Возрастные нормативы психомоторного развития ребенка

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.
Что такое психомоторное развитие?
Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.
Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.
Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.
Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».
Основные периоды психомоторного развития
В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:
- с рождения до 1 месяца;
- с 1 до 3 месяцев;
- с 3 до 6 месяцев;
- с 6 до 9 месяцев;
- с 9 до 12 месяцев;
- с 1 года до 3 лет.
На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:
- генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
- наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
- экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
- сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
- тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
- социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
- материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
- недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.
На первом году жизни
На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.
- 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
- 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
- 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
- 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
- 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
- 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
- 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
- 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
- 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
- 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
- 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
- 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).
Нет ли отклонений?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст | Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие | Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев | Пассивная речь | Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие | Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры | Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения | Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь | Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие | Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры | Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения | Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки | Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года | Пассивная речь | Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь | Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие | Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры | Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения | Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки | Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.
Динамика развития с точки зрения врачей
Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.
Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:
- слабая подвижность, вялость мышц;
- вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
- пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
- равнодушие к игрушкам, неумение играть;
- скудость или полное отсутствие эмоций;
- задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
- невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
- отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
- проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.
После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.
- Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
- Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
- Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.
В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Поделитесь опытом, приходилось ли вам сталкиваться с проблемами в сфере психомоторного развития ребенка?
Источник
31.07.2019
Что такое психомоторное развитие для ребенка раннего возраста?
- развитие способности видеть, рассматривать, исследовать, узнавать предметы и объекты окружающей среды;
- способность узнавать и различать различные звуки;
- развитие двигательной сферы, способности к овладению двигательными навыками;
- развитие процессов внимания, памяти, мышления;
- развитие способности к взаимодействию, формирование
- психологической устойчивости.
Чему учится ребенок с 0 до 3 месяцев
- появляется улыбка, вокализации, двигательное оживление в ответ на общение со взрослым;
- многократно повторяет слоги, звуки – гулит;
- выражает неудовольствие на сильные звуковые и световые раздражители;
- поднимает и удерживает голову в вертикальном положении тела и лежа на животе;
- лежа на спине, поворачивается на бок;
- фиксирует взгляд на лице, игрушке и прослеживает движение;
- ищет источник звука поворотом головы.
Чему учится ребенок с 4 до 6 месяцев
- поворачивается со спины на живот, а затем и обратно;
- в положении на животе – уверенная опора на предплечья, а позже – на ладони выпрямленных рук;
- стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев;
- при поддержке за туловище, на твердой основе пружинит ножками;
- четко находит источник звука в пространстве поворотом головы;
- тянется к игрушке и рассматривает ее, держа в своей руке, перекладывает из руки в руку;
- частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками;
- громко смеется в ответ на эмоциональное обращение;
- узнает мать, радуется при ее появлении.
Как играть с ребенком в возрасте от 0 до 6 месяцев
Играя с ребенком, выполняя необходимые процедуры по уходу за ним, ласково разговаривайте, старайтесь поймать его взгляд, вызвать на общение. Сопровождайте свои действия песенками, потешками. Берите малыша на руки, плавно покачивайте, улыбайтесь ему – все это укрепляет взаимосвязь между мамой и ребенком.
Чему учится ребенок с 7 до 9 месяцев
- при подтягивании за руки поднимает голову, садится;
- самостоятельно сидит и встает на четвереньки, раскачивается, а затем ползет;
- самостоятельно встает, держась за опору, хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки;
- пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела;
- берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку;
- рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает и следит за игрушкой, которая упала вниз;
- ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки;
- ребенок узнает знакомого взрослого, появляется страх «чужого»;
- внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт – появляется стойкий познавательный интерес;
- появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги;
- появляется интонационно-выразительный лепет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да»; общается жестами;
- играет в «ладушки», «сороку», «прятки»;
- кивает головой, показывая согласие «да», отрицание «нет»;
- знает свое имя, поворачивается на голос;
- самостоятельно играет с различными игрушками, умышленно сбрасывает их и ждет, когда мама поднимет.
Чему учится ребенок с 10 до 12 месяцев
- появляются первые самостоятельные шаги без поддержки;
- уверенно и быстро ползает на четвереньках;
- появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами;
- собирает пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики, играет в кубики и др.;
- по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку;
- выполняет простые поручения;
- очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке;
- легко вступает в контакт, подражает действиям других людей;
- взаимодействует с другим ребенком, сопровождая это смехом или лепетом;
- по просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, любят похвалу;
- реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями по просьбе и самостоятельно;
- с удовольствием выполняет разные известные действия: «сорока», «ладушки», «до свидания»;
- по просьбе показывает части своего или чужого лица и тела;
- голосом или жестом сигнализирует о своих желаниях;
- ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери».
На что обратить внимание родителям
- отставание в росте, весе;
- при общении с близкими взрослыми не проявляет положительной эмоциональной и двигательной реакции;
- проявляет слабую или, наоборот, преувеличенно сильную реакцию на изменения внешнего мира (звуки, яркий свет и т.п.);
- ребенок не выполняет и не усваивает двигательные навыки в соответствии с возрастом;
- в выражении своих потребностей и желаний не используется указательный жест;
- не проявляет заинтересованности в контакте с близкими людьми, не выделяет чужих.
