Возрастные особенности музыкального развития ребенка ветлугина
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет более младший.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
слуховое ощущение, музыкальный слух;
качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
Отметим общие тенденции возрастного развития.
Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное питание с самого раннего возраста.
Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает притопывает, кружится под звуки музыки.
Третий и четвертый год жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.
Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.
Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.
Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.
У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.
Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Источник
Методика музыкального воспитания Ветлугиной
Содержание
Введение
Задачи и содержание
программы музыкального воспитания
Виды и формы организации
музыкальной деятельности детей
Музыкальный букварь
Заключение
Список литературы
Введение
Различные виды искусства
обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же
имеет возможность воздействовать на
ребенка на самых ранних этапах.
Доказано, что даже внутриутробный период
чрезвычайно важен для последующего развития
человека: музыка, которую слушает будущая
мать, оказывает влияние на самочувствие
ребенка.
Музыка является одним
из богатейших и действенных средств эстетического
воспитания, она обладает большой силой
эмоционального воздействия, воспитывает
чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные
исследования свидетельствуют о том, что
развитие музыкальных способностей, формирование
основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное
воспитание нужно начинать в дошкольном
возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных
впечатлений в детстве с трудом восполнимо
впоследствии. Чтобы полюбить музыку,
ребенок должен иметь опыт восприятия
музыкальных произведений разных эпох
и стилей, привыкнуть к ее интонациям,
сопереживать настроения.
Музыкальное развитие
оказывает ничем не заменимое воздействие
на общее развитие: формируется эмоциональная
сфера, совершенствуется мышление, воспитывается
чуткость к красоте в искусстве и жизни.
«Только развивая эмоции, интересы, вкусы
ребенка, можно приобщить его к музыкальной
культуре, заложить ее основы. Дошкольный
возраст чрезвычайно важен для дальнейшего
овладения музыкальной культурой. Если
в процессе музыкальной деятельности
будет сформировано музыкально-эстетическое
сознание, это не пройдет бесследно для
последующего развития человека, его общего
духовного становления» (4).
Задачи и
содержание программы музыкального воспитания
Н.А Ветлугина разработала
систему музыкального воспитания для
детей дошкольного возраста, которую активно
применяют в детских садах.
Целью программы является развитие у ребенка
общей музыкальности. Музыкальность –
это усвоенный музыкальный опыт, способы
усвоения опыта, а также способности, выступающие
как результата усвоения детьми обобщенных
способов музыкальной деятельности. Музыкальность
у детей – это комплекс способностей, содействующих
успешному проявлению активной музыкальной
деятельности в доступных формах. Интерес
к музыке и достаточно развитый музыкальный
слух, говорят о музыкальности ребенка.
. Музыкальность формируется через музыкальную
деятельность детей. Существуют способности,
наличие которых необходимо ребенку для
выполнения конкретной деятельности –
слушания, исполнения, творчества. Такими
способностями являются:
1)способность целостного
восприятия музыки (внимательное
слушание и сопереживание художественного
образа в его развитии) и дифференцированного
(различение средств музыкальной
выразительности);
2)исполнительские
способности (чистота певческих
интонаций; согласованность движений
при игре на детских инструментах);
3)способности, проявляющиеся
в творческом воображении при
восприятии музыки, в песенных, музыкально
игровых танцевальных импровизациях.
Ветлугина выделила
основные умения и навыки музыкальной
деятельности:
1. Целостное и
дифференцированное восприятие
того или иного произведения,
ориентировка в нем. Целостное
восприятие предполагает правильную
эмоциональную реакцию на общий
настрой песни или пьесы. Ребенок
следит за развитием художественного
образа, выраженного комплексом
музыкальных средств в определенной
форме. Неоднократное прослушивание
позволяет воспринимать мелодию
дифференцированно, улавливать количество
ее характерных черт. Эти умения
помогают улучшать качество собственного
исполнения.
2. Сопереживание
чувств, настроений, выраженных в
музыке. Оно необходимо для выразительной
исполнительской деятельности.
3. Художественное
исполнительство. Детям доступно
умение проявить свое отношение
к исполняемому произведению; непринужденность,
естественность действий во всех
видах музыкальной деятельности;
относительная точность певческих
и музыкально – ритмических навыков.
4. Творческие проявления
детей. Создание новых образов
и действий.
5. Самостоятельные
действия. Умения действовать без
посторонней помощи.
