Воздействие семьи на духовно нравственное развитие ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 158»

«Воздействие семьи на духовно – нравственное развитие детей»

Выступление воспитателя О.А.Максимовой

на заседании Совета педагогов

Новосибирск

8.04.2010

Все родители убеждены в том, что они любят и знают своего ребенка, но на вопрос, в чем именно они видят проявление этой любви, большинство ответить затрудняются. А если предложить назвать положительные качества  своего ребенка, то независимо от возраста, образования, практически все родители называют не более трех – четырех положительных качеств своего ребенка. При этом ответы стандартны («добрый мальчик», «ласковая девочка», «он не жадный»), поэтому возникает вопрос, а знают ли родители своих детей?

Родительская любовь, как правило, – это любовь к ребенку во имя его будущего, а не во имя удовлетворения собственного родительского чувства. Люди перешли к одиночно – коммунальному сосуществованию, формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Это не зависит от возраста детей и качества жизни. Дети много времени проводят в дошкольном учреждении, посещают дополнительные школы, кружки. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи, и с каждым годом семьи любого уровня дохода тратят больше сил и времени на поддержание привычного уклада жизни. И родители, и дети фактически «не знакомы» друг с другом. Слишком много времени отнимает борьба за материальное благополучие и стабильность. Отсюда желание окружить ребенка своеобразной «защитной стеной», которая обеспечивала бы ему максимальный материальный и психологический комфорт (лучшие игрушки, одежда, книги и т.д.).  Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребенка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми по принципу терпимости и взаимопонимания. Показателен такой пример. Нашим детям в ходе бесед и игр индивидуально предлагались задания ассоциативного эксперимента, когда на слово – стимул ребенок отвечает словом или словосочетанием, ассоциативно отражающим его смысл. Особенно важным является личностный смысл, которым ребенок обозначает слово – стимул.

Для проведения этого задания отобрали слова – стимулы, обозначающие родственные связи внутри семьи: семья, мама, папа, дом. Результаты ярко осветили проблему детско–родительских отношений. Так, на слово – стимул «мама» ответы не отличались разнообразием: «она готовит вкусно», «она меня лечит», «красивая», «мне все покупает» и т.д. Другими словами, мама для ребенка остается, пожалуй, самым светлым и нужным человеком. Что касается слова- стимула «папа», детские представления оказались несколько другими. Так, примерно большее количество детей в группе считает, что «он работает», «играет с телефоном», «смотрит телевизор», «всегда ругается», «никогда со мной не играет» и т.д. К сожалению, ответов с положительной эмоциональной окраской было не так много. В них вошли такие ответы: «папа умный», «папа все умеет», «папа меня любит».

Интересны и показательны реакции на слово – стимул «семья», «дом». Тревожным фактором являются отрицательные ответы, такие как «рыцарский замок, где борьба»,  «ругаются», «маленькая семья». В основном ответы положительные: «мы все», «моя семья», и даже есть такие ответы, которые основаны на рекламе «майонез», сок «моя семья».

Думается, приведенных примеров достаточно для вывода о том, что посредством детской речи можно узнать о действительном положении дел в любой семье. В целом этот вывод не очень утешителен. Можно привести и такой пример: в конце дня, когда родители приходят в детский сад за своими детьми, первые слова детей говорят сами за себя. Вместо слов «здравствуй, мамочка» или «папочка», доносятся: «что ты мне купила?», «ты мне купишь что-нибудь?». Самое интересное в этом наблюдении является то, что на отказ дети реагируют крайне агрессивно и все равно добиваются своего желания.

Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа, способствующая семейным отношениям. Сущность семейного воспитания заключается в характере и качестве повседневной жизни и взаимоотношений, реализующихся в традициях, обычаях, устоях, привычках, обязанностях и т.д. Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер и нравственность ребенка всем строем своей жизни.

