Возрастная норма развития ребенка это в психологии
Возрастные нормы психического развития детей
от рождения до семи лет
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.
К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.
С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.
Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.” Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.
Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный выводы. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым. К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок должен достичь определенных результатов.
Источник
«И с этим мы должны поступать в детский сад?!»… Педиатр с видом человека, который явно не первый раз это делает и давно устал объяснять суть проблемы, отмахнулся от тревог женщины: «Да кто сейчас вообще смотрит на эти возрастные нормы!» На такой ноте беседа доктора и пациентки исчерпала себя. Но вопросы-то остались! Осталась в сдержанном негодовании мама мальчика, остались в недоумении невольные свидетели этой сцены (увы, в наших детских поликлиниках они стали происходить всё чаще, что говорит о злободневности проблемы).
Действительно, кто и откуда взял эти нормы, и что можно считать нормой психического развития в дошкольном возрасте? Почему именно в дошкольном? Потому что для раннего возраста эта проблема стоит не так остро: благодаря очень быстрому темпу развития детей от 0 до двух лет. Здесь можно выделить определённые возрастные формы. А вот на третьем году жизни индивидуальные различия уже перекрывают возрастные.
Само понятие нормы в развитии психики (если цитировать разработчиков «тестов развития») предполагает такие параметры психики, которые показывают большинство детей данного возраста. То есть, это статистическая норма. Но есть и другой взгляд на норму психического развития ребенка. Гуманистическая психология говорит, что это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, при этом дети живут в благоприятных условиях.
Обратите внимание! Благоприятные условия — это когда дети обеспечены всем необходимым для поддержания жизни, окружающая среда стабильна (то есть, безопасна), к тому же, дети ощущают себя любимыми и значимыми для своих близких. В этих условиях возможно максимальное проявление всех способностей детей, возможных в их возрасте.
Иными словами, возрастная норма — это достижения детей в настоящий период жизни. Предполагается наличие определённых требований: что должен делать ребёнок в определённом возрасте. Это своеобразная программа возрастного развития, где существуют три уровня её усвоения: высокий, средний и низкий. Получается, что индивидуальные способности ребёнка сравнивают с заранее заданными требованиями.
Эти требования, в свою очередь, определены на основе анализа и обобщения научных исследований в психологии и педагогике. В таких исследованиях чаще всего участвует немного детей (до нескольких десятков в каждой возрастной группе), и они находятся в особых условиях эксперимента, главное из которых — это индивидуальный контакт с добрым и очень внимательным взрослым.
Выходит, что обнаруженные в таких условиях показатели характеризуют не средние, а максимально возможные достижения для данного возраста. Иногда те же дети, но в других условиях и с другим «экзаменатором» могут не повторить свои собственные результаты.
Интересно и то, что возрастные программы обычно не содержат количественных данных, без которых деление на уровни теряет смысл, потому что из самого сочетания (низкий, средний, высокий) ожидается, что детей среднего уровня большинство, то есть средний уровень — это норма в статистическом смысле, а высокий уровень — норма максимального развития.
Но если нет количественных данных, то, значит, существует проблема достоверности критериев возрастной нормы. И никто не может поручиться, что детей, скажем, со средним уровнем развития на сегодня в нашем обществе большинство. Так почему же мы стремимся подравнивать ребёнка к этому среднему уровню, про который не каждому известно, откуда он взялся и действительно ли он средний?
В таком случае вполне обоснованно в среде педагогов и психологов сейчас говорят о том, что критерии, которые приведены в документах об образовательных стандартах, могут использоваться только как ориентирующие, а не как обязательные.
Источник
2þ¢Õâ°jÒ±ñ)½W@²ý
¶iÚN1-:.WMÛp|öNzØ(ÃÑ¢!þ0·nkæÂà®*´ÑºÅáÈwBܯßS Ø{o6hé$Ó½ÓéjĽKfÀÁx{9¾ýòÃNÄÒÜ39.-8f?X»=yPôéTQg1ÝqÁôõôü±+õ1Ç´Kã
,IÈ_Ôú>ÓåE`,$»¨â.´5ã”&2ð[-ã »½DÃZ¨ßp«µFÉBFæ!§1&Î`ýÊÈÓÙ ¯÷ÒaÚÒZÏÍߤ°.&6
%Y§e²e;%rWgÍZÇzÐ5ìµMòHn£ì,ðh¤¼¸î-¿]ÒÝh H²X«Ö·]³ò’IâRf^3nèÈ·ûºµÍéd
³ô§y¡Ù÷ï#© pâNdèå¡àDhåñÆö4ÜpðýØãîPJ7vÓõä0)Çãß#£ïì×n.(I³ëµuÊwÉïìòewÏ>’ʳqFh7§µ-ÙöÚD¼gª)dðYÔHˬÅè/&ê¢Ó´£A½LOhvÒ0*À
B]E:;ÍK»÷ªòXBoÛõ¸SR}¦jÓoDY7.¹5ÞÁ½F¾Öàh-S”lT”K-ýI4Ю$d*÷Ѻ$)eÞ’jÁL§jRÇx½§j£~IG÷úõ@Vä´åè7ÌG{4,Y´;fZC*QNJï81B’eÈÄþ¹/ÝIã±$d0 æW%!p(3IâܹV²+³¬
d9S¡]0Á`í Í&ôµp²
ÀèC@¼ÂoêÝÄTã
ôæáS&6mçg ·DWÔ¸ârêgu5ûMvgl,º?Á)êíÀk«f}^¯haeAqæNnXä`ºÅ[9[o¬+ãrY1Å}^éÏ]V|À~uKH&UñX99DÇ-Þ³À¹[SQìK¶òýM/tuS×IPH»ïâ®/?n꽶Ôn#Ô ö±ËÕzmÉåPc Nb OÑnÍ úmQbeD):RaçÜÑO
$|ûHqã¶ÚC`S-¨KO>2Z¹ò:¡¯¸dOrba~ÁÀO>ü[~M͸¢ò³ ¡õé,C;@µ§ämÇéTêvòiNrÎt”$ÚÿïG)
õ*%Õ=ZÏpbO½lH³(¾&
#å8Õ
l+2ú|Nô »FÊ·
çÜÈàãZmi¥ÂlZ3″gº2oçh»”¼Ù)d&Ô2q2ñéoçJÝw¼£C©Us*,éy©¢Q6Îsªo6ßÐåk>írݪËIiØ6ìù#¶GÇ/ >¨85ÖªkK.ñ,÷Íç+`
µ¨¸®2í;ý¡¹2ÿemµ
´GG²SIÕ6ÞîÄ&A벡î6)Èxʤ½L[÷/WdíøQOÈ2}æ¯Ü²^nÜÉäK4ï*fÉÑ!kÞÒªY1Æ
Åt/·x}b³L+ßm¼iam0G¶Ü,`§(òj®sögjÐ2_çÐ5xwçÙ*mQªe563ú$ÁòûyB±TAæYVÉNV`éƼk®@Öå§ÒEKZ«þ¸/yÈäø³’î9iîÓæÅÕåMÛEfóÝW’Ya[“·Ør¡ÎU;ëÉê,ªSä{]Èyè½n> 5mw
ÅqÅ;a~Û½æEÇÌ£[4å-3{®xëdì=Yè^/Þä)
Ùë~Þ}ç.v¦-ì
*ù-#^ô¼ñdä^J”mL£U1+VûTðÞN²¤gRS`
4²¨¡øXj&ÃdK,o·×n%ÔõIõ|j¹_8]÷íê^MàÓrØk¹ôcy¬¶WUÌv®Ö¡ûÍ5~Bü}4Ü¡j¡²·Û ä^Ffm[Ú¨ÀGÝÚ©8¯äÐm°#ï¹í¢¬MV)Ë;Gë¹¾;òT 7ÑÛüÝÜÅZä
I6®_tËi&¯m_M¾Ô¢ixîI´ÍøÈú¬Íý®ËÖ{‘l7yÕú@÷ÔÈko}%Ý&+¬/s+íf©ê â¤ð,ÌÔݳu¬[Mjå’k/m]9%â¥/³{Bqºû[©ëãdÅ_¾ÌÆ£n
iÆl^ ½h)ù½ÊÊBö|q&óBEl8j¾Ì2¬ñ0ÎÒàAUSóºwÏxB¡iê4øßÊÛXI:è¸>ÆGçK©»k7µ¶Ê|IS«î?ﶻÅÚ] æ#Pè² )!4KsÈ8.¸y,äìD¤TN*²Ã±½èáYêéÚoq}]ÝÊRæ56yÃA1³åwÝ£»qSÉ)É5½ þ°`q¼ÄCqØQ0ø2,ÂCËóà0 ÁQd»YÉ¥u¨q[N´¢Ê¿?ÖÝÚ¬èÔé>U+£5ڥе~
