Возрастная периодизация психического развития ребенка фрейда


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, поглаживания, сосания, освобождение кишечника и т. д. Стадия развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Фрейд выделил 5 стадий личностного развития.
На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона – слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи – собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются
первые ограничения, впоследствии ведет к возникновению таких «пороков» как курение, гурманство, словесная агрессия. Кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного З. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция – «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворённость всем предлагаемым.
На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя инстанция – «Сверх – Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, чрезмерная чистоплотность, скупость, накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к
матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры) – Суть любого из комплексов – ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет «устранить». Конфликт, связанный с Эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и другом, т.е. должно быть, представление не только о мужском, но и о женском. Возникшая нежная любовь к родителю противоположного пола выполняет функцию освоения представления, форм поведения, ролей, выражения чувств другого пола (не как Я). Возврат к отождествлению с родителем своего пола позволяет перевести половое развитие на новый уровень биполярной ориентации, где ребенок учится не только ценностям, ролям и стереотипам свойственных его полу, но и сравнивает их с другим. Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх – Я». Дети интересуются своими половыми органами и половыми органами других детей. Интересуются отличиями. Зарождаются новые черты личности – самонаблюдение, благоразумие и др.
Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные данному полу. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.
Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало – «Оно» – усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства.
Тема 5:Закон развития высших психических функций
План:
1. Сознание как сущностная характеристика человека
2. Знаковое опосредствование высших психических функций человека
3. Основной закон развития высших психических функций
1. Во всех изложенных выше теориях, несмотря на их существенные различия, есть одно общее: они рассматривают человека как результат действующих на него факторов. Хотя в одном случае поведение человека определяется наследственностью и инстинктами, а в другом — внешними воздействиями среды, оба эти механизма ставят человека в жесткую зависимость от не зависящих от него обстоятельств (природных инстинктов или внешнего подкрепления). Объединение этих факторов в принципе не меняет положения дел: ребенок становится функцией одновременно среды и наследственности.
Но ведь достаточно часто бывают случаи, когда вопреки крайне неблагоприятным социальным обстоятельствам и отсутствию природных задатков (физический дефект или недостаток способностей) люди достигают огромных высот в своем духовном и душевном развитии. А бывает наоборот, несмотря на хорошую наследственность и благоприятные условия среды, люди деградируют и перестают развиваться. Получается, что ни наследственность, ни среда, ни их сочетание сами по себе не определяют пути развития человека и его психологических особенностей. Они лишь создают необходимые условия для его развития, но не являются его детерминантами.
Специфика человеческого поведения состоит в том, что оно не является ни функцией телесной организации человека, ни функцией среды. Оно свободно, и свободу эту дает человеку сознание. Осознавая свое поведение, человек начинает строить его произвольно, приобретая независимость от своего натурального, природного состояния и от внешней среды.
Осознание своего поведения предполагает отношение к нему, взгляд на себя как бы со стороны. Но для того, чтобы встать в отношение к чему-то, это что-то должно быть дано как не совпадающее со мной. Пока я действую автоматически, неосознанно, я не могу отделить себя от натурального течения жизни и сливаюсь с условиями своей жизнедеятельности. Для осознания своего поведения должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального течения своей жизни, который и сделает возможным отношение к себе.
Однако проблема заключается в том, что природных, врожденных способов для такого выхода у ребенка нет. Имеющиеся у него органические способности позволяют лишь сливаться, совпадать с условиями своей жизнедеятельности. Для того чтобы встать в отношение к этим условиям и к самому себе, этих врожденных условий как раз недостаточно. И в то же время практически каждый ребенок проходит этот путь развития сознания, в процессе которого он преодолевает характерную для всех животных детерминацию поведения внешними стимулами или внутренними, органическими потребностями. Как же это возможно?
Продуктивное решение этой проблемы было предложено выдающимся отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским, который является основателем культурно-исторической психологии. Именно ему принадлежит идея знакового опосредствования сознания человека, которая дает новые ответы на вечные вопросы о развитии психики ребенка. К более подробному рассмотрению его идей мы и переходим.