Названные умения и
навыки способствуют реализации основных задач музыкального воспитания:
1. Воспитывать устойчивый
интерес и любовь к музыке,
закладывать основы музыкального
вкуса, развивать стремление совместно
исполнять песни, пляски, развивать
нравственные качества, эмоциональную
отзывчивость, музыкальные способности
и память.
2. Развивать способность
восприятия и исполнительства: целостное
и дифференцированное восприятие,
певческий голос, слуховой самоконтроль,
выразительность пения, образность
и ритмичность движений, умение
играть в ансамбле на различных
инструментах.
3. Знакомить с
простейшими сведениями о характере
музыки, ее развитии, изменении, о
сходных и контрастных построениях,
выразительных средств, о наличии
высоких – низких, долгих – коротких
звуков.
4. Развивать творческие
способности детей, приобщая их
к песенным импровизациям, инсценированию
игровых песен.
Названные выше задачи
конкретизируются в форме определенных видов музыкальной деятельности.(2,3)
Виды и формы
организации музыкальной деятельности
детей.
Первым и ведущим видом
в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие.
Слушание складывается из следующих действий:
-слушания произведений;
-слушания в процессе
разучивания песен, хороводов, танцев.
-слушания с целью
определения свойств звука в дидактических
играх.
Вторым видом музыкальной
деятельности является детское исполнительство. Пение является массовым
и доступным видом исполнительства. Песня
– ценное средство нравственно- эстетического
воспитания благодаря единству музыкального
и литературного текста. Еще одним видом
является ритмика. Музыкально
– ритмическая деятельность условно делиться
на две группы: восприятие музыки и воспроизведение
ее выразительных свойств и движений.
Первая группа действий связана с целостным
восприятием музыки, которое постепенно
дифференцируется, становиться более
точным. Ребенок выделяет отдельные наиболее
яркие средства – регистры, динамические,
темповые нюансы, метрическую пульсацию,
структуру произведения и т.д. Вторая группа
действий направлена на освоение двигательных
навыков в процессе музыкальных игр, хороводов,
танцев. При этом используются различные
движения: из области физических упражнений,
танца. Все музыкально – ритмические движения
выполняют общую задачу – добиться слитности
характера движения и музыки. Музыкальные
игры – ведущая форма организации ритмических
движений. В основе игры чаще всего музыка,
которая подсказывает ход действий сюжетной
игры, музыкальную характеристику персонажей.
Хороводы чаще всего проходят под народные
песни. Танцы построены на зафиксированных
движениях в определенной последовательности
и построении (пары, круг)- состоят из знакомых
элементов движений, которые повторяются
на припев.
Игра на
детских музыкальных инструментах. Сначала детей знакомят с различными
инструментами , называют их, обращают
внимание детей на тембровую окраску,
объясняют расположение высоких и низких
звуков, показывают приемы игры. Постепенно
в самостоятельной деятельности дети
осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны
такие исполнительские качества как: выразительность
воспроизведения, умение проявить свое
отношение к исполняемому произведению;
непринужденность, естественность действий
во всех видах музыкальной деятельности;
относительная точность певческих и музыкально
– ритмических навыков.
Третий вид деятельности
– детское музыкальное
творчество. В пении это импровизация
простейших мотивов, придумывание своих
мелодий на заданный текст. Танцевальное
творчество проявляется в умении комбинировать
знакомые элементы танца, создавать собственные
движения, придумать простой танец.
Четвертым видом является изучение элементарных сведений
о музыке. Этот вид деятельности не включен
в программу детского сада. Сюда включены
сведения, как общего, так и специального
характера.
Первая группа сведений
дает понять детям, что музыка всегда отражает
определенные чувства, мысли, она как бы
повествует о чем – то и поэтому так различна
по своему характеру, настроению. Детям
сообщается, что музыку создают композиторы,
народ.
Вторая группа сведений
связана с различными видами музыкальной
деятельности.
Ветлугина Н.А выделила
3 формы занятий:
Фронтальные занятия со всей группой детей.
Оно предусматривает следующую последовательность
детской музыкальной деятельности: в начале
занятия музыкально – ритмические упражнения,
вслед за ними слушание музыки, затем пение
и после этого музыкальная игра или танец.
