Возрастные нормативы развития ребенка 6 лет
Возрастные нормы развития ребенка 6 лет
Дорогие родители! Сравните эти примерные нормы с тем, что умеет ваш будущий первоклассник. Скорее всего, он знает и умеет гораздо больше, но может быть, на что-то все – таки стоит обратить внимание и «подтянуть» его перед школой.
Моторное развитие
- Движение становятся более ловкими, энергичными и точными
- С удовольствием прыгает с разбега в высоту и длину
- Размахивается при метании предмета
- Ловит мяч одной рукой
- Может ходить боком по скамейке
- Умеет прыгать на месте, чередуя ноги
- Свободно рисует карандашом, вырезает ножницами любые формы
Сенсорное развитие
- Тщательно исследует предметы зрительно и осязательно
- Определяет и называет геометрические формы (ромб, овал и пр.)
- Правильно называет оттенки цветов (голубой, розовый фиолетовый, серый)
Умственное развитие
- Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части
- Последовательно называет дни недели, времена года
- может объединять предметы по общему признаку
- Может хорошо рассуждать, речь не косноязычная
Игровая деятельность
- Проявляет устойчивый интерес к игре
- Есть любимые игры и роли
- Сюжет игры отличается содержательностью и выразительностью
- В игре чаще отражает жизнь окружающих людей
Поведение
- Согласует свои действия с другими людьми
- Сознательно выполняет правила поведения, понимая их значения,
- Следит, чтобы правила поведения выполняли и другие дети
Навыки
- Самостоятельно умывается, одевается, пользуется столовыми приборами
- Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду
Возрастные нормы развития ребенка 7 лет
Дорогие родители! Сравните эти примерные нормы с тем, что умеет ваш будущий первоклассник. Скорее всего, он знает и умеет гораздо больше, но может быть, на что-то все – таки стоит обратить внимание и «подтянуть» его перед школой.
Моторное развитие
- Может быстро перестраиваться во время движения (равняться в колонне, шеренге, круге)
- Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе
- Может кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде
- Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис
- Хорошо умеет работать с разными материалами – бумагой, картоном, тканью
- Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком
Сенсорное развитие
- правильно называет простые и сложные геометрические формы
- Правильно указывает основные различия геометрических форм
- При рисовании правильно использует не только цвета, но и их оттенки
Умственное развитие
- Владеет прямым и обратным счётом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание
- Четко устанавливает причину и последствия событий, выделяет главное
- Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает
Игровая деятельность
- Создает планы игры, предпочитает групповые игры
- В процессе игры обобщает и анализирует свои действия
- Игра может продолжаться в течение нескольких дней
Поведение
- Переживает за свои и чужие поступки
- Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей
- Первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам
Навыки
1. Выполняет индивидуальные поручения. У него формируются трудовые навыки: убирает комнату, ухаживает за цветами
Источник
ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
– Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем промеривания или зрительного соотнесения.
– Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения.
– Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.
ПАМЯТЬ:
– Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий;
– по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.
ВНИМАНИЕ:
Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.
РЕЧЬ:
– Использует обобщающие слова;
– называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.
– Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
МАТЕМАТИКА:
– Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб.
– Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
– Правильно называет времена года, части суток.
– Различает правую и левую руку.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
– Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы.
– Копирует заглавные печатные буквы.
– Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела).
– Складывает бумагу более чем 1 раз.
– Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку.
– Определяет предметы в мешке на ощупь.
– Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками.
– Лепит из пластилина, шнурует ботинки.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
ОБЩАЯ МОТОРИКА:
– Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках.
– Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
– Аккуратно вырезает картинки.
– Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке.
– Бьет молотком по гвоздю.
– Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
– Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
– Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
– К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита.
– Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова).
– Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные.
– Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
– Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов.
– Умеет из неравенства делать равенство.
– Умеет писать и пользоваться математическими знаками.
– Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот.
– Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.
– Ориентируется на листе бумаги.
– Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.
Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Математические представления:
– Определяет время по часам.
– Называет цвета радуги.
– Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы.
– Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.
Память:
Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.
Мышление:
– Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.
Речевое развитие:
– Самостоятельно читает текст и передает его содержание.
– Умеет записывать простые слова.
Представления об окружающем мире:
Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Попова Евгения
Возрастные особенности развития детей 5–6 лет (старшая группа)
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий – вежливый, честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д., как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том,что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА:
Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках.Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например,может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Освоение времени все ещёне совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитиемелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя, рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластилина, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников,преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО!
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.
Источник