Возрастные особенности музыкального развития ребенка в доу

Анастасия Малютина
Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности музыкального развития ребёнка.

Дети 3-4 лет

Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

Педагогу важно на занятиях с детьми этого возраста начинать использовать интегративный подход, поскольку у детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3х до 4х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Педагогу необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет для правильной организации интегративного подхода на музыкальных занятиях:

– преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания) ;

– чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность) ;

– наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера) ;

– ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию) ;

– ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям способ исполнения движения или песни, должен уметь вовлекать детей в совместную музыкально-творческую деятельность) ;

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

Дети 4-5 лет

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности.У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Однако внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

Диапазон голоса у четырёхлеток также невелик – в основном от «ре» до «ля» («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста всё ещё есть проблемы в звукопроизношении.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Дети 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления, что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.

Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках, театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах детского оркестра.

У детей данного возрастаболее совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет ещётребует очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети шестого года жизни:

– начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

– могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;

– могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;

Читайте также:  Костно мышечное развитие ребенка до года

– могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии;

– начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;

– выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами) ;

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности. Именно поэтому интегративность должна быть основным принципом организации музыкальных занятий с детьми данного возраста.

Дети 6-7 лет

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия.

В этот период у детейкачественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор.

Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Использование интегративного подхода на музыкальных занятиях с детьми данного возраста позволяют достигнуть следующих результатов.Дети 6-7 лет:

– могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;

– могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

– у детейсформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;

– могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;

способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок;

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

Источник

Возрастные особенности

 музыкального развития ребёнка

                   Консультация для родителей

                                                                                Подготовила и провела

музыкальный руководитель

Богатова Татьяна Владимирова

Возрастные особенности

 музыкального развития  ребёнка.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико.  Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие  ребёнка, побуждать к нравственно – эстетическим  переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных  ступеней – задача педагога.  В противном случае иногда  наблюдается отставание в развитии. Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

  1. Слуховое ощущение;
  1.  Музыкальный слух;
  1. Качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
  1. Простейшие навыки, действия в певческом и музыкально – ритмическом исполнительстве;

Отметим общие  тенденции возрастного развития…

Первый год жизни.

Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской,  у малыша на 10 – 12 день  возникают реакции на звуки.  На втором месяце ребёнок  прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки.               В 4 – 5 месяцев отмечается  у детей склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребёнок начинает реагировать  на источник, откуда раздаются раздаются  звуки, прислушиваться к интонации певческого голоса.                                                                                 С первых месяцев, нормально развивающийся ребёнок, отвечает на характер музыки, так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается.                                                                                                         К  концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением,  лепетом.                       Проявления  эмоциональной  отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют  осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

Читайте также:  Упражнения на коррекцию развития речи ребенка

Второй год жизни.

При восприятии музыки, дети второго года жизни проявляют ярко контрастные эмоции: весёлое оживление или спокойное настроение.                   Слуховые ощущения более дифференцированы: ребёнок различает низкий и высокий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску.              Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных  фраз песни.                                                                                                      Малыш в этом возрасте  овладевает простейшими движениями:        хлопает в ладоши, притопывает ножкой, кружится под звуки музыки.

Третий и четвёртый год жизни.

У детей этого возраста повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств  предметов и явлений, в том числе  и музыкальных . Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.                    Происходит переход от ситуативной  речи к связной, от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному, заметно укрепляется мышечно – двигательный аппарат.                                                                      У  ребёнка появляется желание заниматься музыкой,  активно действовать.  К  4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку, они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени, самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни

Этот год жизни ребёнка характеризуется активной любознательностью. Настаёт  период  вопросов: «Почему?», «Отчего?».                               Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения.                                                        Дети в этом возрасте   наблюдательны, способны определить: музыка весёлая, радостная, спокойная;  звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).                                                     Ребёнку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.                                             Голос в этом возрасте приобретает звонкость и подвижность.      Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого.                                                  Налаживается  вокально – слуховая координация.                                         Идёт освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков –  это даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах.           Одни стремятся по – своему исполнить роль, другие проявляют интерес только к одному виду деятельности, в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Читайте также:  История развития мелкой моторики ребенка

Шестой и седьмой год жизни

Этот период подготовки ребят к школе. На основе полученных  знаний и впечатлений о музыке, дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Дети способны в этом возрасте  к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.                        Ребёнок может  выразить наиболее яркие средства музыкального языка, и,  учитывая их, действовать, в соответствии с определённым образом , при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений.                                    Это способствует музыкально – слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам. У  детей 6 -7 лет  ещё более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется напевность, звонкость.Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются  ярче.                                                                                                        Музыкальное развитие – это результат формирования ребёнка в процессе активной музыкальной деятельности.                                                  Определённое значение имеют индивидуальные особенности каждого ребёнка.                          

Развитие происходит:

  1. В области эмоций от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;
  2. В области ощущения, восприятия и слуха от  отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
  3. В области проявления отношений от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
  4. В области исполнительской деятельности от действий по показу, подражанию к самостоятельным  выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.
  5. Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства  – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения  к музыке. Определённое значение имеют индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации  и целенаправленного обучения, поэтому мы ставим  перед собой задачи музыкального воспитания в детском саду, которые подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребёнка и строятся    с  учётом  своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.       Задачи музыкального воспитания:

  1. Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений;
  2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
  3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности и выразительности исполнения музыкальных произведений;
  4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо – высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и  выразительность движений;
  5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе  полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;
  1. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной  деятельности:  передаче характерных образов в играх и  хороводах, использовании  выученных танцевальных движений в новых  самостоятельно найденных сочетаниях, импровизации маленьких песен и  попевок.  
  1. Формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности и интересы каждого ребёнка.                               Необходимо помнить об индивидуально – дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги,            которые произошли в их развитии и воспитании.

Источник