Возможности компьютера в развитии интеллекта ребенка
Анна Маркина
Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Интеллектуальное развитие выступает как важнейшей компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые,как: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже С. Л. Рубинштейн, Л. С. Сахаров, А. Н. Соколов, и др.
Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.
К развитию интеллектуальных способностей относится: развитие мышления (познавательного, творческого, памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность, мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр., познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр., умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков
Существует три основные программы для развития интеллектуальных способностей:
– Обучающие программы
– Тренажеры
– Учебно-игровые
Обучающие программы
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают развитие интеллектуальных способностей обучающихся, активизируют их творческий потенциал. Это программы которые сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.
Рассмотрим наиболее стандартный, если можно так сказать, набор программ, который предпочитают использовать для обучения детей.
Классифицировать обучающие детские программы, с точки зрения пользователя, можно по огромному множеству критериев, которые необходимо учитывать при выборе программы.Специалисты выделяют 5 направлений:
– логика и память;
– мелкая моторика рук;
– счет и чтение;
– объемное восприятие и фантазия;
– музыкальный слух и художественный вкус.
Логическое мышление малыша могут развивать программы, в которых необходимо оперировать не просто вещами, но и их видоизмененными «копиями», силуэтами, например. При этом используется память. Это могут быть паззлы или игра «собери предметы», где нужно будет запомнить предметы, а затем отыскать их в каком-то пространстве. Примером таких программ может быть «Логика для малышей»,Baby Logics, Cifiri, «Развиваем память», Монтессори, “Веселые Картинки” — инструментальный пакет для создания и решения задач, связанных со сборкой на экране упорядоченного множества объектов текстовой и графической структуры и т. д.
Моторику рук развивают все программы, где управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отклонения мыши в определенную сторону. Особенно полюбятся малышам красочные обучающие программы вроде «От винта» или «Air-Race».
Счет и чтение – это, пожалуй, самая развитая категория. Это MathMatic, «Занимательная арифметика» и многое другое.
Объемное восприятие и фантазию разовьют обучающие программы, где нужно собрать персонажа или нарисовать что-то определенное. Хороший пример – «Tower Box», где выданные предметы нужно сложить определенным образом, или «Снежные загадки», где необходимо собрать мозаику.
Музыкальные и художественные программы позволят ребенку без труда выучить ноты, цвета, тона, научиться воспринимать искусство. Хорошо подойдут музыкальные редакторы и раскраски, которых во всемирной сети огромное множество.
– “Раскрашка” — простейший редактор, который рекомендуется включать в обучение первым навыкам работы с графической информацией. С помощью курсора, принимающего несколько различных форм и способного менять размер, можно рисовать контурные и закрашенные рисунки. Программа способна помнить историю рисунка. Это позволяет использовать ее как инструмент простейшей мультипликации.
Тренажеры
Программы, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков.
К таким программам относятся:
Тренажер «Собери бусинки на нитку»– тренировать мелкую моторику, мышкой двигать детали по экрану, а также собирать элементы по заданным линиям и в определенной последовательности.Задания специально подобраны по сложности: сначала одного цвета, потом чередование цвета, потом чередование размера, затем чередование разных фигур, а уж в конце творческое задание по собиранию собственных бус. Линии располагаются горизонтально и вертикально, а также по кругу.
Тренажер «Домики» – Тренажер направлен на отработку и самопроверку знаний состава числа
“Тренажер Мозга” – это профессионально разработанная программа – тренинг, для развития и повышения таких важных – Память, Внимание, Счет, Логика, Реакция.
“Интеллект-тренажер“- уникальность программы заключается в том, что каждое упражнение стимулирует развитие сразу нескольких способностей, а предлагаемая очередность их выполнения позволяет достичь максимальных результатов при минимально затраченном времени и нагрузке на мозг.
Учебно-игровые программы
Программы предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.
Анализ программного обеспечения, показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения.
Классификация компьютерных программ и игр
1. Развивающие игры для дошкольников.
Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка. К программамэтого типа относятся:
-графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения;
-простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;
–«конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;
–«музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;
–«конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов.
Обучающие игры
Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий. «Гарфилд дошкольникам», «Гарфилд школьникам», “Сложи узор”, “Калейдоскоп”.
Игры – эксперименты
В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.
Игры-забавы
В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». “В поисках Немо”, “Элька”
Компьютерные диагностические игры
Игры развивающие, обучающие, эксперименты, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач смогут многое сказать о ребенке.
Логические игры.
Данные игры направлены на развитие логического мышления.
К данной категории игр относят:
– Шахматные игры: шашки, шахматы и т. п.
– Логические учебные развивающие игры: лабиринты, угадай число, слово, крестики-нолики и др.
Использование основных программ для развития интеллектуальных способностей способствует успешной психологической адаптации детей к условиям школы, к успешной социализации в обществе, повышению своего уровня развития, становление на более высокий интеллектуальный уровень.
Источник
Екатерина Новикова
Из опыта работы «Использование ИКТ в интеллектуальном развитии дошкольников»
Доклад воспитателя из опыта работы на тему:
«Использование ИКТ в интеллектуальном развитии дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Новикова Е. А.
В настоящее время информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
Используя в работе с детьми дошкольного возраста ИКТ, я заметила, что у детей значительно повышается интерес к занятиям, повышается уровень их познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение ООД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Презентацию в ходе ООД я могу использовать на протяжении всего занятия, так как она связана с сюжетом. Например, дети получают письмо от мальчика Вани, который был очень рассеянным, не слушал учителя на уроках и теперь не может выполнить домашнее задание. Он просит детей помочь ему. Задания, которые не может выполнить Ваня, прислал в электронном письме. Часть заданий, которые дети выполняют на занятии, я представляю вниманию детей на экране компьютера. В зависимости от поставленных целей занятия, я использую ИКТ как часть занятия,например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала. Большое внимание уделяю использованию дидактических игр в ходе ООД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ. Например, в игре «Где чей домик?» детям предлагается с помощью мышки распределить фигуры по домикам, которые соответствуют двум признакам. Передвигая фигуры по соответствующим домикам, у детей закрепляется умение группировать фигуры по двум или трем признакам. В игре «Сосчитай – ка» на экране компьютера появляются карточки, с изображенными предметами разного количества. Детям предлагается сосчитать предметы, поднять карточку с цифрой, обозначающей количество предметов. Таким образом, предоставляется возможность закрепить с детьми навыки количественного счета и умение соотносить цифру и количество предметов в более интересной игровой форме. В игре «Ёлочные игрушки» детям необходимо запомнить, где какие шарики находятся на ёлке. Далее ребенку при помощи мышки нужно будет по памяти повесить игрушки на елку, которые расположены внизу слайда. С помощью использования программы по созданию мультимедийных презентаций я успешно решаю задачу по формированию у дошкольников умения составлять и решать арифметические задачи. Для этого я предлагаю вниманию детей слайд, на котором в верхнем ряду расположено пять кукол, а внизу три куклы. Затем предлагаю внимательно посмотреть на слайд и составить задачу. В данном случае дети составляют задачу на сложение, решение записывает один из детей на магнитной доске с помощью цифр. Если задача решается на вычитание, то на слайде будут представлены предметы, а несколько предметов зачеркнуты красной линией. Для закрепления умения детей определять время по часам я использую игру «Часы». В данной игре на экране перед детьми появляются часы, на которых указано время, а дети определяют время по часам. В игре «Соседи числа» детям предлагается с помощью мышки выбрать соседей числа, которое расположено в центре слайда. Дети выбирают числа, называют предыдущее число и последующее.
