Возрастное развитие ребенка до поступления в школу
Статья «Особенности развития ребенка до поступления в школу».
«Дошкольный возраст – период первоначального фактического склада личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в это время развиваются эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психологического развития, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Появляются и новые мотивы – достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с удваивающимися в это время моральными нормами.
В сфере ощущений отмечается существенное снижение всех видов чувствительности. К 6 годам развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
Внимание. Наблюдается переломный момент. Дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание, так как трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности. Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность. Развивая и повышая устойчивость внимания ребенка, мы помогаем ему овладеть навыком сосредоточенности и стать более усидчивым. Хорошо развитое внимание у ребенка – залог успешного обучения в школе!
Память. В старшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес. Однако у детей дошкольного возраста прочность запоминания возрастает. Развивается произвольная память. Она проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Важной особенностью этого возраста является обстоятельство, что перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Ребенок начинает использовать различные приемы для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.
Воображение. Воображение служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании.
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Дети делают попытки провести анализ пространственных ситуаций.
Мышление. Воображение, развитие пространственных представлений во многом характеризуют процесс формирования мышления. Этот возраст благоприятен для развития форм образного мышления. В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие умений и навыков, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействия на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, то есть наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным к наглядно-образному мышлению, которое характеризуется тем, разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, баз применения практических действий. Высшая форма – наглядно-схематическое мышление – умение использовать для решения задач схематическое изображение. Она основана на логическом мышлении.
Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации 3 способами:
Используя наглядно-действенное мышление;
Используя наглядно-образное мышление;
Используя логическое мышление.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В этом возрасте происходит изменения и в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка. Ребенок становится более активным в поиске новой информации, и большое значение придает оценке своих действий взрослыми.
Дети начинают сравнивать себя с другими детьми, и это является основой для первоначальной самооценки. В 6 лет самооценка не дифференцирована – завышена. К 7 годам дифференцируется и несколько снижается. Это приводит к тому, что ребенок 6-7 лет рассматривает оценку взрослыми результатов отдельного действия, как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний в этом возрасте должно быть ограничено.
Возникает вопрос готов ли организм 6-7 летнего ребенка к школьным нагрузкам.
Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 6-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (7 годам) эта перестройка еще не закончена и в школьные годы продолжает активное физиологическое развитие.
Поэтому ученые делают вывод, что по функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению. В то же время он очень чувствительным к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению, чем младше ребенок, тем труднее ему со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в здоровье.
Нужно помнить, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст не всегда соответствует биологическому: один ребенок по своему физическому и психологическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка не по силам.
Используемые источники:
1. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.
3. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
4. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр “Академия”, 1999.
5. Романович О. А., Кольцова Е. П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет. – Издательство «Владос», 2014
Интернет источники:
1.https://centr-tor.ru/eto-interesno/vozrastnaya-psikhologiya/25-psikhologicheskaya-kharakteristika-doshkolnogo-vozrasta-3
2. https://gaidarovka-metod.ru/index.php?id=608&option=com_content&view=article
Источник
План
1. Значение первых шести лет жизни ребенка для дальнейшего развития личности.
2. Общая характеристика первых шести лет жизни ребенка.
3. Развитие познавательной сферы ребенка к поступлению в школу.
4. Развитие речи. Особенности общения ребенка первых шести лет жизни с ровесниками и старшими.
5. развития моторики и деятельности ребенка к поступлению в школу.
6. Становление личности ребенка первых лет жизни.
Основные понятия
Пищевое, слуховое и зрительное сосредоточение, конвергенция глаз, комплекс оживления, акт хватания, предметные действия, лепет, манипулирование предметами, наглядно-действенное мышление, мотивирующие представления, речевое общение, эмоциональное общение, акт ориентации в предметах, кризис трех лет, ролевая игра, сенсорные эталоны, наглядно-образное мышление, подчиненные мотивы поведения и деятельности, внутренние этические инстанции.
Рекомендуемая литература
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989. – С. 56-89.
2. Богданова Т. Диагностика познавательной сферы ребёнка. -К., 1996. – 68 с.
3. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч .: В 6 т. – М., 1984. -Т.4. – С. 244-269, 318-340.
4. Выготский Л.С. Кризис трёх лет / / Там же. – С. 367-376.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М., 1991. – С. 29-84.
6. Заброцький М.М. Возрастная психология – М., 1998. – С. 27-41.
7. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991. – 221 с.
8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. -С. 75-103.
9. Манова-Тома В. Психологическая диагностика раннего возраста. -К., 1978. – 165 с.
10. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1986. – С. 73-261.
11. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет). – М., 1960. – С. 93-293.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. – С. 151-168,
138-293.
