Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте
«Способы вовлечения родителей в образовательный
процесс ДОУ»
Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»
одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
личности ребенка».
С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного,
творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного
учреждения.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам
и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат
семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей
деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности
семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию
организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов
дошкольного образования является сотрудничество организации работы с
семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям
(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из
требований к психолого-педагогическим условиям является требование
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные
представители) должны принимать участие в разработке части
образовательной Программы организации, формируемой участниками
образовательных отношений с учётом образовательных потребностей,
интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является
создание единого пространства семья – детский сад, как пространства
развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса
(детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно,
благополучно.
Основные принципы, определяющие концептуальные положения
взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого
пространства развития ребенка:
Принцип преемственности, согласованных действий.
Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и
ДОО.
Принцип открытости.
Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
Принцип обратной связи.
В своей работе применяю различные формы взаимодействия с семьями
воспитанников:
Конференции, «круглые столы»;
Консультации, семинары;
Беседы, дискуссии;
Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;
Участие в НОД;
Кружки;
Деловые игры;
Тренинги;
Встречи с интересными людьми;
Праздники и развлечения;
Дни открытых дверей;
Распространение лучшего семейного опыта;
Походы, тематические прогулки;
Мастер-классы;
Родительские вечера;
Вечера вопросов и ответов;
Дни добрых дел.
Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую
поддержку семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие
воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и
детей.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей,
необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является
сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом
плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:
Первый этап – приглашение будущих воспитанников и их родителей на
встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где
рассказываем о детском саде, показываем преимущества нашего
учреждения.
Второй этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка,
благодаря чему между родителями и воспитателями складываются
доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых
рассказываем родителям о достижениях ребенка.
Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение
вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей,
которые делятся семейным опытом по воспитанию.
Четвертый этап – практические задания психолого – педагогических
особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные
формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические
выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок,
поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и
объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к
участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение.
Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят
вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших
воспитанников.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности
дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную
деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка,
которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов
действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему
действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Разнообразие форм родительских собраний: семейная ассамблея,
организационно – распределительское, информационно-аналитические,
позитивно-деловое, круглый стол помогают реализовать принцип
партнерства, диалога, обратной связи. Общение происходит в
непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания
детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их
активизации.
Эффективность образовательного процесса повышается, если
взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских
отношений.
«Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в
образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители,
члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые
родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически
образовательную, оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся
работе с бумагой (из салфеток, гофрированной бумаги). Организовывают
мастер-классы, проводят тематические прогулки, походы, катание на коньках.
Проходят встречи с интересными людьми («Гость группы»). А также
игротренинги, квесты, досуговые мероприятия.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями
плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически
развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет
профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под
собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества
воспитателя.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная
система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм
работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и
«наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками
воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с
родителями».
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая
готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией,
инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным
помощником в семье.
Источник
Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43» – «детский сад № 33».
Консультация для родителей.
«Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».
г. Славгород 2019
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.
Оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки у всех сторон на совместную деятельность. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.
Цель и задачи обучения и воспитания дошкольников должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Статья 44 Закона об образовании РФ, гласит, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющих образовательную деятельность. А также о том, что образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Семью часто называют “школой чувств”, так как в семье в общении с родными у ребёнка формируется способность к сопереживанию, с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент. И нужно учитывать такой момент, что влияние семьи на ребёнка происходит непрерывно, постоянно. Семья воспитывает и обучает ребёнка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют данную деятельность. На ребёнка оказывают воздействие и особенности быта, уклад семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Родители воспитывают и учат своего ребенка в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда они не вместе. Для ребенка имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми и о других людях, как родители радуются или печалятся, как они обращаются с друзьями и врагами, как смеются, читают газету и многое другое. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем ничего не пропускающих, любопытных и внимательных глаз ребёнка. Любить своих детей и мечтать о счастье для них недостаточно, нужно ещё и помочь своему ребёнку воспринимать правильно окружающий мир.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной образовательной организации, на основании Закона об образовании и ФГОС ДО, заложены следующие принципы:
• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
• единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
• помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОО, его промежуточных и конечных результатов.
