Возможно ли нормальное развитие ребенка
Как понять, нормально ли развивается ребенок. Привожу проверенные нормы развития
Хотя я и не отношу себя к тревожным мамам, все равно не представляю, как можно не ориентироваться на таблицы роста и умений ребенка, особенно, если ребенок первый, и в голове множество вопросов по его развитию. Но дело в том, этих норм-огромное количество, в том числе противоречивых.
Когда я училась на педагога раннего развития, то сразу в нескольких авторитетных источниках попадались отличающиеся друг от друга нормы, иногда с разницей чуть ли не в год по одному и тому же показателю. А непроверенной информации в интернете еще больше.
Поэтому, опираясь сразу на несколько книг, хочу привести для примера таблицы со средними показателями тех или иных достижений детей в возрасте от рождения до трех лет. Мне они кажутся наиболее объективными, хотя и источник 2004 года.
Но нужно понимать, что последние 5 лет встречается все больше детей с задержкой развития, поэтому многие неврологи и логопеды уже прибавляют около года к той или иной норме. Слышала такое насчет приучения к горшку, что соответствующие сигналы ребенка могут поступать в мозг не к двум, а к 2,5-3 годам. По речи тоже много противоречий, по сути, главное, чтобы к трем годам говорил предложениями. Ну и самое главное-нормы на то и нормы – что это совсем усредненный показатель, и даже если ребенок где-то не дотягивает-это не повод паниковать, если уже и специалисты дают разбег от полугода до года по некоторым параметрам. Вопрос в том, что если малыш совсем не совпадает ни по какому показателю, то, возможно, все-таки следует обратиться к специалисту.
Я их использую для того, чтобы подтянуть тот или иной навык и помогать формировать те или иные умения. Если, например, малыш может к году пить из чашки, то не стоит бояться ему эту чашку предлагать месяцев с 7-8. А то можно с поильником и до трех лет проходить)
Ориентировочные показатели развития детей от 1 года (таблица составлена на основе разработок Н.М. Аксариной, Т.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт)
Ребенок первого года жизни (по месяцам):
1 месяц: фиксация взгляда на лице взрослого и ярких предметах; первая улыбка в ответ на общение со взрослым; попытка удержать голову, лежа на животе.
2 месяц: следит взглядом за движущимся предметом, прислушивается к звукам; длительно улыбается при общении со взрослым.
3 месяц: слуховое и зрительное сосредоточение; комплекс оживления; случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью; хорошо удерживает голову; лежит на животе, опираясь на предплечье; начало гуления.
4 месяц: находит источник звука; громко смеется; захватывает подвешенную над грудью игрушку; поддерживаемый за подмышки, хорошо опирается ногами, пытаясь выпрямить их; гуление.
5 месяц: различает интонации; отличает своих от чужих; четко берет игрушку из рук взрослого, переворачивается на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки; подолгу гулит.
6 месяц: свободно берет игрушку из разных положений и долго занимается с ней, переворачивается с живота на спину, пытается ползать; начало лепета; хорошо ест, снимая пищу губами с ложки.
7 месяц: играя с погремушкой, стучит, размахивает ею; хорошо ползает, ровно стоит при поддержке за обе руки; подолгу лепечет; на вопрос «Где?» Находит предмет, расположенный в одном и том же месте.
8 месяц: игрушками занимается долго, сам садится и ложится, сам встает, держась за барьер; громко повторно произносит различные слоги; по просьбе взрослого выполняет заученные движения: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания»; пьет из чашки, которую держит взрослый; ест кусочек хлеба, который сам держит в руке.
9 месяц: занимается по-разному с предметами, в зависимости от их свойств: катает, вынимает и вкладывает; переступает вдоль барьера; ходит при поддержке за обе руки; подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги; на вопрос «Где?» отыскивает предметы, находящиеся в разных местах.
10 месяц: действия с предметами (открывание, закрывание, вкладывание) приобретают характер устойчивых занятий; стоит самостоятельно, ходит за каталкой; по просьбе взрослого находит и дает игрушку; отвечает на заигрывание «догоню-догоню».
11 месяц: овладевает новыми действиями: накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамидки и т.д.; ходит при незначительной поддержке взрослым; произносит первые слова-обозначения: «ав-ав», «кис-кис», «дай», «мама» и др.; по просьбе взрослого выполняет знакомые ему действия: «Покати мяч», «Покачай Лялю» и т.д.