%¥[)ôgÑqb3eeÀv¶²NÕBÛ3ws7HÈù¾ ”iç²2RñÙç8öåêëÎMWµÓ(ðõíâÉUKm¨9êcù
óóFÅ-ãÊàÞT(E3ÖÖf¿zYøغ®e#Å)6]¦v ¢¡Täk÷@jWf&öâ¦fvCþqyÌ}0gYBOßI`”®m,© W¯Æ¦âe±çXÚ1µ
Ãé=ºIA·òÇýáǽ6C,Ã_Ö{Ø1Úa’ì¼]sÛDåµW£ÚMºN ]ÆÿÑõÒTl3º*{×-ܧ¤§ÓLÎ
]ß²Ó²ù>DHß>ÊiàÍrøZ]auód~Îlø´JA@}YµRôúQÞ)°J¶zøâf¬¹pàðe´Ç´¯b)Wʲ#rÓó¨
ÃÍç¹ÉåR&µâ/óêy_njŹ¸ QÈeyW²ðÁȧ£¼ÞLQ
9 ÷¦p Ô27dê
¢µ^qSþÌö±±üN0¿£påoÛõ-ÇzÑ{^(,ÜbIVì²ñ+¶a&cMMÿaüÍ
endstream
endobj
167 0 obj
>
endobj
174 0 obj
>
endobj
168 0 obj
>
endobj
177 0 obj
[179 0 R]
endobj
179 0 obj
>
endobj
180 0 obj
>
endobj
181 0 obj
>
endobj
169 0 obj
>
endobj
184 0 obj
[186 0 R]
endobj
186 0 obj
>
endobj
187 0 obj
>
endobj
188 0 obj
>
endobj
170 0 obj
>
endobj
191 0 obj
>
endobj
171 0 obj
>
endobj
194 0 obj
[196 0 R]
endobj
196 0 obj
>
endobj
197 0 obj
>
endobj
198 0 obj
>
endobj
172 0 obj
>
endobj
201 0 obj
>
endobj
6 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/MediaBox[0 0 595.32 841.92]/Contents 207 0 R/Group>/Tabs/S>>
endobj
207 0 obj
>stream
xÅ[K㸾7ÐÿAÇÞZß00`w·ä6@9r
²9%@öÿRR,R¢,{&;Øí±-³EòcÕWEúòùüô§«æáó·ç’5Lð´ã0ÇÑøáóßÏOÓð/üçÏÏOß¾LÚÎ49½Zxïß&íÎðxæÞN_Î’h1Mæôªá£y&¥Vï§ézúûðù×ç§0æBéÆ £ýèfiзáVªÑqÕ0ÈøÙxEã´û(fûóéÕ¯|?{_¸
硨 uxÃ9)ûE)
‘Ê^àOF{=½²|?ǯæýðgîDÁ
ÖóIálZÐíxꨱ
>TïÜ/5&Ûó
¥ayòëUñßóúñW´¤(´{_¤tWëfeÇÉV«à¢ï¯Bh9§Ç8G¯hÿÿþÏç§ß~}~ú/;{þ¾scøï=a«¿ý:üçx»Ë§°Íë¾>¨8XÏJõðêiôS¦1ÿ;¿Ó¤©Ñé!À;$ºÌ[þÖúQÙÕ·_sÿ°ã¤fÄA)3ÎQ£jçöP;FÛ@ rT0ÙnÄï
÷n
zk®z:á×À@7ÒWÜ1 6ÌnfL«[Ö®Ô×ô
ö0«æáØ0Ïô©=Ômæ&lsÕÀÚÕq I¶§&7Ó4r7Õt[,kàö³khÔéævþ:GGFg{ÝÇo÷ó§(ØÔªUÀ~âó8m8Í´%è¾$