1
Период от рождения до поступления в школу является важным потому, что от него зависит будущее развитие человека. Этот период характеризуется исключительно интенсивным развитием детского организма и особенно быстрым развитием мозга. Мозг новорожденного ребенка весит примерно 350 г, что в четыре раза меньше, чем мозг взрослого человека. Но до 7 месяцев вес мозга удваивается, а к 2-3 годам – утраивается. Во время усиленного роста формируется очень сложная и тонкая внутренняя конструкция мозга, его нервных центров, а также клеточных полей коры полушарий головного мозга и нервных путей. Это период усиленного созревания высших отделений нервной системы. Известно, что самое благоприятное время для влияния на формирование психики и для воспитания наступает именно тогда, когда соответствующие функции находятся в процессе созревания. Некоторые периоды развития особенно чувствительными к определенным воздействиям среды (сензитивными). Период от рождения до поступления в школу – это оптимальное время для развития процесса хождения, начального овладения процессом речи, начального эмоционального предпочтения. Именно в этот период закладываются основы всех психических свойств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
В это время доминирующая роль принадлежит восприятию. Через восприятие ребенок получает богатый и разнообразный материал для начальной умственной деятельности. Богатая информация, которую ребенок накапливает в этом возрасте, является прочной основой для дальнейшего развития. Различные детские ощущения, переживания очень важны и влияют на другие периоды жизни человека.
2
Возрастной период | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Основные новообразования | Противоречия возраста | Созревание нервной системы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||
0 – 2,5 месяца (фаза новорожденного) | Ребенок психологически слита с матерью. Единство: “Взрослый Ребенок” | Эмоциональное общение | Развивается акт восприятия, появляется подражания и акт узнавания, зрительные и слуховые сосредоточения, активный интерес к окружающему, комплекс оживление (эмоциональная и двигательная реакция на лицо матери) | Ребенок психологически слита с матерью, но нет средств для общения со взрослыми | Нервные волокна покрываются миелиновою оболочкой | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||
2,5мис. – 1 год (новорожденные) | Жизнь зависит от взрослого, но ребенок становится активным, связанной с предметным миром. “Взрослый -Ребенок” Отношение к предмету и человека еще не разведены, зависимость отношения к предмету от общего переживания ситуации с другим человеком. | Эмоциональное общение | Эмоционально окрашенное самоощущение, автономное речи, поведение по представлению, первичное осознание психологической общности, осознание “мы”, развивается представление о собственном теле, физическая эмансипация | Потребность в познании предметного мира и отсутствие средств познания. Эмоционального общение для этого недостаточно | Легко формируется динамический стереотип, вес мозга увеличивается в два раза | ||||||||
1г. – 3р. (раннее детство) | Ребенок психологически начинает осознавать себя. “Ребенок познает с помощью взрослого предмет”, “Ребенок Ребенок” | Предметная игра | Наглядно-действенное мышление, речевое общение, появление самосознания, комплекс “Я сам” (негативизм, установка на самостоятельность, непокорность, упрямство) | Противоречия между интересом ребенка к предметам, которые побуждают к общению со взрослыми, и недостаточным количеством средств общения, между стремлением к самостоятельности и витсутнистю физических и психических возможностей быть самостоятельным | Вес мозга -1100 г | ||||||||
1 | 2 | +1 1 марта | 1 Апреля | 5 | 6 | ||||||||
3р. – 6р. (дошкольник) | “Ребенок взрослому, как образец для подражания”, “Ребенок -Ребенок” | Сюжетно-ролевая игра | Подчинения ность мотивов, децентрация мышления, появление самооценки, половая идентификация, осознание себя во времени, внутренние этические инстанции, возникает осознание и обобщение своих переживаний | Стремление к познанию и невозможность его удовлетворить с помощью игры | Вес мозга -1250-1300г | ||||||||
3
Младенцы. Относительно познавательного развития младенцев, то прежде всего следует рассмотреть особенности развития восприятия. Зрительные сосредоточения, которые появляются в фазе новорожденного, совершенствуются, и до 3 месяцев их продолжительность достигает 7-8 мин. На втором месяце жизни у ребенка появляется способность различать простые цвета, отделять людей от окружающих предметов, что приводит к появлению комплекса оживления. После 3-4 месяцев ребенок способен узнавать лица и голос матери в любое время. Ребенок реагирует на цвет, развивается восприятие формы и величины предметов, а также после 8 месяцев дети начинают бояться и избегать высоты, свидетельствует о развитии пространственного восприятия. Считают, что младенец в этот период имеет целостную картину мира. Сенсорные процессы, которые включены в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.
У однолетних младенцев выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развивается познавательная активность. Они выделяют предметы, начинается их активный поиск, формируется ассоциативная память. Первое полугодие ребенок способен узнавать предметы, а во втором полугодии она может воспроизводить образ предмета по памяти. В конце первого года жизни появляются признаки наличия мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Возникает тесная связь между восприятием и действием.
Раннее детство. В период раннего детства среди всех психических процессов доминирует восприятие. Ребенок не может действовать без опоры на восприятие. С этим связано отсутствие у детей творческого воображения. Важной характеристикой восприятия является эмоциональная аффективность. Аффективное характер приводит к сен-сомоторнои единства. Ребенок видит предмет. Он ее привлекает и соответственно ребенок начинает действовать. От года до двух ребенок пользуется различными вариантами исполнения одной и той же действия.