Построение занятия
должно отвечать следующим требованиям:
1) Учитывать умственную,
физическую и эмоциональную нагрузки
детей;
2) Устанавливать
преемственность развития музыкальных
способностей в процессе приобретения
навыков, знаний, усвоения музыкальных
произведений;
3) Обеспечивать связь
и последовательность видов деятельности
и разучиваемого материала;
4) Быть вариативными
и соответствовать возрастным
возможностям детей, учебным заданиям.
Индивидуальные музыкальные занятия с детьми
строятся на основе тщательного изучения
педагогом возрастных и типологических
особенностей детей, анализа их поведения
и деятельности в коллективе, учета уровня
их физического, умственного и эстетического
развития, эмоционального жизненного
тонуса. Педагог – музыкант учитывает особенности
каждого ребенка и создает ему условия
для развития, оказывает индивидуальную
помощь, обучает и воспитывает ребенка.
Музыкальные занятия с небольшими группами
проводятся с детьми, у которых недостаточно
развиты музыкально слуховые представления,
музыкально – ритмическое чувство, с застенчивыми
детьми, которые могут проявлять себя
творчески, но боятся коллектива.(3)
На них решаются задачи
музыкально – сенсорного развития детей,
обучения различным способам выполнения
музыкальных заданий по пению, творческие
музыкальные задачи.
По каждой возрастной
группе имеется краткая характеристика
психофизических особенностей детей и
определены задачи нравственного, умственного
и эстетического и физического развития.
Общими требованием по всем возрастным
ступеням является воспитание любви, интереса
к музыке, эмоциональной отзывчивости,
а так же развитие музыкальных и творческих
способностей. Задачи, последовательно
усложняются, т.е. используется концентрический
способ построения программы.
Ветлугина Н.А отметила
черты, характеризующие произведения,
предназначенные для детей. При этом необходимо,
чтобы произведения:
-отбирались из
трех источников: народного музыкального
творчества, классики и современной
музыки;
– были проникнуты
гуманизмом;
– отличались проникновением
в мир чувств детей, отражали
их интересы, были образными;
– были яркими
запоминающимися, опирались на интонационно
– ладовый строй музыки;
– художественный
уровень должен отвечать требованиям
большого искусства.
Советовала использовать
народное творчество, его фортепианную
обработку и произведения композиторов,
написанные на национальной основе. Классическая
музыка так же представлена в репертуаре
программы. Известно, что композиторы
– классики проявили большой интерес к
созданию произведений для детей: Чайковский
И.П. «Детский альбом», Шуман Р. «Детские
сцены», Мусоргский М.П. «Картинки с выставки»
и т.д. . Для занятий ритмикой используется,
в основном народная музыка и музыка, написанная
для детей советскими композиторами.(2)
Для исполнения оркестром
Н.А.Ветлугина рекомендует использовать
произведения, выученные ранее из программы
по пению, слушанию или ритмике.
Для более полного восприятия
произведения детьми автор рекомендует
использовать наглядность. если речь идет
о литературном произведении( стихи, цитата
из текста песни) или о фрагментах из самого
музыкального произведения, то можно говорить
о слуховой наглядности , ибо она обращена
к слуху ребенка. При этом желательно использовать
технические средства, пластинки, магнитофонные
записи. Для зрительной наглядности могут
быть применены различные наглядные пособия
– литературный текст, условные обозначения,
карточки, соответствующие характеру
пьесы, движению мелодии.
Рекомендуется одно
произведение слушать несколько занятий
подряд, с каждым прослушиванием акцентируя
внимание на форме произведения, средствах
выразительности, ритме и т.д.
В разделе пение на
музыкальных занятиях акцентируется внимание
на использовании попевок – упражнений,
многократное повторение которых развивает
правильность и чистоту интонирования.
Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного
восприятия музыки необходимо обучать
дошкольников пению по нотам. Методика
обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном
букваре».(4)
«Музыкальный
букварь»
Задача «Музыкального
букваря»- заинтересовать детей музыкой,
развить их музыкальный слух. Подготовить
к пению по нотам.
Прежде всего, нужно,
чтобы ребенок научился слушать музыку,
и полюбил ее.
Книга состоит из четырех
разделов. Первый раздел –
донотный. Он содержит задания и упражнения,
направленные на различение ребенком
высоких и низких, долгих и коротких звуков,
движение мелодии вверх и вниз. Все это
ребенок усваивает на слух. Помещенные
здесь картинки дают наглядно- зрительное
представление.
Источник