Переход от традиционно патриархального уклада жизни к современному образу жизни преимущественно городской нуклеарной (т.е. состоящей из двух поколений, родители и их дети) семьи вызвал глобальные изменения в отношениях родителей и детей, наставников и учеников. Главное изменение состоит в том, что те отношения, которые основывались на одном решении родителей, сменяются коллегиальным, а право суждения о достоверности и необходимости обретаемых знаний становится исключительным правом детей.

Рыночные условия диктуют свои требования к ориентации воспитания на социально статусное положение ребенка в обществе. При этом возникает серьезная проблема сохранения духовно – нравственного воспитания ребенка в семье. Духовность и нравственность стали почти обузой для современного российского общества так как никем не контролируются и не фиксируются. Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает почти повальный характер. Родители оказались не способны соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств, как практичность, деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие, порядочность. Вместе с тем духовность – результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для ее формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным. Нельзя полюбить труд не трудясь, а лишь внушая себе, что труд – высокая ценность. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в условия «помойки». Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов («мама спит», «нужно не шуметь», «раздели конфету на всех или предложи попробовать»), терпимости («ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая»), соблюдения этикета и т.д. Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся: вырастая, ребенок начинает играть в духовность, исполняя навязанную ему роль, он не сможет без свидетелей сохранить высокий уровень поведения и отношений, и в экстремальной ситуации произойдет неожиданное для всех и постыдное для человека падение. Духовное развитие заключается, во-первых, в освобождении от принуждения извне, когда ценность принимается не под давлением, во-вторых, в объеме и круге установленных личностью ценностей, когда их палитра многоцветна, как и  сама жизнь. Воздействие семьи на духовно – нравственное развитие детей отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью и любовью.

Любовь – одна из важных сфер семейного взаимодействия: супругов друг к другу, родителей к детям, младших членов семьи к старшим и т.п. Она создает единую психическую и духовно-эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, каков он есть. Если человек не получает такой любви в детстве, ему сложно компенсировать это во взрослой жизни. Родители должны  помнить, что их любовь к ребенку – залог его психического здоровья. Все, что укрепляет эту любовь, играет решающую роль в формировании детской личности.

Родители не знают, как нужно любить своего ребенка. Их присутствие дома, рядом с ребенком на прогулке, постоянные поучения, даже специальные занятия – это еще не любовь. А ведь именно любовь в будущем помогает справиться с трудностями подросткового периода. В американской этнопедагогике есть «золотое» правило: родители каждый день обнимают своего ребенка и говорят ему: «Я тебя люблю», «Ты самый лучший мальчик на свете», «Ты самая милая девочка в мире». На это отводится не менее получаса в день. Американские педагоги так и говорят – «на любовь». Для наших родителей  полчаса «на любовь» не дозволительная роскошь. Важнейшая потребность, которую испытывает ребенок, вступающий в общение, – получить от партнера «поглаживание», т.е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это- необходимое условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, ребенку для ощущения эмоционального благополучия нужно не менее восьми «поглаживаний» в день.

Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а за пониманием. Можно предложить  родителям обратить внимание на то, как часто и за чем подбегает к ним ребенок во время прогулки, в гостях, дома. И они сами увидят, что он ничего не взял, ничего не взял, ничего не сказал, а хотел дотронуться до мамы. Для ребенка важно это прикосновение. Он спокоен, мама рядом, здесь, с ним. Иначе говоря, она обращает на него внимание.

Василий Андреевич Сухомлинский говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, презирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его (ребенка) надо сделать».

Незыблемая основа духовно – нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.

Источник

Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание ребенка

Кобызева О.В.,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко» комбинированного вида, г. Балашов

     В настоящее время вопросы нравственного воспитания и морального развития приобретают важнейшее значение. Социально-политические и экономические изменения, произошедшие в России, затронули идеологию общества, его ценности, нормы и моральную сферу, смяты многие нравственные ориентиры; оно остро нуждается в подготовке широкообразованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности. Показатели современной жизни – новейшие технологии, ускорение темпа жизни, приводят к пересмотру традиционных взглядов на мораль и распространению ситуационной, вариативной морали. В общей системе всестороннего развития личности большую роль играет нравственное воспитание.

     Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни.

     Семья создает личность ребенка своим стилем жизни, направляет его развитие характером взаимоотношений между супругами, между старшим и младшим поколением, а также различными педагогическими средствами, применяемыми для достижения определенных воспитательных целей.

     Проблема воспитания детей в семье – сложная и многогранная. Воспитание готовит человека к жизни и труду, передает ему производственно-трудовой опыт и духовные богатства, накопленные человечеством. Нравственное воспитание формирует у подрастающего поколения взгляды и убеждения, укрепляет волю и характер человека, сопутствует нравственному становлению личности.

     Нравственное становление личности – сложный и противоречивый процесс. Это и усвоение исторически сложившихся понятий в области нравственности современного общества, и достижение высокого уровня самоконтроля.

    Нравственное воспитание ребенка начинается рано, с дошкольного возраста, когда закладываются первые привычки поведения у детей. Основы нравственности закладываются, прежде всего, в семье. Именно в семье приобретаются первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье, с первых лет своей жизни дети знакомятся с социально-нравственными ценностями, получают информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, узнают их оценку из уст родителей и старших.

     Семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка. Лучшие человеческие качества дети приобретают, опираясь на личный пример родителей, их труд, знания и моральный облик.

     Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должно быть любящее семейное окружение. Ребенок, еще не умея говорить, не осознавая речь взрослых, уже интуитивно понимает моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь – хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей. Многочисленные социологические исследования показывают, что  все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.

     Родители являются самыми близкими людьми, и именно им предстоит помочь ребенку правильно преодолеть неизбежные противоречия между личными желаниями и общественными нуждами, между собственными нуждами и ожиданиями окружающих.

     Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

     В современных исследованиях отечественных психологов  В.П. Зинченко, А.В. Суворова и других, все чаще подчеркивается, что из-за чрезмерной интеллектуализации, увлечения компьютерными играми и прагматизма сокращается период детства[1, 2].

     Можно выделить четыре основных фактора, влияющих на нравственное воспитание детей в семье и подготовки их к самостоятельной жизни:

  • социальное единство семьи с целями общества, предъявление со стороны родителей высоких требований к себе, к своему труду, к своему поведению, необходимость делиться с детьми своими успехами в трудовой и общественной жизни, и вместе с тем проявлять большой интерес к успехам детей;
  • совместная трудовая деятельность в семье родителей и детей, разумное разделение труда между всеми членами семьи;
  • организация бытового уклада семьи: порядка и точности в семейном хозяйстве; планового распределения семейного бюджета, порядка хранения вещей, общего режима дня, определение,  для каждого, рабочего места, места для занятий, соблюдения семейных правил.
  • создание благоприятных отношений в семье: участие в жизни членов семьи, взаимопонимание, дружба и уважение между старшими и младшими (дети быстро взрослеют и родителям необходимо признавать за ними право на самостоятельность, уважать их как личность).

     Особое место в становлении нравственности занимает воспитательная работа с детьми 3-7 лет, потому что именно в этом возрасте закладывается ядро личности.

Нравственное поведение определяется добродетелями личности, которые являются качествами человека, выражающимися в желании делать добро и в реальных добродетельных поступках. Особый интерес к области человеческих отношений, желание их постигнуть возникает у ребенка именно на этом этапе дошкольного детства. Поэтому, столь важно для целенаправленного воспитания у дошкольника доброжелательного, отзывчивого, заботливого, то есть душевного отношения к непреходящим общечеловеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей.

