Воспитательный результат и процесс развития личности ребенка это
Формирование личности у детей — это длительный и сложный процесс, направленный на саморазвитие, социализацию в обществе, становление и укрепление характера, воспитание волевых качеств и морально-этических норм поведения. Ведущую роль в развитии маленького человека играет его семья, которая является образцом поведения и служит индикатором оценки собственных действий.
Формирование аспектов личности не является процессом врожденным и самопроизвольным, а происходит вследствие социального воздействия. При этом малыш начинает постепенно осознавать свое место в окружающем мире, развивать мышление, обдумывать мотивацию своих поступков.
Основные критерии того, что ребенок воспринимает себя личностью:
– Малыш приобретает навыки самоконтроля.
– Полноценно и осознанно употребляет личные местоимения.
– Может охарактеризовать вещи с позиции «плохой — хороший», способен сделать осмысленный выбор в пользу «хорошего».
– Способен рассказать о своих ощущениях, переживаниях, страхах, оценить свое физическое состояние и внешний вид.
Первое представление о собственном «Я» появляется у ребенка по достижении им двухлетнего возраста, когда возникает потребность в самостоятельности, стремлении отстаивать свои интересы. Уже к пяти годам дети полностью воспринимают себя как личность — с индивидуальными особенностями и спецификой взаимоотношений с окружающим миром.
Семья является основополагающим фактором формирования полноценной личности. Так как ребенок не имеет собственного понятия о нормах поведения и социального взаимодействия, то эталоном для него служат родители и ближайшие родственники. Чем взрослее становится ребенок, тем более явно проявляются у него поведенческие мотивы и черты характера, схожие с родительскими. Семья выступает в роли посредника между малышом и окружающим социумом, передавая ему жизненный опыт, понятие о нравственных и духовных ценностях. Дети формируют собственное мировосприятие через призму наблюдаемых у родителей стереотипов мышления и поступков, проявлений их темперамента.
На втором месте после семьи выступает влияние детских дошкольных учреждений и товарищеской среды малыша. Посредством общения ребенок перенимает уникальный индивидуальный опыт от воспитателей, педагогов, тренеров, сверстников, обогащая и развивая тем самым свои личные знания, умения, интеллектуальные способности. По мере взросления малыш развивает навыки взаимопонимания, то есть, он не только выражает свои желания, но и учитывает потребности окружающих. На данном этапе у ребенка формируются образы социального поведения (дружба, уважение, взаимовыручка).
Активность детей, любознательность, стремление к общению, реализуемые в различных видах деятельности (совместные творческие, спортивные и культурные мероприятия), являются базисом для наработки и развития социально-психологических качеств. При взаимодействии и сравнении себя с другими, малыши приобретают индивидуальные личностные особенности. В более старшем возрасте школьники уже формируют и прорабатывают ситуации, схожие со «взрослым» миром либо противопоставляют себя этим условиям.
Итак, важнейшими факторами, обеспечивающими гармоничное воспитание полноценной личности являются: искренняя любовь к ребенку, уважение и внимание к его интересам и проблемам, последовательность в воспитательном процессе, адекватные требования, положительный пример родителей и близкого окружения.
Гармоничное общение со сверстниками и педагогами дает отличный потенциал для становления нравственности ребенка, чему способствует авторитет воспитателя и стремление к подражанию.
Источник
О воспитании написаны сотни книг на всех существующих языках мира. Ему посвящали свои труды величайшие ученые мужи всех периодов и столетий. Еще бы, дело-то не шуточное. Цель воспитания всегда зависела от того, чего ждало от человека общество: гражданина, глубоко верующего человека, послушное робкое дитя или сурового воина. Результат почти всегда оправдывал ожидания – воспитательный процесс с лихвой влиял на формирование личности.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, моделирование ее качеств, поведенческих навыков, привычек, эмоциональных реакций. Оно оказывает огромное влияние, но все же не является единственным фактором, под напором которого формируется маленькая личность. Процесс сей осуществляется учителями, наставниками, и, конечно, родителями.
Личность – человек – индивидуальность
Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она – центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная “личность” – ее дитя. Так что это такое?
Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.
- Человек – Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек – уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он – существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
- Личность. Вот предмет нашей беседы. Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек. Его отношение к обществу и социальный статус – это личность. Иными словами, если “человек” – это сосуд, то “личность” – его содержимое
- Индивидуальность – Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность – первый признак личности.
Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности. Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие. Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.
Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.
Факторы развития личности
На развитие личности влияет различные факторы. Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени – сложно. Генетика – фактор природный. Еще не рожденный малыш уже имеет темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от родителей черты характера. На генетическом уровне передаются определенные знания, накопленные народом (генетическая память). Но одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили животные. Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети переняли у животных. Даже оказавшись потом среди людей, демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то, что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем жизненные условия и обстоятельства.
Среда может быть:
- Домашняя (семья, дом, близкие);
- Географическая (страна, город, народ, народная культура);
- Социальная.
На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна. Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а его личное восприятие.
Воспитание, как фактор личностного развития
Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.
Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс. Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками). Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.
Влияние воспитания на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции, движения саморазвития. Воспитывая извне, невозможно слепить «готовый продукт» – индивид создает себя сам, а воспитание оказывает прямое воздействие на этот процесс.
