Возникновение речи у ребенка и ее развитие в дошкольном и школьном возрасте

Возникновение речи у ребенка и ее развитие в дошкольном и школьном возрасте thumbnail

Можно выделить несколько этапов или периодов развития речи у ребенка.

Первый период – подготовление словесной речи (до конца первого года жизни).

Второй – период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (заканчивается к концу третьего года жизни).

Третий – период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (дошкольный возраст).

Четвертый – овладение ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

Первый период начинается с первых дней жизни ребенка. Уже у новорожденного наблюдаются голосовые реакции – это хныканье, а на 3-4 неделе – редкие отрывистые звуки зачатков лепета. Эти первые звуки лишены функции речи. Они возникают из-за органических ощущений или двигательных реакций на внешний раздражитель. Уже в возрасте 2-3 недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте 2-3 месяцев – связывать звуки с присутствием взрослого. Услышав голос, ребенок начинает искать глазами взрослого. Это первые зачатки речевого общения.

В 3-4 месяца звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с бессознательным подражанием речи взрослого, ее интонационной и ритмической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые сочетаются с согласными, образуют повторяющиеся слоги (да-да-да или ня-ня-ня).

Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Это выражается в специфических реакциях на сопровождаемые словами жесты взрослого (Например, зовущий жест рекой со словами иди – ребенок тянет руки).

Первое понимание слов ребенком возникает в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуации взаимного действия ребенка и взрослого с какими-то предметами.

Возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком также связаны с действенными и эмоциональными ситуациями. Их зачатки появляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками.

С 8-9 месяцев начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка появляются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. Причем подражать тем словам, которые у него вызывают определенную реакцию, имеют некоторый смысл.

Одновременно с началом развития активной речи увеличивается количество понимаемых слов.

В конце первого или в начале второго года жизни начинается следующий этап овладения ребенком речью – период первоначального овладения языком. В основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отношений ребенка с окружающим миром, что создает у него потребность о чем-то сказать. Потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка.

Первые слова отличаются своеобразием. Ребенок уже в состоянии указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данными предметами и отношения к ним. Звуковые подобия слов и отдельные членораздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребенка, манипуляцией предметами, с процессом общения. При том, одним и тем же словом ребенок может называть совершенно разные предметы.

Высказывания ребенка ограничиваются одним словом, как правило существительным, которое выполняет функцию всего предложения. Поэтому, смысл произносимых ребенком слов зависит от сопровождающих эти слова жестов или действий ребенка. Ребенок начинает произносить два-три слова, еще не связывая их друг с другом. Мышление еще имеет характер наглядных, действенных операций.

Плохо развита на этой этапе фонетическая сторона речи. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги. Часто ребенок замещает одни звуки другими (например, фофо вместо хорошо).

Этот этап можно разделить на несколько стадий:

1. Стадия слова-предложения

2. Стадия двух-трехсловных предложений, или стадия морфологической расчлененности речи (вторая половина второго года жизни). Происходит рост активного словаря, к двум годам – 250-300 слов.

Ребенок начинает более грамотно использовать число в именах существительных, падежи существительных, лица глаголов. К этому возрасту ребенок овладевает почти всей системой языка. Исключения составляют плавные р, л, свистящие с, з и шипящие ж, ш.

Ребенок пробует выразить не только то, что происходи с ним в данную минуты, но и то, что с ним было раньше, то, что не связано с наглядностью и действенностью ситуации. Развитие мышления, переход его на другой уровень требует овладение более точными значениями слов языка, совершенствование морфологии, фонетики.

Освобождение речи ребенка от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или действие означает начало следующего этапа речевого развития – периода развития языка ребенка в процессе речевой практики. Этот период начинается с двух с половиной лет и завершается к шести годам. Речь ребенка развивается в процссе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет развитие более сложных языковых форм. Речь начинает иметь для ребенка особое значение. Речевое общение становится одним из источников развития мышления ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, но и научиться грамматически правильному построению речи.

Его успехи в овладении языком связаны с практическими обобщениями языковых фактов. Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку они основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным источником новых слов являются взрослые. В своей речи ребенок начинает использовать слова, услышанные от взрослых, даже не понимая их смысл. Своеобразие лексики ребенка отражает слова, наиболее употребляемые его ближайшим окружением, его семьи.

Но речь уже не является простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов, придумывает новые слова.