     Одной из проблем нравственного воспитания в современной семье является то, что ранее в традиционной семье в воспитании детей принимало участие большое количество родственников. Старшее поколение, особенно бабушки, при этом занимали особое место. Они сохраняли и передавали семейные традиции, накопленный опыт, информацию о своем роде, о ценностях и установках, что оказывало сильное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка. В ХХ веке,  в России,  под влиянием индустриализации и урбанизации,    произошел переход от традиционной к нуклеарной семье, где на первый план выдвигаются отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). По мнению А.Г. Вишневского, процесс перехода к супружеской нуклеарной семье в России продвинулся далеко, но полностью еще не закончился,  в семьях уменьшается количество детей,  количество родственников, с которыми поддерживаются тесные отношения. Изменилась также и роль женщины в семье и обществе. Большинство женщин все меньше времени уделяют семье, воспитанию детей и домашнему хозяйству. Они чаще работают, стремятся реализовать себя в профессиональной деятельности. Современные бабушки также ведут активную социальную жизнь, после выхода на пенсию продолжают работать и не имеют возможности посвятить себя воспитанию внуков. Все эти изменения отражаются на развитии ребенка, прежде всего в сфере нравственности[3].

     Другая проблема – исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что может привести, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис возможно путем взаимодействия семьи и детского сада.

     Третья проблема – развитие интереса детей к познанию окружающего мира. Очень важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком, поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен.

     Еще одна проблема – научить детей общаться, не обижать других, проявлять сочувствие и терпимость. Это также невозможно сделать без активного участия семьи. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям – прямая функция семьи.

     По определению исследователей  проблемы нравственного воспитания детей в семье Ш.А. Амонашвили, С.И. Варюхиной, Л.И. Божович, Е.И. Туревской, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом и доверием к родителям, единством требований в семье[ 4, 5, 6, 7].

    В  работах психологов А.Г. Вишневского, Д.Б. Эльконина, педагогов Ш.А. Амонашвили, Л.Г. Татарниковой и других выделены условия семейного воспитания, основанные на принципах гуманной педагогики, при которых формирование  личности ребенка в семье будет успешным[3, 8, 9, 10] :  

– принцип креативности, т.е. свободного развития детей, готовности к принятию новых идей;

– принцип гуманизма – признания личности в качестве абсолютной ценности, ее права на развитие, проявление своих способностей;

– принцип демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми в семье;

– принцип гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в обществе, чувстве долга и ответственности перед обществом и семьей;

– приоритетности общечеловеческих норм и ценностей.

     Следовательно, в формировании личности ребенка огромное значение имеет семья. Именно в семье ребенок постигает первую школу жизни. Сила воздействия семьи на формирование нравственной личности исключительно велика. Основой этого влияния на ребенка является бескорыстная любовь и забота о нем в сочетании с требовательностью. Ребенок, отвечая на эту любовь и заботу,  признает авторитет родителей, стремится подражать им во всем.

     С учетом всех вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что добиться эффективности в воспитании нравственности у подрастающего поколения можно только при активном участии семьи,  для успешного нравственного развития человека  в глобальном плане необходимо, прежде всего, усовершенствовать институт семьи  в целом и изменить отношение общества к семейным традициям.

                                       Литература

  1. Зинченко В.П. Размышление о душе и ее воспитании. РАО., 2001. – 34с.
  2. Суворов А.В. Часть 4, глава 5: «Совместная педагогика» и становление смысложизненных ориентаций у детей и подростков в условиях дефицита общения// Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Э. Чудновского. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. – 532с.
  3. Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь. – 2008. – № 7.
  4. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М.3 1982.
  5. Варюхина С.И. Истоки доброты. – Минск, 1987.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 290с.
  7. Туревская Е.И. Возростная психология / Е.И. Туревская. – М.: Академия, 2002 . – 368с.
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов вузов / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2005. – 384с.  
  9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
  10. Татарникова Л.Г. Паритет родителей и образовательных учреждений в воспитании ребенка ХХI века. // Родители как участники педагогического процесса. – Материалы межрегиональной научно-практической конференции 13 марта 2008 г. Вып.2. – Спб.: СПбНОУ  «Экспресс», 2008.

Источник