12 месяц: самостоятельно ходит; произносит 6-10 слов; самостоятельно пьет их чашки.
Развитие детей в возрасте 1 года – 1 года 6 месяцев
Сенсорное развитие: Различает предметы по величине (большой, маленький). Подбирает предметы разной формы по образцу, например, кубик к кубику.
Общие движения: Ходит длительно до 10 м. Меняет положение, приседает, наклоняется. Может перешагивать через препятствия, подниматься по лестнице, спускаться приставным и чередующимся шагом. Бросает вдаль предметы, катает мячи.
Игра: Умеет воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдает в жизни. Например, кормит куклу, умывает, укачивает её и т.д. Переносит знакомые действия на новые игрушки. Кормит не только куклу, но и собачку.
Понимание речи взрослых: Увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия часто называемых лиц, предметов, действий. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи.
Активная речь: Пользуется словами-заменителями и облегченными словами (машина – «би-би», собака – «ав-ав» и т.д.). Легко подражает облегченным словам.
Навыки: Пьет свободно из чашки, ест ложкой самостоятельно густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос.
Развитие детей в возрасте 1 года 6 месяцев – 2 лет
Сенсорное развитие: Подбирает по образцу предметы 4 основных цветов. Различает 3 разных по величине предмета, например, 3 куба. Подбирает по образцу однородные предметы, сходные по форме.
Общие движения: Перешагивает через палку, поднятую от пола на 18 – 20 см. Бросает мяч в горизонтальную цель на расстояние 60-70 см. Легко влезает на стремянку, спускается чередующимся шагом.
Игра: Легко воспроизводит в игре отдельные явления, последовательные действия.
Понимание речи взрослого: Понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о событиях, знакомых без показа. Понимает содержание несложного текста по картинке.
Активная речь: Словарь увеличивается до 300 слов. Легко повторяет слова и простые фразы. Обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми. Задает вопрос: «Что это?»
Навыки: Ест довольно аккуратно. Пользуется носовым платком. Частично одевается и раздевается. Контролирует физиологические отправления.
Развитие ребенка 3-го года
Сенсорное развитие: Называет 4 основных цвета, величину «большой», «маленький».
Общие движения: Ходит по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой на 25-30 см. Влезает на табурет высотой 0,5 м, слезает с него. Бросает одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстояние от 80-100 до 100-125 см. Бросает и ловит мяч на расстоянии 70-100 см. Согласовывает свои действия с другими детьми. Одновременно действует рукой и ногой. Может менять темп движений в соответствии с музыкой, словом.
Речь: Словарь активных слов включает 1200-1500 слов. Появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Почему?». Речь становится средством общения и с детьми. Легко разучивает стихи и песенки. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Произносит все звуки, кроме «р», «л» и шипящих. (По звукопроизношению тоже существуют расхождения, например, звуки «с-сь», «з-зь» могут не появляться и до 4 лет).
Игра: В игре исполняет роль мамы, врача и т.д.
Навыки: Самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Делает это с помощью взрослых. Моет руки перед едой. Пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды без напоминания.
Если вы хотите знать, как развивать ребенка от года до трех лет без вреда для его здоровья, получить большой перечень занятий и игр – переходите по ссылке и ознакомьтесь с пособием “Раннее развитие детей от года до трех лет с комфортом для мамы” от педагога раннего развития
Статьи по теме:
Психическое развитие малыша. Что должны знать родители
Какие игрушки необходимы ребенку до года для развития
Чем занять ребенка дома? Большой список игр
Обзор правильных и неправильных игрушек до трех лет
Развивающие игрушки своими руками за 5 минут
Источник
Тема развития ребенка – одна из самых болезненных для большинства мам. Многие тревоги начинаются уже с момента беременности. В животе растет ребенок, его невидно, невозможно контролировать происходящее, и мать уже тогда переживает, прислушивается к себе, своим ощущениям, думает, все ли нормально, с трепетом встречает первые шевеления малыша. Радость и тревога идут рука об руку. Например, плановые обследования, скрининги, УЗИ. С одной стороны, они успокаивают будущую маму, с другой – вгоняют в волнение, ведь многие боятся услышать, что с ребенком что-то не так. И тревоги о развитии ребенка во время беременности – это только начало в череде различных переживаний, через которые предстоит пройти матери.
Что такое развитие, и где норма?
