Восприятия и развития ребенка в семье

Восприятия и развития ребенка в семье thumbnail

Восприятие мира детьми

Воспитывая ребенка, все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой взаимопонимания. Не всегда малыш четко реагирует на «нельзя», выполняет требования, слышит просьбы. Почему так происходит? Все дело в разнице восприятия информации у взрослых и детей. Мы по-разному смотрим на мир, реагируем на события, оцениваем возможности. Малыш только вступает на тропу получения опыта и не всегда может правильно понять ситуацию, принять ваше решение, быстро проанализировать требование. Что делать? Нужно постараться поставить себя на место крохи, посмотреть на окружающие предметы и события его глазами. Чтобы понять чадо, нужно самому вспомнить, как это, быть маленьким.

В основе поведения, характера, действия лежит восприятие. Именно оно отвечает за наше отношение к предметам, строит поведенческие линии, стимулирует развитие.

Содержание статьи:

  • Что такое восприятие
  • Особенности восприятия детей разного возраста
    • Восприятие ребенка с рождения до 1 года
    • С года до 3 лет
    • С 3 до 7 лет
    • Восприятие мира школьником
  • Как взрослые могут помочь малышу развить восприятие

Восприятие – фундамент знаний и умений. Оно становится проводником в окружающий мир и базой для последующего обучения. На протяжении всей жизни человек относится к большинству вещей по шаблону, постоянно незаметно для себя возвращаясь к опыту детства. Большинство наших привычек закладывается в раннем возрасте. Реакции, страхи, ощущение собственной значимости основываются на когда-то полученных знаниях, ощущениях.

Чтобы понять, как воспитывать, обучать и развивать своего кроху, стоит понять, как малыш получает информацию, анализирует и использует полученные данные. Примерив детское восприятие, вы сможете лучше понять своего кроху, найти действенную методику развития.

Что такое восприятие

Здоровый человек с рождения обладает 5 возможностями получить информацию об окружающих его предметах:

  • зрение;
  • слух;
  • обоняние;
  • осязание;
  • вкус.

Каждая из этих способностей позволяет получить информацию о предмете, понять его предназначение, строение, возможности. Умение получить и обработать эту информацию называется восприятием.

Особенности восприятия мира детьми разного возраста

Восприятие ребенка – умение увидеть и понять, зачем необходим предмет, почему происходят разные события, докопаться до сути вещей. Оно проходит вместе с карапузом все стадии его взросления, становясь базой для навыков, умений, характера. Помогая своему малышу развивать органы чувств, познавать при их помощи мир, родители дают крохе возможность быстрее и легче продираться через терние незнания и непонимания. В зависимости от возраста восприятие вещей изменяется. Оно развивается вместе с карапузом, помогая ему достигать новых вершин.

Восприятие мира ребенком с рождения до 1 года

Когда человек появляется на свет, его слух, нюх, вкус и осязания полностью готовы к постижению окружающего мира. Возможности зрительного восприятия немного отстают, но за первые пару недель жизни приходят в полную готовность. Рожденный человек – пустой сосуд, готовый наполниться всевозможной информацией.

Если бы у нас была возможность посмотреть на мир новорожденного человека, то мы бы удивились. Малыш видит общее светлое пятно, без граней и отличительных особенностей. Звуки представляют сплошную какофонию. Нос наполняется букетом разнообразных запахов, еще не знакомых карапузу. Тело попадает в неизведанное состояние, в утробе матери малыш не чувствовал холода, тепла, влаги или прикосновений. Все было постоянно и приятно, а после трудного и сложного процесса появления на свет, мир ребенка полностью изменяется.

Первые 10 дней после рождения самые сложные в жизни крохи. Ему предстоит адаптироваться к новым условиям, понять, что такое голод, холод, мокрые пеленки или подгузник, тепло материнских рук. Именно в этот сложный для вашего чада момент включается его восприятие окружающего мира. С пониманием первых простых истин ребенок вступает на тропу познания, обучения, запоминания.