В 4-5 лет развитие речи тесно связано с формированием у детей рассуждающего логического мышления. Ребенок переходит от простых предложений к сложноподчиненным предложениям. Начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные (потому что), целевые (если) и прочие связи.

Читайте также:  Развитие ребенка скороговорки с картинками

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка. Их словарь составляет 2-3 тысячи слов. Но с семантической стороны речь остается бедной: значения слов недостаточно точны, иногда сужены или наоборот широки. Дети с трудом могут сделать речь предметом своего анализа (например, разложить слово на звуковые компоненты).

Это преодолевается на следующем этапе – этапе развития речи в связи с изучением языка. Этот этап начинается конце дошкольного возраста. Но большие сдвиги происходят в связи с обучением ребенка в школе.

В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

Обучение в школе сказывается на развитие осознанности и управляемости речи ребенка. Это выражается в том, что ребенок приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. И ребенок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям.

У ребенка формируется монологическая речь, которая требует более сложных грамматических форм.

Особое место на данном этапе занимает письменная речь, которая сначала отстает от устной, но затем становится доминирующей.

Помимо четырех указанных этапов можно выделить еще один – пятый этап развития речи, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Этот этап является строго индивидуальным и характерен не для всех людей.

В онтогенезе возникновение и развитие речи может быть предметом непосредственного наблюдения психолога.

Развитие речи у ребенка опосредовано обучением: ребенок научается говорить. Ребенок нормально овладевает речью – научается говорить – пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения. (Конечно, и этот процесс общения организуется взрослыми и притом так, чтобы привести к овладению речью.) Для овладения подлинным словом необходимо, чтобы оно было не просто выучено, а в процессе употребления, удовлетворяя реальным потребностям говорящего, включалось в его жизнь и деятельность.

В течение первого, подготовительного, периода развития речи, до того как ребенок начинает говорить, он прежде всего приобретает некоторый пассивный фонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих. Первые звуки ребенка – крики. Это инстинктивные или рефлекторные реакции. Крики издают и глухие дети (из-за этого окружающие не всегда сразу распознают их глухоту); они, значит, не продукт подражания или выучки. По своему фонетическому составу первые звуки, которые издает ребенок, приближаются к гласным а, е, у; к ним прибавляется в виде придыхания звук, близкий к х и к гортанному р, в основном сочетание эрэ. Из согласных, далее, одними из первых появляются губные м, п, б; затем идут зубные д, т, наконец, шипящие.

Около начала третьего месяца у ребенка появляется лепет, как бы игра звуком. Лепет от крика отличается, во-первых, большим разнообразием звуков, а во-вторых, тем, что звуки лепета, продукт игры звуком, менее связны, более свободны, чем инстинктивные крики. В лепете ребенок овладевает произнесением разнообразных, свободных по отношению к инстинктивным реакциям звуков. Лепет благодаря этому подготовляет возможность овладения в дальнейшем звуковым составом слов речи окружающих взрослых.

Овладению речью, умению самому ею пользоваться для общения предшествует зарождающееся сначала понимание речи окружающих. Оно имеет существенное значение в речевом развитии ребенка, представляя собой начальный этап в развитии основной для него функции общения. Но сначала это понимание носит, естественно, очень примитивный характер.

По некоторым наблюдениям с 5 месяцев дети начинают определенным образом реагировать на слова. Так, по сообщению Г.Линднера, перед ребенком, смотревшим на часы, произносилось слово “тик-так”; когда затем то же слово повторялось, ребенок обращал взгляды на часы. У него создалась связь между звуком и некоторой ситуацией или реакцией на него.

На основе понимания, сначала очень примитивного, речи взрослого и овладения своим голосовым аппаратом начинает развиваться речь ребенка. Это овладение речью как средством общения между людьми, отражая, с одной стороны, новые нарождающиеся потребности ребенка и сдвиги, происходящие в его реальных взаимоотношениях с окружающими, вместе с тем вносит в них радикальные изменения. Ребенок начинает овладевать новым специфически человеческим способом общения с людьми, посредством которого он может сообщать им свои мысли и чувства, воздействовать на их чувства и направление их мыслей.

