Возможности для развития личности ребенка

Возможности для развития личности ребенка thumbnail

Развитие личности ребенка представляет собой формирование личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром. Это сложный, многогранный процесс, требующий внимания и участия родителей и других окружающих взрослых, при этом подчиняющийся определенным универсальным законам. Он тесно связан с развитием физических, когнитивных, коммуникативных и других навыков и способностей. Психологи и философы на протяжении веков искали ответ на вопрос о том, что такое личность и когда она начинает зарождаться. Высказывались разные позиции на этот счет, в том числе и о том, что личность – это то, что есть только у взрослых. В этой статье мы поделимся некоторыми идеями о том, что представляет собой система развития личности ребенка.

На самом деле формирование и развитие личности ребенка начинается уже с первых дней жизни. С точки зрения Э. Эриксона, в течение первого года в психике младенца закладывается основа для развития различных сторон личности: базовое доверие к миру. Это отношение к жизни, становление которого зависит от того, насколько в младенчестве внешний мир был безопасен и комфортен для ребенка. Если малыш был окружен заботой родителей, его потребности в пище, физической активности, прикосновениях и позитивном эмоциональном внимании удовлетворялись, то и доверие к миру будет высоким. Напротив, у детей, лишенных постоянной заботы со стороны близких взрослых, возможности иметь одного или двух значимых надежных людей рядом, закладывается базовая установка на то, что мир не дружелюбен, ему доверять нельзя.

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит в нескольких направлениях, каждое из которых становится более или менее приоритетным в зависимости от этапа. Малыш активно исследует окружающий мир, что проявляется в постоянных поисках интересных предметов во всех доступных маленькому человечку местах, а также в попытках эти предметы разобрать, сломать, попробовать на вкус и тому подобное. Несмотря на то, сколько хлопот приносит такой научный интерес, родителям следует проявить терпение, с одной стороны, поощряя ребенка в стремлении к познанию мира, с другой – обеспечивая безопасность ему, себе и своему дому, приучая его к наличию правил и границ. Важно не оказать слишком сильное давление на ребенка, поскольку именно этот зарождающийся интерес к новым знаниям и впечатлениям Вы будете пытаться возродить, когда придет пора учиться.

Также развитие личности ребенка дошкольника направлено на понимание, кто он такой, где границы между ним и окружающим миром, ним и мамой. Первым ярким проявлением этой стороны развития становится появление местоимения «Я» в речи ребенка. В дальнейшем малыш начинает искать подтверждение в том, что он существует. Это проявляется в желании рисовать на стенах, разбрасывать свои вещи даже в комнате старшего брата, а также, в восприятии всех игрушек вокруг как своих. Вопрос границ между «я – внешний мир» и «мое – чужое» решается на протяжении ряда лет. В этот период можно рассказывать ребенку о том, что такое личное пространство, что в него входит: место, личные вещи, время, которое хочется провести одному. Важно научить его спрашивать разрешения войти в это личное пространство, узнавать, хочет ли человек сейчас общаться. Также необходимо показать малышу, как он сам может защитить себя и свое пространство: как можно ответить, если он не хочет общаться, как вести себя, если граница грубо нарушается, когда и в каких обстоятельствах допустима физическая защита.

Еще одно направление в развитии личности ребенка, которое необходимо держать в фокусе внимания – социальное развитие. Одни родители смело ведут малыша с первых лет в детский сад, другие предпочитают домашнее обучение и развитие. Но и в том, и в том варианте важно наблюдать, как ребенок учится общаться, формировать у него первые, невероятно важные навыки: знакомиться, делиться, договариваться о том, во что поиграть и так далее. Развитие личности ребенка в общении подразумевает не только получение навыков, но и последовательную смену интересов и потребности во взаимодействии с другими. Если в раннем детстве ребенок нуждается в основном в общении с взрослыми, то уже к трем четырем годам появляется игровая мотивация, а к пяти она перерастает в интерес к ролевым играм, где, примеряя на себя роль принцесс, супергероев, волшебников и преступников, дети познают и себя, и мир. Если ребенок к этому возрасту все еще общается только с родителями и не стремится к самостоятельному времяпрепровождению со сверстниками, важно обратить на это внимание и разобраться в причинах такой особенности. Она может заключаться в недостатке навыков, страхе перед другими детьми и/или в слишком крепкой привязанности к родительским фигурам, что говорит о некотором отставании в развитии.