Первый год жизни полностью подчинен информации от органов чувств. Ощущая, наблюдая, пробуя, слушая, постепенно кроха обучается пользоваться дарованными возможностями. Из сплошного пятна прорисовываются очертания мамы, игрушек, родственников. Какофония начинает расслаиваться на отдельные знакомые мелодии и звуки. Тело привыкает к телесному контакту, возникает четкое разграничение приятных и неприятных действий и состояний. Благодаря восприятию, малыш получает все больше информации, она его увлекает, стимулирует познать еще больше, подняться над землей, дотянуться до яркой погремушки, сесть, пойти.

Стадии познания

Процесс познания мира до года состоит из нескольких стадий.

Малыш слышит звук погремушки – включаются слуховые рецепторы. Он вызывает у него интерес. Карапуз поворачивается в сторону звука и пытается увидеть, что его издает – включается зрительное восприятие. Следующий раз, когда кроха услышит этот звук, его мозг выдаст ранее полученную информацию. Он узнает его и быстро повернется на него.

Следующим этапом мозг захочет получить больше информации. Карапуз постарается дотянуться до игрушки и потрогать ее – включатся двигательные рецепторы. Когда получить предмет удастся, малыш сможет почувствовать текстуру, температуру, жесткость

Обязательным на этой стадии изучения мира является попытка попробовать предметы на вкус.

Так, благодаря простым для взрослого человека действиям, карапуз получит большое количество информации о предмете. В следующий раз, услышав звук, он вспомнит каждую деталь.

Постепенно, изучив окружающее пространство, кроха захочет пойти дальше и использовать уже знакомые предметы по-другому. Это может быть спонтанное желание или действие по образцу. Именно так в нашем сознании формируется первичный опыт. Благодаря восприятию мы может представить все известные нам вещи, события.

На основе восприятия формируются не только знания, но и страхи, переживания, стрессы. Так как кроха еще не обладает достаточным пониманием окружающей действительности, некоторые события могут вызвать негативные эмоции, сформировать боязнь. Бороться со страхами и негативным отношением, полученным в раннем периоде, достаточно сложно. Поэтому стоит внимательно относиться не только к предлагаемым малышу игрушкам и занятиям, но и собственным словам, действиям.

С момента рождения малыша стоит помнить, что дети не понимают, что такое опасность, не видят границ. Они все познают через ощущения. Малыш не знает, что делает плохо, но по вашей мимике, жестам, интонации может догадаться, что делает что-то не то. Будьте бдительны.

У родителей, стремящихся развивать восприятие своего ребенка, малыши быстрее:

  • осваивают новые умения;
  • формируют важные для познания навыки мышления, логики, анализа и т.д.;
  • растут с меньшим количеством ненужных страхов и опасений;
  • правильно воспринимают собственное Я.

Первый год в жизни малыша очень важен для дальнейшего развития. Заложенные в этот период базовые знания об окружающих предметах станут опорой для:

  • сложных навыков;
  • умения говорить;
  • формирования отношения к людям и предметам.

Уделив внимание развитию органов чувств малыша, взрослые помогут ему спокойно, уверенно, качественно пройти первый год и вступить в активную фазу познания мира с полными любопытства глазами, хорошими задатками.

С года до 3 лет

В год большинство малышей уже осваивают умение ходить, их восприятие развивается вместе с мышлением. Годовалый ребенок начинает осваивать более сложные умения, приобретает навыки изучения окружающих предметов, основанные не только на чувственном восприятии, но и на простых логических операциях, полученном опыте.

К 1,5 годам большинство карапузов начинают сортировать знакомые игрушки по цвету, форме, размеру. С удовольствием находят знакомый предмет среди других и приносят его взрослому. Мир вокруг маленького человека постепенно становится понятным и простым, но от этого не менее интересным. К ощущениям постепенно присоединяются слова, обозначающие не только название, но и признаки.