Чему учится ребенок с 1 года до 1,5 лет
- много ходит, приседает, может пятиться, перешагивает препятствия приставным шагом;
- может самостоятельно есть ложкой густую и жидкую пищу;
- повторяет ранее видимые действия в игре;
- ориентируется в формах: (шарик, кубик, кирпичики пр.);
- различает предметы по величине;
- обобщает предметы по существенным признакам (машинки, кубики);
- быстро расширяется запас понимаемых слов, увеличивается словарный запас;
- использует более сложные слова при общении.
Чему учится ребенок с 1,5 до 2 лет
- прыгает, бегает, перешагивает и обходит препятствия;
- ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см;
- частично надевает вещи с помощью взрослого;
- понимает рассказ по картинке,
- отвечает на простые вопросы;
- выполняет несложные постройки из кубиков— домик, ворота и т.п.;
- обозначает действия двумя словами, использует глаголы.
На что обратить внимание родителям
- ходит на носочках; походка неуверенная, покачивающаяся; часто натыкается на предметы;
- низкий познавательный интерес к окружающему миру, стремление к одиночеству;
- ребенок не интересуется игрушками, не подражает действиям взрослого;
- не откликается на свое имя, не использует речь для общения;
- бурно реагирует на запреты (падает на пол, бьется головой …)
Чему учится ребенок с 2 до 2,5 лет
- перешагивает препятствия высотой 15 – 20 см чередующимся шагом;
- правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть
- частично или полностью самостоятельно одевается;
- употребляет в речи прилагательные и местоимения, а затем – сложные предложения с придаточными;
- начинает задавать вопросы «где?» «когда?»;
- понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого;
- подбирает по образцу и просьбе предметы основных геометрических форм, основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый;
- выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их;
- усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии.
Чему учится ребенок с 2,5 до 3 лет
- перешагивает препятствия высотой в 30 см, чередующимся и приставным шагом;
- полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого;
- при необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком;
- часто задает вопросы «почему?», «зачем?»;
- по назначению использует предметы в игре;
- правильно показывает и называет основные цвета;
- появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.;
- появляются элементарные рисунки, начинает лепить простые фигурки из пластилина.
На что обратить внимание родителям
- отставание в росте, весе, психическом и моторном развитии;
- частые падения, неспособность перешагивать через препятствия;
- потеря интереса к играм;
- затрудненные манипуляции с мелкими предметами;
- неспособность понимать и выполнять простые просьбы;
- трудности взаимодействия (речевого, жестового и т.д.);
- трудности овладения навыками самообслуживания.
Организация развивающей среды
Развивающая среда должна быть:
- безопасной;
- доступной;
- в меру упорядоченной;
- с возможностью двигательной активности;
- легко транcформируемой;
- с местом для спокойных игр, творчества, рисования и т.п.;
- с достаточным количеством игрушек и бытовых предметов, которые можно использовать в игре.
Все дети растут и развиваются по-разному
Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека.
Благополучное психомоторное развитие ребенка является фундаментом для формирования гармоничной личности. Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное общение ребенка с матерью и членами семьи, укрепление привязанности, создание безопасной, принимающей среды.
Родители всегда могут обсудить процесс развития своего ребенка с врачом, психологом, специалистом по раннему развитию.
Служба ранней помощи Лекотека
На базе отделения лечебной педагогики и реабилитации Центра психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» г. Тулы работает лекотека. Лекотека – это служба ранней помощи ребенку; служба психологического сопровождения, специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с особенностями развития (до 4-х лет).
В лекотеке взаимодействие родителей с ребенком происходит при содействии и под руководством специалистов – педагогов, психологов – в естественной для раннего возраста игровой среде, эффективными игровыми методами. Семьи с маленькими детьми получают в лекотеке разностороннюю квалифицированную помощь и поддержку, малыши – необходимую среду для полноценного общения.
Посредством игры специалисты проводятся занятия:
- по сенсомоторной коррекции, которые активизируют двигательную сферу, сенсомоторную активность детей; способствуют формированию пространственных представлений, развитию общей и мелкой моторики, регуляции мышечного тонуса и обогащению эмоционального опыта в процессе деятельности, что, в конечном итоге, формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка;
- по игровой терапии – в ходе игры у малыша развиваются основные формы мышления, воображение, коммуникативные навыки, речь; в игре малыш учится всему без усилий и с удовольствием;
- по формированию коммуникативных навыков – у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения.
Важным направлением работы с детьми раннего возраста является организация детско-родительских групп, где дети вместе с родителями, используя игру, учатся эффективно взаимодействовать, общаться в процессе деятельности.
Что почитать по развитию ребенка
- Эрнест Кипхард. «Как развивается ваш ребенок».
- Яничева Т.Г. «Полезная книга для хороших родителей: ответы психологов на вопросы родителей».
- Жукова О. «Самоучитель для родителей» (от рождения до трех лет)
Подготовлено на основании материалов презентации Сапожниковой Галины Павловны, психолога службы ранней помощи Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и центра психолого-медико-социального сопровождения “Валеоцентр”.
Фото из свободных источников
Источник