Первые осмысленные слова, произносимые ребенком, появляются к концу первого – началу второго года. Они состоят преимущественно из губных и зубных согласных, соединенных с гласным в слог, обычно многократно повторяющийся: мама, баба, папа. Взрослые превратили эти первые звукосочетания в наименование родителей и т.д. Поэтому эти слова имеют в своем звуковом составе столь широко распространенный интернациональный характер. По своему значению эти первые осмысленные слова ребенка выражают (как подчеркнул Э.Мейман) преимущественно потребности, аффективные состояния, его желания.

Обозначающая функция речи выделяется позднее (приблизительно к полутора годам). Ее появление знаменует несомненно значительный сдвиг в развитии ребенка. Ребенок начинает интересоваться названиями предметов, требуя от окружающих ответа на вопросы “что это?”. Результатом этой активности является начинающийся обычно с этого момента быстрый рост словаря, особенно имен существительных. В.Штерн говорит, что в этот момент ребенок делает величайшее открытие в своей жизни: он открывает, что каждая вещь имеет свое название. Ребенок открывает не общий теоретический принцип; он практически овладевает – при содействии взрослых – новым, в самой основе своей социальным, способом обращаться с вещами посредством слова. Он узнает, что посредством слова можно указать на вещь, обратить на нее внимание взрослых, получить ее. Основным и решающим в речевом развитии ребенка является не само по себе овладение обозначающей функцией слова, а именно то, что ребенок приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с окружающими. При этом ребенок начинает пользоваться отношением слова к обозначаемым им предметам, еще теоретически вовсе не осмыслив его.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 5 электросталь

Отношение слова к обозначаемому им предмету имеет в высшей степени абстрактный характер; ребенок осознает его смысл много позже, чем он практически начинает в своей речи этим отношением пользоваться. Ребенок, таким образом, не совершает в 1,5 года того теоретического открытия, которое приписывает ему Штерн, но практическое овладение словом для обозначения предмета, которое к этому времени происходит, является все же большим открытием, существенным моментом в становлении человеческого сознания ребенка и установления нового типа отношения его к миру.

В процессе речевого развития ребенка имеется этап, который лишь в исключительных случаях, как, например, в описанном К.Штумпфом случае с его сыном, длится продолжительное время. Обычно он имеет более преходящий характер и потому относительно мало привлекает к себе внимание исследователей. Принципиально эта форма речи представляет все же определенный интерес. О.Йесперсен назвал ее “малой речью”, У.Элиасберг и Л.С.Выготский – “автономной речью” – ребенка. Ряд психологов отрицали существование такой особой автономной детской речи. В.Вундт утверждал, что эта мнимодетская речь – попросту язык нянек, подделывающихся к ребенку. Не подлежит, конечно, сомнению, что и малая, или автономная, детская речь питается материалом речи взрослых. Но фактический материал наблюдений все же доказывает, что иногда у детей наблюдается речь, во многих отношениях отличная от речи взрослых.

Малая речь ребенка, соединяющаяся обыкновенно с пониманием речи окружающих, является переходным этапом к овладению речью взрослых. Особенно развитой она бывает у детей-однолеток, растущих вместе. О.Йесперсен наблюдал очень развитую форму такой малой речи у двух близнецов в возрасте около 5,5 лет. Она формируется под воздействием речи окружающих. Этим объясняется то, что в результате тщательного анализа В.Штерн в основе большей части слов “автономной речи” своей дочери Гильды обнаружил исковерканные слова из речи окружающих. Но эта речь отличается все же особенностями, придающими ей характер своеобразного формирования. По внешней форме слова автономной речи большей частью имеют моторный характер, являются как бы обломками слов с часто встречающимся удвоением слогов, вроде “фу-фу”, “ква-ква”, “ля-ля”, “ва-ва” и т.п. Флексии и синтаксические соединения в ней отсутствуют. По своему значению эти слова не совпадают со значением наших слов; их значение часто меняется от ситуации к ситуации, объединяя разнородные предметы посредством неустойчивых и изменчивых связей. Слово имеет почти столько значений, сколько употреблений. Одно и то же значение переносится на самые разнородные предметы, которые могут быть объединены лишь на основании двух признаков – удлиненной формы (собака, лошадь, кукла, термометр) и блестящего глазоподобного характера (запонки, жемчужины).

Психологически самым существенным в этой малой детской речи является то, что она вскрывает своеобразный способ “обобщения”, которым определяется значение первых слов, употребляемых ребенком.