Читайте также:  Влияние родительских установок на развитие личности ребенка

Желание узнать как можно больше двигает малышом, он стремится не только потрогать и рассмотреть, но и изменить окружающую действительность. Осознание своих возможностей, умение приводит к формированию навыков разрушения и строительства, воображение, образного мышления.

В этот период родителям важно начинать приучать себя к пониманию важности произносимых слов. Малыш еще не понимает, что такое ирония, сарказм, переносное значение. Каждое ваше слово он воспринимает в первоначально полученном значении. Внимательно следите за своими словами. Нечаянно сказанное слово, использованный оборот могут вызвать у карапуза не ту реакцию, что вы ожидаете. Уже годовалому чаду нельзя говорить, что у него что-то не получается, о его неудачах.

Рекомендуется формировать: стремление тренироваться, созидать. Подбадривайте, говорите, какой он молодец и как у него все хорошо получается. Дети хорошо воспринимают слова, понимают заложенный смысл и верят в сказанное. Не нужно создавать себе дополнительных препятствий.

С 3 до 7 лет

К трем годам восприятие речи становится движущей силой познания. Основную информацию о предмете карапуз получает из ваших объяснений, рассказов. Не малую роль в этом процессе играет собственный опыт, полученный из непосредственного изучения разных сторон предметов.

В три года ребенок, с которым занимались, имеет хорошую базу знания и легко ею пользуется. Полученная новая информация анализируется при помощи знакомых методов восприятия. Чтобы запомнить новый предмет, его название, вкус, текстуру и т.д. уже не нужно долго и упорно его изучать, мозг моментально выискивает нужный признак из ранее изученных. Именно поэтому дети среднего и старшего дошкольного возраста, при вопросе «на что похож предмет» часто используют названия других знакомых предметов (зеленый, как огурец, круглый как солнце).

После трех лет классическое восприятие переходит в автоматический режим и играет меньшую роль. На первый план выходят сложные умственные способности, позволяющие анализировать, выстраивать в ряд, додумывать и фантазировать.

Благодаря умению говорить и называть вещи, малышу больше не нужно прибегать к простым способам коммуникации, он может легко вспомнить нужное слово и обозначить желаемое достаточно точно.

Такое положение вещей не говорит, что можно забыть о тренировке органов чувств. Нет. Восприятие информации через чувства желательно тренировать на протяжении всей жизни. Это позволяет не только улучшать общие умственные способности, но и способствует сохранению здоровья.

Особенно нужно обратить внимание на развитие зрительного восприятия. С трех до 6 лет важно научить карапуза чувствовать пространство, соблюдать пропорции, подбирать необходимые по размеру детали, цвет, формы.

Благодаря творческим занятиям, при соблюдении норм света в помещении, зрение вашего малыша будет давать ему большой спектр информации, совершенствовать двигательные навыки и координацию.

Восприятие мира школьником

В школу приходят дети с образным мышлением, но благодаря интенсивности образовательного процесса, постепенно нарастающей нагрузке, научению новым видам исследований, к окончанию малыш начинает смотреть на мир так, как все взрослые люди. Восприятие мира в школьные годы сильно изменяется под действием множества разных факторов. Опыт, знания, жизненные ситуации и даже гормоны влияют на формирование итогового восприятия окружающей действительности.

От того, как пройдут школьные годы, какие уроки подготовила для крохи жизнь, во многом зависит его отношение к окружающим, любовь или отрицание, стремления, мечты. Роль родителей в этом процессе огромна. С рождения и до взрослой жизни, родители своим примером показывают ребенку путь, стимулируют или тормозят развитие, подбадривают или расстраивают. Родительское слово – может быть напутствием или тормозом. Старайтесь всегда быть на стороне вашего ребенка. Пусть он воспринимает мир, чувствуя за своей спиной надежную стену родителей. Говорите о своей любви и поддержке, старайтесь раскрашивать его будни разнообразными интересными событиями.

