Восприятие художественного литературы для развития речи ребенка

  1.   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
  2. детский сад №120 «Сказочный» городского округа Тольятти

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ  ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

   Подготовила: учитель-логопед Шебаршева А.Е.

       Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – дошкольный возраст. Именно в данный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная – это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы – развитие речи через восприятие художественной литературы.  Именно в дошкольный период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка.

     В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. Все чаще дошкольники предпочитают книге другие источники информации: телевизор, компьютер. Они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. Поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества, которые специально созданы для  детей:  колыбельные песни, потешки, прибаутки.

Колыбельные песни в развитии речи детей несут мощный ресурс:

1. Обогащают словарь новыми  названиями  предметов  быта
«Ляжет дочка на пушок,
На пуховую кровать.
А я буду напевать
Колыбелечку качать».
2. Обогащают словарь словами сравнениями
«Спи-ка Маша-солнышко,
Спи, жито зернышко.
Спи моя родная, Рыбка золотая».
3. Обучают разнообразным способам грамматического строя речи.
4. Развивают фонематический слух.

     Не меньшую роль в речевом развитии играют потешки, прибаутки, кричалки, скороговорки и считалки. Они предоставляют прекрасный речевой материал,  который  педагог использует в образовательной деятельности. Эти произведения содержат много красочных и ярких словесных  картинок,  что  позволяет  обогащать  словарный запас детей. Частое прослушивание их помогают детям усвоить новые формы слов.  Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия.  Дети  запоминают  четверостишие  и  активно их используют в повседневной жизни. Ценность их в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием легко продемонстрировать действия, обозначенные словами, тем самым связать само слово с действием. Например, в  потешках «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и т. д. Дети знакомятся с однокоренными словами («Котя, котенька, коток, Котя серенький хвосток»); со словами в уменьшительно-ласкательной форме («Петя, Петенька, петушок»); с эпитетами, характеризующими внешние признаки предметов.

      В работе  с  детьми   большое  внимание  уделяется загадкам, они являются важным приемом во всех видах образовательной деятельности.  Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.

     В игре «Угадай по описанию», детям объясняют, что в любой загадке предмет не называется, а говорится,  какой  он: по  величине, по  цвету,  с чем  его можно сравнить, если это живой объект, то, что он любит делать или есть. Например: лексическая тема «Овощи»: зеленый, овальный, хрустящий и т. д. После отгадывания педагог предлагает детям самим составить загадки по остальным овощам.

     В образовательной деятельности можно использовать игры в рифмы, они не просто занимательны, они помогают ребенку прочно закрепить в уме словарь, познать иной смысл и значение слов. В игре «Доскажи словечко» дети рифмуют и добавляют в конце строки нужное по рифме слово:

Михаил играл в футбол
 И забил в ворота… (гол).

Опираясь на слог, придумать слово в рифму:

Из кармана у Аркашки
Вечно  сыпятся  бу…
За окном шумит буран
За стеной поет ба…

    Огромной любовью у детей пользуется сказка. Она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героем его чувства. Сказка развивает воображение, воспитывает эстетически и способствует усвоению языка. Изумителен по меткости и красоте язык народной сказки, благодаря чему образы и картины рисуются словно живые. Один меткий эпитет сказки создает картину, пейзаж: «чистое поле», «дремучий лес», «быстрая реченька» и т.д. Лаконичное описание языка в сказке дополняется живой интонацией: «Приходи, куманек, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!», «Василиса Премудрая такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». Сказка дает своим героям меткие прозвища: «лисичка-сестричка»,  «мышка-норушка». Многие сказки построены на диалогах, где рисуется характер действующих лиц, их поступки. Через них дети учатся разговорной речи. Развивается диалогическая, связная речь. Содержатся в сказках правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим: «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила». Тексты сказок расширяют словарный запас детей, помогают сделать речь образной, колоритной. Сказка помогает перенести слова из пассивного словаря в активный. К. Д. Ушинский писал: «У ребенка запас слов не мал, но быстро отыскать в памяти нужное слово и составляет активность речи».

Читайте также:  Ребенку 1 год и 1 месяц его развитие и игры

Работа со сказкой включают в себя 3 основных направления:

  1. Ознакомление детей со сказкой, с ее жанровыми особенностями, языковыми и выразительными средствами.
    2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.
    3. Развитие с помощью сказки воображения, фантазии, словотворчества и создание собственных сказок.      