Мышление в этот период называют наглядно-действенным. От полутора до двух лет у ребенка появляется способность решать задачи не только методом проб и ошибок, но и путем догадки. К концу раннего детства состоит способность к обобщению, переноса опыта в новые ситуации, умение устанавливать связи между предметами путем экспериментирования. Основную роль при этом играет восприятия. В течение раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления, действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Начало формирования наглядно-образного мышления совпадает со становлением элементарной самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.
Дошкольный период. В дошкольный период восприятия теряет свой аффективное характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Оно становится осмысленным, выделяются произвольные действия (наблюдение, поиск). Непроизвольное внимание и память преобладает на протяжении всего дошкольного детства. Но уже в этот период дошкольники впервые начинают управлять своим вниманием, а память начинает включаться в процесс становления личности. Именно 3-4 года жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механическое воспроизведение полученных данных. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение превращается в творческую. Воображение ребенка формируется в игре. Преобразование действительности возникает не только путем комбинирования, но и посредством предоставления предметам новых свойств.
Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие мышления. Основными линиями развития мышления в дошкольный период являются:
– Улучшение и совершенствование наглядно-образного мышления на основе воображения, произвольной и опосредованной памяти.
– Начало формирования словесно-логического мышления путем использования языка. Сначала ребенок усваивает значение слова, учится его использовать. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия, появляется тенденция к установлению связей. Затем ребенок познает систему понятий, которые отражают отношения между людьми.
В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяются воображение, мышление и речь. Внутренняя речь функционирует как средство мышления.
4
В течение первого года жизни у ребенка развивается фонематический сторону речи. Осуществляется переход от громких реакций в словосочетаний, а от них к словоутворень. В частности, наблюдается такая последовательность: 2-й месяц – ребенок слушает звуки, возникает спонтанная вокализация; 3-й месяц – ребенок узнает голос, использует звуки в “разговоре” с взрослым, появляется гуление; 7-8-й месяц – возникает реакция на слово, лепет, вокализация при манипуляциях, формируется интонационное и фонематическое поле мозга, понимание языковой ситуации, отдельных слов; 1012-й месяц – устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, появляются первые слоги.
В этот период развитие речи осуществляется через включение ребенка в общение со взрослым. Сначала возникает внимание к его речи, а потом ребенок подражает взрослому.
Второй год. Устанавливается связь фонетической (звуковой) и смысловой стороны речи. Наблюдается самостоятельность речи. Ребенок может говорить, произносить слова, не придавая им определенного содержания, или же повторять слова, которые сама не понимает.
Слова часто опережают мышления. Речь имеет сильный эмоциональный заряд. Здесь больше развивается пассивный словарь ребенка. Большинство детей говорит простыми предложениями.
Третий год. Формируется элементарная грамматика. Развитие речи обусловливается не только общением со взрослым, но и включением ребенка в практическую деятельность. Формируется регулирующая функция речи (ребенок подчиняется инструкции взрослого), умение слушать и понимать литературные произведения.
В дошкольный период речь становится средством общения, мышления ребенка и сознательного изучения. Развивается звуковой и грамматический сторону речи. В игре в процессе общения со сверстниками развивается диалогическая речь. Формируется интеллектуальная функция речи. Оно регулирует практические действия ребенка.
Растет активный словарь, позволяющий дошкольнику перейти от ситуативного к контекстному речи. Речь превращается в универсальное средство общения. Ребенок может рассказать сказку, передать свои впечатления. В этот период ребенок не только активно овладевает языком, а и самостоятельно создает новые слова.
Развитие общения ребенка первых семи лет жизни с взрослым
(М. Лисина)
Возраст | Период | Форма общения | Потребность ребенка, удовлетворяется в общении |
1 | 2 | 3 | 4 |
До 6 месяцев | Младенцы | Ситуативно-личностное общение (общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств; функцию общения выполняет комплекс оживления) | Потребность в положительном отношении и внимании |
6 мес. – 3 года | Раннее детство | Ситуативно-деловое общение (разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий; экспрессивно-мимические средства дополняются предметными) | Потребность в сотрудничестве |
3-5 лет | Младший и средний дошкольный возраст | Внеситуативно-познавательное общение (совместная с взрослым познавательная деятельность, основной мотив общения – познавательный, сотрудничество носит теоретический характер, об- | Потребность в уважении взрослого |
1 | 2 | 3 | 4 |
ковки со взрослым – путь к пониманию важных проблем) | |||
4 – 6 лет | Средний и старший дошкольный возраст | Внеситуативно-личностное общение (взрослый -конкретные член общества, ребенок сосредоточена на свете людей, а не предметов, она усваивает моральные нормы, правила социального взаимодействия) | Потребность во взаимопонимании и сопереживании |
Источник