Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте

Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

«Способы вовлечения родителей в образовательный

процесс ДОУ»

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у

истоков нашего будущего.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»

одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением

является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития

личности ребенка».

С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного,

творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного

учреждения.

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам

и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат

семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей

деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности

семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию

организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов

дошкольного образования является сотрудничество организации работы с

семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям

(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их

физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных

способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из

требований к психолого-педагогическим условиям является требование

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные

представители) должны принимать участие в разработке части

образовательной Программы организации, формируемой участниками

образовательных отношений с учётом образовательных потребностей,

интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является

создание единого пространства семья – детский сад, как пространства

развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса

(детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно,

благополучно.

Основные принципы, определяющие концептуальные положения

взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого

пространства развития ребенка:

Принцип преемственности, согласованных действий.

Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и

ДОО.

Принцип открытости.

Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

Принцип обратной связи.

В своей работе применяю различные формы взаимодействия с семьями

воспитанников:

 Конференции, «круглые столы»;

 Консультации, семинары;

 Беседы, дискуссии;

 Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;

 Участие в НОД;

 Кружки;

 Деловые игры;

 Тренинги;

Встречи с интересными людьми;

 Праздники и развлечения;

 Дни открытых дверей;

 Распространение лучшего семейного опыта;

 Походы, тематические прогулки;

 Мастер-классы;

 Родительские вечера;

 Вечера вопросов и ответов;

 Дни добрых дел.

Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую

поддержку семьи и повышение компетентности родителей

(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и

укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие

воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и

детей.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей,

необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является

сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом

плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:

Первый этап – приглашение будущих воспитанников и их родителей на

встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где

рассказываем о детском саде, показываем преимущества нашего

учреждения.

Второй этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка,

благодаря чему между родителями и воспитателями складываются

доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых

рассказываем родителям о достижениях ребенка.

Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение

вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей,

которые делятся семейным опытом по воспитанию.

Четвертый этап – практические задания психолого – педагогических

особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные

формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические

выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок,

поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и

объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к

участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение.

Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят

вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших

воспитанников.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности

дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную

деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка,

которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов

действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему

действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Разнообразие форм родительских собраний: семейная ассамблея,

организационно – распределительское, информационно-аналитические,

позитивно-деловое, круглый стол помогают реализовать принцип

партнерства, диалога, обратной связи. Общение происходит в

непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания

детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их

активизации.

Эффективность образовательного процесса повышается, если

взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских

отношений.

«Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в

образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители,

члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые

родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически

образовательную, оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся

работе с бумагой (из салфеток, гофрированной бумаги). Организовывают

мастер-классы, проводят тематические прогулки, походы, катание на коньках.

Проходят встречи с интересными людьми («Гость группы»). А также

игротренинги, квесты, досуговые мероприятия.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями

плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически

развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет

профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка ижевск

собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества

воспитателя.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная

система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм

работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и

«наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками

воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с

родителями».

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая

готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией,

инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным

помощником в семье.

Источник

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43» – «детский сад № 33».

Консультация для родителей.

«Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».

hello_html_faa0a8a.jpg

г. Славгород 2019

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.

Оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки у всех сторон на совместную деятельность. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.

Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Цель и задачи обучения и воспитания дошкольников должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Статья 44 Закона об образовании РФ, гласит, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющих образовательную деятельность. А также о том, что образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Семью часто называют “школой чувств”, так как в семье в общении с родными у ребёнка формируется способность к сопереживанию, с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент. И нужно учитывать такой момент, что влияние семьи на ребёнка происходит непрерывно, постоянно. Семья воспитывает и обучает ребёнка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют данную деятельность. На ребёнка оказывают воздействие и особенности быта, уклад семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Родители воспитывают и учат своего ребенка в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда они не вместе. Для ребенка имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми и о других людях, как родители радуются или печалятся, как они обращаются с друзьями и врагами, как смеются, читают газету и многое другое. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем ничего не пропускающих, любопытных и внимательных глаз ребёнка. Любить своих детей и мечтать о счастье для них недостаточно, нужно ещё и помочь своему ребёнку воспринимать правильно окружающий мир.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной образовательной организации, на основании Закона об образовании и ФГОС ДО, заложены следующие принципы:

• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

• единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

• помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОО, его промежуточных и конечных результатов.

