Возрастные особенности музыкального развития ребенка таблица

Возрастные особенности музыкального развития ребенка таблица thumbnail

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

СП «Детский сад №35»

Консультация на тему:

“Возрастные особенности

музыкального развития детей”

Подготовила муз.руководитель:

Кузовкова А.В.

Сызрань 2020г

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее.

И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

hello_html_151e7fb0.jpg

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Ранний возраст (2-3 года)

При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое, оживленное или спокойное настроение. Слуховые ощущения: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (металлофон, барабан).

Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Ребенок овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Младший возраст (3-4 года)

Данный период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной. Заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. Очень важно использовать в этом возрасте интегративный подход, поскольку начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования.

Возрастные особенности музыкального развития детей

младшего возраста

Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.

Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.

Более интенсивно развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит — маленький или большой, какой инструмент звучит — бубен или погремушка и т. д.).

У детей активно развивается речь. Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевочки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому.

Средний возраст (от 4 до 5 лет)

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения. Именно поэтому необходимо шире использовать на занятиях

интегрированный подход.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Детям еще крайне важен показ и поддержка взрослого. У большинства детей в этом возрасте есть еще проблемы в звукопроизношении.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них еще не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а так же при исполнении многих движений.

Старший возраст (5-6 лет)

Шестой год жизни детей – это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения. Дети становятся более самостоятельнее, у них ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует большего использования на занятиях коммуникативных игр.

В старшем возрасте у детей развивается ловкость, точность, координация движений. У детей более совершенная речь: расширяется активный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным, что дает возможность использовать в более сложный и интересный репертуар.

Однако все перечисленные способности проявляются индивидуально, и в целом дети этого возраста требуют очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются и устают от монотонности.

Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

-могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок;

-могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте.

Таким образом, в каждом возрастном периоде ребенок развивается, приобретая новые и совершенствуя старые знания, умения и навыки, развивается речь, слуховое восприятие, динамику движений и многие другие качества, а музыкальные занятия и различная деятельность, связанная с музыкой, помогают развивать эти качества и знания.

Источник

Анастасия Малютина
Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности музыкального развития ребёнка.

Дети 3-4 лет

Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

Педагогу важно на занятиях с детьми этого возраста начинать использовать интегративный подход, поскольку у детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3х до 4х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Педагогу необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет для правильной организации интегративного подхода на музыкальных занятиях:

– преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания) ;

– чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность) ;

– наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера) ;

– ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию) ;

– ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям способ исполнения движения или песни, должен уметь вовлекать детей в совместную музыкально-творческую деятельность) ;

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

Дети 4-5 лет

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности.У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Однако внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

Диапазон голоса у четырёхлеток также невелик – в основном от «ре» до «ля» («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста всё ещё есть проблемы в звукопроизношении.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Дети 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления, что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.

Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках, театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах детского оркестра.

У детей данного возрастаболее совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет ещётребует очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети шестого года жизни:

– начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

– могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;

– могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;

– могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии;

– начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;

– выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами) ;

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности. Именно поэтому интегративность должна быть основным принципом организации музыкальных занятий с детьми данного возраста.

Дети 6-7 лет

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия.

В этот период у детейкачественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор.

Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Использование интегративного подхода на музыкальных занятиях с детьми данного возраста позволяют достигнуть следующих результатов.Дети 6-7 лет:

– могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;

– могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

– у детейсформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;

– могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;

способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок;

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

Источник

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет более младший.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
слуховое ощущение, музыкальный слух;
качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
Отметим общие тенденции возрастного развития.
Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых   ощущений   позволяют   осуществлять   музыкальное питание с самого раннего возраста.
Второй   год   жизни.   При   восприятии   музыки   дети   проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску  (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает   простейшими   движениями:   хлопает притопывает, кружится под звуки музыки.
Третий и четвертый год жизни. У детей  повышается чувствительность,   возможность  более  точного  различения  свойств  предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот   период   развития   характеризуется   стремлением   к   самостоятельности.   Происходит  переход  от  ситуативной  речи  к связной,   от  наглядно-действенного   мышления  к  наглядно-образному, заметно укрепляется  мышечно-двигательный аппарат. У    ребенка появляется   желание   заниматься   музыкой,   активно   действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями,   которые   позволяют   в   известной   степени   самостоятельно плясать и играть.
Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.
Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям  шире использовать их в играх и танцах. Одни   стремятся,   не   подражая   друг  другу,   по-своему   исполнить роль   (например,   в   сюжетной   игре),   другие   проявляют   интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.
Шестой  и седьмой  год жизни.  Это период подготовки  ребят к школе. На   основе   полученных   знаний и впечатлений дети   могут   не  только   ответить  на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать   музыкальное   произведение, разобраться в его выразительных   средствах,   почувствовать   разнообразные   оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.
У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Источник