Таким образом, мы видим, что родителям и другим членам семьи обучающихся отводится роль участников образовательных отношений с выполнением всех предполагаемых функций.
Какова польза от сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания и образования детей?
Чем больше (разностороннее) взаимодействие между членами семьи и сотрудниками детского сада, тем легче и естественнее решаются педагогические задачи и тем меньше нагрузка на ребенка.
Польза для детей:
– дети чувствуют настоящий взлет самосознания и гордости, если их родители принимают активное участие в жизни группы;
– между детьми и родителями устанавливается чувство взаимной заинтересованности;
– ребенку проще достигнуть взаимопонимания по поводу детсадовских событий;
-дети получат опыт общения с другими взрослыми (не родители и не воспитатели), имеющими другой социальный опыт, другой стиль речи;
-дети из неполных семей смогут частично реализовать потребность в общении, получат другие знания, получат больше внимания.
Польза для родителей
– ощущают личную причастность к «общественной» жизни своего ребенка
видят, как их ребенок общается с другими;
– начинают больше понимать в детском развитии;
– получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;
– обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
– знакомятся с друзьями своих детей, о которых те рассказывали;
– устанавливают длительные дружеские связи с другими родителями;
– получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.
Польза для воспитателей:
– проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;
– понять, как родители мотивируют своих детей;
– увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;
– узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах);
– получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими.
Есть много возможностей для участия родителей в ежедневной жизни группы. Варианты выбора:
– участие в работе утреннего сбора и в работе в Центрах активности. Родители могут предлагать свои идеи по темам проектов, содержанию, приносить материалы или книги, делиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого не нужно обладать педагогическими способностями – дети будут рады, если родители просто будут в группе, поговорят, поиграют с ними. Можно не включаться в игры и занятия, просто понаблюдать за своим ребенком среди сверстников.
– участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы на интересующие их темы и у воспитателей не всегда есть нужные знания. Помощь родителей может оказаться не просто полезной, но неоценимой;
– можно быть руководителем кружков или студий;
– посещение с детьми группы организаций, музеев, выставок;
– участие в работе семейной гостиной – помощь в консультировании или обучении других родителей, в выдаче книг и игрушек;
– помощь в пополнении фондов детского сада за счет игрушек и книг, журналов и материалов, которые больше не нужны;
– персональные проекты
-творческие встречи/выставки/фотоотчеты и т.д.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность.
Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста.
В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.
Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты образовательной и воспитательной работы.
Самыми востребованными являются досуговые формы организации взаимодействия детского сада и семьи. Они призваны устанавливать теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества.
Для плодотворного сотрудничества и взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения родителям необходимо регулярно в процессе индивидуального общения с педагогами обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 68»
«Способы вовлечения родителей
в образовательный процесс ДОУ»
Подготовила: старший
воспитатель Галушкина С.А.
г.о. Саранск 2015
Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Основные принципы определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка:
Принцип преемственности, согласованных действий.
Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО.
Принцип открытости.
Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
Принцип обратной связи.
В своей работе применяю различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Конференции, «круглые столы»;
- Консультации, семинары;
- Беседы, дискуссии;
- Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;
- Участие в НОД;
- Кружки;
- Деловые игры;
- Тренинги;
- Квесты;
- Встречи с интересными людьми;
- Праздники и развлечения;
- Дни открытых дверей;
- Распространение лучшего семейного опыта;
- Походы, тематические прогулки;
- Мастер-классы;
- Родительские вечера;
- Вечера вопросов и ответов;
- Дни добрых дел.
Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:
Первый этап – Приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где рассказываем о детском саде, показываем преимущества нашего учреждения.
Второй этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем родителям о достижениях ребенка.
Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые делятся семейным опытом по воспитанию
Четвертый этап – практические задания психолого – педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную деятельность
можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Разнообразие форм родительских собраний: семейная ассамблея, организационно – распределительское, информационно-аналитические, позитивно-деловое, круглый стол помогают реализовать принцип партнерства, диалога, обратной связи. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
Эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений.
«Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся работе с бумагой (из салфеток, гофрированной бумаги). Организовывают мастер-классы, проводят тематические прогулки, походы, катание на коньках. Проходят встречи с интересными людьми («Гость группы»). А также игротренинги, квесты, досуговые мероприятия.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. «Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы» (Большой Энциклопедический словарь).
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Источник