Развитие ребенка – сложный процесс, который включает в себя много составляющих. Так, под развитием имеется в виду прежде всего физическое развитие, когнитивное (познавательные процессы), эмоциональное. При этом норма в данном случае есть, но она немного расплывчата, поскольку у каждого ребенка свой индивидуальный путь развития.
В первые месяцы после рождения ребенка консультантами для матерей становятся неврологи. И если есть какое-либо отклонение от нормы, родители про это сразу узнают. Постепенно контакт между ребенком и мамой становится более осознанным, мама научается лучше понимать и чувствовать малыша и его состояние, тревог становится меньше. Но начинается нечто другое. Мамы сравнивают развитие своих детей с другими. И если у кого-то ребенок раньше начал сидеть, ходить, говорить, все это становится поводом для тревоги. «Почему мой не ходит?», «Он уже должен говорить слова, а пока только повторяет звуки», «Все дети уже сами ходят на горшок, а мой еще нет» и т.д. Часто норма в восприятии матери связана не только с детьми подруги или соседки, но с какими-то собственными представлениями. Мать решает, что ребенок уже должен что-то уметь к определенному возрасту, но если этого не случается, впадает в тревогу. Ситуация усложняется, если вмешиваются бабушки, которые убедительно говорят о том, что их-то дети уже до года и говорили, и сами на горшок ходили, и много чего еще делали… Но опять же важно понимать, что ребенок с реальными проблемами отличается, и если что-то не так, неврологи это обязательно распознают. Так что, если ваш ребенок к году не ходит или не хочет сидеть на горшке, это еще ничего не значит.
То, что разные дети по-разному осваивают навыки – это нормально. Есть, конечно, условные нормы, но реальность намного многограннее. Например, одни дети долго ходят за руку и потом уже начинают ходить, другие – долго ползают, а потом начинают ходить, третьи – начинают ходить очень рано и почти не ползают… У детей разные «темпы», темпераменты, допустим, одни долго «тренируются», а другие сразу «бросаются в бой» и научаются чему-то новому. И это нормально. Одни начинают ходить в 10 месяцев, а другие в 1 год, одни составляют предложения уже к 2 годам, а другие – позже. Но в целом ближе к школьному возрасту происходит определенное выравнивание, это, как если бы люди шли разными путями к одной цели и примерно в одно и то же время дошли.
Если вас что-то тревожит в том, как ребенок осваивает те или иные навыки, то сейчас помощь могут оказать разные специалисты: детские неврологи, нейропсихологи, просто психологи. Достаточно обратиться за консультацией. Это что касается развития когнитивного. Далее речь пойдет про психологическое развитие в большей степени эмоциональное.
Когда действительно нужно тревожиться?
Есть многие вещи, которые мама может почувствовать в эмоциональном контакте с ребенком и потом обратиться к специалистам. Вот несколько признаков, которые должны насторожить:
- Ребенок утерял любознательность. Ребенок ничем не интересуется, изолируется от всех, не проявляет внимания к чему-то новому. Или интересуется строго чем-то одним на протяжении долгого времени, не замечая ничего вокруг.
- Ребенок не стремится контактировать с другими. Он не встречается с вами взглядом, не стремится к контакту.
- Ребенок теряет уже освоенные навыки. Например, он уже научился ходить, говорить, но вдруг он словно «проваливается» в более маленький возраст, и это происходит на протяжении долгого периода. Продолжительность здесь является главным критерием.
- Ребенок избегает телесного контакта.
- Кажется, что ребенок изменился, с ним «что-то не так».
Тут перечислены некоторые признаки начинающегося аутизма у ребенка. Но кроме этого, данные кардинальные изменения в психическом состоянии ребенка могут предшествовать различным заболеваниям, и просто необходимо в этих случаях обратиться к специалисту.
Важно понимать, что здесь речь не идет о вещах, которые вполне укладываются в возрастные нормы. Например, дети могут в какие-то периоды как бы становиться по поведению более «маленькими». Такое часто происходит во время болезней, при каких-то стрессах, после рождения сиблинга и пр. Или есть кризис после года, когда дети могут стать более капризными, требовательными, проявлять упрямство, периодически впадать в истерики и нуждаться в успокоении. Это все укладывается в грани нормы с оговоркой, что этого не слишком много и не происходит сильного психического истощения малыша. Иногда детям может не хотеться телесного контакта или общения с кем-то. И такое тоже нормально, и это не повод переживать из-за отставания ребенка в развитии. Насторожиться нужно, когда перемены действительно кардинальные.
