Возрастная периодизация критерии периодизации психического развития ребенка

Возрастная периодизация критерии периодизации психического развития ребенка thumbnail
Лекции.Орг

Возрастная периодизация критерии периодизации психического развития ребенка
Устал с поисками информации? Мы тебе поможем!

Возрастная периодизация психического развития – разделение всего жизненного пути человека на отдельные эпохи, стадии, периоды психического развития, выделение психологических возрастов, разработка критериев (правил), по которым строится периодизация.

Существует педагогическая периодизация детства, которая исходит из задач воспитания детей на разных этапах и отражает сложившуюся практику работы воспитательно-образовательных учреждений. Психоло-гическая периодизация не совпадает с педагогической, т. к. строится на основе других критериев, отражая объективные закономерности и гло-бальные изменения психики и личности ребенка. Она включает периоды постепенных (литических) и скачкообразных изменений (кризисов) в психическом и личностном развитии.

В современной психологии принята следующая периодизация: кризис новорожденности – младенчество (0 – 1 год) – кризис одного года – ранний возраст (1 – 3 года) – кризис трех лет – дошкольный возраст (3 – 6–7 лет) – кризис семи лет – младший школьный возраст (6–7 лет – 10–11 лет) – кризис подросткового возраста – подростковый возраст (11 – 14–15 лет) – кризис при переходе к ранней юности – ранняя юность (15–16 – 18 лет). Выделенные периоды психического развития не являются неизменными, зависят от уровня развития общества, который, в свою очередь, определяет соци-альную ситуацию развития ребенка и вытекающие из нее особенности обучения и воспитания.

Возрастограниченный хронологическими рамками отрезок жизни человека. Следует различать биологический (физический) и психоло-гический возраст. Первый определяется количеством прожитых лет и показывает достигнутый уровень созревания организма в целом и его отдельных органов и систем. Психологический возраст показывает уровень психического и личностного развития человека. Отождествление биоло-гического к психологического возраста характерно для биогенетических теорий психического развития, в которых утверждается, что уровень пси­хического развития ребенка полностью зависит от количества прожитых им лет. Но практика показывает, что у детей одного биологического возраста обнаруживается неодинаковый уровень психического развития. На разных этапах развития общества дети, прожившие одинаковое количество лет, обнаруживают различный уровень психического развития. В советской психологии биологический возраст рассматривается как предпосылка психо­логического возраста, т. к. созревание организма и его систем является предпосылкой психического развития. Уровень психического развития в конечном итоге определяется местом ребенка в системе общественных отношений, или социальной ситуацией развития и вытекающими из нее характерными видами деятельности и особенностями общения ребенка.

Критерии возрастной периодизации – правила, конкретные по­казатели, на основании которых строится разделение жизненного пути человека на отдельные периоды. В современной возрастной психологии рассматривается три критерия возрастной периодизации:

1) социальная ситуация развития;

2) ведущая деятельность;

3) новообразования возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Да-выдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Социальная ситуация развития (ССР)своеобразное специфическое для данного возраста отношение между человеком и окружающей его средой, это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа. Понятие социальной ситуации развития показывает, что для понимания влияния среды на формирование возрастных особенностей ребенка следует учитывать и те изменения, которые; произошли в самом ребенке. Например, социальная ситуация развития в раннем возрасте: внутренние условия – возрастание самостоятельности ребенка, возможное в связи с новым уровнем развития, достигнутым в младенчестве, внешние условия – появление требований со стороны взрослых. Внешние и внутренние условия находятся в единстве в начале возрастного периода, на протяжении его между ними накапливаются противоречия, которые обостряются в период кризиса возрастного.

Новообразование – тот новый тип строения личности и ее деятель-ности, те психические и социальные изменения, которые впервые возни-кают на данной возрастной ступени, и которые в самом главном и основном определяют знания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход eгo развития в данный период. Выделяются главные, основные новообразования, которые обуславливают всю перестройку личности и деятельности человека на данном возрастном этапе, и новообразования, обусловливающие перестройку отдельных сторон его личности и деятельности. Возникновение новообразований связано со специфической для данного возраста социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью человека, позволяющей реализовать типичные для данного возраста отношения. Новообразования являются результатом развития человека на данном возрастном этапе. Вместе с тем но­вообразования изменяют отношение человека к окружающему миру и к самому себе, и тем самым являются реальной основой его перехода на следующую возрастную ступень.

Читайте также:  Как заниматься с ребенком с задержкой умственного развития

Социальная ситуация развития является главным критерием возрастной периодизации. Ведущая деятельность определенного этапа вытекает из особенностей социальной ситуации развития, последняя конкретизируется в ней. Например, из особенностей социальной ситуации развития младенчества (беспомощность ребенка, удовлетворение взрослым всех его потребностей) следует, что в этом возрасте общение со взрослыми, является ведущим видом деятельности. Основные изменения развития (новообразования) совершаются в основном внутри ведущей деятельности, а также внутри других видов деятельности, характерных для данного возраста. Новообразования возникают к концу каждого возрастного периода и создают основу для возникновения новой социальной ситуации развития. Переход от одного возрастного этапа к другому связан с разрушением старой и построением новой социальной ситуации развития, и форми-рованием новой ведущей деятельности.

Кризис возрастной – отражение неравномерности психического раз-вития – качественное изменение, скачок в ходе психического развития, когда на протяжение относительно короткого периода происходит значительные сдвиги в развитии психики и личности человека. Кризисы возникают у всех детей, живущих в сходных условиях, примерно в одном и том же возрасте. Кризис является границей между возрастными периодами, служит показателем перехода человека от одного периода к другому. Кризис возникает как результат и показатель накопления и обострения противоречий, главное из которых – между возросшим уров-нем психического развития человка и его старым местом в системе общественных отношений (т. е. между внутренними и внешними усло-виями ССР). Противоречие разрешается в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, перестройки отношений взрослого с ребенком, при которых учитывается новый, более высокий уровень его психического развития.

Общая характеристика кризисов дана Л. С. Выготским. Кризис не имеет четко выраженных начала и конца, но ясно выделяется кульминация; в период кризисов наблюдается относительная трудно-воспитуемость ребенка (степень которой зависит от его индивидуальных особенностей и характера взаимоотношений со взрослыми). В кризисные периоды наблюдается негативный характер развития ребенка: распадаются привычные виды деятельности, взаимоотношения, исчезают старые интересы ребенка (старое уходит, а новое еще не сложилось). Но нега-тивные процессы (ломка старого) подчиняются процессам зарождения нового, которое отражает положительное содержание кризиса (возрастание самостоятельности ребенка, построение новых по содержанию взаимо-отношений с окружающими). В советской психологии выделены следующие кризисы: новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет, подросткового возраста.

Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5800 | Нарушение авторских прав |
| Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии

Теория. Возрастная психология. Периодизации развития

Существуют разные возрастные периодизации развития. Поскольку каждый автор периодизации заложил различные критерии для определения возрастных границ, они выделяют разные периоды и периоды по-разному называются.

Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Первой группе характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов.
0-8 мес. – 2,5 года – беззубое детство
2,5 – 6,5. лет – детство молочных зубов
6,5 и старше – детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

2. Второй группе характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.
1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, – поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
0 – 1 год оральная стадия (эрогенная зона – слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши – собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного “Оно” формируется “Я” ).

Читайте также:  Развитие ребенка до года месяцам видео

1 – 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – “Сверх-Я” как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 – 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования “Сверх-Я”.

5 – 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из “Оно”, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 – 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры – системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций – системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально – логических операций.
Основной критерий – интеллект.
– от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название “сенсомоторный”).
– от 2 до 7 лет дооперациональная стадия – мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
– от 7 до 12 лет стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения.
– от 12 лет – стадия формальных операций – формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития

Стадия развития

Нормальная линия

Аномальная линия

0 – 1 год – раннее младенчество
социальное качество – надежда

  • доверие к людям, к окружающему миру.
  • взаимная любовь, связь ребенок – родитель
  • удовлетворение потребности в общении с родителями
  • недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1-3 года – позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество – воля

  • самостоятельность
  • уверенность в себе
  • сомнения в себе
  • гипертрофированное чувство стыда

3-5 лет – возраст игры
социальное качество- целеустремленность

  • инициативность
  • активность, живое воображение
  • подражание взрослому
  • признаки полоролевого поведения
  • чувство вины
  • пассивность
  • отсутствие инициативы
  • отсутствие признаков полоролевого поведения

5-11 лет среднее детство социальное качество- компетентность

  • стремление к достижению
  • трудолюбие
  • развитие познавательных и коммуникативных навыков
  • чувство собственной неполноценности
  • избегание сложных заданий, ситуаций соревнования
  • слаборазвитость познавательных и трудовых навыков
  • конформность

11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность

  • эгоидентичность (собственная уникальность)
  • жизненное самоопределение
  • поиск себя
  • формирование мировоззрения
  • половая поляризация в формах поведения
  • диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)
  • путаница ролей
  • смещение временных перспектив
  • смешение форм полоролевого поведения
Читайте также:  Роль родителей в психологическом развитии ребенка

20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество – любовь

  • интимность
  • стремление к контактам с людьми
  • желание и способность посвятить себя другим людям
  • рождение и воспитание детей
  • изоляция
  • избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека – трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) – 60 лет средняя взрослость социальное качество – забота

  • творчество (особенно в труде)
  • продуктивная и творческая работа над собой и другими
  • застой (особенно в труде)
  • эгоизм, эгоцентризм
  • непродуктивность в работе
  • ранняя инвалидность

3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.

1) В.И. Слободчиков
1 ступень – оживление (0-12мес)
2 ступень – одушевление (11-12мес – 5-6 лет)
3 ступень – персонализация (5,5 – 18 лет)
4 ступень – индивидуализация (17-42года)

2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие “ведущая деятельность” было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Источник

Критерии периодизации возрастного развития.

  Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций’, по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

  Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества.

  В периодизации Р. Заззо этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3—6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следует стадия начального школьного образования (6—12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12—16 лет), когда он получает общее образование; и позже — стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

  Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей в периодизации П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда.

  Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев — 2—2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

  Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается З. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т.д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

 Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

  В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Элъконина.

Источник