Возраст как единица анализа психического развития ребенка

Возраст как единица анализа психического развития ребенка thumbnail

Становление и развитие отечественной возрастной психологии неразрывно связано с именем Л.С.Выготского, который разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития . Возраст или возрастной период – это цикл развития человека, имеющий свою структуру и динамику. Следует иметь в виду, что психологический возраст может не совпадать с хронологическим (паспортным) возрастом отдельного ребенка.

Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, а другой – позже.

Каждый психо­логический возраст рассматривается на основе следующих критериев: 1) социальная ситуация развития (круг общения и характер взаимоотношений со взрос­лыми и сверстниками в семье, школе, спортивной секции и т.д., с обществом в целом; 2) уровни развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятель­ности (игры, учения , рисования, конструирования); 3) новообразования в сфере сознания и личности (под понятием «новообразования» следует понимать «те психические и соци­альные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые… определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь» (Л.С. Выготский); 4) кризис (переломные точки возрастного развития , отделяющие один возраст от другого).

Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития человека:

1. Возрастное развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни. Темпы развития различны в разные возрастные периоды: чем младше ребенок, тем темпы развития выше, чем старше – тем ниже. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в человеческом развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный (сенситивный, по Л.С. Выготскому) период развития. Так, знание сенситивных периодов развития двигательных функций позволит определить наиболее благоприятный период для педагогических воздействий в сфере физической культуры. Например, быстрота движений успешнее развивается и у мальчиков и у девочек в 7–9 лет, а скоростная сила у девочек – в 9–10.

4. Закон развития высших психических функций. Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

Говоря о законах психического развития человека, нельзя не отметить наличие возрастных кризисов – особых, относительно непродолжительных по времени (до года) периодов развития, характеризующихся резкими психологическими изменениями. Кризис всегда является рубежом, ведущим на новую ступень развития. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения человека явилось одним из оснований для разделения его жизни на периоды возрастного развития. К стабильным периодам относятся младенческий возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст. Критическими периодами считаются переходные, характеризующие кризисы: новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, подростничества, юношества, кризис «середины жизни».

Важным фактором, позволяющим судить об особенностях того или иного возраста, является характерная для него ведущая деятельность. Благодаря работам А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического разви­тия, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятель­ность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят измене­ния психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Смена веду­щих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и побуждают ребенка к изменению положения в системе отношений с другими людьми.