Таким образом, мы видим, что родителям и другим членам семьи обучающихся отводится роль участников образовательных отношений с выполнением всех предполагаемых функций.

Какова польза от сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания и образования детей?

Чем больше (разностороннее) взаимодействие между членами семьи и сотрудниками детского сада, тем легче и естественнее решаются педагогические задачи и тем меньше нагрузка на ребенка.

Польза для детей:

– дети чувствуют настоящий взлет самосознания и гордости, если их родители принимают активное участие в жизни группы;

– между детьми и родителями устанавливается чувство взаимной заинтересованности;

– ребенку проще достигнуть взаимопонимания по поводу детсадовских событий;

-дети получат опыт общения с другими взрослыми (не родители и не воспитатели), имеющими другой социальный опыт, другой стиль речи;

-дети из неполных семей смогут частично реализовать потребность в общении, получат другие знания, получат больше внимания.

Польза для родителей

– ощущают личную причастность к «общественной» жизни своего ребенка

видят, как их ребенок общается с другими;

– начинают больше понимать в детском развитии;

– получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;

Читайте также:  Моторное развитие ребенка в первый год

– обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

– знакомятся с друзьями своих детей, о которых те рассказывали;

– устанавливают длительные дружеские связи с другими родителями;

– получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.

Польза для воспитателей:

– проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;

– понять, как родители мотивируют своих детей;

– увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;

– узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах);

– получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими.

Есть много возможностей для участия родителей в ежедневной жизни группы. Варианты выбора:

– участие в работе утреннего сбора и в работе в Центрах активности. Родители могут предлагать свои идеи по темам проектов, содержанию, приносить материалы или книги, делиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого не нужно обладать педагогическими способностями – дети будут рады, если родители просто будут в группе, поговорят, поиграют с ними. Можно не включаться в игры и занятия, просто понаблюдать за своим ребенком среди сверстников.

– участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы на интересующие их темы и у воспитателей не всегда есть нужные знания. Помощь родителей может оказаться не просто полезной, но неоценимой;

– можно быть руководителем кружков или студий;

– посещение с детьми группы организаций, музеев, выставок;

– участие в работе семейной гостиной – помощь в консультировании или обучении других родителей, в выдаче книг и игрушек;

– помощь в пополнении фондов детского сада за счет игрушек и книг, журналов и материалов, которые больше не нужны;

– персональные проекты

-творческие встречи/выставки/фотоотчеты и т.д.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность.

Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста.

В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты образовательной и воспитательной работы.

Самыми востребованными являются досуговые формы организации взаимодействия детского сада и семьи. Они призваны устанавливать теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества.

Для плодотворного сотрудничества и взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения родителям необходимо регулярно в процессе индивидуального общения с педагогами обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

«Способы вовлечения родителей

в образовательный процесс ДОУ»

                                                                                 Подготовила: старший

                                                                                            воспитатель Галушкина С.А.

г.о. Саранск 2015

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка с первых дней

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Основные принципы определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка:

Принцип преемственности, согласованных действий.

         Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО.

Принцип открытости.

Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

Принцип обратной связи.

В своей работе применяю различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:

  • Конференции, «круглые столы»;
  • Консультации, семинары;
  • Беседы, дискуссии;
  • Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;
  • Участие в НОД;
  • Кружки;
  • Деловые игры;
  • Тренинги;
  • Квесты;
  • Встречи с интересными людьми;
  • Праздники и развлечения;
  • Дни открытых дверей;
  • Распространение лучшего семейного опыта;
  • Походы, тематические прогулки;
  • Мастер-классы;
  • Родительские вечера;
  • Вечера вопросов и ответов;
  • Дни добрых дел.

Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:

Первый этап – Приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где рассказываем о детском саде, показываем преимущества нашего учреждения.

Второй этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем родителям о достижениях ребенка.

Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые делятся семейным опытом по воспитанию

Четвертый этап – практические задания психолого – педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает  лучше узнать наших воспитанников.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную деятельность

можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Разнообразие форм родительских собраний: семейная ассамблея, организационно – распределительское, информационно-аналитические, позитивно-деловое, круглый стол помогают реализовать принцип партнерства, диалога, обратной связи. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Эффективность образовательного процесса повышается, если  взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений.

«Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся работе с бумагой (из салфеток, гофрированной бумаги). Организовывают мастер-классы, проводят тематические прогулки, походы, катание на коньках.  Проходят встречи с интересными людьми («Гость группы»). А также игротренинги,  квесты, досуговые мероприятия.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. «Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы» (Большой Энциклопедический словарь).

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Источник