Широкие “обобщения”, свойственные ребенку, являются не продуктами осознаной операции, а результатом установок, обусловленных аффективно-моторными реакциями: объективно разнородные предметы объединяются в одном слове в силу их сопринадлежности к аффективно однородной ситуации. В малой речи слова не выполняют еще обозначающей функции в полном смысле этого слова. “Малая речь” свидетельствует о несформированности предметного сознания.

Сопоставление малой детской речи с развитой речью особенно ярко обнаруживает, как велика роль речи взрослых в умственном развитии ребенка, она вводит в обиход ребенка качественно иной, построенный на объективных принципах способ классификации вещей, сложившийся в результате общественной практики. Через посредство речи, этой “общественной формы познания”, общественное сознание начинает с раннего детства формировать индивидуальное сознание человека. Его речь и его словесная ориентировка в мире регулируются не его индивидуальным восприятием, а общественным познанием, которое через посредство речи определяет и само восприятие. <…>

Источник

1. Возникновение речи у ребенка и ее развитие в дошкольном и школьном возрасте 1. Языковая способность. Языковая компетенция. 2. Возникновение

Возникновение речи у ребенка и
ее развитие в дошкольном и
школьном возрасте
1. Языковая способность. Языковая
компетенция.
2. Возникновение и развитие речи у детей.
3. Основные тенденции развития речи
школьников.
5. Билингвизм. Типы билингвизма

2. Речевая деятельность

• Речевая деятельность – это особый вид
деятельности человека, совокупность действий
по порождению и восприятию речи. РД
включает перевод определенного содержания в
текст (при говорении) и извлечение содержания
из текста (при слушании).

3. Условия

Для того, чтобы начать говорить на определенном
языке, нужно
• Овладеть арсеналом языковых единиц,
• Усвоить правила их использования в речи.

4. Первый крик новорожденного ребенка

Это врожденная реакция, не зависящая ни
от пола ребенка, ни от особенностей
языка, который ему предстоит осваивать.
Можно говорить о 2-х типах крика
младенца
• 1) свидетельствующий о голоде,
• 2) свидетельствующий о боли
Позже появляется крик, функция которого,
– привлечение внимания взрослого

5. Мнение Т.Н.Ушаковой, доктора филологических наук

Первые голосовые экспрессии новорожденного –
реакции крика – имеют две стороны
1)внешнюю (голосовые проявления)
2)внутреннюю (детские аффекты, эмоции).
Одна сторона физиологическая
Другая психологическая.
Что такое речь?
По мнению ученой, первый детский крик есть
зародыш будущей речи, уже содержащий в себе ее
главное качество – внешнее звуковое
выражение психического состояния.

Читайте также:  Методики развития ребенка от 1 года до 2 лет

6. Мнение Т.Н.Ушаковой, доктора филологических наук

Первичные вокальные проявления (первый
крик) обнаруживаются с момента рождения,
спонтанно дополняются гулением и
лепетом. Они идентичны у всех детей мира,
причем как слышащих, так и глухих от
рождения.

7. Гуление и лепет

Общение ребенка с близкими наблюдается и
до появления первых слов: это
эмоциональное общение на основе
положительных эмоций, выражающиеся в
улыбке, в гулении ( до 5-6 месяцев) и лепете (до 810 месяцев).
Но это общение еще не стало языковым хотя
оно тренирует речевой аппарат, готовит
ребенка к дифференциации звуков. Слушая
речь окружающих, ребенок накапливает
опыт восприятия речи.

8. Причины возникновения речи у ребенка

Причиной возникновения первых речевых
действий у ребенка является потребность
общения с близкими. В возрасте от 1года до
1года 3-6 мес.в «речи» ребенка могут быть
выделены первые слова-предложения:
начинается языковой период его развития
(слова фонетически искажены -дя/дай,
и-и/яичко; вместо слова ударный слог ко/молоко, ма /мама).

9. Речь окружающих

Потребность в общении действует не только в
раннем возрасте, но на протяжении всей жизни:
это закономерность речевого развития человека.
Что же касается появления в речи ребенка все
новых средств языка, то он заимствует их из
воспринимаемой речи окружающих людей.
Ребенок сам не создает языка, хотя в его речи
встречаются многочисленные «детские» слова:
собака – гав-гав, машина – би-би (бибика) и т.п.

