Возраст ребенка и показатели развития изобразительной деятельности

Возраст ребенка и показатели развития изобразительной деятельности thumbnail

Ольга Самойлова
Возрастные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Психологи как правило, различают несколько ступеней в рисовании у детей. В изобразительной деятельности детей дошкольного возраста можно выделить стадию каракулей, штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов, первую ступень схемы и вторую ступень возникающего чувства формы и линии.

• Первая ступень

К началу дошкольного возраста ребенок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют лишь самое отдаленное сходство с реальными предметами. Умение узнавать в рисунке предмет – один из стимулов совершенствования изобразительной деятельности ребенка.

В этом возрасте ребенок с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисовать что-нибудь конкретное. Если педагог спросит его, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее. Но, о том же рисунке станут расспрашивать его завтра, ответ может быть совершенно другим.

Ребенок 2-х лет продолжает рисовать руками и пальцами, но на данном этапе его следует приучать к работе с кистью. Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки. Характерно, что в этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один какой-нибудь цвет.

Начиная с 2,5 лет ребенок может рассказать о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат. Однако, он уже начинает выбирать цвета, появляется потребность в похвале со стороны взрослых.

В 3-4 года рисунки остаются на фазе каракулей. Но, по сравнению с предыдущим возрастом, кроме размашистых линий, появляются круги, квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами. В рисунках можно увидеть что-то значащее. Например, типичное нарисованное ребенком солнце – круг с выходящими из него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д. Усмотрев в своем рисунке сходство с лицом или с фигурой человека, малыш начинает намеренно детализировать его. Но пока он может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их неправильно – ноги, выходящие из головы. Эта стадия называется рисованием по схеме, как правило в рисунках людей у трехлетний ребенок рисует только голову и ноги. Из головы кроме ног отходят руки. Выготский Л. С. называет такой тип изображения «головоногами» (рис. 2 и 3 рисунки взяты из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.). На первой ступени ребенок рисует схематическое изображение предмета, очень далекие от реальной передачи его. В фигуре человека часто передается лишь голова, ноги, часто туловище

и руки.

Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует не с натуры, а по памяти. Ребенок, рисуя, часто предает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то что он видит. Рисунок на этой стадии является как бы перечислением, или, вернее графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете (Выготский Л. С.).

На этой ступени ребенок рисует схематические изображения предмета, очень далекие от правдоподобной и реальной передачи его. В фигуре человека обычно при этом передается голова, ноги, часто руки и туловище. И этим все изображение человеческой фигуры ограничивается. Это так называемые головоноги, т. е. схематические существа, изображаемые ребенком вместо человеческой фигуры. Риччи, исследовавший детские рисунки, спросил однажды ребенка,нарисовавшего такого головонога:

– Как, у него только голова и ноги?

– Конечно, – отвечал ребенок, – этого довольно, чтобы видеть и ходить гулять.

Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует по памяти, а не с натуры. Один психолог, просивший ребенка нарисовать его мать, сидевшую тут же, имел случай наблюдать, как ребенок рисовал мать, ни разу не взглянув на нее. Однако не только прямые наблюдения, но и анализ рисунка очень легко вскрывают то, что ребенок рисует по памяти. Он рисует то, что он знает о вещи, то, что ему кажется в вещи наиболее существенным, а вовсе не то, что он видит или что он, следовательно, представляет себе в вещи. Когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он честно рисует у всадника обе ноги, хотя наблюдателю сбоку видна только одна. Когда он рисует человека в профиль, он делает на рисунке два глаза.

«Если он хочет нарисовать одетого человека, – говорит Бюлер,- то он действует как при одевании куклы: он рисует его сначала обнаженным, потом вешает на него одежду, так что все тело просвечивает, в кармане виден кошелек и в нем даже монеты».

Получается то, что правильно называется рентгеновским рисунком. (рис. 5 и 6, рисунки взяты из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.).

Когда ребенок рисует человека в одежде, он рисует у него ноги под одеждой, которые ребенку не видны. Другим ясным доказательством того, что на этой ступени ребенок рисует по памяти, являются внешняя несообразность и неправдоподобность детского рисунка. Такие большие части человеческого тела, как туловище, часто вовсе отсутствуют в рисунке ребенка, ноги растут прямо из головы, а иногда и руки; части соединены часто совершенно не в том порядке, в каком ребенок имеет случай их наблюдать на чужой человеческой фигуре.