Чем ближе к школьному возрасту, тем большее значение играет обучение в развитии личности ребенка. В детском саду или дома дошкольник начинает пробовать учиться: читать, писать, считать, выполнять творческие задания. Этот опыт закладывает представление о том, насколько я могу быть успешен, компетентен, а также что такое ошибка и как на нее реагировать. Важно в этом возрасте донести мысль о том, что ошибаться – не страшно. Что только благодаря неудаче можно понять, как сделать лучше, научиться чему-либо. Для ребенка будет важна поддержка и принятие со стороны самых близких взрослых, ощущение, что они в него верят, потому что именно из этого ощущения формируется собственная самооценка.

Написано сотни книг о том, что и в каком возрасте ребенок должен уметь, к чему стремиться и чего избегать. Но надо помнить, что индивидуальное развитие личности ребенка может отличаться от стандартов и статистических норм. Поэтому, ориентируясь на информацию о том, как должно быть, наблюдайте, как есть, отмечайте малейшие изменения, сообщающие о том, что малыш развивается и взрослеет. Если Вы замечаете, что в некоторых областях происходит задержка или, напротив, слишком быстрый и несбалансированный скачок, важно обратиться к детскому психологу, который сможет провести диагностические мероприятия, найти причины данного явления. А окончательным результатом обращения станет уникальная программа развития личности ребенка, учитывающая все особенности его индивидуальности и окружающей среды. Она может включать и конкретные мероприятия, такие как занятия с ребенком дома, походы на групповые занятия, целью которых является получение опыта общения и развитие коммуникативных навыков. Также психолог даст рекомендации относительно изменений в системе воспитания и отношений в семье, которые необходимы в обеспечении благоприятных условий для развития малыша.

Мария Борисова, психолог центра тренинга и консультирования «12 Коллегий».

Источник

Нормальное личностное развитие ребенка зависит от трех факторов: семья, окружение, возможности для получения знаний. Родители хотят для своих детей всего самого лучшего. В том числе и того, чтобы они приобрели самые достойные личностные качества.

Стоит помнить, что каждый малыш уже с рождения имеет развитие личности ребенкасобственный характер. Он — индивидуальность. Дальше все дело за родителями. Конечно же, необходимо воспитание. Очень важно задуматься, как и чем живет ваша семья, ведь именно вы — главный пример для ваших детей.

Читайте также:  10 месяцев ребенку развитие что должен уметь говорить

Малыш должен учиться ставить перед собой цели, достигать их. Это не всегда просто, и на пути обязательно будут ошибки. Ограничивать его самостоятельность, возможность принимать решения нельзя. Без этого личность не может развиваться гармонично и полно.

Даже маленький ребенок — уже личность

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос успешным, активным, интеллигентным, любил читать, уважал старших, занимался спортом… Этот список можно продолжать бесконечно, ведь положительных качеств характера и личности очень много.

Родители, конечно же, желают добра своем малышам. Но не развитие личности ребенкастоит забывать: ваш ребенок с самого начала уже личность, индивидуальность. С первых дней жизни он будет показывать свой характер: спокойный он или активный, крикливый. С каждым днем все яснее становится, что это действительно личность. Чем старше он будет, тем это очевиднее.

На какие-то ключевые составляющие личности человека повлиять почти невозможно, но это не значит, что нужно оставить его на произвол судьбы. Видя, какой он, ваш малыш, вы можете помочь ему что-то понять, а где-то проявить строгость. Воспитание дает многое для развития полноценной, гармоничной личности. При условии, конечно, что сами родители и окружение могут похвастаться положительными личностными качествами.

Ругать малыша за то, что он не хочет в 6 лет читать книжки, или слишком робкий, или, наоборот, его не переспорить, — не самое умное решение

. Проявлять агрессию — еще глупее со стороны взрослого человека. Это естественно, что у ребенка будет свой взгляд на жизнь, характер, увлечения и предпочтения. Хотя в основном на формирование личности оказывают влияние три фактора:

  • ближайшее окружение (родители);
  • среда (где, как, чем вы живете);
  • возможности для обучения и развития (школа, кружки, домашние занятия, чтение, музеи, театры…).

Ребенок берет пример со своих родителей, копирует их поведение. Не забывайте об этом.

Личностные черты

Если говорить про личностное развитие, то стоит начать с главного – с характеристики личности. Тип эмоционального контакта с окружающими складывается практически сразу же после рождения.

От некоторых младенцев так и веет тревогой. Они плачут, развитие личности ребенказанимают оборонительную позицию (выставляют сжатые кулачки перед собой). Другие же спят спокойно, мирно смотрят на происходящее вокруг, мало плачут. Тут нет никакого секрета. Наш мозг формируется все 9 месяцев, пока крошка находится у мамы в животе. Чем дальше, тем сложнее становится структура мозга и протекающие в нем процессы. Начинается внутренняя жизнь, складывается подсознание.

Во многом личностные черты зависят от первых дней и даже часов жизни малыша. В идеале должно быть так: ребенок родился – мама обняла его и не отпускает больше. Он помнит звук ее сердца, запах. Ему хорошо и спокойно, когда мама рядом с ним. Ведь он еще ничего не знает о мире – естественно, что он его пугает.

Однако очень часто бывает так, что ребенок родился, и его тут развитие личности ребенкаже понесли куда-то обмывать, пеленать, делать замеры. Маме в роддоме малыша приносят лишь на кормление. Ему некомфортно и страшно, он просто не понимает, что с ним произошло. Мозг уже работает, внутренняя жизнь крохи уже началась. И с первых дней мир вокруг – чужое место для него.

Это ведет не только к повышенной нервозности малыша – после этого взгляд на мир всегда может быть немного пессимистическим. Вырастая, человек забывает эту первую психологическую травму, но ощущение остается. Отсюда неуверенность в себе, замкнутость, некоммуникабельность. От этих первых минут или часов после рождения многое зависит. Они всегда оставляют видимый отпечаток на личности ребенка, а потом и взрослого человека.

Самостоятельность

Учиться всему нужно постепенно. Сначала дети смотрят, потом пытаются повторить, затем делают что-то вместе со взрослыми, и только потом уже — самостоятельно. Часто на такой процесс уходит не так уж много времени. Держать ручку, вилку, застегивать кофточку кроха может научиться за несколько минут или пару дней.

Главная цель развития — достижение этой самой развитие личности ребенкасамостоятельности. Сначала мы только разглядываем предметы, потом учимся держать головку, сидеть, ползать, только после этого начинаем ходить и бегать. За нас этого никто не может сделать. И это очень хорошо. Учиться – значит набираться опыта.

Если же вы не даете ребенку самому пройти этот путь от наблюдения до действия, то о какой самостоятельности может идти речь? А она необходима малышу, чтобы развиваться физически и психически. Многие мамы считают, что только они могут хорошо умыть личико ребенка, тщательнее почистить ему зубки, выбрать подходящую одежду. Крохе остается только стоять и ждать, пока о нем позаботятся. А что дает нам самостоятельность?

  1. Умение ставить цель и искать пути достижения.
  2. Способность логически мыслить, искать возможности решения проблемы.
  3. Использование личного опыта для достижения цели, получение нового опыта.
  4. Радость от достижения цели, успеха.
  5. Умение не опускать руки, стараться.
  6. Оценка собственных возможностей.
  7. Чувство независимости, уверенности в себе.

Это лишь 6 пунктов, а на самом деле самостоятельное решение проблемы дает нам очень много. «Лучше мамы никто не сможет сделать» — в этом много негативного для личностного развития человека.

Детям нужно давать пространство для самостоятельности, иначе они очень быстро поймут, как это удобно — во всем полагаться на родителей.

Умение ставить перед собой цель

Возраст от 3 до 6 лет очень важен. В этот период времени дети учатся ставить перед собой цели, планировать, искать развитие личности ребенкапути достижения желаемого. Это необходимо для того, чтобы научиться нормально жить в нашем обществе.

Цели могут быть большими или маленькими: вырасти и стать ветеринаром, самому проехаться на лифте, научиться завязывать шнурки, плести косичку и т.д. Главное не содержание, а сам процесс: ребенок ставит перед собой цель и идет к ее осуществлению.

Уже в этом возрасте можно понять, есть ли у малыша задатки лидера. Проявляются ли у него следующие положительные качества?

  • концентрация на цели;
  • уверенность в себе;
  • поиск решений;
  • логический подход;
  • творческий подход;
  • умение договариваться;
  • аккуратность, прилежность.

Или же, как только становится трудно, малыш бросает все на полпути? Тут важно, какой пример подают родители. Добиваться своей цели можно научиться, особенно если у тебя хорошие учителя.