=Q Èqã^ѯáƤLÝÿt¾ä?ìI|Üx>vg!Ö¶Ã[!,v¤6?hÓKØ6ÖAK/nµÀ[øpl¬·ÆZP¡gÁ 0våu*Ñ¢ÇÓàsÔ=2
=Ù1JçË_~ÙC=Í£uuÛ±×VÁ4uÛcø×ÊVµ£$6@(°¹$£
ÄM4Q ìírù[½M=Ïí¨ÃjlL9J¬L°Ölká`ÆèoY¦¶xRö0 àä Èż’nêzæq̳«ÞRìåù ü¯ÛÂOÉ’¯Þ¢ÓÊVÎë%Ígàõoéy³{Y¾¢ËVh$¸Ph9²QVêau+)Y5gÃë4Nføü춱ÝoX)PÁÊó6ÎÞªDÚW/îA?ñ§eó_xÆaî)RJtà³â&gN,eÙÖá=ÉÍ)%I-h|eIIR«kÖÜøjÖ
EwM
ì°NXbùÈjÏd,µR¬Z¡.°Înɱ
Íîænìt°²¸íwÚ¶Öóâ;ñ¤Í½].Q®ç>.pà%ÅZÂ[^tzä Ê«%’äP%äÎà#/9!QrËKïÊÐÍøà”®;Ѿ/Z¸EÆaõîÔ>UKÒh©À0© i¦jíS3ç(úöÄ aïõai çõk±X¤dF
¿Ä.ÕØ êÎPë0çswZ·
µ[üá$³QKÄc’Cîeo-%¿” çÂ[wòÑX§Êú_”õ/§¹&c^_TÅVa/
*
tÃ?³®ämÇ(HÂT=ÿwºH’FÓÎï»sö¼a³¯¸ÒÇÚÒÇ%hÙâ> ´üæKãi}}¹â(´3E©¶ïôñ£òAWG%
ÒíÈcåpºÎèl{GÓLðͬÐ_¡/}#¢Í£ökéãîÃ/¨º¤y”iJïøk!¸dVóOAdQAÇ+JÀz¨¶,àÃ?ÊT “Ûü¶g>Æh¬Ô×Óq¸ÎÐ`qíßÆ
sGì RV[a(álÆbD%t?´pSͪ
SÕâ½¥]¾¾Ð
æQìØæla/,eX˹`½YL/!Õ¿3pZTTòÁßÖu¥Î ©ýlÚ1³Cá¹B±¨[k9VÞ:æç¢Æ4¥¿K¥übßc¥2ÐÀÐun(¥ºÜaJ¹úùn¦äÑ¥gÍÒL®Zª£®¤ä:g
N$Z
Источник
Екатерина Мокрова
Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возрастаделится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.
К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления. С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.
Начиная с 1 года до трех,ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому.Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я. “Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитиемразнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.
Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.
Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.
К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной.
Источник