Возможности семьи в воспитании ребенка с проблемами в развитии

План лекции

1) Цели и задачи семейного воспитания.

2) Значение родительской любви в жизни человека.

3) Уровни сформированности «Образа Я Родителя».

4) Семейные и коллективные игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.

5) Примеры некоторых совместных игр и упражнений для эмоционального сближения ребенка и взрослых.

Цели и задачи семейного и общественного воспитания детей едины. И родители (социально сохранные) желают, чтобы их дети выросли всесторонне развитыми, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Однако осуществить это желание весьма сложно. Здесь родителям необходима помощь со стороны общества: такая помощь предусмотрена Конституцией РФ и другими государственными документами, где указывается, что важную роль в улучшении семейного воспитания сыграет развертывание системы педагогического всеобуча родителей.

Особое значение в процессе семейного воспитания младшего школьника имеет связь семьи с образовательным учреждением. Чтобы сам уклад семьи был организован педагогически правильно, учителя и педагоги, если есть в этом необходимость, должны дать родителям в тактичной форме советы по оборудованию уголка ребенка, установлению определенного режима работы в домашнем хозяйстве, использованию средств культуры, по участию родителей в общественной работе, по организации досуга семьи и многим другим вопросам семейной жизни.

Эффективность всей работы по совершенствованию семейного воспитания повышается, если при этом выполняются следующие условия: образовательное учреждение (школа) систематически использует весь комплекс указанных выше путей позитивного воздействия на процесс семейного воспитания; коллектив педагогов глубоко осознает этико-педагогиче- ские требования к стилю взаимодействия с семьей; органы и общеобразовательные учреждения сами инициаторы широкого и постоянного привлечения к этой работе общественности, всячески поощряют ее деятельность.

Особое значение семейное воспитание приобретает при воспитании детей с отклонениями в развитии.

Грамотное воспитание ребенка с отклонениями в развитии возможно только в том случае, если родители и педагоги понимают его проблемы и при этом семья, и особенно родители, сохраняет душевное равновесие. Только спокойные, любящие своего ребенка родители становятся активными помощниками педагогу и прежде всего своему ребенку.

Для развития здорового и особенно больного ребенка большое значение имеет его общение с матерью, в ходе которого у ребенка формируется эмоционально-коммуникатив-ное поведение, имеющее важное значение для всего дальнейшего психического развития.

Рождение ослабленного, больного ребенка, как правило, изменяет уклад и психо-логический климат в семье. Все члены семьи, и особенно мать, находятся в состоянии эмоционального стресса. Состояние длительного стресса приводит к повышенной раздра-жительности членов семьи, нарушению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье ребенка.

Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители ребенка с ограниченными возможностями, формирует определенные особенности их личности, такие как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречивость. Родители скованны, напряжены, они редко улыбаются, крайне непоследовательны в общении с собственным ребенком. Все это мешает установлению нормальных внутрисемейных взаимоотношений. В результате в этой ситуации не только затруднено проведение лечебно-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию имеющихся нарушений и отклонений в развитии, но у ребенка еще и формируются вторичные невротические реакции, он может вырасти нервным, возбудимым, у него могут еще в большей степени проявляться отставание в развитии, особенно задерживается развитие речи и моторики.

Для того чтобы родители могли быть хорошими помощниками педагогу, важно, чтобы они не замыкались в своем горе, а оставались активными членами общества, постепенно вводили в него ребенка, расширяли его контакты с окружающим миром.

Важно, чтобы особый ребенок не чувствовал своей исключительности или обделенности. Также необходимо, чтобы мать не чувствовала себя виноватой или неполноценной, оставалась привлекательной и общительной, сохраняла свои интересы и увлечения, знакомых и друзей.

В процессе воспитания детей с нарушениями в развитии важную роль играет правильное отношение родителей к проблемному ребенку. Опыт работы педагогов образовательных учреждений показывает, что одни родители чрезмерно опекают больного ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы. Такое отношение родителей создает почву для возникновения у детей таких нежелательных черт характера, как капризность, упрямство, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происходящему вокруг.