Ребенок, рисуя, передает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то, что он видит. Поэтому он часто на рисунке рисует лишнее, такое, чего он не видит; часто, наоборот, опускает в рисунке многое такое, что он, несомненно, видит, но что для него является несущественным в изображаемом предмете. Психологи приходят к согласному выводу, что на этой стадии рисунок ребенка является как бы перечислением, или, вернее, графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете.

Читайте также:  Право ребенка на жизнь и развитие

В лепке ребенок 2-3х может раскатывать пластилин или глину, отделять кусочки и соединять их вместе. Педагогу следует показать новые способы работы с материалом. Например, можно предложить для рисования маленькие кисточки, помочь создавать на картонке или дощечке картинки из теста или сделать отпечатки с различных рельефных поверхностей с помощью пластилина.

Начиная с 3,5 лет рисунок по-прежнему остается «головоногом», но те части тела, которые автор включил, находятся там, где нужно. Например, ребенок может не нарисовать туловище, зато ноги находятся внизу, а руки располагаются сбоку.

Малыш может делать из пластилина шарики и колбаски и соединять их вместе, чтобы получился человечек. При этом он хочет, чтобы вы сохранили его “изделия”.Рисует и карандашом, и красками (карандашом получается лучше).

• Вторая ступень

Вторая ступень – ступень возникающего чувства формы линии в рисунке сочетает в себе смесь формального и схематического изображения. Это рисунки-схемы, но с зачатками изображения похожего на действительность. Ребенок уже рисует большее число подробностей, более правдоподобно размещает отдельные части предмета.

Рисунки юного художника становятся более разработанными. Если он начинает добавлять новую деталь, то она непомерно большая и к тому же включается в рисунок в большом количестве. Например, на руке огромные пальцы, а дома сплошь заполнены окнами. В изображении человеческого лица малыш использует для глаз чаще не точки, а круги. Включает в портрет также волосы, шею, пуговицы, другие детали. В лепке может попробовать соединить вместе несколько цветов.

Начиная с 5-6 лет рисунки ребенка приближаются к реальности. И все же, они скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания. Рисунки мальчиков и девочек имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном,а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая – справа. Они включают в рисунок множество маленьких “работающих” деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству.

На этой второй ступени развития детского рисунка мы замечаем смесь формального и схематического изображения, это еще рисунки схемы, и, с другой стороны, мы находим здесь задатки изображения, похожего на действительность. Эта стадия не может быть, конечно, резко отграничена от предыдущей, однако она характеризуется гораздо большим числом подробностей,более правдоподобным размещением отдельных частей предмета: таких вопиющих пропусков, как пропуск туловища, не замечается больше, весь рисунок приближается уже к действительному виду предмета.

На рисунке 7 (рисунок взят из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.) представлен рисунок десятилетнего мальчика, однако подобные рисунки – графические рассказы часто встречаются и у некоторых способных к рисованию детей в более раннем (дошкольном) возрасте. Все рисунки выполнены детьми самостоятельно и без возможности срисовывания.

В подготовительной и старшей группе ребенок с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними. Воспитатель должен всячески способствовать развития детского творчества.

Литература:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

2. Выготский Л. С. Психология искусства/ Под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987.- 344с.

3. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. Книга для учителя// М.: Просвещение, 1991. -160с.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.

5. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. – М.: Учпедгиз, 1996. – 160 с.

Источник

В этом параграфе нами предпринята попытка рассмотреть показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного творчества и выделить критерии и оценки детского творчества.

С пониманием сущности детского изобразительного творчества тесно связан вопрос о конкретных показателях развития изобразительного творчества и его оценки. Это один из сложнейших и нерешённых вопросов. В зарубежной психологии широко распространены методы тестирования, дающие определённое представление о творческих потенциях и актуальном уровне творческого развития человека [22, с 136].

В настоящее время они широко используются и у нас (методика определения IQ Гилфорда, Торренса и др.) в подлинном или адаптированном варианте. Как правило, оценивается интеллектуальное творчество: беглость мысли (количество идеи, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность, подвижность, любознательность (чувствительность к проблемам), способность к разработке гипотезы, фантастичность и т.д .

Но неестественность ситуации тестирования, ограничение по времени, невозможность учесть личностные характеристики и другие недостатки тестов не дают полной объективной картины. Учёные приходят к выводу о естественности методов измерения и оценки уровня творчества. В связи с этим признаётся необходимость «… метода, при котором испытуемый мог бы осуществить внешне нестимулированный акт творчества в соответствии с собственными индивидуальными возможностями»[6, 22].

Выбор критериев оценки детского изобразительного творчества осложняется и неоднозначным определением сущности творчества вообще, и творчества в частности. Сторонники признания объективной новизны продуктов выделяют показатели, характеризующие продукт деятельности, в первую очередь оригинальность, новизну. Учёные, признающие проявление творчества в процессуальной стороне деятельности, фиксируют внимание на творческих способах действия: умение видеть проблему, поиск вариативных решений, гибкость, самостоятельность, оригинальность в выборе или изобретении нестандартных способов решения и т.д.

Читайте также:  Преодоление проблем в речевом развитии ребенка раннего возраста

Ветлугина Н.А. считает, что, открывая новое для себя, ребёнок

одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент делается на процесс деятельности, а не на результат. Именно потому Сакулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, как непременные составные творчества. [8]

Комарова Т.С., разрабатывая критерии оценки успешности выполнения рисунков, лепки, аппликаций детей дошкольного возраста, исходила из анализа и обобщения критериев, выдвинутых различными авторами. Выделенные критерии основывались на специфике детского изобразительного творчества, а также данных исследований и широкой опытной работы данного педагога. Отобранные критерии включали показатели трех уровней (высокий, средний, низкий), чтобы можно было дифференцировать детей по уровням успешности усвоения ими различных видов изобразительной деятельности и выразительных средств, при помощи которых в изображении передается образ предмета или явления.

Итак, критериями анализа и оценки, созданных детьми изображений будут являться:

· Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации).

· Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась).

· Строение предмета: части предмета расположены верно; их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

· Передача пропорций предмета в изображении.

· Композиция – вытянутое построение, скученное изображение, нет единства, пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое). Миниатюрное изображение, увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.

· Передача движения. Статическое изображение. Начальный момент изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передано сложное движение достаточно четко и определенно.

· Цвет. Передана реальная окраска предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов. Есть отступления от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.

· Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линии грубые, жесткие. Линия слабая, легкая, сильная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура, выходит за линии контура).

· Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного их выбора.

· Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликации):

а) Требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась?

б) Обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю?

в) Есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями?

· Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения:

а) насколько ярко (сильно, слабо или никак внешне), эмоционально относится к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту своей деятельности и других детей?

б) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное, по замыслу) предпочитает, как объясняет свое предпочтение?

в) Как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная характеристика оценки)?

· Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

· Творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение, самостоятельность замысла, его реализацию. Оригинальность изображения. [21, с 113]

Исходя из критериев, были выделены уровни развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень

Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка.

Средний уровень

У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными. Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.

Высокий уровень:

У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании. Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле.

Эти критерии можно использовать и для оценки детских работ воспитанников не только старших групп, но и других возрастных групп, корректируя, однако, их в зависимости от возраста детей, выпуская те из показателей, которые сложны для более младших возрастов.

Исходя из признания того, что детская изобразительная деятельность

по своим объективным возможностям носит творческий характер, Ветлугина Н.А. выделяет следующие показатели наличия творческого начала в изобразительной деятельности детей [8]:

Читайте также:  Ребенок после года школы развития

· отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в изобразительном творчестве;

· способы творческих действий;

· качество детской продукции.

В первую группу входят искренность, правдивость, непосредственность

переживаний; развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации; увлеченность, захваченность деятельностью; специальные художественные способности; видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству.

