Возникновение и развитие изобразительной деятельности ребенка

Возникновение у детей  изобразительной деятельности, ее развитие

Лепская Ю.М. воспитатель

МБДОУ детский сад № 18 г.Иркутска

Ум ребенка – на кончиках пальцев.

В.А.Сухомлинский

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Однако без взрослых, без общения с ними и специального организованного обучения ребенок не овладеет этой деятельностью. Смысл деятельности, способы действий нужно раскрывать ребенку. Только овладевая всеми ее структурными компонентами, ребенок может стать субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения, и получать результат.

В педагогической науке существует ряд исследований, посвященных развитию изобразительной деятельности у детей раннего возраста (Т.Н.Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С. Комарова, И.А.Лыкова, Л.Г.Лысюк, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Д.Э.Синюк, Е.А.Флерина).

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников.

Процессы восприятия, исполнительства и творчества нельзя рассматривать изолированно. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как являются составными частями художественной деятельности.

Упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез – все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования. Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, синтезом, обобщением.

Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у него развито воображение. Воображение – это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Всякая творческая деятельность, входящая в систему художественного воспитания, служит сильнейшим средством развития воображения. В связи с этим в процессе воспроизведения, в его успешности огромную роль играют воображение, объединяющее отдельные элементы рисунка в одно целое, а также полнота и устойчивость зрительных представлений об изображаемом.

С процессами восприятия и воображения тесно связано мышление человека. В процессе изобразительной деятельности  формируется  наглядно-образное мышление для создания неповторимых образов.

Так же в процессе изобразительной деятельности активно формируется эмоциональная сфера ребенка. При правильном руководстве изобразительной деятельностью развивается чувство цвета, ребенок может выразить собственное эмоциональное состояние.

В процессе рисования развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим.

Периоды (стадии) развития изобразительной деятельности у ребенка

Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском развитии: доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал — бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.

В раннем возрасте зарождаются такие продуктивные виды деятельности ребенка, как рисование, лепка, аппликация, конструирование, их возникновение также связано с предметной деятельностью.

Большой интерес проявляют дети еще в раннем возрасте к движениям карандаша, ручки по листу бумаги, появление на нем следов изобразительной деятельности предшествует значительный подготовительный период, в течение которого они знакомятся с основными свойствами карандаша и бумаги, приобретают необходимых навыков и умений их использования.

Постепенно малыши учатся наносить карандашом штрихи на бумагу, писать каракули, усваивая изобразительную функцию рисования, т.е. начинают понимать, обладающие способностью воспроизводить на бумаге определенные предметы.

Начало рисования каракуль связан с манипулированием карандашом и бумагой. Ребенок подражает взрослым, водит карандашом по бумаге и начинает замечать следы на нем (слегка закругленные линии, часто прерываются, с одинаковым слабым нажимом) Вскоре он усваивает функцию карандаша как орудия, предназначенного для нанесения линий, ее движения становятся более точными, а каракули – разнообразными. Ребенок сосредоточивает на них внимание, начинает оказывать предпочтение одним каракуля над другими, повторять их многократно.

Развитие рисования в раннем возрасте связан с психическими достижениями ребенка. Одна и та же внешняя форма каракуль имеет разное значение для ребенка. По наблюдениям психологов ( Мухина и др.), развитие значение каракуль преодолевает следующие стадии:

Читайте также:  Лучшие книги по развитию речи ребенка 6 лет

1) каракули как результат свободного манипулирования карандашом;

2) каракули как результат свободного манипулирования карандашом за визуальных ассоциаций с реальными предметами Название словом этих ассоциаций (графическое построение) приобретает значение знака;

3) каракули как запланированный знак реального предмета, который не несет в себе изобразительности;

4) каракули как специфический для изобразительной деятельности знак – графическое построение предмета

 В завершение доизобразительной стадии должна появиться способность замыкать округлую или угловатую линию саму на себя, в результате чего на бумаге могут получиться формы, приблизительно похожие на окружность, овал или угловато-округленную фигуру, которая локализует на листе некоторое особое пространство, обозначающее что-то такое, что ребенок может назвать домом, садом, солнышком.., т.е. чем-то реальным. Этим должна завершиться доизобразительная стадия детского рисования,

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который создает предпосылки ее своевременного появления, способствует обогащению сенсорики ребенка, формированию первых графических образов.

Изобразительный период начинается со стадии бесформенных изображений или ассоциативных каракуль.

 Стадия продолжается от 2,5 до 4 лет и поначалу мало отличается от предыдущей: на рисунках те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное.

Поиск содержания образа в каракулях — один из ведущих побудителей деятельности ребенка в этот период. В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Ассоциативный образ еще очень неустойчив, малыш одну и ту же линию, штрих, пятно может называть по-разному. Объективного сходства с реальными предметами еще нет, но появляется замысел — представление будущего рисунка и способов его создания («нарисую машину, дом…»). Малыш черкает на листе и комментирует свои действия, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным. В этот период ребенок способен изобразить все.

Вторая стадия изобразительного этапа — стадия схем. Обычно она протекает в период от 3 до 6 лет, но может быть и более длительной, частично продолжаясь до 7—8 лет (параллельно с последующими стадиями). Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрошенных схем, где изображаются лишь некоторые части объектов, неопределенные по форме, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дорисовывать штрихи до образа. Часто они копируют рисунки друг друга (подсматривают схему), встраивают свои рисунки и чужие и наоборот. На этой же стадии дети должны научиться понимать чужой рисунок. Особый интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники. Дети как бы снова возвращаются к стадии экспериментирования. Правда, теперь это экспериментирование со способами и методами, а не с инструментами и средствами. Тенденция самовыражения в этой стадии превалирует для ребенка над изображением. Для него важен сам процесс. Малыш рисует схематично, перечеркивая, стирая, изображая на одном листе несколько раз колобка, чтобы передать его передвижение и не понимает, почему взрослому не нравится его рисунок — ведь он так веселился, его не интересовало качество изображения.

Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14. Она характеризуется последовательным отказом от схем, обозначающих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным. Дети любят рисовать по лекалам, раскрашивать книжки-раскраски. Рисунки дошкольников по-прежнему представляют собой только контуры предметов. Все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом. У некоторых детей остается прозрачность рисунка: например, у девочки в руках может быть изображена сумочка и прорисованы все предметы, лежащие в ней. Впервые появляются предметные, а не сюжетные рисунки.

Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Играют роль и обучение и способности. Уровень развития способностей к изобразительной деятельности — результат усвоения известных форм человеческого опыта, но такое усвоение при отсутствии целенаправленного обучения происходит стихийно. Следует заметить, что дети, не прошедшие полностью все стадии развития детского рисунка в дошкольном возрасте, испытывают значительные затруднения при обучении письму. Помимо этого, дети, как правило, хуже читают и не умеют описать предложенную им картинку.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Изобразительная деятельность на разных этапах развития ребенка является мощным стимулом его психического развития и формирования его личности.

Читайте также:  Педагогическое развитие ребенка в три года

2. Предпосылки изобразительной деятельности закладывается именно в раннем возрасте на основе достаточной зрелости психомоторного развития ребенка, а дальнейшее вызревание и развертывание собственно изобразительной деятельности способствует совершенствованию высших психических функций и нормативному социальному и эмоционально – личностному развитию ребенка.

3. В период раннего детства нормальное психическое, социальное и эмоциональное развитие ребенка возможно только в специально созданных взрослым условиях, в развернутой совместной деятельности «ребенок – взрослый». Формирование всех видов детской деятельности (в том числе изобразительной) происходит только под влиянием позитивной социальной ситуации развития.

Литература

  1. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.:Педагогика, 1981
  2. Павелко Р. .В Детская психология: учеб пособие для вузов работа студ / Р ВПавелко, О П Цигипало – М.: Академ-выдал, 2011г.
  3. Косминская В. Б. и др.”Теория и методика изобразительной деятельности вдетском саду”М., «Просвещение», 1977 г.

Источник

 «Становление изобразительной деятельности

в дошкольном возрасте»

Изобразительная деятельность – это деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Это сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность ребенка и которая оказывает существенное влияние на формирование личности. В рисунках детей выражаются и их двигательный опыт и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, отношение ребенка к изображаемому, эмоциональные впечатления, вызываемые у него предметами и событиями.

Изобразительная деятельность ребенка изучается с разных сторон. Основные исследования сосредоточены главным образом на возрастной эволюции детского рисунка.

Выделяют два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

  1. Доизобразительный этап

          1-я стадия – это стадия каракулей (ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ).

Ребенок начинает замечать, что от того, что он “чиркат” на бумаге карандашом появляются следы и начинает получать от этого удовольствие.  Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. Примерно через полгода малыш начинает следить за тем, ЧТО он рисует. Для взрослого разницы не видно, но для ребенка – это большой шаг в умении контролировать свои движения.

      2-я стадия: стадия последующей интерпретации (от 2 до 3 лет)

     Она мало отличается от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам, по-прежнему состоящим из каракулей “Это – папа” или “Я бегу”, хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Появление таких названий-рассказов в рисунках говорит о том, что малыш добрался до еще одного важного качественного изменения в мышлении. Он начинает связывать окружающий мир с тем, что у него получилось на бумаге!

Как же можно помочь ребенку на данном этапе? Просто рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.

  1. Чаще предлагайте ребенку порисовать. Для рисования лучше выбирать листы бумаги большого размера (можно предложить обратную сторону старых обоев), но следите, чтобы не пострадали новые.
  2. Рисовать лучше  красками. При правильном руководстве рисование красками развивает чувство цвета, позволяет ребенку выразить собственное эмоциональное состояние, а так же ими легче и интересней работать, чем с карандашом.
  3. Если рисунок ребенка ограничивается бессмысленными каракулями, то начать обучение рисованию нужно  с узнавания в них знакомых предметов. Помогите ребенку. Если он нарисовал какую-либо округлую форму, подскажите: “Это мяч”. Еще лучше не утверждать, а спросить: “Это у тебя мяч, да?” (или “Что это? Яблоко?”). Через некоторое время ребенок, случайно нарисовав аналогичную фигуру, уже сам будет называть ее мячом или яблоком.
  4. Так же следует чаще рассматривать с ребенком детские книги, разные предметы. Учить ребенка воспринимать форму  рассматриваемого объекта. В этом  поможет обведение контура предмета пальцем.
  5. Ребенок всё познаёт в игре, поэтому на данном этапе можно использовать следующие игровые моменты: 

” Зажги огоньки в окнах”. Взрослый рисует карандашом дом с большими окнами и предлагает ребенку “зажечь свет в окошках”, закрасив их желтой краской.
“Следы на дорожке”. Взрослый рисует “дорожку” (две параллельные линии) и говорит: ” По этой дорожке прошел человек. Давай нарисуем какие остались следы”. Ребенок рисует “следы”, прикладывая кисть боковой поверхностью к бумаге.

  1. Уже на этом этапе ребенка следует учить держать карандаш
  2.  И еще, важно, чтобы малыш осознавал, что родителям очень нравятся его рисунки. Всегда нужно просить малыша рассказать, что он нарисовал, но ни при каких обстоятельствах не говорить, что, слон совсем не походит на слона и т.д. Удачные произведения следует оформлять и развешивать на стенах.
Читайте также:  Творчество как средство развития ребенка

II. Изобразительный этап

1-я стадия: рисунки с примитивной  изобразительностью (3-4 года)

 В возрасте 3 лет дети начинают рисовать отдельные формы: линия, спираль, круг и т.п. Рисунки упрощены, что на них изображено можно угадать, но если вы спросите у самого художника, то в момент рисования это будет «зайчик убегает от волка», а через два дня «это мы с папой гуляем на улице» (забыл, что изображал). Но ребенок уже хочет изобразить что-то конкретное, хотя желаемое от действительного может очень сильно отличаться.

В 4 года дети способны уже объединять отдельные формы в сочетания, знаменуя начало стадии предметного рисунка.

Первым рисунком обычно бывает человеческая фигура.

Рисунок фигуры человека у 3-летнего ребенка представляет собой круг или овал (голова), к которому непосредственно присоединяются ноги. Постепенно к фигуре «головоногого» человека добавляются глаза, черточка, обозначающая рот или нос. К 4 годам между головой и ногами появляется еще один овал или прямоугольник – туловище. В этом же возрасте дети начинают рисовать элементы одежды.

2-я стадия: стадия предметного рисования (4-5 лет)

В этом возрасте появляются схематичные детские рисунки. Сюжет и тему можно уже угадать по самому рисунку. Ребенок начинает стремиться нарисовать предметы с его физическими свойствами, объединяя их по смыслу.

Если говорить об изображении фигуры человека, то в 5 лет руки и ноги человечка дети начинают рисовать уже двойными линиями, а не палочками, как было до этого. Появляются ступни на ногах и пальцы на руках. К 6 годам количество деталей на рисунке еще более возрастает – дети часто рисуют уши, волосы, шею, иногда шляпку на голове.

3-я стадия: стадия синтетического способа изображения (6-7 лет).

Эта стадия характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Одновременно обогащаются темы рисунков (интересные сюжеты с животными и людьми, пейзажи и т.д.)

Т.е. дети переходят от аналитического способа рисования к синтетическому.

При аналитическом способе рисования дети конструируют фигуру человека из отдельных частей, пририсовывая к ней, то одну деталь, то другую. При синтетическом способе фигура человека замысливается и изображается как единое целое: учитываются точные пропорции фигуры. Переход на синтетический способ рисования свидетельствует о развитии символического мышления ребенка, его способности изображать на рисунке то, что он видит в реальности.

На что же следует обратить внимание на этом этапе, чтобы детские рисунки были разнообразными, интересными и насыщенными?

  1. Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Продолжайте наблюдать, выделяя у предметов уже не только форму, но характерные особенности.
  2. При совместном рисовании чаще задавайте ребенку вопрос: А что еще есть у него (нее) есть? Постепенное обогащение исходного схематического изображения, побуждаемое вопросом (“А что еще у него (нее) есть?”), побуждает ребенка дорисовывать необходимые детали.
  3. Для развития воображения можно использовать следующую игру: Взрослый рисует на листе любую геометрическую фигуру (лучше начать с круга) и предлагает ребенку с помощью дорисовывания деталей превратить в какой-нибудь  предмет. При «опредмечивании» ребенок в незавершенной фигуре усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее.
  4. На этом этапе дети должны самостоятельно и широко экспериментировать с материалом. У дошкольника изобразительные материалы своей фактурой, цветом, доступностью для манипулирования вызывают массу положительных эмоций и желание действовать. Поэтому для рисования хорошо бы использовать разнообразные материалы (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, мелки, ручки и т.д.)
  5. Если с точки зрения родителя рисунок может быть “неправильным”, “некрасивым” не спешите поправлять нарисованное и учить ребенка как следовало нарисовать. Наберитесь терпения и дайте волю воображению ребенка. Т.к. творческое, художественное воспитание для дошкольника  не в отработке навыков “правильного” рисования, а в “полете мысли и фантазии”.

В завершении хотелось бы вспомнить слова Нины Павловны Сакулиной известного педагога в области художественного воспитания дошкольников:

« Дети, конечно, не делаются художниками оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который приложат к любой области труда».

Источник