Читайте также:  Стабильные и критические периоды развития ребенка

Источник

Возраст как единица анализа психического развития ребенка

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Выготский считает, что существенной особенностью развития являются качественные изменения (возрастные новообразования). Следовательно, для выделения этапов детского развития необходимо учитывать именно возрастные новообразования. Возрастное новообразованиепсихические и социальные изменения личности, которые впервыевозникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка, егоотношение к среде (его внутреннюю и внешнюю жизнь), основное направление развития в данный возрастной период. Но для каждого возраста характерно свое новообразование. Следовательно, единица анализа психического развития (по Выготскому) – психологический возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.Структура возраста. Центральное новообразование. Вокруг него группируются частичные новообразования и процессы развития, связанные с предыдущими новообразованиями. Центральные линии развития – процессы развития, связанные с центральным новообразованием. Побочные линии развития – остальные изменения, происходящие в данном возрасте. При переходе от одного возраста к другому меняются местами центральные и побочные линии развития. Речевое развитие выступает в качестве побочной линии развития в младенчестве и становится центральной линией развития в раннем детстве. Затем оно снова становится побочной линией развития. Структура возраста включает также соц-ю ситуацию развития – отношения между ребенком и окружающей его социальной средой. Динамика возраста –формирование структуры возраста. Структура возраста формируется на протяжении всего возрастного периода. Поэтому новообразования относятся не к началу, а к концу возраста. Динамику возраста (формирование структуры возраста) провоцирует социальная ситуация развития: она определяет тот путь, следуя которому, ребенок приобретает новообразования. С возникновением новообразования изменяется вся личность ребенка. Изменения в личности ребенка приводят в свою очередь к необходимости изменения социальной ситуации развития. Изменение социальной ситуации развития составляет основное содержание критического возраста. Основные критерии возрастных периодизаций психического развития. Цель любой периодизации — обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том — что обусловливает это качественное своеобразие. В свое время Фрейд, Пиаже, Выготский и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации. Систематизация этих попыток была предпринята Выготским в работе «Проблема возраста». Все существующие к тому времени периодизации Выготский разделил на 3 группы, и это деление оказалось методологически удачным, что появляющиеся совр-е периодизации часто успешно вписываются в предложенную им систематизацию. Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением др. процессов развития. Таковой, в частности, яв-ся известная периодизация С. Холла, созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0—5 лет), стадию охоты и захвата (5—11 лет), пастушескую стадию (8—12 лет), земледельческую стадию (11—15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п. Понятно, что подобные аналогии очень заманчивы, но поверхностны. Ко второй группе (самой многочисленной)Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. К этой группе можно отнести и периодизацию Фрейда, основанием которой яв-ся изменение зон, в которых находит удовлетворение либидо. Фрейд описывает следующие стадии развития личности: 1)оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в области рта; формы поведения — захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание; 2)анальная фаза (2—3-й годы жизни): эрогенные зоны — в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления; 3)фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий; 4)латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения нет; 5)генитальная фаза (фаза половозрел ости): во главе с гениталиями активизируются все эрогенные зоны и формы поведения. Особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта он считает фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывает: 1)предоперациональную стадию мышления (сенсомоторный интеллект) с его рефлексами и приспособительными реакциями; 2)стадиюпредпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3)стадию конкретных операций и 4)стадию формальных операций. По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиаже, в основу построения периодизации Колберг положил становление морали, описывая с этих позиций доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы). Перечислять варианты периодизаций этой группы можно бесконечно. Все они названы Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития. Третью группу должны составить периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью разв-я и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших колич-х изменений разв-я, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1)кризис новорожденности, 2)стабильный период младенчества, 3)кризис первого года жизни, 4)стабильное раннее детство, 5)кризис трех лет, 6)стабильный дошкольный возраст, 7)кризис семи лет, 8)стабильный младший школьный период, 9)пубертатный кризис, 10)стабильный подростковый возраст, 11)кризис 17 лет и т.д. В мировой психологии широко используется периодизация Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, соц-е развитие и развитие сознательного Я. В периодизации Эриксона выделяется 8 фаз развития: 1)первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению; 2)вторая фаза (раннее детство: 2—3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением; 3)третья фаза (дошкольный возраст: 4-5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины; 4)четвертая фаза (школьный возраст: с 6 до 11—12 лет, т.е. до половозре-лости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или мало-ценности; 5)пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности; 6)шестая фаза (молодость: 20—30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией; 7)седьмая фаза (зрелость: 30-40 лет) характеризуется творческим началом, интегратив-ностью или застоем; 8)восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость), от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием.
Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1)соц-я ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2)основной (ведущий) тип деятельности; 3)основные новообразования развития; 4)кризис. Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Периоды и стадии детского развития по Эльконину: Этап раннего детства состоит из двух стадий — младенчества, открывающегося кризисом новорожденное, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы. Этап детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является открывающийся кризисом 6—7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера. Этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого яв-ся кризис 11—12 лет, и стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Эльконину, кризисы 3 и 11 лет — это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеч-х отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет — кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка пенза

Date: 2015-11-15; view: 1744; Нарушение авторских прав

Источник

Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Различают паспортный, умственный и психологический возраст человека.

Паспортный, или хронологический возраст берет начало с момента рождения и измеряется числом прожитых дней, месяцев и лет (в европейской культуре).

Умственный возраст приравнивается к коэффициенту интеллекта человека, который высчитывается по результатам стандартизованных тестов. С помощью данного понятия характеризуются интеллектуальные способности человека.

Психологический возраст – это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервыевозникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Структуру возраста составляют социальная ситуация развития, ведущая за собой развитие деятельности, и новообразования в сфере сознания и личности.

Паспортный возраст человека может не совпадать с его умственным и психологическим возрастом.

Развитием называется закономерное, необратимое изменение во времени, приобретение новообразований. Развитие – это качественные изменения, саморазвитие, самопричинное развитие, способ существования личности. Личностное развитие не имеет границ, тогда как физическое и психическое развитие ограничены: они имеют точку оптимума и последующего спада. Развитие существует в форме филогенеза1, онтогенеза[2] и патогенеза[3i].

Л.С. Выготский выделил два типа развития:

– преформированный, когда стадии развития заданы изначально и смена их предопределена генетически;

– непреформированный, когда путь развития, его стадии не предопределены, вероятностны.

Как соотносятся понятия «возраст» и «развитие»? По мнению Л.С. Выготского, возраст – это единица анализа детского развития. Вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией, важно рассматривать целостные возрастные периоды развития, которые имеют самостоятельную и закономерную динамику, определяющую роль
и удельный вес каждой частичной линии развития.

Читайте также:  Дневник динамического наблюдения за развитием ребенка в доу

В свою очередь, понятие «возраст» необходимо рассматривать в контексте той или иной теории развития, так как оно выводится из нее. Например, в теориях биогенетического направления в понимании возраста доминирующим моментом будет рассмотрение закономерностей процессов созревания, роста
и старения; в социогенетическом – научения и социализации. Существуют теории конвергенции двух факторов, где представленность каждого из них примерно равная, факторы «переплетены» и в одинаковой мере оказывают влияние на психическое развитие человека, определяют его возраст.

Анализ психического развития можно вести по-другому:
в системе категорий источника, движущих сил и уровня развития. Каждая серьезная теория развития человека пытается ответить на эти вопросы. Основными предпосылками успешного развития человека, обозначенными в отечественной науке, являются: полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность нейро-анатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности, и долгое детство.

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.009 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник