Возрастные этапы в психическом развитии ребенка в отечественной психологии
Периодизация — деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом. В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме, и в психологии ребенка происходят изменения, возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития.
Д. Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития таковы:
Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:
1. Младенчество (от рождения до одного года жизни); ввд – эмоц. общение с мамой.предметно-манипулятивная деят. В 2-2,5 месяца у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция. К 6 мес., ребенок узнает маму. К году у ребенка начинает возникать потребность в вербальном общении.(Заканчивается кризисом прямохождения).
2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет); Ребенок овладевает действиями с ложкой, карандашом, ведром, носовым платком и др. Это операционально-техническая фаза. действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов.. Но к 3 годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять “Я”, “Я сам”.
3. дошкольный возраст (от 3 до 6 лет); игра Стремление к самостоятельности, ролевые игры, имитирующую отношения людей в процессе труда. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.
4. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет); учебная деят. Это фаза в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать. формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими. он хочет подражать поведению взрослых;
5. Подростковый возраст (от 11 до 16 лет); общение со сверстниками. Возникает “чувство взрослости” – особая форма новообразования сознания, через которое под росток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения. Здесь важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых
6. юношеский возраст (от 16 до 25 лет). Учебно профессиональная деят. У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется само сознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет.
7. взрослый(25-…) предметно-трудовая деят
Каждый период заканчивается кризисом. Причина кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают.
Жизненный путь личности. Характеристика психических новообразований на различных этапах психического развития в дошкольном возрасте.
Жизненный путь-впервые понятие жизненный путь личности выдвинула Ш. Бюлер. Она выделила три линии жизненного пути. Первая линия – объективная логика жизни, как последовательность внешних событий. Вторая линия – смена переживаний этих событий. Третья линия – результаты деятельности человека. Ш. Бюлер считала, что в жизни личностью движет стремление к самоосуществлению и творчеству. В качестве основы объяснения жизни она взяла понятие “событие”, выделив внешние и внутренние. Почти одновременно с Ш. Бюлер, П. Жане стремился определить жизненный путь как эволюцию самой личности, как последовательность возрастных этапов ее развития, этапов ее биографии.
Жизненный путь личности глубоко рассматривался С.Л. Рубинштейном. Он считал, что понятие жизненный путь личности отражает сущность человеческой личности, которая находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.
Новообразования. Д. Б. Эльконин считал, что это:
1) возникновение первого схематичного цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы.
2) возникновение первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими: «Красивое не может быть плохим»;
3) возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям;
4) возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.
Источник
Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии
Существуют разные возрастные периодизации развития. Поскольку каждый автор периодизации заложил различные критерии для определения возрастных границ, они выделяют разные периоды и периоды по-разному называются.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Первой группе характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов.
0-8 мес. – 2,5 года – беззубое детство
2,5 – 6,5. лет – детство молочных зубов
6,5 и старше – детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)
2. Второй группе характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.
1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, – поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
0 – 1 год оральная стадия (эрогенная зона – слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши – собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного “Оно” формируется “Я” ).
1 – 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – “Сверх-Я” как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).
3 – 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования “Сверх-Я”.
5 – 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из “Оно”, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
12 – 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры – системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций – системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально – логических операций.
Основной критерий – интеллект.
– от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название “сенсомоторный”).
– от 2 до 7 лет дооперациональная стадия – мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
– от 7 до 12 лет стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения.
– от 12 лет – стадия формальных операций – формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития
Стадия развития
Нормальная линия
Аномальная линия
0 – 1 год – раннее младенчество
социальное качество – надежда
- доверие к людям, к окружающему миру.
- взаимная любовь, связь ребенок – родитель
- удовлетворение потребности в общении с родителями
- недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
1-3 года – позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество – воля
- самостоятельность
- уверенность в себе
- сомнения в себе
- гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет – возраст игры
социальное качество- целеустремленность
- инициативность
- активность, живое воображение
- подражание взрослому
- признаки полоролевого поведения
- чувство вины
- пассивность
- отсутствие инициативы
- отсутствие признаков полоролевого поведения
5-11 лет среднее детство социальное качество- компетентность
- стремление к достижению
- трудолюбие
- развитие познавательных и коммуникативных навыков
- чувство собственной неполноценности
- избегание сложных заданий, ситуаций соревнования
- слаборазвитость познавательных и трудовых навыков
- конформность
11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность
- эгоидентичность (собственная уникальность)
- жизненное самоопределение
- поиск себя
- формирование мировоззрения
- половая поляризация в формах поведения
- диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)
- путаница ролей
- смещение временных перспектив
- смешение форм полоролевого поведения
20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество – любовь
- интимность
- стремление к контактам с людьми
- желание и способность посвятить себя другим людям
- рождение и воспитание детей
- изоляция
- избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека – трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) – 60 лет средняя взрослость социальное качество – забота
- творчество (особенно в труде)
- продуктивная и творческая работа над собой и другими
- застой (особенно в труде)
- эгоизм, эгоцентризм
- непродуктивность в работе
- ранняя инвалидность
3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.
1) В.И. Слободчиков
1 ступень – оживление (0-12мес)
2 ступень – одушевление (11-12мес – 5-6 лет)
3 ступень – персонализация (5,5 – 18 лет)
4 ступень – индивидуализация (17-42года)
2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие “ведущая деятельность” было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Источник
Рейтинг материала:
5,0 (голосов: 2)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов Выполнила Резанова С.Е.
2 слайд
Описание слайда:
Возраст – ограниченный хронологическими рамками отрезок жизни человека, стадия его развития. Принято различать паспортный, биологический и психологический возраст. Психологический возраст – это достигнутый уровень психического (возрастного и функционального, по А. В. Запорожцу) развития ребенка, который определяется социальной ситуацией развития и вытекающими из нее характерными видами деятельности, особенностями общения ребенка с окружающими, т.е. местом ребенка в системе общественных отношений Возрастная периодизация психического развития − разделение детства (или всего жизненного пути человека) на отдельные стадии, эпохи, периоды психического развития, выделение психологических возрастов на основе некоторого правила (признака). Сегодня наиболее обоснованным и разработанным является представление о системе критериев возрастной периодизации. Такой подход к решению проблемы возрастной периодизации наиболее полно отражает объективные закономерности, т.к. позволяет учитывать изменения роли социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований на протяжении каждого возрастного этапа.
3 слайд
Описание слайда:
Для современной психологии уже давно не является секретом факт того, что человек в процессе своего развития и формирования проходит ряд этапов, которые отличаются друг от друга по уровням: физического; психического; духовного; и интеллектуального развития. Иначе говоря, процесс роста и развития сопровождается определенными изменениями в функционировании организма, что позволяет отличать один этап от другого. И эти изменения имеют прочную связь с возрастом. Такая концепция получила название возрастная периодизация.
4 слайд
Описание слайда:
В своих работах многие ученые и деятели от психологии рассматривали этапы возрастной периодизации: З. Фрейд, Ю.Б. Гиппенрейтер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Ю.Б. Гиппенрейтер Л. С. Выготский Д. Б. Эльконин
5 слайд
Описание слайда:
З. Фрейд
6 слайд
Описание слайда:
Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Теория отечественного ученого строилась на том, что определенному этапу развития (под этим подразумевается возраст, психический и физический уровень развития) соответствует определенный вид ведущей деятельности (ВД). Где под ведущей деятельностью понимается тот вид деятельности, в рамках которого происходит приобретение психических новообразований.
7 слайд
Описание слайда:
Периодизация возрастного развития, предложенная Д. Б. Элькониным, как представителем культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, имеет ряд особенностей и ключевых понятий. Развитие личности, ее становление непрерывны и обусловлены социальным взаимодействием. Лишь благодаря социальному взаимодействию и практической деятельности ребенок развивается психически. Социально обусловленное общение взрослого и ребенка (даже если речь идет об обучении взаимодействию малыша с предметами, как, например, на втором этапе, называемом “раннее детство”) позволяет последнему опосредованно усваивать социальные границы, мораль, роли, стереотипы действий и т.д.
8 слайд
Описание слайда:
Итак, возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 этапов Младенческий. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее- ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь, с мамой с помощью жестов, мимики и звуков. Близкое эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.
9 слайд
Описание слайда:
Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т.д. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипуляций с предметами. Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода – ролевая игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.