В этих случаях у детей резко снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками самообслуживания, желании заниматься игровой, учебной и любой другой деятельностью.

Таким образом, родители, имея самые добрые побуждения, должны стараться максимально помочь своему ребенку, но чрезмерная гиперопека приносит ему зачастую непоправимый вред.

Другие родители, наоборот, занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка с нарушениями в развитии. Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его психических и физических возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требований прибегают к наказаниям. В результате подобного поведения родителей у детей возникают излишняя плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше ухудшает физическое и психическое состояние. Как следствие, у детей отмечается расстройство сна, недержание мочи, подергивания в различных частях тела и даже возникновение судорог.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье родителям прежде всего необходимо знать особенности заболевания и развития ребенка, а также его возможности выполнять те или иные задания, упражнения и т. д. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль в воспитании детей играет организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи и двига-тельных навыков и умений. Наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требо-ваний. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни ребенка расширяется его кругозор, обогащается память, фор-мируется наблюдательность. Ежедневно перед ребенком возникают различные проблемы, решить которые можно только при активном использовании своих умственных и физических возможностей, формирующихся на специализированных занятиях и в быту.

Читайте также:  Калькулятор развития ребенка до года рассчитать

Помимо выработки правильного отношения к больному ребенку у самих родителей и соблюдения ими вышеперечисленных требований огромное значение имеет формирование у детей с нарушениями в развитии адекватной самооценки, адекватного отношения к дефекту и развитие у них необходимых в жизни волевых качеств.

Источник

Работа с родителями

Роль и возможности семьи в воспитании ребенка.

Эффективной деятельность учебного учреждения может быть только при условии тесного контакта с родительской общественностью. Цель работы с родителями – повышение их компетентности.

Ведутся занятия с родителями будущих первоклассников, так как на этом достаточно ответственном этапе развития семьи необходима особая компетентность родителей. Традиционными стали такие формы работы с родителями как проведение родительского–педагогических конференций, переписка родителей с детьми, проведение совместных мероприятий (походы, спортивные соревнования, экологические десанты и т.п.).

Практические занятия с родителями

Роль и возможности семьи

В каждой семье свое представление о воспитании детей. И более удачно развивается та семья, в которой в начале семейных отношений вырабатывается единая семейная воспитательная концепция отца и матери, а затем появляются свои семейные традиции, характерные только для этой семьи. К сожалению, многие молодые родители не всегда умеют договориться друг с другом, а иногда и не хотят. Это сказывается на психическом здоровье их ребенка. Необходимы встречи молодых родителей со специалистами, тем более, что именно молодые родители готовы к восприятию новых подходов в воспитании. Заинтересованные встречи дают возможность своевременно проанализировать семейные отношения, родителям укрепиться в успешных позициях, пересмотреть ошибочные принципы, найти новые, менее травмирующие варианты сотрудничества. Известно, что родительское самочувствие сказывается на отношении к детям. Мы надеемся, что родители могут заниматься сами собой, улучшить свое самочувствие, расширив способы саморегуляции в системе отношений с другими людьми.

Мы предлагаем небольшое практическое занятие для родителей: 
1. Назовите минимум 15 положительных качеств у вашего ребенка. 
2. Что умеет делать Ваш ребенок хорошо? (минимум 5 утверждений) 
3. Чем он отличается он других детей более выгодно? (5 утверждений). 
4. Что Вас в его поведении не устраивает? 
5. На кого больше всего похож Ваш ребенок? 
6. Знает ли Ваш ребенок, Ваши требования на каждый день? 
7. Каким Вы представляете его будущее?

Психологическое просвещение родителей – это знание механизмов психологии человеческих поступков, психологии человеческих взаимоотношений, которые дают возможность родителям в своей семье использовать методы психологического воздействия. Встречи с родителями не должны ограничиваться только лекционным материалом. Практические занятия с родителями дают им самим возможность подлиться собственным успешным опытом воспитания детей, расширить свои знания новыми вариантами взаимодействия других семей, помочь в разрешении жизненных конфликтных ситуаций в семейных отношениях у себя в семье и косвенно в других семьях.

Практическое занятие с родителями по формированию у детей «успешного жизненного сценария»: 
1. Что у Вашего ребенка получается лучше всего? 
2. Какие способности у него проявились? 
3. Какой деятельностью он, Вы думаете, мог бы успешно заниматься, будучи взрослым? 
4. Закрыв глаза, представьте картину, когда вашему сыну или дочери более 20 лет. Подумайте, какая работа ему доставит удовольствие и даст возможность зарабатывать деньги? Посмотрите, как выглядит Ваш ребенок, он доволен? Если нет, то предлагаете ли Вы заниматься ему тем, что Вы считаете нужным? Вновь подумайте, какая деятельность более всего подходит Вашему ребенку, что он делает с большим удовольствием? Представьте его взрослую жизнь с его удовольствием. Посмотрите, какое у Вас лицо, когда вы наблюдаете со стороны за его успехами?

Зная особенности детской психологии представлять ход развития проблемы, которые встают перед каждым ребенком на каждом возрастном этапе, родителям легче помочь самим себе, своему ребенку жить и личностно развиваться. Мы надеемся, что итогом наших занятий явится принятие ответственности родителями за собственный успешный жизненный сценарий, передача ответственности собственным детям, отсюда и возможность продуктивного взаимопонимания.

Сегодняшний ребенок испытывает большие трудности в своем личностном развитии, нежели его родители. Объясняется это, прежде всего, малым жизненным опытом, большим количеством неблагоприятных факторов социальной среды (в семье, в школе), травмирующих ребенка; непоследовательной, иногда противоречивой, не учитывающей индивидуальных особенностей ребенка системой воспитательного воздействия. Современный ребенок подвергается небывалому количеству психотравмирующих ситуаций. Отсутствие информационных запретов на телевидении, чрезмерное смакование сцен насилия по ТВ, изобилие черной информации через средства массовой информации (разделы убийств, насилия и т.п.), разгул пиратской, низкопробной видеопродукции, опять-таки с чрезмерным афишированием жесткого поведения суперсильных героев…

Часто инициаторами эмоционального давления на психику своего ребенка оказываются сами родители, постоянно выражая вслух свой страх перед жизненными трудностями (отсутствие денег, безработица и т.п.).

Практическое занятие: 
1. Какие позитивные картинки Вы представляете своему ребенку о его будущем? 
2. Какие кинофильмы Вы любите смотреть вместе с детьми? 
3. Какой отдых Вы умеете организовать вместе с детьми? 
4. Какое у Вас убеждение по поводу сна, еды, отдыха Вашей семьи? 
5. Ваш ребенок дружен с Вами? 
6.Что я умею делать такого, что мой ребенок не доверяет мне?

Отдельно останавливаемся на проблеме проживания ребенком кризисных периодов. А в жизни ребенка их немало. Первый кризис новорожденности – от рождения до 1 месяца опасен для ребенка тем, что многие мамы из–за небрежного отношения к собственному здоровью, неподготовленности к родам (токсикоз беременности, родовая травма, сотрясение мозга и т.д.) подвергают ребенка возможности раннего ограниченного поражения головного мозга.

Кризис трех лет имеет свои особенности. Навыки самообслуживания, развитие речи все это – признаки самостоятельности поведения ребенка. Важно учитывать в ребенке его личностные особенности (темперамент, характерологические особенности, способности), что позволит развить эмоционально волевую активность, потребность в совместной деятельности. Именно в этом возрасте уже принято говорить о появлении невротических отклонений, трудностях характера, которые зависят только от непосредственного взаимоотношения членов семьи.

Читайте также:  Картинки для развития ребенка продукты

Практическое занятие для молодых родителей: 
1. Как развиты руки у Вашего ребенка? 
2. С удовольствием ли он ходит в детский сад, школу? 
3. Владеет ли он навыками самообслуживания? 
4. Усвоил ли правила хорошего поведения? 
5. Как быстро устает Ваш ребенок? 
6. Обратитесь к «Колесу жизни», уточните, как проходила его раннее детство, в чем нуждается Ваш ребенок от Вас?

Благоприятность прохождения этого периода сказывается на прохождении, на эффективности подготовки ребенка к обучению в школе. Следующий кризис – кризис семи лет – это готовность ребенка к обучению в школе, готовность сотрудничать с новым взрослым: педагогом, новыми друзьями, одноклассниками. Многие младшие школьники испытывают настоящий шок, потрясение от авторитарного отношения педагога к детям. Отмечается проблема адаптации детей к условиям школы как болезненная и длительная по времени. И не всегда родители могут, умеют помочь ребенку в условиях нового социального круга – школе.

Практическое занятие: 
1. Выразите свое недовольство, свою радость от дел и поступков Вашего ребенка от первого лица – «Я-сообщение». (15утверждений). 
2. Сформулируйте свои желания для ребенка. 
3. Проведите ревизию своих требований и критики по отношению к своему ребенку.

Кризис подростка – этот период для самого ребенка совсем непрост, не говоря уже о родителях. Самоутверждение требует особого отношения взрослых, понимания, тактичности близких. Этот период особенно непрост для мальчика, подростка, юноши. Связан период с проблемой профессионального самоопределения, веры в собственные возможности. В этот период общество теряет молодых людей как пассивных самоубийц, через их наркозависимость, алкогольную привязанность, правонарушения.

Практическое занятие: 
1. Вы приняли решение, какая деятельность больше всего подходит Вашему ребенку? 
2. Какие знания и оценки получит Ваш ребенок после окончания школы? 
3. Будет ли ему достаточно этих знаний для получения профессии, с которой он сможет справляться? 
4. Вас устраивает его здоровье? 
5. Вы верите в успешную семейную жизнь Вашего ребенка? Достаточно ли часто слышит он об этом от Вас?

Судьба ребенка в руках его родителей. Любя своих детей, родители развивают у своего ребенка умственный и социальный интеллект, понимание самого себя, понимание других людей, дает способ успешного взаимодействия и многое другое.

Источник

Важным звеном в построении воспитательной работы школы является взаимодействие педагога с родителями учащихся. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает вдвойне.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены зачастую решать все проблемы, связанные с инвалидностью ребенка самостоятельно.

Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:

– медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;

– экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми.

– проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому;

– психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задача педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.

Дети, поступающие в такие школы, не являются однородной группой. В нашей работе мы встречаем широкий спектр нарушений развития: ДЦП,  , расстройство аутического спектра, генетические аномалии, СДВГ, снижение интеллектуального уровня от легкой до умеренной степени.

К сожалению, по данным исследований,  более половины семей отрицательно влияют на развитие ребенка с ОВЗ, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

Большинство родителей болезненно реагируют на рекомендацию обучать их ребёнка в коррекционной школе. Мы часто сталкиваемся с большими трудностями: родители, обращающиеся к нам за помощью, имеют разные способы реагирования, личностные установки, представления о собственных функциях воспитателя, модели семейного воспитания. Часто для изменения позиции родителей необходимо много времени..

В связи с этим наша задача смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.

      Учитывая сказанное, следует выделить следующие специфические обязанности коррекционной школы по отношению к родителям:

Читайте также:  Развитие мелкой моторики пальцев ребенка

– вселять в них уверенность , что обучение и воспитание будет иметь успех;

–  поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с ОВЗ.

–  важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.

 Сложность взаимодействия состоит ещё и в том, что потенциал родительского социума на примере нашей школы недостаточно высокий: только 9% родителей имеют высшее образование,32%-  среднеспециальное, 43% — среднее образование, 15%- неполное среднее образование, 1% (2 человека) родителей не грамотные. 10% закончили коррекционную школу.

Работа с семьей – одно из приоритетных направлений воспитательной работы. В каждой из функционирующих в школе воспитательных систем классов ведётся большая работа по организации эффективного взаимодействия  с семьями учащихся . В папке психолого-педагогического сопровождения содержится блок работы с родителями учащихся, в котором размещаются результаты диагностического исследования семей,  паспорт их социального статуса , нормативные документы для родителей в сфере образования  и план работы классного руководителя с семьями учащихся, в котором реализуются основные направления воспитательной работы школы вида с семьями учащихся:

•        Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

•        Оптимизация детско-родительских отношений

•        Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

•        Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

Данные направления работы с семьями учащихся реализуются посредством разнообразных форм.

  Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для  родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

  Традиционно 2 раза в год в нашей школе  проводятся общешкольные родительские собрания. Тематика собраний определяется анализом   ожиданий родителей  от образовательного учреждения. К выступлению на собраниях привлекаются школьные специалисты, работники социальных, правоохранительных служб  города.

Кроме того,  в начале года проводятся собрания для родителей первоклассников, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного  и коррекционно-развивающего обучения в школе. Собрания для родителей пятиклассников помогают им правильно подойти к вопросу адаптации детей при переходе из начального звена в среднее.

   Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Основными задачами воспитательной системы моего класса на этот учебный год являются:   формирование  дружного и сплочённого классного коллектива, воспитание в детях уважительного отношения к окружающим людям.  В связи с этим, а также исходя из результатов психолого- педагогического исследования типов семейного воспитания я запланировала проведение следующих родительских собраний :

•        «Учите ребёнка быть добрым»

•        «Поручения ребёнка в семье»

•        «Кодекс семейного здоровья»

•        «Воспитание без наказания».

Работа с родителями осуществляется в тесном взаимодействии с педагогом- психологом, социальным педагогом, медицинским работником. Данные специалисты выступают на родительских собраниях, тематических практикумах, организуют индивидуальные консультации, давая информацию об особенностях их ребёнка, о необходимости сохранения его физического, психологического здоровья. Родители получают  квалифицированную психотерапевтическую и консультативную поддержку.

  Большое внимание в нашей школе уделяется работе с неблагополучными семьями, родителями детей «группы риска». Число таких семей, к сожалению, в последние годы не уменьшается.

Количество неполных семей в нашей школе 54%, малообеспеченные семьи составляют 62 %, семьи опекаемых детей 9% (13 чел.), 25% родителей не работают.  10%  (14 семей) имеют статус неблагополучных. Из них 8 семей «группы риска», 6 семей находятся в социально-опасном положении.

Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке. У нас создана общешкольная  комплексно-целевая программа «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся», одним из направлений которой является работа с такими семьями, включающая комплексную диагностику, реабилитационные мероприятия с семьёй.

Для родителей проводятся психологические тренинги, тематические консультации, практикумы, правовые лектории с привлечением сотрудников правоохранительных органов, их приглашают на Школьный Совет по социально-правовой защите прав обучающихся для помощи в разрешении семейных проблем.

И всё-таки, доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями.  Его можно достичь с помощью определенных педагогических приемов. Прежде всего классный руководитель должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка.

Процесс воспитания длительный, кропотливый, трудоёмкий.  Судить о результатах всей огромной комплексной работы, проведённой с сегодняшними учениками и их родителями мы будем ещё не скоро.

Вышеперечисленная работа формирует предпосылки для возникновения осознанного желания у родителей к реализации воспитательной функции своего “особенного” ребенка, способствует преодолению гиперопеки и инвалидизации, формированию установки на поощрение его активности. “Деятельность и творческий процесс, направленный на созидание, могут вывести мать из состояния тревоги, отчаяния и позволят ей обрести новые жизненные ориентиры”. (С.Л. Рубинштейн).

Несмотря на заметные трудности, которые мы испытываем в работе в этих  семьях, личностные особенности родителей, семейные ситуацией, в большинстве случаев мы отмечаем заметное изменение отношение родителей к ситуации, в которой оказалась семья в связи с рождением такого ребенка. Постоянное взаимодействие со специалистами нашей школы: получение информации о проблеме, освоение методов и форм работы с ребенком, участие в работе   родительских групп, общение с семьями других детей, повышают уверенность родителей в собственных силах, способствуют снятию тревожности, снижают уровень стресса у родителей, способствуют формированию новых смыслов во внутрисемейных отношениях.

Источник