2.Знаковое опосредствование высших психических функций человека
Человеческий ребенок в отличие от детенышей животных при рождении попадает не в природную среду, а в определенное культурно-историческое пространство, в котором существуют не только внешние материальные предметы, но и идеальные формы, отражающие специфику данного общества (представления, идеи, ценности и т.д.). В этом пространстве есть и особые предметы – ЗНАКИ, – обладающие двойной (материальной и идеальной) природой. С одной стороны, знаки являются материальными предметами, имеющими свою внешнюю форму (зрительную, слуховую и т.д.), а с другой — они содержат в себе значения, которые вбирают в себя идеальные представления (образы) некоторых предметов, процессов или явлений. Таким образом, знак является заместителем реальности и позволяет перевести эту реальность в идеальную форму. Самым распространенным примером знаков являются слова человеческой речи. Например, слово «зима» имеет вполне определенную предметную форму (его можно увидеть, услышать, записать). Но суть этого слова не в сочетании конкретных звуков или букв, а в том, что оно вызывает в сознании человека совершенно определенный образ, который никак не связан с его звуковой или графической формой. В самом деле, само сочетание звуков «з-и-м-а» не содержит ничего «холодного», «белого», «снежного», и в то же время это слово вызывает именно эти ощущения и представления.
Мысль Л.С.Выготского заключается в том, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психической жизни человека. По аналогии с орудиями труда знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя, свои действия и овладеть ими. Согласно концепции Л.С.Выготского, человеческое поведение осуществляется посредством знаков, т.е. оно опосредствовано знаками. Основная функция знаковых средств заключается в объективации собственного поведения, в превращении его в особый предмет, отдельный от человека. Это поведение перестает совпадать с субъектом активности, в результате чего становится возможным отношение к нему и его осознание.
Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития сознания ребенка, по Л.С.Выготскому, является развитие речевого опосредствования. Универсальное значение речи состоит в том, что она освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным. Сказав (вслух или про себя), что и для чего мы делаем, мы можем осознать свое поведение и отнестись к нему. «С помощью речи ребенок создает рядом со стимулами, доходящими из среды, другую серию вспомогательных стимулов, стоящих между ним и средой и направляющих его поведение. Именно благодаря созданному с помощью речи второму ряду стимулов поведение ребенка поднимается на более высокий уровень, обретая относительную свободу от непосредственно привлекающей ситуации; импульсивные попытки преобразуются в планируемое, организованное поведение». Исследования и наблюдения клинических психологов показали, что любые речевые расстройства (афазии) резко повышают зависимость человека от ситуации, делают его рабом зрительного поля. Таким образом, именно речь делает поведение человека свободным и осознанным.
Однако речь не является единственным средством осознания своего поведения и овладения им. В качестве таких средств могут выступать различные образцы, правила или способы действия.) Ученик и последователь Л.С.Выготского— Д.Б.Эльконин связывал становление произвольного и осознанного поведения ребенка со способностью действовать по образцу. Действия ребенка становятся осознанными и произвольными, когда они опосредствованы представлением о том, как «нужно действовать». Этот образ поведения может быть задан в форме обобщенного правила, или игровой роли, или поведения конкретного человека. Важно, чтобы этот образ выступал как регулятор поведения, чтобы он стал образцом, с которым ребенок сравнивает свое поведение. Это сравнение с образцом и есть осознание своего поведения и отношение к нему.
Психика человека, с позиции культурно-исторической концепции, имеет опосредствованный характер. Способы человеческой деятельности, произведения искусства, правила социального поведения, научные понятия являются своеобразными средствами, с помощью которых человек строит себя, свой внутренний мир, свои способности.
Конечно, у человека есть врожденные, натуральные психические функции и процессы (условные и безусловные рефлексы, непроизвольное внимание и память, защитные и пищевые реакции и т.д.), но они не определяют специфики и сущности психики человека, а являются лишь предпосылками ее развития. Над этими «нижними этажами» надстраиваются (и во многом преобразуют их) другие, высшие психические функции, которые имеют не натуральную, а культурную основу. Высшие психические функции опосредствованы и произвольны по своей природе. Человек сам владеет ими: он может по своей воле заставить себя быть внимательным, запомнить то, что требуется, подумать над проблемой, вести себя определенным образом и т.д. Эти высшие психические функции и составляют сущность и своеобразие человеческой психики и коренным образом отличают ее от психики всех животных. Развитие ребенка является процессом освоения и присвоения культурно заданных средств овладения собой или становления высших психических функций.
Однако здесь возникает вопрос: каким образом, возможно, это освоение? Могут ли сами средства или предметы культуры сформировать у ребенка человеческие способности? Конечно, нет. Ведь сам маленький ребенок никогда не откроет функции знаковых средств, не научится говорить, не поймет произведений искусства и тем более, не будет овладевать своим поведением. Но дело в том, что ребенок никогда не оказывается один на один с окружающим миром. Рядом и вместе с ним всегда находятся взрослые.
Источник
Концепция Фрейда – это взаимодействие двух факторов наследственности и среды. В основе лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.
