Возрастная периодизация развития ребенка по блонскому
В 20-30-е годы в советской психологии существовали два направления – социогенетическое и биогенетическое, которые по-разному подходили к вопросу взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики. Разрабатывая проблему биологического и социального, ученые прежде всего пытались ответить на вопрос, что же является условием, а что источником, движущей силой этого развития. Не менее значимой была и проблема механизма развития – наименее изученная и наиболее важная для практической психологии, для разработки развивающих программ обучения и коррекции психики.
Стремление изучить материальные основы развития психики привели Блонского к выбору в качестве источника развития такого объективного, материального фактора, как биологический. Понимание развития как роста и созревания определило выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на этот процесс, так как наследственность в первую очередь задает рост ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует или тормозит этот рост. Отсюда и неприятие Блонским тезиса о возможности ускорения развития, так как темпы умственного развития, по его мнению, связаны не с пластичностью нервной системы, а пропорциональны скорости соматического развития, которое не может быть ускорено. При этом Блонский исходил из того, что формирование психики ребенка не связано автоматически с развитием вида, но определяется логикой самого процесса этого развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней. Исходя из этого, он создал свою периодизацию психического развития. Развитие личности он связывал с развитием конституции и темперамента ребенка, выделив несколько этапов в этом процессе. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а потому определенные личностные качества – упрямство и негативизм 2-3-летних детей, неуверенность в себе, закрытость подростков – связывал с особенностями темперамента этого периода. Кроме того, он разработал и общую периодизацию психического развития детей. Блонский считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов – детства, размножения, угасания. При этом детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего эпохе размножения. Детство он разделил на 3 периода, а критерием деления возраста на периоды явилась дентиция, т.е. смена зубов.
Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения, который, по его мнению, помогает сформировать у детей адекватные представления о предмете той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не заставляя детей повторять все ошибки прошлого, такой метод дает им возможность понять логику формирования науки, считал Блонский, и обеспечивает естественность развития детского сознания.
Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап.. По его мнению, ребенок живет современностью, но на определенных ступенях он ее апперцептирует в категориях примитивного мышления. Он доказывал, что ребенок в своем развитии не должен автоматически повторять все этапы развития вида и анти-эволюционно заставлять его переживать все заблуждения человеческого интеллекта. Смысл культурного развития в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, писал Блонский, поэтому «чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами, и позволяет ему шире использовать это окружение».
Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
Существуют всевозможные точки зрения на процесс возрастного развития детей. Одни ученые считают, что процесс возрастного развития детей – непрерывный, другие считают его дискретным.
Приверженцы непрерывного возрастного развития детей утверждают, что это процесс развития, у которого нет границ, отделяющих один этап от другого. По мнению сторонников дискретного развития, процесс развития имеет стадии и этапы, которые качественно выделяются друг от друга. Так как данный процесс идёт неритмично, то замедляется, то ускоряется, но при этом развивается. При дискретном развитии дети одолевают все стадии развития последовательно, поэтапно.
На сегодняшний день выбор педагогов и психологов падает на дискретную позицию развития детей, вследствие этого, проанализируем ее более подробно. Существуют стихийные и нормативные подходы к периодизации возрастного развития детей. Приверженцы первого подхода считают, что процесс развития детей формируется под влиянием массы случайных обстоятельств и факторов. При правильной организации воспитания и обучения детей с учётом всех воздействующих факторов идеальный процесс развития считается нормативным.
В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, для которого характерны своя структура и динамика. Однако необходимо четко осознавать, что выделение этих этапов условно, а развитие ребенка во многом зависит от способов, форм и содержания его общения с взрослым и сверстниками.
В.В. Давыдов считал, что общение детей с взрослыми и присущие для каждого возрастного этапа виды детской деятельности очень важны для решения образовательных задач в дошкольном возрасте. Дети раннего возраста осуществляют разные виды свободной деятельности: играют, лепят, рисуют, конструируют, экспериментируют, помогают взрослым, слушают сказки, стихотворения, рассказы и др. И в этом состоит ценность раннего детства.
Целесообразным считается такая периодизация развития детей, при котором учитывается вся совокупность детских анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания, обучения детей.
Границы этапов периодизации возрастного развития детей весьма условны, они зависят от социальных, климатических, этнических и других факторов. При изучении возможностей каждого ребёнка огромное значение имеет различия темпов в созревании организма и условий развития детей, следуя из того, что физиологический возраст человека и паспортный (календарный) часто не совпадают, и каждый ребёнок имеет индивидуальный вариант развития. Следовательно, совокупность индивидуального и возрастного подхода к исследованию особенностей функционирования детей может привести педагогов-психологов к разработке адекватных гигиенических и психолого-педагогических мер, которые окажут содействие в здоровом и прогрессивном развитии организма и личности каждого ребёнка.