Резюмируя вышесказанное, еще раз нужно подчеркнуть, что норма – понятие относительное. Относительна она в том смысле, что у каждого ребенка свой индивидуальный путь развития, и очень важно, чтобы родители могли принять индивидуальные темпы развития своего малыша и подстроиться под них. В то же время есть какие-то общие возрастные нормы, на которые можно ориентироваться. Одновременно с этим родителям стоит быть чувствительными к своему ребенку, к тому, какой он в контакте, и если есть глубокое ощущение, что что-то не так, проконсультироваться со специалистами.
Источник
Первый год жизни крайне важен для будущего здоровья ребенка, т.к. на протяжении всего этого периода продолжают развиваться некоторые системы в организме малыша. В первую очередь, огромный скачок происходит в нервной системе.
Неопытные родители могут не знать, на какие особенности развития младенца следует обращать внимание, чтобы вовремя предупредить возможные отклонения.
✨ Поэтому мы составили краткую “шпаргалку” для родителей малышей до 12 мес., по которой можно отследить, в норме ли развивается Ваш младенец:
???? 1 мес
★ Ребенок уже может задерживать взгляд на каком-то близком предмете и следить за его перемещениями.
★ Малыш уже узнает лица мамы и папы и даже начинает им улыбаться.
★ Ребенок поворачивает головку в сторону громкого звука.
???? 2 мес
★ Малыш сам поднимает руки, пытаясь дотянуться до близкого предмета, разводит ручки в стороны, потягивается.
★ Ребенок может удерживать в руке игрушку (если Вы вложите ее в ручку, т.к. сам ухватить ее он еще не может) и тянет ее в рот.
★ Малыш начинает оглядываться по сторонам и поднимать головку, пытаясь ее удержать.
★ Новорожденный уже начинает гулеть и произносить различные звуки (обычно в ответ на речь мамы, обращенную к нему).
???? 3 мес
★ Ребенок пробует переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот.
★ Малыш уже уверенно поднимает и держит голову.
★ Кроха делает попытки дотянуться и схватить лежащие рядом предметы, и у него начинает это получаться.
???? 4 мес
★ Ребенок уже научился переворачиваться со спины на живот и с живота на спину.
★ Малыш пробует садится с поддержкой за руку.
★ Движения рук становятся более четкими и точными, и у ребенка лучше получается захватывать и удерживать предметы.
???? 5-6 мес
★ Ребенок становится более активным, у него просыпается тяга к познанию окружающего мира и он начинает все “пробовать на зуб” .
★ Малыш начинает и более эмоционально реагировать на окружающих людей, лепетать и произносить много новых звуков и слогов (“ма”, “па”, “ба” и т.д.).
★ Младенец уже пробует переворачиваться на бок и, опираясь на руку, садиться самостоятельно.
???? 7-8 мес
★ Малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук.
★ Ребенок начинает принимать положение для ползания и с помощью рук подтягивается вперед. Некоторые дети уже делают попытки ползать.
★ При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит.
★ Реакции малыша на окружающих становятся все более яркими и разнообразными. Ребенок начинает подражать взрослым, может проявлять радость и недовольство, а также начинает иногда негативно реагировать на чужих людей.
???? 9-10 мес
★ Ребенок начинает ползать на четвереньках и подниматься с пола, держась за опору.
★ Малыш стоит и переступает ногами, держась за опору. Некоторые дети уже делают первые самостоятельные шаги.
★ Ребенок с удовольствием перебирает игрушки, играет в “ладушки”, “сороку”, “прятки”.
★ Малыш начинает произносит отдельные простые слова “мама” или “папа”, активно подражает жестам и мимике взрослых.
???? 11-12 мес
★ Ребенок уже переступает ногами, держась за опору или за руку взрослого.
★ Некоторые дети уже уверенно ходят самостоятельно.
★ Малыш может наклониться и поднять какой-то предмет с пола, при этом удерживая равновесие.
★ Ребенок начинает пробовать есть и пить самостоятельно, держать в руках ложку или чашку.
★ Кроха уже хорошо понимает речь и просьбы взрослых. Например, принести игрушку или позвать маму.
★ В речи появляются новые слова!
Понравилась статья? Палец вверх! ???? Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
???? 5 занятий, которые нужно каждый день делать с ребенком до 1 года !
???? 13 привычек, которые нужно привить ребенку до 3 лет!
???? 5 самых глупых ошибок неопытных родителей
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????
Книга “100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя“ – всего 299 руб.!
???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).
Источник
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник