Возможности развития способностей ребенка в школе

Возможности развития способностей ребенка в школе thumbnail

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту дея­тельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструиро­вать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу зна­чительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам — научным и техническим кружкам в школах, при домах пионеров, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным — при школах, ЖЭКах, домах пионеров.

Одна из задач советской системы воспитания — всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, одно­бокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со спо­собностями, должен доминировать, но при этом учитель стре­мится к всестороннему, гармоническому развитию личности ре­бенка, повышению его общей культуры и расширению кругозо­ра. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждыйспособен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обла­дает возможностью развития и специальных способностей. «Беста­ланных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников п умело направляет их развитие.

Способности формируются и развиваются в той деятельности,в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не прояв­ляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятель­ность, тем больше возможностей для развитаяспособностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую вклю­чают ребенка, автоматически формирует и развивает способно­сти к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок дол­жен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятель­ности, тогда у него возникнет стремление по собственной ини­циативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересован­ность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формаль­ное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на разви­тие способностей.

Посколькуспособности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезны­ми, глубокими, устойчивыми и действенными.

Конечно, далеко не всегда способный, например, к математике или музыке школьник самостоятельно проявляет интерес к этому предмету. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств(неудачная методика обучения, плохое знакомство с предметом, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителей и т. д.) школьник мало интересуется соответствующим предметом, проявляет даже равнодушие к нему. Но если ребенка по-настоящему заинтересовать деятельностью, то очень быстро (и часто неожиданно для окружающих) эти интересы и склонности всецело захватывают школьника.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем деталь­ном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что­бы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его на­личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определивши­мися способностями.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, му­зыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников. Например, в лите­ратурных кружках практикуется выпуск литературно-творческих рукописных журналов, организация и проведение силами учащих­ся литературно-творческих конкурсов и вечеров, проводятся специальные упражнения на описание предметов, по выразитель­ному чтению, сочинения по картине и т. д.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудо­ваны специальные помещения, где дети в свободное время зани­маются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности. всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настой­чивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприят­ные задатки и способности не дадут результата. Иногда школь­ник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде люби­мым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребен­ка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.

Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правиль­ное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превос­ходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.

Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо по­нял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъяв­лять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.

В совместной работе школы и семьи создаются самые благо­приятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение способностей и поясните его.

2. Назовите общие условия формирования и развития способностей.

3. Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей?

4. Какие виды способностей вы знаете?

5. Раскройте сущность одного из видов специальных способностей (в за­висимости от вашей специальности).

6. Какова роль интересов и склонностей в развитии способностей?

7. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с трудо­любием и настойчивостью человека.

8. В чем заключаются условия формирования способностей у школь­ников?

Источник

Развитие способностей школьника

Развитие способностей школьника – это психологические особенности человека, от которых зависит успех приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами по себе к наличию этих навыков не сводятся. Способности у школьника формируются посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, науки, техники, искусства. Исходной предпосылкой развития способностей служат врожденные задатки. Мозг ребёнка заключает в себе лишь способность к формированию этих способностей.

Уровень развития способностей зависит:

  1. от качества имеющихся знаний и умений;

  2. от природных задатков человека;

  3. от «тренированности» мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных процессов.

Задатки, являясь исходными и существенными предпосылками, обуславливают способности человека, но не предопределяют их. Путь развития личности состоит от задатков к способностям.

Задатки могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности. Способности, являясь предпосылкой успешной деятельности человека, становятся продуктом его деятельности. В этом состоит взаимосвязь способностей человека и его деятельности.

При наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах. Но прекрасные задатки сами по себе не гарантирует высоких достижений. Поэтому и при отсутствие хороших задатков при определенных условиях можно добиться значительных успехов.

Трудности многих неуспевающих обучающихся не являются следствием их умственной неполноценности. Это результат их представления о себе, как неспособному к учебе. Уверенность в успехе способствует успеху, ожидания же неудачи предвещает ее.

Способности различаются как общие и специальные. Возможно преобладание тех или других. Бывает общая одаренность без ярко выраженных специальных способностей, которым не отвечают соответствующие общие способности. Развитие общих способностей предполагает выявление данных для занятия определенной деятельностью. Поэтому перед школой стоят две задачи: а) дать общее образование, обеспечив рост общих способностей; б) поддерживать ростки специальных дарований, подготавливая к выбору профессии.

Высокое развитие общих способностей – залог выявления всех специальных дарований школьника.

Значительную часть неуспевающих школьников составляют дети с задержкой психического развития. Аномальное развитие ребенка приводит к тому, что к началу обучения в школе у таких детей не сформирована психологическая, физическая, физиологическая готовность к обучению. Задержка психического развития обнаруживается на ранних этапах обучения и определяется слабым темпом усвоения знаний, умений, навыков и адаптации к процессу обучения, к учебным требованиям.

Причины задержки психического развития:

  1. следствие соматических заболеваний, нарушения развития во внеутробном состоянии, родовые травмы, застревание на психомоторном этапе, реагирование на негативные внешние воздействия;

  2. интеллектуальная недостаточность (генетика), это дети-олигофрены;

  3. педагогическая запущенность, депривация – это ограничение или лишение удовлетворения ребенком жизненно важных потребностей, материальных и духовных;

  4. патология поведения.

Существует понятие – депривационный синдром, то есть эмоциональные нарушения, низкий интеллект, обучаемость и познавательные потребности.

Потребности подразделяются на следующие:

  • физиологические;

  • потребность в безопасности;

  • потребность принадлежащих обществу;

  • потребность в уважении личности;

  • познавательные, стремления знаниям;

  • эстетические, стремление к красоте;

  • потребность в самоактуализации и самореализации.

Виды депривации:

  1. сенсорная депривация, то есть недостача сенсорных стимулов (например, не развиты органы чувств);

  2. двигательная депривация, то есть интеллектуальные и эмоциональные нарушения (возникают компенсирующие движения, крупная моторика, движения, ориентация в пространстве – на ее основе формируется мелкая моторика (моторика рук), на основе мелкой формируется вербальное развитие (речь));

  3. социальная депривация – это дети, лишенные общения, ребенок должен общаться с рождения, играть с партнером и так далее;

  4. материнская депривация – лишение возможности общения с матерью.

Говоря о задержке психического развития, связанного с патологией поведения, следует отметить три вида патологии.

Психопатоподобный синдром – проблемы с эмоциями, волей, совестью, но с интеллектом нормально. Такие эмоции как эгоизм, капризы, вспыльчивость, враждебность, самолюбие. У таких детей не сформирована система ценностей (что хорошо, а что плохо), нет самоконтроля, воли, регуляции.

Психоинфантилизм – незрелость личности, безответственность, добрые, но «дурашливые», легко поддаются негативному влиянию.

Церебрастения – ослабленность нервной системы, быстрое уставание, утомляемость, болезненность.

К школьникам с задержкой психического развития нужен особый подход. Обучение будет более результативным тогда, когда оно проводится в социальных, особо благоприятных условиях и создает возможность для коррекции недостатков и достижения социальной адаптации.

Источник

Система работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля.

Портрет способного ребёнка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает фантазией, воображением.

6. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

7. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

8. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов

Цели и задачи системы работы по развитию способностей детей.

 Цель – выявление, обучение, развитие способностей детей, повышение социального статуса творческой личности, воспитание каждого ученика успешным.

Задачи:

  1. Создание условий для оптимального развития детей.
  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления. инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
  3. Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
  4. Стимулирование творческой деятельности детей.

Методы и формы работы по развитию способностей детей в практике работы.

1)Диагностический

Для лучшей адаптации детей к школе в первом классе в сентябре работаю по межпредметной модульной программе «Первый раз, в первый класс». На этом этапе уже можно определить детей, которых можно отнести к категории способных. Эти дети имеют более любознательные, испытывают радость от своего труда, нравится работать над загадками, головоломками, активно участвуют в разных конкурсах. Наряду с этим также можно определить детей не готовых к школе, то есть познавательная активность низкая, больше  любят играть или же вообще не проявляют интереса к игре и т.д.

Совместно с психологом школы проводится диагностика Беседа о школе   (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Время проведения:  сентябрь

Цель:  –  выявление сформированности внутренней позиции школьника

        –  выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Также в период адаптации проводится первичная диагностика способностей детей по наблюдениям учителя, проводится она по шкалам: познавательной, мотивационнной, творческой, лидерской. Каждый пункт шкалы оценивается безотносительно к другим. По своим наблюдениям ставлю оценку, которая отражает, насколько часто я наблюдала проявление какой-либо характеристики. Оценки по разным шкалам не суммируются. Оценки: 1 – 1 – если почти никогда не наблюдается эта характеристика; 2 – если наблюдается эта характеристика время от времени; 3 – если наблюдается эта характеристика довольно часто; 4 – если наблюдается эта характеристика почти всё время.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа по развитию способностей должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

2) Работа по развитию способностей

Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

– проблемно-развивающее обучение,

– проектно-исследовательская деятельность,

– игровые технологии (деловые игры и путешествия),

– информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

развития способностей (разноуровневые тесты, презентации)

– творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

На уроках создаю ситуацию познавательного затруднения, при которой дети поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность

Одна из следующих форм развития способностей детей, организация проектной деятельности. Когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Организация проектной деятельности способствует выработке следующих знаний, умений и навыков:

  • самостоятельно выделять проблему, доказывать факты, явления, закономерности;
  • находить несколько вариантов решения выделенной проблемы и обосновывать наиболее рациональные из них;
  • классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученные явления и закономерности;
  • проводить сбор данных, эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • применять научные методы исследования;
  • оформлять свои работы;
  • рецензировать и оценивать собственную работу, а также работы других учащихся.

Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

– предметные недели

– театрализованные праздники

– олимпиады и конкурсы по предметам

– разновозрастные предметные, интегрированные модули «Калейдоскоп», «О, Еравна, размах твоих крыльев широк», «Птицы родного края», «Секреты орфографии», «Читаем сами», «Еравна и Я».

Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. У детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники – особая форма работы, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации у детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

Для развития способностей детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе создаются и постоянно пополняются банки заданий олимпиад по различным образовательным областям. Участие в районной олимпиаде «Умники и умница».

Интернет- ресурс, заочные конкурсы.

Участие детей в заочных конкурсах на сайтах «Учи.ру», «Гуламта», «Русский медвежонок», «Родное слово» и другие.

Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….». (Лев Николаевич Толстой)

Формы работы
– творческие мастерские;
– групповые занятия в классе и в разновозрастной группе

– кружки по интересам;
– конкурсы;
– интеллектуальный марафон;
– участие в олимпиадах;
– работа по индивидуальным планам;
– научно-исследовательские конференции.

Формы и методы творческого обучения младших школьников

Применяю дифференцированный подход, разнообразные формы и методы творческого обучения.

Постепенное приближение младших школьников к самостоятельному решению проблем осуществляется с помощью частично- поискового или эвристического метода. Одним из приемов данного метода является эвристическая беседа.

Суть такой беседы заключается в том, что заранее продумываются вопросы, каждый из которых стимулирует ученика на осуществление небольшого поиска. Путем рассмотрения всех вопросов ученики разбираются в новом для них явлении..

Для того чтобы найти решение того или иного вопроса, используются не только метод наблюдений, экспериментов, моделирования, но и фантазирование, преувеличение, мозговой штурм, основной задачей которых является коллективный сбор как можно большего числа идей.

Использование информационно-коммуникационных технологий.

3) Работа с родителями

Проводится работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми.

Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:

  • повышение психолого – педагогических знаний родителей;
  • включение родителей в учебно – воспитательный процесс;
  • взаимодействие школы и родителей в развитии способностей ребёнка

Уважение интересов и возможности каждой семьи

Система работы с родителями решается через:

1.  Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

2.  Чтение лекций для родителей.

3.  Подбор научной и практической литературы для родителей.

4.  Систему обучения детей в системе дополнительного образования.

Показатели эффективности:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями.
  5. Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, в портфолио представлена таблица, где заносятся результаты и достижения ребенка по направлениям.

Источник