Фрейд рассматривал развитие ребенка через половое созревание: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии.
Структура личности по Фрейду. В структуре личности три подструктуры:
· ИД – Оно
· ЭГО – Я
· СУПЕРЭГО – Сверх я.
Ид – вместилище страстей (влечения и инстинкты). Вне морали. Главная функция – побуждения. Главное влечение – либидо – сексуальное влечение. Сексуальность – все, отчего мы получаем удовольствие. В сексуальной потребности два инстинкта: инстинкт жизни; инстинкт смерти (тонатос). Ид – источник активности. Ид – биологическая подструктура.
Суперэго – формируется при жизни под влиянием общества. Социальная подструктура – совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые образцы – родители. Основные функции – контроль, наказание.
Эго – прижизненное образование. Основная функция – помирить ид и суперэго. Эго – подчиняется принципу реальности. Слуга трёх господ – суперэго, ид и реальность.
Согласно Фрейду: Источник психического развития – влечения и инстинкты. Ребёнок рождается с определённым запасом энергии либидо. Ребёнок удовлетворяет либидо – прикосновениями. Детская инфантильная сексуальность лежит в основе взрослой, но не предопределяет её.
Развитие – есть преобразование и перемещение сексуальной энергии по разным эрогенным зонам.
Эрогенные зоны – области тела чувствительные к стимулу.
Психологическое развитие в виде психоаналитических стадий:
предгенитальные:
1) оральная;
2) анальная;
3) фаллическая;
с пубертатом:
4) латентный период;
5) генитальная.
Психосексуальное развитие – биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от культурного уровня.
Развитие биологически предопределено. Фрейд считал, что влияние социума проявляется в долговременном вкладе – приобретённые установки, черты, ценности. Термин “ психосексуальное” подчёркивает, что главный фактор развития – сексуальные инстинкты.
Два фактора, влияющие на развитие: фрустрация; сверхзаботливость.
Фрустрация – сексуальные потребности ребёнка пресекаются родителями или воспитателями возникает не получение удовлетворения, на последующих стадиях может развиться депрессия, могут развиться черты характера, привычки.
Сверхзаботливость – ребёнку не предоставляется возможность самому управлять своими действиями, впоследствии может развиться зависимость и некомпетентность.
Остаточное поведение – при фрустрации и сверхзаботливости накапливается либидозная энергия, которая может позже проявиться в остаточных явлениях, чертах характерных для той стадии, на которой они появились.
Регрессия – возврат на более раннюю стадию психосексуального развития. Например, взрослый реагирует на стресс слезами; сосёт палец; прибегает к алкоголю.
Фиксация – задержка или остановка на определённой психосексуальной стадии.
Оральная стадия (0 – 1,5 г.).
От рождения – до прекращения кормления грудью. Основной источник удовольствия – кормление. Губы, рот – главное сосредоточение активности младенца (эрогенные зоны).
Остаточное поведение – жевательная резинка, курение, переедание, поцелуи, грызение ногтей. Главная задача – формирование зависимости и независимости от других людей. Со временем материнская грудь замещается. Оральная стадия состоит из двух фаз:
1) ранняя (0 – 0,5 г.) – основное либидозное действие – сосание;
2) поздняя – основное действие – укус.
Сосание – сексуальное проявление ребёнка. На основе либидозных действий происходит закрепление инстинктов Ид.
Аутоэротическая стадия (сосание пальца). Ребёнок не отделяет собственные ощущения и объект, который эти ощущения вызывает.
Укус – агрессивный характер.
Орально – садистическая фаза. Запрещают кусать грудь, возникает конфликт. У новорождённого Ид – единственная существующая субстанция. На второй стадии (поздней) от Ид начинает отделяться Эго. Первое познание мира происходит через мать, разделение объекта и ощущения начинается с наказания. Эго и Ид в постоянном конфликте.
На оральной стадии ребёнок живёт в состоянии невинного нарциссизма.
Сон – глобальное нарциссалическое состояние. Биологическая связь с матерью создаёт потребность быть любимым, это на всю жизнь.
Если ребёнок не получает удовлетворение потребностей этого периода – может возникнуть задержка или остановка.
Согласно психоаналитической теории отлучение ребёнка от груди связано с большими трудностями, установлено, чем сложнее отлучение, тем сложнее конфликты на следующей стадии.
В первой половине младенчества (на ранней оральной стадии) недостаток удовлетворения либидо может привести к возникновению орально – пассивного типа личности. Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий материнского отношения от других, одобрения любой ценой. Доверчивость, пассивность, незрелость.