      Заучивание стихов развивает память ребенка, это несет огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд. Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи. В процессе совместного с детьми  чтения совершенствуется выразительное чтение, развивается литературный интерес к поэзии. При чтении стихотворений важно создать поэтическую атмосферу в ОД, праздниках, в повседневном общении, на прогулке, на природе.

      Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем и культуру речи детей. Главным ее результатом считается  умение  говорить  грамматически правильно, точно и выразительно.

      Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, через восприятие художественной литературы необходимо определить основные направления деятельности:

1. Создание развивающей предметно – пространственной среды:

  • создание книжного центра, куда войдут альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей;
  • дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Рифмы», “Кто и где спрятался»), по звуковой культуре речи («Звуковое домино», «Угадай песенку звука», «Кто так кричит?», на развитие связной речи, памяти, мышления, воображения у дошкольников (“Представь себе”, “Скажи какой:”, “Шиворот – навыворот”, «Скажи по-другому» «Многозначные слова», «Фантазёры», «Животные и их детеныши”, и др.);
  • картотеки (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);
  • наглядно-дидактические пособия “Рассказы по картинкам”, “Портреты детских писателей. XIX век”, “Портреты детских писателей XX век”, “Многозначные слова”, “Антонимы. Глаголы”, “Антонимы. Прилагательные” и др., подобраны сюжетные картинки.

2.Работа с детьми.

     Для работы с детьми по данному направлению в группе может работать детская организация “Книжные защитники”, в которой воспитанники смогут чинить книги из своей группы.

    Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Создание детьми книжек – малышек, составленных по произведениям детских писателей.

    Речевое развитие через восприятие художественной литературы происходит через, следующие формы:

-беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

-пересказ сказки по ролям;                                                                                                     -рассказы из личного опыта;                                                                                                                                    – пересказ произведений художественной литературы по опорным схемам,  от лица литературного героя;                                                                                                                               -составление сказок по аналогии;                                                                                          -придумывание продолжения незавершенных сказок, рассказов;

придумывание однокоренных слов;

-использование фразеологизмов в речи детей;                                                                                       -составление сказок по собственным рисункам с предложенным сюжетом;                             -выборочный пересказ фрагментов текста с изменением диалога персонажей.

3.Работа с родителями

      Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью можно организовать следующую работу:

Читайте также:  Основные направления развития ребенка в первый год жизни

-выставка дидактических игр для речевого развития детей;                                                       -конкурс чтецов, где родители выступали в роли жюри;                                                    -семейные чтения с родителями, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства;                                                                                                                      -консультации;                                                                                                                      -папки – передвижки.

    Рекомендуется еженедельно помещать в родительский уголок стихи для чтения или заучивания наизусть, загадки по данной лексической теме.  

     Таким образом, если книга займет первостепенное место в образовательном процессе детского сада, то ребенок научиться, не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой.

Источник

Лариса Донских
Восприятие художественной литературы и фольклора как средство развития речи, воображения и памяти дошкольников

Восприятие художественной литературы и фольклора – форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Приобщение к художественной литературе – актуальная проблема современного общества.

Уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры.

В школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение.

Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.

Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования.

Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя.

И первым этапом здесь будет не библиотека, а совместная деятельность родителей и воспитателя.

Дошкольный возраст период активного становления художественного восприятия ребенка.

Восприятие художественной литературы и фольклора происходит через:

чтение и совместный анализ произведения;

проигрывание отрывка, прослушивание сказок, рассказов, потешек, стихотворений с использованием компьютера;

режиссерскую игру (со строительным и дидактическим материалом);

рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок, рассказов, с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий;

словесные, настольные и подвижные игры, пантомимические этюды и упражнения, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры со словами, разучивание чистоговорок.

В значимости чтения детям выделяют следующие позиции:

• чтение вслух является источником приятных, ценных и захватывающих событий для ребенка, мотивирующих его на самостоятельное чтение;

• обеспечение ребенка фоновым знанием, помогающим понять окружающий мир;

• демонстрация ребенку образца читающего человека, которому нравится то, что он делает;

• помощь в осмыслении и различении жанров литературы, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно;

• приобщение ребенка к лучшей форме родного языка – литературной;

• стимулирование развития воображения ребенка, представляющего себе людей, места, время, события, описанные в художественном произведении.