Школьник еще ребенок, он смотрит на мир через те истории и сказки, которые вы рассказывали ему. Он верит в добро и справедливость, честь и достоинство. Каждое негативное действие ему нужно разъяснять понятным образным языком. Многие родители допускают ошибку, стараясь вести с детьми взрослые диалоги. Ребенок ощущает это доверие, стремится соответствовать ожиданиям, искусственно подавляет в себе проявление детства. В последствие, не реализованные детские помыслы выливаются в подростковые и взрослые психологические проблемы.

Как взрослые могут помочь малышу развить восприятие

  • Развивающая среда. Предоставьте малышу для исследования предметы различных форм, цвета, фактуры. Старайтесь максимально разнообразить его жизнь, насытить его всевозможными знаниями о жизни и ее разносторонности.
  • Творческие занятия. Знакомьте кроху с многообразием способов изучения мира, дайте возможность самостоятельно создавать собственную реальность.
  • Разговаривайте. Значение слова в жизни ребенка невозможно переоценить. Не игнорируйте всевозможные почему, старайтесь рассказать обо всех вещах, интересующих малыша.
  • Совместное времяпровождение. Каждому ребенку важно знать, что он часть семьи. Старайтесь как можно больше времени проводить со своим крохой, устраивайте семейные выезды, прогулки, мероприятия. Особенно это важно для детей старшего дошкольного и школьного возраста.
  • Игры. Дошкольники познают мир через игру. Младшие школьники во многом представляют мир через игровые понятия. Дайте возможность своему крохи узнать максимальное количество разнообразных интересных занятий. Через них малыш воспринимает максимальное количество информации. Если малыш наиграется в детстве вдоволь, во взрослой жизни ему будет легче.

Восприятие малышом окружающего мира – важное, дарованное природой умение. В ваших силах помочь крохе осознать, узнать, понять множество нужных вещей и умений. Позвольте ребенку ощущать, воспринимать и осознавать каждое мгновение своей жизни.

Источник

«Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений»

«Родительское отношение к ребенку» – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Именно по отношению родителей к своему ребенку, можно судить, каким он будет в будущем, и как сформируется его личность [3].

Проблемой родительского отношения к ребенку занимались такие исследователи как: А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие. Несмотря на разнообразие выдвинутых ими подходов к обозначенной проблеме, все они выделяют два противоречивых момента в родительских отношениях, а именно: безусловный (содержит такие компоненты как принятие, любовь, сопереживание) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств). Кроме того, вышеназванные исследователи полагают, что родительское отношение к ребенку всегда очень неоднозначно, так как, такие его элементы, как симпатия – антипатия и уважение – неуважение, бесконечно разнообразны по своему содержанию в зависимости от времени и ситуации. Родительское отношение имеет устойчивые и неустойчивые черты. Устойчивые черты внеситуативны и проявляются в таких базовых модальностях, как, принятие – непринятие, и во многом определят тип родительского отношения к ребенку. Неустойчивые черты ситуативны, подвержены воздействию различных внешних и внутренних факторов, они оказывают незначительное влияние на родительское отношение в целом, однако в крайних вариантах эти черты могут закрепиться в своеобразный тип родительского отношения, крайне неблагоприятный для развития личности ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка младенческого возраста кратко

Специфика родительского отношения к ребенку накладывает свой отпечаток на самооценку поведения, ценностные ориентации, форму сознания ребенка и, конечно, на его личное восприятие сложившихся внутрисемейных отношений. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение специфики влияния родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений. В качестве обследуемых были выбраны семьи, в которых присутствуют оба родителя и дети старшего дошкольного возраста. Всего в исследовании приняли участие 20 семей (это 20 детей и 20 родителей этих детей). Средний возраст детей – 6-7 лет, а средний возраст родителей – 30-35 лет. В качестве гипотезы исследования выступили следующие допущения:

– дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «оптимальный эмоциональный контакт» воспринимают свою семью как эмоционально благополучную. Для них все члены семьи одинаково значимы. Дети ощущают любовь и заботу со стороны родителей и воспринимают их как доброжелательных, спокойных и внимательных.