На поздней стадии (орально – садистической) – любовь к спорам, пессимизм, цинизм, сарказм, стремление доминировать над людьми, склонность к эксплуатации.
Анальная стадия (1,5 – 3 г.).
Эрогенная зона в области ануса. Дети получают удовольствие от задержки и выталкивания фекалий. Приучение к горшку. Удовольствие от напряжения анального сфинктера. Встречается с запретами – внешний мир барьер, который должен преодолеть ребёнок. На этой стадии полностью образована инстанция Эго. Эго уже контролирует Ид.
За неопрятность ребёнок боится потерять любовь родителей. Появляются зачатки Суперэго.
Фрейд полагал, что важным в управлении кишечником является то, как родители приучили ребёнка к горшку. Здесь берут своё начало все регуляции. Две основные тактики родителей:
1. а) тактика “ негибких требований” – родители требуют немедленного выполнения команды ребёнок, может отказаться и, начнутся запоры, а если удерживание часто возникает распространение на другие сферы.
Анально – удерживающий тип личности – упрямство, скупость, пунктуальность, аккуратность, склонность к коллекционированию.
1. б) родительская строгость может породить анально – выталкивающий тип личности – склонность к разрушению, враждебность, садистические наклонности в любовных отношениях – партнёр объект обладания.
Это были неправильные тактики.
2) поддерживающая тактика – родители хвалят ребёнка, возникает позитивный тип, творчество.
Фаллическая стадия (3 – 5, 6 лет).
Пик детской сексуальности. Эрогенная зона – гениталии. Рассматривание органов, манипулирование, заинтересованность к вопросам пола, половых отношений, фантазии, чаще всего представления не верные. Дети этого возраста воспринимают половой акт, как агрессивные действия отца в отношении к матери. Если до этой стадии сексуальность – аутоэротичность, эротичность, теперь предметно. Свои привязанности к взрослым людям, к родителям. Привязанность мальчика к матери – Эдипов комплекс. Девочки к отцу – комплекс Электры.
Каждый мальчик неосознанно желает смерти родителя своего пола и обладание родителем противоположного пола. В норме Эдипов комплекс разрежается освобождением под страхом кастрации. Страх кастрации – боязнь воображаемого возмездия со стороны отца. Завершается идентификацией с отцом.
Фрейд одним из первых описал процесс идентификации с агрессором.
Функции:
1) модель мужского поведения;
2) идентифицируя себя с отцом, удерживает мать, как объект любви (он, как отец);
3) подготовка почвы к развитию Суперэго.
Суперэго – результат разрушения Эдипова комплекса.
К концу фаллической стадии: Ид, Эго, Суперэго. Главную роль играет Эго. Самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются к пяти годам. На фаллической стадии закладываются: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.
Возможные фиксации:
Фаллический характер – по – разному, у мужчин и женщин.
У мужчин – стремление всегда к успеху, доказывание мужественности, безжалостное завоевание женщин (Дон Жуан), дерзки, хвастливы и опрометчивы.
У женщин – либо склонность к обольщению, либо борьба за главенство перед мужчинами.
Не разрушение одного из комплексов может стать одной из причин гомосексуальности.
Латентный период (6 – 12 лет, пубертат).
Не является стадией передышки либидо. Активность направлена на усвоение человеческого опыта, налаживание отношений со сверстниками. Подготовка к взрослости. У Фрейда латентный период описан очень скупо.
Генитальная стадия (пубертат).
С половой зрелостью возрождается сексуальная энергия и появляется интерес к противоположному полу.
З. Фрейд утверждал, что подростковый возраст проходит через гомосексуальный опыт (психологический опыт проявления интереса и дружбы к тому же полу). Гомосексуальная стадия равна фаллической стадии (Эдипов комплекс).
Затем наступает период выбора брачного партнёра. В это время формируется генитальный характер – идеальный тип личности. Зрелый, ответственный человек, который вносит вклад в общество. Человек должен быть активным, заботливым о других.
Для каждого периода возможна фиксация:
1) гомосексуальность (люди в значительной мере общаются с людьми того же пола);
2) нарциссизм – либидо направлено к себе (я – объект сексуальных удовольствий).
На развитие личности влияют детские годы. Могут либо затормозить, либо развить её.
Основные положения:
1) Психологическое развитие понимается, как мотивационно – личностное.
2) Развитие – это адаптация к среде, при этом среда всегда противостоит конкретному индивиду.
3) Движущие силы развития всегда врождённые и бессознательные.
4) Механизмы развития врождённые и основы личности закладываются в детстве, в дальнейшем структура личности изменяется.
Фрейд показал, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.
Источник