Вся группа представленных показателей проявляется на всех этапах творческого процесса: зарождение замысла, его развития и реализации, восприятия и анализа конечного продукта. Очень важно для педагога заметить их и на этапе обогащения детей впечатлениями, накопления эмоционально-интеллектуального опыта необходимо развивать творческие «устремления» детей, на уровне «хочу» и «могу». Без такой самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность. Способность ребенка эмоционально откликаться на своеобразие окружающего мира – основа таких устремлений. На этом этапе и проявляются индивидуальность, своеобразие ребенка. Как следствие такого мировосприятия возникновение у ребенка желания поделиться своим чувством, рассказать близким людям, что волнует его. Если у ребенка отсутствует своеобразное восприятие мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в собственно художественной деятельности. Большое влияние на развитие способностей ребенка-дошкольника оказывают взрослые.

Вторая группа выявляет качество способов творческих действий. В нее входят:

· дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях;

· самостоятельные поиски наилучшего решения заданий;

· нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно),

· самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;

· быстрота реакций, находчивость в действиях.

Большинство из этих показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны педагога целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Третья группа – показатели качества продукции детского художественного творчества:

· нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств воплощения образа;

· индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

· соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка, в целом группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной деятельности. [13]

Таким образом, в нашей работе основными показателями развития детского изобразительного творчества будут выступать следующие критерии:

· Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась).

· Строение предмета: части предмета расположены, верно; их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

· Передача пропорций предмета в изображении (верно, передано, с изменением, неверно)

· Композиция (по всему листу, на половину листа или на одной линии)

· Цвет (реальный цвет, есть отступления от реальной окраски)

· Уровень самостоятельности выполнения работы рисунка

· Оригинальность изображения (необычность; отступления от стандартов; шаблонность)

· Устойчивость интереса (сохраняется в течение всего процесса; периодически пропадает; интерес отсутствует)

· Обогащение замысла

· Передача движения

Проведя теоретический анализ подходов к обоснованию показателей детского изобразительного творчества, мы пришли к выводу о том, что осуществление индивидуального подхода, основанного на изучении индивидуальных различий детей, позволяет повысить эффективность в развитии детского изобразительного творчества, проявлении ими индивидуальности в решении изобразительных задач.

Выводы по I главе

Проблема изобразительного творчества рассматривается в исследованиях Флериной Е.А, Выготского Л.С., Теплова Б.М., Ветлугиной Н.А., Комаровой Т.С., Казаковой Т.Г., Мелик-Пашаева А.А., Григорьевой Г.Г. и др

В психолого – педагогической литературе мы можем встретить широкий круг подходов к определению понятия творчества. В нашей работе под творчеством мы будем понимать деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Сам же творческий процесс рассматривается как потребность в новизне, как проблемная ситуация, требующая от субъекта открытия нового способа, действия или знания, которое обеспечивает решение в творчестве. Именно в субъективном значимом продукте ребенок создает выразительный и оригинальный образ.

В процессе творчества происходит изменение личностных качеств, ребенок становится самостоятельным, инициативным, эмоционально-увлеченным в творческую деятельность. Творчество ребенка значимо, оно самоценно.

В настоящее время активно идет поиск новых форм, методов, способов развития детского изобразительного творчества.

Среди показателей развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста рассматриваются отношения, интересы, способности детей, а именно творческое воображение, увлеченность, захваченность деятельностью, адекватность использования средств воплощения образа (линии, цветовое пятно, ритм линий, ритм пятен, штрихи, точки).

Опираясь на исследование Комаровой Т.С., в качестве критериев изучения уровня развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста мы выделяем:

· Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась).

· Строение предмета: части предмета расположены верно; их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

· Передача пропорций предмета в изображении (верно передано, с изменением, неверно)

· Композиция (по всему листу, на половину листа или на одной линии)

· Цвет (реальный цвет, есть отступления от реальной окраски)

· Уровень самостоятельности выполнения работы рисунка

· Оригинальность изображения (необычность; отступления от стандартов; шаблонность)

· Устойчивость интереса (сохраняется в течение всего процесса; периодически пропадает; интерес отсутствует)

· Обогащение замысла

· Передача движения

Таким образом, теоретическое изучение проблемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста , привело нас к мысли, что одним из путей развития является использование разнообразных техник. Считаем, что большие возможности в творческом развитии детей старшего дошкольного возраста заключаются в технике батик.

Источник