–  дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «эмоциональная дистанция с ребенком» воспринимают свою семью как неблагополучную, испытывают повышенную тревожность в отношениях с членами семьи. Они оценивают своих родителей как конфликтных, раздражительных, придирчивых.

– дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «излишняя концентрация на ребенке» воспринимают свою семью как конфликтную, нестабильную. Оценивая родителей, они демонстрируют не только положительные стороны (внимание, заботу), но и отрицательные моменты в отношениях с родителями (раздражительность, придирчивость).  

  Обсуждение полученных результатов начнем с анализа данных по методике «PARI семейная жизнь глазами матери» Е.Шеффер и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет).

Результаты данной методики представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Распределение родителей по типу их «родительского отношения» к ребенку

Испытуемые

Отношение родителей к ребенку в %

Оптимальный эмоциональный контакт

Эмоциональная дистанция с ребенком

Излишняя концентрация на ребенке

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Родители

15

10

10

5

5

30

15

10

Из таблицы № 1 видно, что у нас получилось 3 группы «родительского отношения» к ребенку: I группа – «Оптимальный эмоциональный контакт»;  II группа – «Эмоциональная дистанция с ребенком»; III группа – «Излишняя концентрация на ребенке».

На основе полученных данных мы построили диаграмму 1, в которой мы указали процентное соотношение разных видов отношения родителей к ребенку.

Рис. 1. Распределение родителей на основании их отношения к ребенку

Из таблицы №1 и рис. 1 видно, что в третьей группе «Излишняя концентрация на ребенке» у родителей самый высокий процент – 55% (при этом, у 30% – высокий уровень; у 15% – средний уровень; у 10% – низкий уровень). Это говорит о том, что воспитание проявляется здесь в чрезмерном вмешательстве в мир ребенка и излишней концентрации на нем. Это проявляется с одной стороны, в желании все сделать для ребенка и иногда за него, создать ему полную безопасность как физическую, так и психологическую, а с другой – это подавление воли, агрессивности и сексуальности ребенка.

В первой группе – «Оптимальный эмоциональный контакт» – 25% родителей (из них у 15% – это те, кто демонстрирует высокий уровень, и 10% – это те, кто демонстрирует средний уровень). Полученный результат говорит о том, что воспитание здесь является оптимальным эмоциональным контактом между ребенком и родителем. При таком типе воспитания родитель дает возможность ребенку высказать свое мнение, поощряет его активность и принимает непосредственное участие в жизни ребенка.

Во второй группе – «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» – 20% родителей (из них 10% – с высоким уровнем выраженности данного типа отношения; 5% – со средним уровнем и 5% – с низким уровнем). Можно предположить, что в этой группе воспитание соответствует излишней эмоциональной дистанции, уклонению от контакта с ребенком, раздражительности, вспыльчивости, суровости  и излишней строгости к нему.

 На основании полученных выше результатов мы можем разделить всех испытуемых детей – дошкольников на 3 группы. В первую группу можно определить тех детей, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «оптимальный эмоциональный контакт». Во второй группе оказались дети тех родителей, которые воспитывают их по типу «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком». И в третью группу у нас вошли дети, родители которых воспитывают их по типу «излишняя концентрация на ребенке». В каждой группе получилось по 4 ребенка. У каждого ребенка полная семья: мама, папа, брат или сестра, а также имеются бабушки и дедушки. В дальнейшем каждая из названных групп будет именоваться как I группа, II группа и III группа.

Результаты обследования детей I группы на предмет их взгляда на специфику межличностных отношений в семье получены по методике Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений» и представлены в таблицах № 2 и № 3.

Таблица № 2

«Личностное отношение детей I группы к семейному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к семейному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий (по выбору конкретного члена семьи)

Количество сделанных ребенком выборов (по отношению к конкретному члену семьи)

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Надя С.