10 слайд
Описание слайда:
Младший школьный возраст. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится контролировать свое поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность (сидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самоконтроль (отложить игру и делать домашнее задание) и внутренний план действий (выстраивать порядок выполнения домашнего задания). Подростковый возраст. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка – то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность – быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.
11 слайд
Описание слайда:
Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Ребята чаще задаются вопросами: “Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет?” ВД – учебно-профессиональная. Появляется ответственность за свое будущее. Разработанная Д. Б. Элькониным возрастная периодизация позволяет лучше понять мотивы ребенка каждого возраста, помогая родителям и воспитателям обеспечить его всем необходимым для полноценного развития.
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л.С. Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития» (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность. Раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов. Возрастная периодизация Л.С. Выготского
14 слайд
Описание слайда:
Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги – переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа: предкритический – отказ от прежних форм отношений и поведения; критический – идет поиск новых форм поведения; посткритический – отработка усвоенных форм поведения. Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный).
15 слайд
Описание слайда:
Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период. Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому: Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца – 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения. Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность: «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются: жест, ходьба, речь.
16 слайд
Описание слайда:
Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам». Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких- либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте. Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка. Необходимо, на мой взгляд, отметить, что в отношении 7-летнего кризиса всеми исследователями отмечалось, что, наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.
17 слайд
Описание слайда:
Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет).Чувство взрослости – ощущение своей личности, развитие самосознания. Отмечается снижение продуктивности умственной работы учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой высшей форме.
18 слайд
19 слайд
20 слайд
Описание слайда:
Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов
21 слайд
Описание слайда:
Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.): Новорожденный до 10 дней. Грудной возраст 10 дней – 1 год. Раннее детство 1–2 года. Первый период детства 3–7 лет. Второй период детства 8—12 лет для мальчиков, 8—11 – для девочек. Подростковый возраст 13–16 лет для мальчиков, 12–15 – для девочек. Юношеский возраст 17–21 год для юношей (мужчин), 16–20 – для девушек (женщин). Средний (зрелый) возраст: первый период 22–35 лет для мужчин, 21–35 – для женщин. второй период 36–60 лет для мужчин, 36–55 – для женщин. Пожилой возраст 61—74 года для мужчин, 56–74 – для женщин. Старческий возраст 75–90 лет для мужчин и женщин. Долгожители старше 90 лет.
22 слайд
Описание слайда:
Периодизация Дж. Биррена (Birren, 1980): Первая фаза младенчество, до двух лет. Вторая фаза дошкольный возраст, 2–5 лет. Третья фаза детство, 5—12 лет. Четвертая фаза юность, 12–17 лет. Пятая фаза ранняя взрослость, 17–25 лет. Шестая фаза зрелость, 25–50 лет. Седьмая фаза поздняя зрелость, 50–75 лет. Восьмая фаза старость, от 75 лет и далее.
23 слайд
Описание слайда:
Международная классификация (Квинн, 2000): младенческий возраст от рождения до трех лет; раннее детство 3–6 лет; детство 6—12 лет; подростковый (юношеский) возраст 12–18 лет; молодость 18–40 лет; зрелый возраст 40–65 лет; пожилой возраст от 65 лет и далее.
24 слайд
Описание слайда:
Периодизация Д. Бромлей (Bromley, 1966) выделяет пять циклов развития: утробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий. Так, цикл «утробный» состоит из четырех стадий: зигота, эмбрион, плод, момент рождения. Цикл «детство» состоит из трех стадий: младенчество (от рождения до 1 8 месяцев), дошкольное детство (18 месяцев – 5 лет), раннее школьное детство (5—11–13 лет). Цикл «юность» состоит из двух стадий: старшее школьное детство (11–15 лет), поздняя юность (15–21 год). Цикл «взрослость» состоит из четырех стадий: ранняя взрослость (21–25 лет), средняя взрослость (25–40 лет), поздняя взрослость (40–55 лет), предпенсионный возраст (55–65 лет). Цикл «старость» начинается в 65 лет и включает в себя три стадии: отставка (65–70 лет), старый возраст (70 лет и старше), «финиш», включающий в себя период старческих болезней и умирания.
25 слайд
26 слайд
27 слайд
28 слайд