10. Периодизация речевого развития человека, предложенная психологами

Младенческий возраст – до 1года (доинтеллектуальная
стадия). Установление и поддержание эмоционального
контакта со взрослыми, т.е. развитие экспрессивной функции
яхыка. В конце периода – первые проявления номинативной
функции (называние предмета). Первые акты общения,
коммуникации свидетельствуют о том, что развивается
коммуникативная функция.

11. Ранний (преддошкольный) возраст

от 1года до 3 лет
Усвоение символической и обобщающей роли слова. Язык
становиться средством не только общения, но и познания
окружающего мира. В коммуникативной функции язык
связывается с практической деятельностью ребенка – игрой,
познанием окружающих предметов, усвоением способов
пользования ими.
Происходит усвоение слогового состава слов, затем их
звукового состава. Быстрое накопление словаря: в 2 года – от
30 до 100 слов, в 3 года – от 300 до 1000 слов. С 2-х лет
начинается грамматическое оформление слов.

12. Дошкольный возраст – от 3 до 6лет.

Наряду с функцией общения развивается функция
обобщения и познавательная функция. К 4-5 годам
появляется планирующая, регулирующая функция.
Ребенок объясняет свои, а также чужие действия;
появляется эгоцентрическая речь (ребенок
разговаривает как бы сам с собой).
Ведущая деятельность – игра. Игра создает ситуации
общения (диалог), ситуации планирования действий,
оценки, анализа и обобщения.

13. Дошкольный возраст – от 3 до 6лет.

Активное накопление языковых средств.
В 4 года ребенок имеет в своем словаре от
1 до 4 тысяч слов; в 6-7 лет – от 3 до 7
тысяч слов, знает отдельные
фразеологические
единицы, у него уже сложился
определенный круг
словесных ассоциаций.

14. Дошкольный возраст – от 3 до 6лет.

К 5 годам ребенок усваивает основные
грамматические правила, не содержащие
исключений; в возрасте 5-6 лет усваиваются
некоторые случаи, не входящие правила
(исключения). К поступлению в школу
дошкольник уже пользуется основными формами
речи; некоторые дети умеют читать и писать
(10%).

15. Школьный возраст от 6-7 до 17 лет

В этом возрасте совершенствуются все функции речи,
особенно обобщающая.
Речевая деятельность – говорение, восприятие речи
на слух, письмо, чтение – становится частью
учебной
деятельности,
познавательной
деятельности, в средних классах – общественной
деятельности, в старших классах – язык становится
средством профессионального общения.

16. Особенности развития речи в школьном возрасте

а) Речь все более переходит в сферу волевых действий,
ситуативная речь уступает место организованной речи:
составление предложений, рассказов, ответы на
вопросы учителя, пересказы прочитанного и пр.;
усиливается ее обобщенный и отвлеченный характер;
б) вводятся понятие языковой нормы, понятия «можно» и
«нельзя», «хорошо» и «плохо», т.е.. Происходит
элементарная дифференциация стилей: начинается
использование тех или иных параллельных языковых
средств в зависимости от условий высказывания;

17. Особенности развития речи в школьном возрасте

в) вводятся в действие два новых вида речевой
деятельности – чтение и письмо, что не только
обогащает и разнообразит ее, но и постепенно
приобщает школьников к богатствам
письменно-книжной речи; последняя оказывает
сильное влияние на детскую речь,
преимущественно устную, которая постепенно
сближается с речью письменной.

18. Особенности развития речи в школьном возрасте

г)
речь самих школьников и других людей, образцы
художественной речи становятся объектом наблюдения, анализа,
синтеза, обобщения, теоретического изучения; усваивается
система языковых понятий и закономерностей языка.
Теоретическое
изучение
языка,
перенос
языковых
закономерностей на собственную РД школьника способствуют
развитию, обогащению речи, повышению ее общей культуры,
орфографической и пунктуационной грамотности.

19. Особенности развития речи в школьном возрасте

Язык служит в это время инструментом
познавательной
деятельности,
организации
коллективного
труда,
усвоения
социальных
ценностей, осознания собственной социальной
роли, средством формирования и проявления
собственной жизненной позиции, становления
личности. Для многих подростков он становится
средством творческой деятельности.

20. Зрелость

Это возраст старше 18 лет. Продолжается
совершенствование речи, ее культуры. Есть
основания говорить о формировании языковой
личности. Пик активности языкового развития
человека приходится, по мнению
исследователей) на возраст около 21 года.
Однако есть примеры расцвета языковой
активности и после этого возраста.

Источник