Отношение к матери

20

16

80

Отношение к отцу

20

11

55

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

10

100

Отношение к братьям и сестрам

20

12

60

Отношение к бабушке и дедушке

15

8

53

Алина Ш.

Отношение к матери

20

17

85

Отношение к отцу

20

11

55

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

10

100

Отношение к братьям и сестрам

20

14

70

Отношение к бабушке и дедушке

15

5

33

Аня Ц.

Отношение к матери

20

15

75

Отношение к отцу

20

14

70

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

8

80

Отношение к братьям и сестрам

20

11

55

Отношение к бабушке и дедушке

15

5

33

Алеша К.

Отношение к матери

20

12

60

Отношение к отцу

20

17

85

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

9

90

Отношение к братьям и сестрам

20

15

75

Отношение к бабушке и дедушке

15

9

60

Таблица № 3

«Личностное отношение детей I группы к социальному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к социальному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий

Количество сделанных ребенком выборов

Количество сделанных ребенком                                                                                                                                                                                   выборов в процентах (%)

Надя С.

Отношение к другу (подруге)

20

14

70

Отношение к воспитателю

15

9

60

Алина Ш.

Отношение к другу (подруге)

20

12

60

Отношение к воспитателю

15

8

53,3

Аня Ц.

Отношение к другу (подруге)

20

17

85

Отношение к воспитателю

15

11

73,3

Алеша К.

Отношение к другу (подруге)

20

10

50

Отношение к воспитателю

15

6

40

Читайте также:  Беременность и роды развитие ребенка

 Из таблицы № 2 видно, что многие дети сделали большое количество выборов по отношению к маме. Надя С. сделала 80% таких выборов, Алина Ш. сделала 85% выборов, Аня Ц. сделала 75% выборов, и Алеша К. сделал 60% выборов по отношению к маме. Чуть меньше эти дети выбирали папу. Так, Надя С. сделала 55% таких выборов, Алина Ш. сделала 55% выборов, Аня Ц. сделала 70% выборов, и Алеша К. сделал 85% выборов по отношению к папе. Это свидетельствует о близких отношениях данной группы детей со своими родителями, и о их потребности быть защищенными. Все дети сделали большое количество выборов по отношению к маме и папе как к  родительской чете. По отношению к братьям и сестрам дети сделали следующие выборы: Надя С. сделала 60% выборов, Алина Ш. сделала 70% выборов, Аня Ц. сделала 55% выборов, и Алеша К. сделал 75% выборов. По отношению к бабушке и дедушке Надя С. сделала 53% выборов, Алина Ш. сделала 33% выборов, Аня Ц. сделала 33% выборов, и Алеша К. сделал 60% выборов.

Из таблицы №3 видно, что большое значение для этой группы детей имеют отношения с товарищами и друзьями. Так, Надя С. сделала 70% таких выборов, Алина Ш. сделала 60% выборов, Аня Ц. сделала 85% выборов, и Алеша К. сделал 50% выборов по отношению к друзьям. Также, не менее значимыми для этой группы детей оказались и воспитатели:  Надя С. сделала 60% выборов, Алина Ш. сделала 53,3% выборов, Аня Ц. сделала 73,3% выборов, и Алеша К. сделал 40% выборов.  

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что дети из первой группы, в которой преобладает позитивный фон эмоционального состояния, воспринимают свою семью как эмоционально благополучную. Для них все члены семьи одинаково значимы. В отношениях отсутствуют конфликтность, враждебность, тревожность. Часто присутствует совместная деятельность. Дети ощущают любовь и заботу со стороны родителей. Оценивая родителей, эта группа детей воспринимает своих родителей как доброжелательных, спокойных, внимательных к ним. Для родителей этих детей в большей степени характерно проявление «оптимального эмоционального контакта», то есть родители продемонстрировали способность к партнерскому общению со своими детьми, они умеют выслушивать своих детей, активизируют их высказывания, стараются держаться с детьми на равных.

Результаты по методике «Межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений» Рене Жиля для II группы детей представлены в таблицах № 4 и № 5.

Таблица № 4

«Личностное отношение детей II группы к семейному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к семейному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий (по выбору конкретного члена семьи)

Количество сделанных ребенком выборов (по отношению к конкретному члену семьи)

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Кирилл Я.

Отношение к матери

20

10

50

Отношение к отцу

20

7

35

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

4

40

Отношение к братьям и сестрам

20

11

55

Отношение к бабушке и дедушке

15

8

53,3

Максим Т.

Отношение к матери

20

8

40

Отношение к отцу

20

13

65

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

6

60

Отношение к братьям и сестрам

20

11

55

Отношение к бабушке и дедушке

15

6

40

Кирилл Г.

Отношение к матери

20

12

60

Отношение к отцу

20

10

50

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

7

70

Отношение к братьям и сестрам

20

8

40

Отношение к бабушке и дедушке

15

12

80

Рома С.

Отношение к матери

20

11

55

Отношение к отцу

20

9

45

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

7

70

Отношение к братьям и сестрам

20

5

25

Отношение к бабушке и дедушке

15

2

13,3

Таблица № 5

«Личностное отношение детей II группы к социальному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к социальному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий

Количество сделанных ребенком выборов

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Кирилл Я.

Отношение к другу (подруге)

20

10

50

Отношение к воспитателю

15

5

33,3

Максим Т.

Отношение к другу (подруге)

20

11

55

Отношение к воспитателю

15

8

53,3

Кирилл Г.

Отношение к другу (подруге)

20

9

45

Отношение к воспитателю

15

6

40

Рома С.

Отношение к другу (подруге)

20

12

60

Отношение к воспитателю

15

7

46,6

Из таблицы № 4 видно, что дети из II группы сделали меньшее количество выборов по отношению к родителям. Так, Кирилл Я. сделал 50% выборов по отношению к маме, Максим Г. сделал 40% выборов, Кирилл Г. сделал 60% выборов, и Рома С. сделал 55% выборов. По отношению к папе Кирилл Я. сделал 35% выборов, Максим Т. сделал 65% выборов, Кирилл Г. сделал 60% выборов, Рома С. сделал 45% выборов. Количество сделанных выборов по отношению к маме и папе как к родительской чете было следующим: Кирилл Я. сделал 40% выборов, Максим Т. сделал 60% выборов, Кирилл Г. – 70%, и Рома С. – 70% выборов. По отношению к братьям и сестрам Кирилл Я. сделал 55% выборов, Максим Т. сделал 55% выборов, Кирилл Г. сделал 40% выборов, и Рома С. – 25% выборов. Можно сказать, что у многих детей этой группы, братья и сестры не занимают авторитетных позиций, и в отношениях с ними не прослеживается эмоциональная близость. По отношению к бабушке и дедушке Кирилл Я. сделал 53,3% выборов, Максим Т. сделал 40% выборов, Кирилл Г. – 80% выборов, и Рома С. – 13,3% выборов.

Из таблицы № 5 видно, что отношение к другу Кирилл Я. сделал 50% выборов, Максим Т. сделал 55% выборов, Кирилл Г. – 45% выборов, и Рома С. – 60% выборов. А по отношению к воспитательнице дети сделали следующие выборы: Кирилл Я. сделал 33,3% выборов, Максим Т. – 53,3% выборов, Кирилл Г. – 40% выборов, и Рома С. – 46,6% выборов.  

Можно сказать, что  дети из II группы воспринимают свою семью как неблагополучную. Они демонстрируют позицию непринятия их родителями; обстановку в семье воспринимают как конфликтную, иногда враждебную; испытывают повышенную тревожность в отношениях с членами семьи. Они оценивают своих родителей как конфликтных, раздражительных, придирчивых. Родители этой группы детей характеризуются «излишней эмоциональной дистанцией», ?