Возрастную периодизацию в разное время исследовали по различным критериям. Периодизация психического развития детей Л.С. Выгодского отражает внутренние закономерности самого процесса развития. Реальной основой классификации по Л.С. Выгодскому есть только внутренние (психологические) изменения самого развития, ибо только внутренние изменения, а не внешние, которые позволяют определить объективно периоды развития ребенка. На сегодняшний день схема Л.С. Выгодского по периодизации детского развития вполне современна для детской психологии (таблица 1). По мнению Л.С. Выгодского, появление психологических новообразований в жизни детей, связанных с определенной ситуацией развития, является главным критерием периодизации развития.
Таблица 1
Периодизация детского развития по Л. Г. Выготскому
Возраст | Название периода или кризиса | Стадия периода и фазы кризиса |
0 – 2 мес. | кризис новорождённости | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
2 мес. – 1 год | младенчество | а) раннее младенчество б) позднее младенчество |
1 год | кризис 1-го года | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
1-3 года | ранее детство | |
3 года | кризис трёх лет | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
3 – 7 лет | дошкольный возраст | а) ранний дошкольный возраст б) поздний дошкольный возраст |
7 лет | кризис 7 лет | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
8 – 12 лет | школьный возраст | а) ранний школьный возраст б) поздний школьный возраст |
13 лет | кризис 13 лет | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
14 – 17 лет | пубертатный период | а) ранний период б) поздний период |
17 лет | кризис 17 лет | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
Л.С. Выгодский всю периодизацию возрастного развития детей разделяет на три группы.
Первая группа состоит из периодизаций, выстроенных на основе внешнего критерия процесса развития. Например, периодизация развития П.П. Блонского по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов.
Вторая группа включает в себя периодизации, созданные на одном произвольно выбранном внутреннем критерии. Вот, к примеру, Ж. Пиаже выделил четыре стадии своей периодизации, за основу взяв умственное развитие:
1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18 – 24 месяцев);
2) дооперационная стадия (от 1,5 – 2 до 7 лет);
3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);
4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет).
Третья группа включает в себя периоды развития, основывающихся на существенных критериев, признаков. Например, периодизация Л.С. Слободчикова:
1 ступень – оживление (от рождения до 1 года);
2 ступень – одушевление (от 1 года до 5 – 6 лет);
3 ступень – персонализация (от 6 до 18 лет);
4 ступень – индивидуализация (от 17 до 42 лет
В настоящее время общепринятой в возрастной психологии считается периодизация возрастного развития детей Д.Б. Эльконина, которая основывается на идеях Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева (таблица 2).
В основе возрастной периодизации детей Д.Б. Эльконина лежат закономерности развития деятельности растущего человека. Вся психическая деятельность детей – это непрерывная смена деятельности.
Таблица 2
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину
Эпоха | Период | Ведущая деятельность | Основные новообразования |
I | младенчество (от рождения до 1 года) | непосредственно-эмоциональное общение | формирование потребности в общении, эмоциональное отношение |
I | ранее детство | предметно-манипуляционная деятельность | развитие речи и наглядно-действенного мышления |
II | дошкольный возраст | ролевая игра | стремление к общественно-значимой деятельности |
II | младший школьник | учебная деятельность | произвольность психических явлений, внутренний план действия |
III | подросток | интимно-личностное общение | самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинение к коллективным нормам |
III | старший школьный возраст | Учебно-профессиональная деятельность | формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы |
Мария Монтессори выделяет четыре стадии развития детей:
1) от 0 до 3 лет – «духовные эмбрионы». Это период когда идёт активное познание окружающего мира. Дети этого возраста впитывают в себя эмоциональные отношения своего окружения к самим себе, к другим людям и происходящим событиям.
2) от 3 до 6 лет – «строители самого себя». В этом периоде идёт активное развитие органов чувств. Детям необходимо создать благотворную развивающую среду для поддержания активизирующихся способностей на данном этапе возрастной периодизации.
3) от 6 до 9 лет – «исследователи». В этот период дети представляют собой настоящих исследователей, которые пытаются познать то, что не поверхностно (как работает машина, почему идет дождь, куда прячется солнце и т.д.).
4) от 9 до 12 лет – учёные. В этот период дети интересуются итогами деятельности предшествующих людей и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.
В процессе развития дети проходят сенситивные (чувствительные) периоды развития. В такие периоды дети особенно восприимчивы к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды.
М. Монтессори выделяет шесть сенситивных периодов развития детей:
1) период развития речи (0-6 лет);
2) период восприятия порядка (0-3 года);
3) период сенсорного развития (0-5,5 лет);
4) период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет);
5) период развития движений и действий (1-4 года);
6) период развития социальных навыков (2,5-6 лет)
Разбирая вопросы возрастной периодизации, следует учитывать, что границы этапов развития детей весьма условны. Периодизация развития детей зависит от социальных, климатических, этнических и других факторов.
Список литературы
1. Психическое развитие дошкольников/ Под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьева Г. В. – М.: Педагогика; 2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т.т. – М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия»;
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учеб. пособ. для студентов высших уч.заведений, обуч-ся по направлению специальностям психологии.
Источник
Идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева послужили опорой обоснования смены возрастных периодов Д.Б. Элькониным(1904 – 1984), который сумел создать научно-продуктивную концепцию периодизации психического развития личности, общепринятую в отечественной психологии. Впервые она была представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971).
Схема периодизации психического развития в детстве Д.Б. Эльконина
Эпохи | Периоды | Хронолог. границы | Вид ведущей деятельности | Тип деят-ности | Кризис |
Раннее детство | Младен-чество | 0 – 1 год | Непосредственно-эмоиональное общение | М– П* | Кризис новорож-денного |
Ранний возраст | 1– 3 года | Предметно-манипулятивная деятельность | О – Т* | Кризис 1 года | |
Детство | Дошкольный возраст | 3 – 7 лет | Ролевая игра | М– П* | Кризис 3-х лет |
Младший школьный возраст | 7– 10 лет | Учение | О – Т* | Кризис 7 лет | |
Отрочество | Подростковый возраст | 11–15 лет | Интимно-личное общение со сверстниками | М– П* | Кризис 11–12 лет |
Ранняя юность | 15–17 лет | Учебно-профессиональная | О – Т* | Кризис 15 лет |
* Примечание: М – П – мотивационно-потребностная сфера личности;
О – Т – операционально-техническая сфера личности
Д.Б.Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:
Социальная ситуация развития. Это определенное соотношение условий
социальной среды и внутренних условий формирования индивида как
личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на
людей разного возраста по-разному, в зависимости от того, через какие ранее
развившиеся психологические свойства они преломляются. Это система
отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его
собственных переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с
другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Социальная ситуация развития представляет собой культурно-исторический аспект жизнедеятельности субъекта в обществе.
Ведущий тип деятельности. Ведущий тип деятельности и мотивация действий обуславливают главнейшие изменения в психических процессах и психических свойствах личности в данный период развития.
Основные новообразования развития. Это продукт возрастного развития, появляющийся к концу периода и приводящий к перестройке системы его отношений к миру, другим людям и к себе. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складывания новой, что сопровождается кризисами возрастного развития. И здесь важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к кризису.
Кризис. Это переломные моменты психического развития, отделяющие один возрастной период от другого. Раскрыть психологическую сущность
кризиса – значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.
Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности двух систем: «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый». За деятельностью одного типа, с ориентацией в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.
Периодизация психического развития по П.П. Блонскому
Стремление изучить материальные основы развития психики привели П.П. Блонского (1884 – 1942) к выбору в качестве источника развития такого объективного, материального фактора, как биологический.
Понимание развития как роста и созревания определило выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на этот процесс, так как наследственность в первую очередь задает рост ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует или тормозит этот рост. Отсюда и неприятие Блонским тезиса о возможности ускорения развития, так как темпы умственного развития, по его мнению, связаны не с пластичностью нервной системы, а пропорциональны скорости соматического развития, которое не может быть ускорено. При этом Блонский исходил из того, что формирование психики ребенка не связано автоматически с развитием вида, но определяется логикой самого процесса этого развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней. Исходя из этого, он создал свою периодизацию психического развития.
Развитие личности он связывал с развитием конституции и темперамента ребенка, выделив несколько этапов в этом процессе. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а потому определенные личностные качества – упрямство и негативизм 2-3-летних детей, неуверенность в себе, закрытость подростков – связывал с особенностями темперамента этого периода.
Кроме того, он разработал общую периодизацию психического развития детей. Блонский считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов:
· детства;
· размножения;
· угасания;
При этом детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего эпохе размножения. Детство он разделил на 3 периода, а критерием деления возраста на периоды явилась дентиция, т.е. смена зубов:
– беззубое детство (до 8 месяцев);
– детство молочных зубов (до 6,5 лет);
– детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости)
Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения, который, по его мнению, помогает сформировать у детей адекватные представления о предмете той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не заставляя детей повторять все ошибки прошлого, такой метод дает им возможность понять логику формирования науки, считал Блонский, и обеспечивает естественность развития детского сознания.
Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап. По его мнению, ребенок живет современностью, но на определенных ступенях он ее апперцептирует в категориях примитивного мышления. Он доказывал, что ребенок в своем развитии не должен автоматически повторять все этапы развития вида и антиэволюционно заставлять его переживать все заблуждения человеческого интеллекта.
Смысл культурного развития в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, писал Блонский, поэтому «чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами, и позволяет ему шире использовать это окружение».
Источник