Направления образовательной деятельности, в которых осуществляется приобщение дошкольника к чтению художественной литературы.

непосредственнообразовательная деятельность: чтение произведения, его обсуждение, интерпретация замысла, знакомство с автором, обсуждение эмоций, возникших при прочтении; данное направление включает обогащение развивающей предметно-пространственной среды: оформление уголка читателя (иллюстрации к произведению, портрет автора, дидактические игры);

• самостоятельная игровая деятельность (экспериментирование, решение проблемно-поисковых задач, работа с дидактическим материалом по произведению);данное направление предполагает совместную деятельность детей: продуктивную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкально-художественную, творческую (выполнение рисунка, поделки, макета, заполнение дневника);

• взаимодействие с родителями, осуществляемое в проектной деятельности и предполагающее единство содержания (идейного, тематического) чтения художественной литературы дома и в детском саду.

Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

На основе восприятиивыдвигаются следующие задачи:

Воспитывать интерес к художественной литературе,

Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы:

• О жанрах (проза, поэзия) (Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.) об их специфических особенностях.

• О композиции.

• О простейших элементах образности в языке.

Воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

Задачи воспитаниябудущего грамотного читателя:

помочь детям понять ценность книги, ее роль в жизни человека, многообразие функций («дает знания о мире», «учит», «делает жизнь интересной, развлекает» и др.);

познакомить детей с историей создания книги (рукописная книга, печатная книга, электронная книга);

Читайте также:  Музыка в образовательной деятельности как средство развития ребенка

со структурой книги, ее элементами и значением каждого элемента (обложка, переплет, корешок, страницы, текст, иллюстрации, оглавление); создателями книги (автор-писатель, поэт, художник- иллюстратор, дизайнер, редактор);

показать детям многообразие видов детских книг (книги-картинки, книги-рассказки, книги-игрушки, познакомить с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия);

учить различать жанры литературы;

различать стили речи и жанры текста (разговорная речь, сказки, научно-популярный текст и т. д.);

познакомить с местонахождением книг (библиотека, книжный магазин, домашняя библиотека);

прививать навыки культуры чтения.

Основные виды (жанры) детской литературы

Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. (Бывают народные и авторские)

Стихотворение – небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

Повесть – рассказ о последовательном ходе событий.

Поэма (баллада) – повествовательное художественное произведение в стихах.

Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.

Роман – большое по объёму повествовательное произведение, обычно в прозе, со сложным сюжетом.

Фэнтези – жанр литературы, близкий к научной фантастике, но в более свободной, сказочной манере, использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций.

Сказки для детей писали Шарль Перро, Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Вильгельм Гауф, А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский, Н. П. Вагнер, Астрид Линдгрен, А. В. Чирков.

Стихи для детей писали Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто, Владимир Степанов, Григорий Остер, Вадим Левин. Повести, показывающие жизнь детей, писали Л. Н. Толстой, А. М. Горький, А. Н. Толстой, А. П. Гайдар, Л. Кассиль, М. Твен и другие. Исторические события описывали В. Катаев, Н. Тихонов, Н. Ассеев, фантастические сюжеты преобладали у Л. Лагина «Старик Хотабыч», А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля».

Особенности ознакомления детей с художественной литературой на разных этапах дошкольного детства.

Дети 2-3 лет только начинают своё знакомство с миром художественной литературы и фольклора:

Воспитатель:

Приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические, обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.

Побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).

Приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.

С 3-4 лет могут решаться уже более сложные задачи на занятиях по восприятию художественной литературы.

Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.

Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.

Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.

Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.

К задачам чтения художественной литературы с детьми

4-5 лет относятся:

Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.

Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.

Формирование навыка нравственной оценки произведения.

Развитие способности к сопереживанию героям.

В средней группе педагог поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении, объясняет, как важны в книге рисунки; показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Дети знакомятся с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

В старшей группе список задач расширяется:

Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).

Побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.

Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.

Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.

Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению

К задачам возрастной группы от 6-7 лет относятся:

Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.

Развитие у дошкольников чувства юмора.

Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.

Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).

Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

Как показывать детям иллюстрации

Рассматривание иллюстраций способствует более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов.

Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги.

Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным.

Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г. -Х. Андерсена.

В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст.

Если же произведение не разделено на части,то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету).

При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел,заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Источник