Возрастная и индивидуальная норма развития ребенка

Возрастная и индивидуальная норма развития ребенка thumbnail
noor244

Абсолютно любой человек с момента зачатия активно начинает свое развитие. Каждый прожитый период времени является этапом в развитии, что отражается на навыках, умениях и физической зрелости. Существует понятие возрастной нормы развития, которое отражает возраст как временную характеристику. В итоге возрастную норму развития в психологии принято воспринимать как отрезок, период, цикл.

Что такое возрастная норма развития?

Наличие особенных критериев, которые можно выделить у человека в определенном возрасте, дают возможность провести анализ насколько правильно происходит развитие организма. Но, в процессе работы над данным критерием возникают трудности в том как произвести определенный аналитику, которая будет подходить всем без исключения.

Существует ряд методов которые помогают дать четкую характеристику состоянию человека в пределах возрастных норм развития:

  1. Статистический подход. Он подразумевает измерение индивидуальных особенностей человека по показателям (например роста, веса и т.п) Наличие данных показателей дает возможность строить график, согласно усредненным данным, наблюдать рост или наоборот торможение того или иного параметра. Нормой считается значение близкое к средним параметрам, а вот вышедшие за пределы нормы являются отклонением. Данный метод является достаточно субъективным.
  2. Функционально-системный подход. В данном методе отсутствует набор показателей, а оценка состояния возрастной нормы производится за счет определения оптимального состояния взаимодействия человека с социальной средой в соответствии с возрастом.
  3. Медико-биологический подход. Данный метод дает возможность оценить состояние организма с точки зрения зрелости систем в том числе ЦНС. Нормативы для такого принципа определения возрастной нормы подразумевают анализ строения тела, состояние физической подготовки, параметров умственных возможностей на определенный период жизни. Полученные результаты принято сравнивать со среднестатистическими данными той или иной категории населения (разделение по месту проживания, уровню жизни, половой принадлежности, и т.д).

Возрастная норма может быть частью индивидуальной нормы развития человека, поскольку возраст-понятие которое носит личных характер, в проведении аналитики того или иного человека.

Индивидуальная норма развития

Под понятием индивидуальной нормы развития принято понимать параметры развития физической психической и моральной системы отдельно взятого человека. Индивидуальные нормы развития имеют ряд особенностей:

  • Они не имеют четко направления и рамок в развитии.
  • Развитие человека происходит на протяжении всего жизненного цикла.
  • Данные нормы неповторимы и индивидуальны для каждого.
  • Индивидуальность-продукт, который является неповторимым и формируется за счет огромного количества факторов (социального уровня развития. генетических параметров, наследственности, географической среды обитания, состояния финансового обеспечения).

Отличие возрастной от индивидуальной нормы развития

Таким образом, фактором который объединяет эти две нормы можно считать время. Именно временной промежуток является решающим для возрастных норм. Наличие индивидуальных показателей тоже зависит от жизненного периода человека, возраста (что можно тоже считать параметром прямого влияния времени на организм).

Возрастная норма является частью индивидуальной нормы развития. Определенные навыки лучше всего приобретать в детском и юношеском возрасте, ведь память в это время работает лучше.Это говорит о том, что эти два понятия являются частью общего процесса развития личности.

Для оптимального формирования физически и психически здорового человека, нормы должны соответствовать и не опережать или отставать друг от друга. Большое количество ведущих психологов и медиков сошлись в том,что необходимо развивать возрастные и индивидуальные качества гармонично с самого начала жизни. В таком случае достигается физическое и психическое равновесие.

Источник

Физическое развитие ребенка – это динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.

Успех работы врача – педиатра зависит от знания динамики анатомических и физиологических особенностей ребенка, его реактивности, потребностей в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах).

Как педиатр я часто сталкиваюсь с тем, что родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. И конечно же сразу возникают вопросы: когда в норме ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? Когда должен сделать первые шаги или привыкнуть к горшку?

Различия в нормах развития детей раннего возраста часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы, а иногда и тревогу у молодых родителей.

Так кто же прав и какими нормами должны руководствоваться родители и педиатр?

На сегодняшний день европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян, но нормы развития детей в России и странах Европы отличаются.

Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.

В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.   

Читайте также:  Задачи развития ребенка в старшей группе детского сада

Как формируются нормы физического развития ребенка?

В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал – это определенное количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое иногда даже в сотнях тысяч человек.

На основании анализа физических параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.

Так, собственно, и сформировались нормативы:

  • держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
  • переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
  • ползать – к 6 месяцам;
  • самостоятельно ходить – к 12 месяцам.

И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.

Для советской поликлинической медицины это было удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей.

Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности

Но в последние годы нормы физического развитя принятого на постсоветском пространстве стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками.

Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физическому развитию первого года:

повороты со спины на живот – к 4 месяцам;

ползание – к 7;

ходьба – к 12-13 месяцам.

Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.

В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично:

  • перевороты теперь с 3 до 6 месяцев;
  • ползание – с 6 до 9;
  • ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.

Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе – там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав.

Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать).

Когда-нибудь все это будет и в нашем сообществе, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.

Сейчас перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?

Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?

Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» – все показатели считаются нормой, если запаздывают на  2-3 месяца.

Выходит, все здоровы – надо только ждать.

Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная неонатальная желтуха, перенесенные заболевания в раннем возрасте.

И все же нужно ждать как будет развиваться малыш.

Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:

  • темповая задержка моторного развития;
  • заместительная гидроцефалия;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • синдром повышенной возбудимости;
  • гипертонус и другие.

но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.

Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев? – не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев.

А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».

Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей.  Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей.

Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».

Читайте также:  Речь и интеллект в развитии ребенка лурия о чем книга

В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?»

На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет?

Начинается тернистый путь по врачам….

Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи.

Но родителям первого ребенка приходится очень тяжело, особенно после путешествия по просторам Интернета, где не всегда можно найти правильный ответ, плюс еще и растущее недоверие к врачам – неучи, рвачи, бездари, “поколение с купленными дипломами”….

Наверное мне повезло и с учителями, и с коллегами и даже с начальством, в наше время и в нашей стране – это большая удача!

Мое мнение – надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации.

В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.

Грубые отклонения видны и заподозрить ДЦП,  другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.

Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.

Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы).

Например:

ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».

Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику?

Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать  просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка.

Поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития. Если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо – проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций зав. педгруппой, узких специалистов, консультации в области.

Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма – в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны – не начать лечить, без причин.

Источник

Индивидуальная специфика личностного развития

Определение 1

Индивидуальность – это совокупность различных специфических качеств личности, отличающих ее от иных представителей человеческого рода. Эти качества могут быть физического, умственного, волевого, морального либо социального характера.

Людей с абсолютно идентичными качества в природе не существует. Каждый человек является индивидуальностью и в своей индивидуальности он неповторим.

Появление индивидуальных черт у каждой личности не случайно. Это связано с тем, что каждый человек проходит свой индивидуальный путь развития, который неповторим и, соответственно, в процессе его прохождения он приобретает индивидуальные свойства, которые отличают его от иных людей. В процессе развития, у человека происходит формирование нервных процессов и нервной деятельности, которая и приводит к развитию у личности своеобразных особенностей. Эти особенности приводят к тому, что складываются индивидуальные:

  • Ощущения;
  • Специфическое восприятие окружающей действительности;
  • Особенности мыслительной деятельности;
  • Память;
  • Фантазия и воображение;
  • Проявление интересов;
  • Стремления и склонности;
  • Способности;
  • Темперамент и характер.
Читайте также:  Как происходит развитие внимания у ребенка

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В зависимости от индивидуальных особенностей личностного развития происходит специфическое восприятие ею познавательной информации, в связи с чем необходимо выбирать специфические методы обучения и воспитания.

Замечание 1

В современном обществе педагогический процесс ориентирован на приоритетное положение личности и ее индивидуальности в процессе реализации учебной и воспитательной деятельности.

Индивидуальные особенности развития накладывают следующие требования к организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Процесс воспитания должен ориентироваться на индивидуальность личности. Это предполагает наличие у педагога знаний в области педагоги и психологии, применении методов и приемов воспитательного воздействия, соответствующих индивидуальной специфики развития личности.
  2. Применение в педагогическом процессе личностно-ориентированного подхода. Предполагается, что развитием человека необходимо управлять, ставя в приоритет его индивидуальные особенности, склонности, стремления, способности, возможности и условия его жизнедеятельности.
  3. В процессе обучения и воспитания необходимо достичь спроектированного уровня личностного развития, приспосабливая, для этого, формы и методы педагогического воздействия к его индивидуальной специфике.
  4. Эффективное применение индивидуального подхода в обучении и воспитании. Только ориентация на индивидуальность позволяет развить познавательную активность, природные задатки, творческие способности учащихся.
  5. Особенно важно применение индивидуального подхода при воспитательной работе с детьми девиантного поведения, отклонениями в развитии.
  6. Необходима верная дозировка разнородных нагрузок. Это касается нагрузок, как физического, так и интеллектуального характера. Чтобы реализовать это требование, необходимо знать состояние здоровья, особенности развития ребенка, условия его текущего проживания и особенности более раннего этапа жизнедеятельности.
  7. Исследование чувственной стороны развития личности, ее эмоциональных и волевых качеств. Это позволит реализовать учебно-воспитательный процесс более рационально и достичь положительных итогов его реализации.

Возрастные особенности развития

В зависимости от возраста человека происходит формирование характера и направленности его деятельности. также, возрастной период определяет особенности мыслительных процессов, круг запросов и способ их выражения, определенные интересы и проявления себя в социальной среде.

В зависимости от возраста человека, у него имеются определенные ограничения в развитии и, напротив, конкретные способности и возможности. Поэтому, не только индивидуальные черты личностного развития, но и возраст ребенка необходимо учитывать в процессах воспитания и обучения.

В зависимости от того или иного возраста ребенка ведется учет таких возрастных особенностей его развития:

  1. Параметры анатомического характера. Они отражают специфику строения организма и его физиологические показатели;
  2. Рост ребенка;
  3. Психические свойства. Сюда входит рассмотрение параметров развития эмоциональной сферы, волевых качеств, действий и двигательной активности;
  4. Духовная и нравственная зрелость т.е. способность осознанного усвоения и принятия духовных и нравственных норм, принципов;
  5. Специфика поведенческих реакций и деятельности человека.

В процессе всей жизнедеятельности человека выделяют определенные возрастные этапы его развития, учет которых необходим в конкретной научной области исследования.

В педагогике актуальной является следующая периодизация возрастного развития:

  • Биологический этап развития человека. Он охватывает тот временной период, когда ребенок лишен социального взаимодействия т.е. внутриутробный период его формирования и развития.
  • Социальный этап личностного развития. Он охватывает временной промежуток от рождения человека до его зрелости – 25-30 летнего возраста. При этом, данный этап делится на несколько стадий, отражающих сензитивные периоды личностного развития, какие-то особенности психических процессов, формирования интеллектуальных свойств и т. д. Например, от рождения до годовалого возраста – период младенчества. В это время происходит развитие основных физических навыков ребенка, формируются нервные процессы. Или от рождения и до трех лет – период раннего возраста, имеющий свою специфику развития всех сторон личности и, требующий особого подхода в воспитании.

Важную роль в педагогической науке, играют закономерности физического развития личности. Выделяют три ведущие закономерности:

  1. Более быстрое и интенсивное развитие человека происходит в раннем возрасте. Дети активно развиваются быстрыми темпами, а в немного повзрослев этот темп сокращается.
  2. Физическое развитие осуществляется совершенно неравномерно. В какие-то периоды человек развивается быстрыми темпами, в какие-то более медленными.
  3. Для развития каждого органа человека и систем органов предусмотрен свой темп развития. Поэтому, любое развитие нельзя считать пропорциональным и равномерным.

Источник