Успешно используются ИКТ в ходе ООД по развитию речи. Например, для развития у дошкольников связной речи я преподношу наглядный материал с помощью монитора компьютера. В этом случае, детям предлагается внимательно посмотреть на экран и рассказать об увиденном. Это может быть сюжетная или предметная картинка, которую необходимо описать. Для развития у дошкольников грамматически правильной речи использую на занятии игру «Кто где живет?», «Кому что нужно для работы?» С целью закрепления умения детей правильно употреблять предлоги использую игру «Собери игрушки», в которой детям предлагается разместить игрушки с помощь мышки и сказать,где находится игрушка: кубики в машинке, мяч в корзинке, книги на полке. В игре «Кого можно увидеть?» я упражняю детей в умении образовывать форму винительного падежа имени существительного, а в игре «Что лишнее?» дети с помощью мышки указывают лишний предмет на картинке и объясняют свой выбор. Игра «Назови предмет» позволяет активизировать словарный запас детей, развивает внимание и мышление. В этой игре я предлагаю вниманию детей на экране компьютера «замаскированные предметы» (предметы, которые наложены один на один, неполным изображением) Для закрепления умения детей использовать форму родительного падежа имени существительного использую игру «Кого не стало?». С этой целью на экране вниманию детей представлен ряд предметов, на которые дети смотрят в течение минуты. Затем слайд меняется, на нем не хватает двух игрушек. Дети должны назвать кого или чего не стало. В игре «Наоборот» закрепляется умение использовать антонимы, развивается гибкость ума. Для этой игры на экран компьютера выходит по одной предметной картинке, отражающей один из признаков, например черный кот, а дети должны назвать свое слово с противоположным признаком, например – белое молоко. Таким образом, активизируется и словарный запас детей. С помощью создания электронных презентаций я решаю задачу по приобщению дошкольников к художественной литературе. С этой целью я разработала ряд презентаций, которые позволяют знакомить детей с художественными произведениями. Данные презентации можно использовать во время чтения сказки или рассказа, что позволяет более успешно освоить детям содержание произведения. Так же разработала презентацию «Угадаем сказку», которую использовала во время проведения ООД на тему «Викторина по сказкам К. Чуковского» В данной презентации на слайде был представлен сюжет одной из сказок, а детям предлагалось узнать и назвать сказку писателя.
В своей работе я так же уделяю внимание изобразительной деятельности, которая оказывает большое внимание на развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Во время рисование на тему «На дне морском» я использовала мультимедийную презентацию, которая позволила познакомить детей с обитателями моря, предоставила возможность увидеть на экране обитателей морского дна, рассмотреть их форму и особенности, что помогло дошкольникам передать разнообразие в своем рисунке. Презентация «Зимушка – зима» успешно использовалась в ходе ООД во время рисования времени года – зима. Здесь дети еще раз могли увидеть красоту зимней природы, краски, характерные для времени года. Во время рисования пингвинов на льдине я так же использовала презентацию, которая позволила приблизить детей к миру этих удивительных птиц. Во время презентации дети могли рассмотреть пингвинов, их строение и окраску, ведь этих птиц в реальном времени он увидеть не могли. На занятиях по изобразительной деятельности я использовала и такой игровой прием как, «На что это похоже?», где на экране компьютера вниманию детей представлялся какой – либо предмет, а детям необходимо было сказать, на что он похож. В игре «Подбери по цвету» детям предлагается с помощью мышки выбрать контурное изображение предметов, который могут иметь цвет, указанный в центре игрового поля. В данной игре закрепляется представления детей о цветовой палитре реальных предметов, развивается внимание, память, умение анализировать. Например, красным может быть платье, чашка, туфли, помидор, яблоко. В игре «Раскрась – ка» на экране компьютера представлено контурное изображение предмета, а детям с помощью мышки предлагается правильно раскрасить предмет. С целью закрепления знаний детей о народных промыслах, умения анализировать и отличать элементы росписей, разработала игру «Что лишнее?». В этой игре детям предлагается указать лишний элемент росписи на картинке. Дети выбирают элемент и объясняют свой выбор. Во время декоративного рисования использую презентацию «Народные промыслы», в ходе которой дети могут увидеть разнообразие предметов, украшенные той или иной росписью, увидеть характерные элементы росписи, их расположение на предмете. Игра «Составь узор» позволяет детям поупражняться в умении составлять узор из элементов росписи, которые дети могут передвигать с помощью мышки компьютера.
Все перечисленные формы использования ИКТ могут успешно использоваться в работе с дошкольниками в ходе организованной образовательной деятельности, в индивидуальной или групповой работе, самостоятельной детской деятельности. Использование ИКТ в работе с дошкольниками способствует повышению познавательной мотивации воспитанников, активизирует их мыслительные процессы, привлекает пассивных слушателей к активной деятельности.
Источник