папы начинают узнавать своего ребенка, малыш уже проявляет индивидуальность, непохожесть на других. Родители должны научиться понимать, уважать, поддерживать и поощрять уникальность своего ребенка.
В это время очень важно не разрывать эмоциональную и физическую связь малыша и мамы. Только рядом с родным человеком ребенок будет чувствовать себя хорошо и спокойно.
Психическое развитие у дошкольников от 2 до 5 лет
В это время ребенок активно осваивает мир вокруг себя. Он самостоятельно передвигается, начинает говорить и понимать, как называются вещи, которые его окружают. В это время ребенок начинает разделять себя и маму. Этому возрасту характерно появление в лексиконе малыша слова «нет».
У маленького человека начинает формироваться эмоциональная регуляция. Родителям важно помочь ребенку научиться правильно реагировать на изменения окружающей среды – удивляться, радоваться, пугаться. Ребенок должен не просто уметь говорить «нет», но и принимать «нет» от окружающих.
Родителям стоит поощрять стремление ребенка к познанию мира, тогда он будет активно формироваться и физически и интеллектуально. Малышу необходимо общение со сверстниками, но на первом плане взаимоотношение с близкими. В это время уже начинается подготовка к школе, ребенок должен учиться конкурировать со сверстниками и физически, и интеллектуально. Важно развивать коммуникативные навыки. Мама и папа должны обеспечить оптимальную комбинацию ободрения, поддержки и родительского руководства.
Психическое развитие у младшеклассников от 6 до 12 лет
Это время активного познания, первых серьезных побед и первых неудач. Дети в этом возрасте реализует себя в спорте, учебе или творчестве. Ребенок должен понять, что разочарование может быть очередным шагом к будущему успеху. Он учится находить свои сильные и слабые стороны.
В школе у ребенка появляются новые обязанности, возрастает нагрузка. Он учится самодисциплине, умению принимать решения. Родители должны предоставить школьнику чуть больше самостоятельности, при этом неустанно следить за ним. Близким важно оказать ребенку поддержку, если у него что-то не получается. Обязательно нужно хвалить младшего школьника за его первые достижения. Это позволит ребенку сформировать адекватную самооценку, он научится анализировать свои ошибки, чтобы не допускать их в будущем.
Психическое развитие в подростковом периоде от 13 до 18 лет
Это время – настоящее испытание не только для родителей, но и для самих детей. На период обучения в средней школе приходится время активных изменений в организме подростка. Гормональные всплески накладываются на непонимание со стороны сверстников и старших.
Особенности психического развития у детей подросткового возраста проявляются в стремлении к независимости, которая иногда проявляется в агрессивной форме. Подростковому периоду свойственны крайности – неуверенность и замкнутость или, наоборот, чрезмерная бравада.
Если вы поможете ребенку преодолеть этот период, в старшей школе его поведение начнет меняться. Социальные навыки станут закрепляться, будут совершенствоваться таланты подростка. Именно в это время ему предстоит определиться, куда пойти учиться после школы, кем быть в будущем. Сверстники в это время по-прежнему являются авторитетом для ребенка.
Родители в этот период должны дать понять детям, что они любимы, несмотря ни на что. Очень важно вовлекать подростка в семейные мероприятия, сделать атмосферу дома теплой и позитивной, открыто и на равных общаться с ним. Тогда ребенок переживет этот сложный период без негативных последствий.
Проголосуй!
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…
Источник