Помогайте ему, подсказывайте. Сейчас все похоже на игру, но через несколько лет нужно развитие личности ребенкабудет идти в садик, школу, институт — начинается взрослая жизнь. Тут уже умение ставить цели и достигать результата очень важно. Также необходимо научить малыша самого принимать некоторые решения. Чем дальше, тем их больше и они сложнее.

Все это стимулирует психическое и личностное развитие. Если не будет самостоятельности, возможности принимать решения, ошибаться и учиться на своих ошибках, то личность получится незрелой, ей потребуется больше времени на взросление.

Факторы личностного развития

На процесс развития личности влияют три группы факторов. Каждый из них важен, и необходимо рассматривать их совместное влияние. Только тогда удается понять, что же происходит с ребенком, каким он вырастет, кем станет.

Семья

Здесь важно:

  • поведение родителей, общение их друг с другом;
  • общение с ребенком и внимание к нему;
  • нормы поведения в семье (уважение к старшим, нормы общения, лексикон…);
  • воспитание детей;
  • климат в семье.

Если отношения теплые, основанные на взаимном уважении и понимании, то ребенку гораздо проще вырасти гармоничной личностью. Агрессия в отношениях родителей, ссоры, крики, скандалы и оскорбления формируют иной взгляд на жизнь.

развитие личности ребенкаАгрессия порождает только агрессию. С детства видеть такое поведение родителей — значит создать у малыша неверное представление об общении, отношениях в семье. Это не может не отразиться пагубно на его личности.

Конечно же, необходимо воспитание. Тут родители могут проявить жесткость, давая понятие о том, что правильно, а что нет. Такие вещи мы держим в памяти, а потом они просто становятся частью нашей личности. И мы уже не можем бросить бумажку на улице или есть немытыми руками. Или же не помочь другу в сложной ситуации, пройти мимо того, кому необходима помощь.

Окружение

Кроме ближайших родственников, есть еще и более широкое окружение: соседи, друзья, родственники, даже случайные прохожие. Дети с раннего детства привыкли: то, что делают взрослые, безусловно правильно. Копируются не только слова, но и поведение. Отсюда складывается привычка.

Если все окружающие совершают те или иные действия, развитие личности ребенкамалыш воспринимает это как единственную норму поведения. Необходимо родиться удивительно сильной личностью, чтобы с детства видеть недостатки окружения, не поддаваться влиянию общества. Чаще всего малыш просто живет по законам той среды, в которой существует.

Родители должны это понимать. Если даже в не самой благополучной среде они сумеют создать нормальные условия для личностного развития, это уже поможет малышу.

Возможности для развития

От возможностей для развития и обучения тоже зависят личностные особенности человека. В период взросления нужно:

  • учиться;
  • общаться;
  • играть.

Таким образом у детей формируется понимание нашего мира, отношений между людьми. Учиться необходимо даже развитие личности ребенкамалышам: это заставляет мозг работать, логически мыслить. Чем активнее ведется умственная работа, тем лучше.

У детей уже с 1-1,5 лет появляется сильная потребность учиться, исследовать мир вокруг. Если сейчас подавить это желание, оно может больше и не возникнуть – личность не будет развиваться правильно, станет пассивной. С детьми нужно разговаривать, заниматься, что-то делать вместе. Очень тяжело выстраивать свою личность, если для этого нет «строительного материала»:

  • новых знаний;
  • социального и практического опыта;
  • впечатлений.

Все это ребенок получает через игры, общение, посещениеразвитие личности ребенка садика, кружков, спортивных секций. Спорт тоже многое дает, в первую очередь – волевое развитие личности.

Занимаясь спортом, мы очень быстро понимаем разницу между «хочу, не хочу» и «нужно, должен». А это уже ценное личностное качество — наличие воли.

Кроме того, от получения новых знаний, достижения целей дети испытывают нормальную радость и гордость. Это необходимо для того, чтобы научиться ценить себя. А еще – чтобы реально оценивать свои силы. Тогда уже можно будет ставить перед собой новые цели и контролировать их достижение.

Источник

формирование личности ребенка фотоФормирование личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

  • малыш полноценно применяет личные местоимения;
  • имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;
  • ребенок владеет навыками самоконтроля;
  • он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания. А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения. Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:

  • новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);
  • новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т.п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник