Возрастной портрет развития ребенка в и

Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 3-4 лет
– воспринимают только наиболее яркие свойства предметов;
– воспринимают предмет без попытки его обследования.
1.2 Особенности памяти
– память непроизвольная, образная;
– преобладает узнавание, а не запоминание;
– хорошо запоминают то, что непосредственно связано с деятельностью, интересно и эмоционально окрашено;
– запомнившееся сохраняется надолго.
1.3 Особенности внимания
– не способны длительное время удерживать внимание на одном предмете;
– быстро переключаются с одной деятельности на другую.
1.4 Особенности мышления
– способны решать практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий;
– выражено наглядно-действенное мышление;
– начинает формироваться наглядно-образное мышление: происходит постепенный отрыв действий от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
– мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят на фоне манипуляции с предметами;
– могут решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации.
1.5 Особенности воображения
– преобладает воссоздающее воображение: способны воссоздать образы из сказок и рассказов взрослого;
– характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного;
– фантастические образы эмоционально насыщены и реальны для ребенка.
1.6 Особенности моторики
– действуют с предметами;
– способны бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч;
– способны прыгать и стоять на одной ноге;
– сохраняют равновесие при качании на качелях;
– держат карандаш пальцами; собирают и строят из кубиков.
1.7 Особенности речи
– интенсивное развитие речи;
– определяют цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения;
– знают назначение основных предметов;
– понимают степени сравнений (самый близкий, самый большой);
– определяют пол людей по роли в семье (он – папа, она – мама);
– понимают время, используют прошедшее и настоящее время;
– считают до пяти;
– слушают длинные сказки и рассказы;
– выполняют двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»);
– формируется регулирующая функция речи: ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняет его требования;
– начинают употреблять сложные придаточные предложения;
– появляются вопросы «Почему?», «Когда?», «Что?»
2. Особенности общения и поведения
2.1 Взаимодействие со сверстниками
– играют скорее рядом, чем активно вступают во взаимодействие;
– начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;
– общение со сверстниками сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям;
– общение раскованное и непосредственное;
– учатся манипулировать сверстниками;
– начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников;
– могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения;
– конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.
2.2 Взаимодействие с педагогами
– стремятся к самостоятельности, но не могут справиться с задачей без помощи взрослого;
– положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
2.3. Взаимодействие с родителями
– концентрируют внимание и любовь на родителе противоположного пола;
– испытывают антагонизм и конкуренцию к родителю своего пола;
– любят близких, они очень значимы, но он не могут не злиться на них из-за ограничений свободы;
– интерес к миру взрослых.
2.4 Соблюдение социальных и этических норм
– складываются оценочные суждения (хороший, плохой) сначала как подражание оценкам взрослого, затем, как выражение отношения ребенка к себе и другим.
2.5 Саморегуляция поведения
– поведение ситуативное;
– подчиняются инструкции взрослого, выполняют его требования;
– формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения.
3. Особенности игровой деятельности и навыков самообслуживания
3.1 Особенности действия с предметами
– игра становится ведущим видом деятельности;
– начинают вовлекать в игру предметы, замещающие реальные;
– называют предметы-заместители в соответствии с их игровым назначением;
– осваивают орудийные действия, формируются первые трудовые умения и навыки.
3.3 Особенности навыков самообслуживания
– развиваются навыки самообслуживания и самостоятельности;
– формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы
4.1 Личностные характеристики
– активность, неутомимость, постоянная готовность к деятельности;
– умеют гордиться успехами своих действий;
– умеют критически оценить результаты своего труда;
– формируется способность к целеполаганию: могут более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия;
– развивается интерес и навыки контроля эмоций;
– способны манипулировать окружающими.
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)
– начинают отделять действия от предмета и себя от своих действий;
– возникает личностное действие и сознание «Я сам».
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)
– инициируют разговоры о чувствах;
– развивается интерес и навыки к контролированию эмоций;
– – проявляют сильные эмоциональные реакции (как положительные так и отрицательные) на сны.
Источник
Каждый ребенок проходит возрастные этапы развития, которые сопровождаются умственными, физическими, личностными изменениями. Кроме того, по ходу возрастного развития ребенка осваиваются новые навыки и умения, приобретаются знания и формируются черты характера. Чтобы воспитание было эффективным, оно должно соответствовать возрастному развитию ребенка. Давайте обсудим основные нормы развития ребенка.
Этапы возрастного развития ребенка
Принято считать, что существуют основные этапы развития ребенка:
- от зачатия до родов – внутриутробный возрастной этап;
- от рождения до года – младенчество;
- от года до трех лет – ранний возрастной этап;
- от трех до 7-ми лет – дошкольный возрастной этап;
- от 7-ми до 12-ти лет – младший школьный возраст;
- от 12-ти до 16-ти лет – старший школьный возраст.
Развитие ребенка в младенческом возрасте
Скажем немного о внутриутробном развитии малыша, так как этот период имеет большое значение и откладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Именно во внутриутробный период происходит закладка основ систем и органов, малыш учится слышать, видеть и дышать. Уже на 14-й неделе ребенок запоминает звучание голоса своей мамы, слышит музыку. Для правильного развития ребенка в младенческом возрасте, еще в период беременности важно ласково разговаривать с ним, слушать спокойную классическую музыку.
Возрастное развитие ребенка в младенческом возрасте проходит следующим образом:
- Физиологические показатели в момент рождения: вес 3-4 кг, рост 48-55 см.
- Новорожденный малыш сильно подвержен влиянию окружающей среды, уязвим и не защищен. Поэтому для него крайне необходим правильный уход, обеспечение комфортных и удобных условий. В грудничковый период малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру, обстановке в комнате и к близким людям, он стремится к познаниям. Основным источником информации для малыша являются тактильные ощущения, он стремится все пощупать и попробовать.
- Во втором полугодии кроха обращает внимание на цвета, его интересуют яркие предметы. Также малыш воспринимает пространство и начинает в нем ориентироваться.
- С 7-ми месяцев ребенок способен перекладывать мелкие предметы, а к году уже способен использовать предметы по назначению.
Возрастные нормы развития ребенка 1-3 лет
В возрастной период от 1 до 3-х лет ребенок вырастает еще на 25 см, а в весе прибавляет до 4 кг. Основным для ребенка в этот период выступает социальное взаимодействие. Малыш не только учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, но также осваивает способы знакомства, принципы дружбы и пр.
К трем годам у крохи проявляется стремление к самостоятельности, он пытается быть независимым от родителей. Также малыш уже осознает себя как отдельную личность и учится оценивать свои действия и прогнозировать ситуации. Практически каждый трехлетний малыш – большой фантазер.
В согласии с нормами развития ребенка 1-3 лет, он должен уметь:
- сооружать башню из кубиков;
- бить ногой мяч;
- складывать крупные, простые пазлы;
- проявлять исследовательский интерес к предметам и окружению (ломать игрушки для осмотра содержимого и пр.);
- складывать простые предложения из 5 слов;
- выполнять несложные задания взрослых;
- рисовать вертикально прямую линию;
- называть части своего тела и показывать их;
- рассказывать четверостишья;
- самостоятельно проситься в туалет;
- раздеваться и одеваться при некоторой помощи родителей;
- самостоятельно кушать из тарелки и пить из чашки;
- резать бумагу ножницами;
- мыть и вытирать ручки.
Непременным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является кризис 3 лет, который в каждом отдельном случае может протекать по своему сценарию. У большинства малышей кризис проявляется упрямством, негативизмом и агрессией к окружающим, у отдельных деток преобладает уступчивость и сострадание.
Трехлетние малыши остро нуждаются в одобрении взрослых и похвале. У них активно происходит развитие речи и мышления. Самым важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является игровой процесс, через который малыш познает мир и усваивает информацию.
Возрастные нормы развития ребенка-дошкольника
К дошкольному возрасту относится период от трех до семи лет. Именно в этот период происходит закладка личностных качеств характера малыша, и формируются личностные механизмы поведения. Чаще всего он старается быть похожим на собственных родителей. Ребенок остро нуждается в общении со сверстниками.
От трех до семи лет у ребенка происходит активное развитие всех психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления и пр. Малыш готовится к школе, практикует выполнение различных заданий, учится брать на себя ответственность и выполнять посильные обязанности в семье.
Дети в этот период способны логически мыслить и делать верные умозаключения.
Важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка-дошкольника является кризис 6-ти лет. У ребенка преобладает демонстративная форма поведения, его настроение неустойчивое, негативные и радостные эмоции быстро сменяют друг друга, ребенок часто манерничает и кривляется. Также в этот период происходит быстрый рост ребенка, он вытягивается, изменяются пропорции тела, заменяются молочные зубы.
Ребенок в этом возрасте знает:
- геометрические фигуры;
- различия предметов по цвету и форме;
- понятия длины, высоты и величины;
- математические знаки, числа и буквы;
- счет до 10 и обратно.
Также ребенок способен легко находить лишние предметы, составлять рассказ по картинке, вести монолог и диалог.
Младший школьный возрастной этап
Возрастные нормы развития ребенка школьного возраста таковы:
- он чувствует себя «взрослым» и ведет себя соответственно;
- авторитет родителей снижается;
- он способен планировать свою деятельность, выполнять правила и принимать новые социальные порядки.
В период старшего школьного возрастного этапа развития ребенок готовится к вступлению во взрослую жизнь, однако в его поведении еще присутствуют детские манеры и поступки. Также к этому периоду возрастного развития ребенка относится пора полового созревания, и в организме и личности подростка происходят множественные изменения, что требует понимания и участия со стороны родителей.
Источник
Возрастные особенности детей 2–3 лет
В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития. Зная особенности конкретного возраста, родители и воспитатели смогут более точно понять потребности своего чада, помочь ему освоить необходимые навыки, обеспечить для этого нужные условия.
Каждый ребенок уникален и развивается по-своему, но есть нечто общее, позволяющее дать характеристику детям.
Это – возрастные особенности.
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста.
Помимо того, что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трёх лет.
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, – и хорошему, и плохому; и правильному, и не правильному.
Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
Речь находится на стадии формирования; Внимание, мышление, память – непроизвольны.
Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы “Что это?”. Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает “нет” на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: “Когда мы придем домой, я буду…”. Понимает вопросы типа: “Что у тебя в руках?”. Слушает объяснения “как” и “почему”. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: “Сначала вымоем руки, затем будем обедать”.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Источник