Важно
Следует помнить, что не все люди поддаются официально признанным воспитательным методам, развивающим воздействиям, которые диктуют базовые теории воспитания и развития. Генетика берет свое – каждый индивидуален с рождения. Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула. К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!
Воспитание, как управление развитием личности
Задача воспитателя – реализовать комплекс средств, помощью которых достигается желаемый результат. Они упорядочивают и формируют методы воздействия на него. Это и есть – управление развитием личности. Воспитание реализует всю гамму функций управления: постановка цели, планирование, мотивация, организация, анализ результатов. В этом смысле мы можем сказать, что воспитание, есть процесс управления развитием личности, которое делится на:
- Физическое развитие (физическое воспитание). Управление этим процессом, это организация способов, навыков, знаний, необходимых для совершенствования физической формы и физического здоровья. Развиваясь физически, человек укрепляет здоровье, вбирая знания об упражнениях, естественных сил природы, правилах гигиены и о собственном теле, которые передаются от поколений к поколениям.
- Психическое развитие. Оно неразрывно связано с физическим, поэтому не может существовать отдельно. Психическое развитие формирует все сферы личности: мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметная, экзистенциальная и саморегулирующая. Все эти сферы в комплексе представляют целостное формирование, гармоничность, индивидуальность и разносторонность.
Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что мы воспитываем личность. Помнить, что это такое. Помнить о ее индивидуальности. Организуя воспитательный процесс, стараться именно направлять ребенка, а не вкладывать в его сознание всю ту воспитательную кашу, что вы, конечно же, читали в книгах и в интернете. Основные формы воспитания – пример, беседа, воздействие, стимулирование – используйте их в равных долях, добавляя в каждый воспитательный момент самый главный фактор – любовь. Только с любовью мы можем вырасти действительно гармоничную, развитую личность.
Источник
Зам. директора по учебно-воспитательной работе Иванова И.Н.
Доклад на педагогическом совете, 2012 г.
Воспитательный процесс как средство формирования личности подростка
Говоря о становлении личности подростка, хочется напомнить, что педагогика – это наука о воспитании. Воспитание же эффективно, если оно системно. То есть создание воспитательной системы является условием целостного и гармоничного развития подростка.
В этой связи, тесно переплетаются основная цель и задачи воспитательного процесса – с одной стороны – это создание условий для разностороннего развития личности, с другой – воспитание учащихся через формирование развитой личности.
В свою очередь «подходы», являясь фактически способами, методами, приемами педагогической деятельности, отвечают на вопрос «как сделать»? Причем, ни один учебник не подскажет нам, как именно нужно поступить в той или иной ситуации. А методология предполагает не одно единственное решение, а возможность выбора подходов, исходя из новой концепции воспитания, как целенаправленного управления процессом формирования и развития личности.
При этом психологи выделяют 3 этапа становления личности:
1. Самопознание- понимание себя и своей роли в социуме (общее эмоциональное, социальное и интеллектуальное созревание).
2. Самоопределение- когда происходит не просто интерес к престижным профессиям, а адекватная оценка своих возможностей и выбор соответствующей профессии.
3. Самореализация- которая позволяет не только реализовать себя на рынке труда, но и сформировать жизненную философию и позицию, а также поведение, основанное на чувстве долга.
Ставя личность в центр воспитательного процесса, мы понимаем, что основа воспитания – это прежде всего семья, не последнюю роль играет социум – общественные организации, правоохранительные органы, СМИ и, наконец учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.
Этот процесс состоит из 4-х основных компонентов:
1. Целевой (цели и задачи воспитания)
2. Содержательный (направления воспитательной деятельности)
3. Деятельностный (приемы, методы, средства воспитания)
4. Аналитико-результативный (результат воспитательной деятельности и его анализ, как руководство к дальнейшим действиям)
Соединяясь вместе они реализуются в 8-ми основных направлениях воспитательной деятельности, так или иначе влияя на личность.
И к этой личности в сегодняшнем обществе предъявляются новые требования – сегодня, чтобы быть конкурентоспособным, нужно не просто обладать набором профессиональных компетенций – необходимо стать профессионально-мобильным, т.е. постоянно и самостоятельно развиваться, изучать и осваивать что-то новое, словом, нужно быть личностью творческой, целеустремленной, социализированной, ведущей здоровый образ жизни.
В идеале предполагается, что данный набор требований формируется через реализацию и сочетание нескольких направлений воспитательной деятельности.
1-й блок деятельности – управленческий.
Мы все управляем учащимися, административный аппарат координирует деятельность всего образовательного учреждения. Воспитание происходит в процессе педагогического общения. И необходимо, чтобы требования, предъявляемые к подростку или педагогу были разумно аргументированы.
Бывают ситуации, когда сложно грамотно сочетать стили педагогического общения. Здесь важно, чтобы административный стиль не перешел в авторитарно-устрашающий, а демократический – в попустительский и заигрывающий. На самом деле, трудно требовать от подростка быть вежливым, если мы сами позволяем себе грубость. Трудно агитировать за здоровый образ жизни, если мы сами курим. Сейчас принято критиковать стиль воспитания Макаренко, мне лично очень импонирует его высказывание «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему».
2-й блок деятельности – психолого-педагогический.
Все у кого педагогическое образование, имеют основы знаний по психологии, но мы все понимаем как нам их не хватает. А, порой, в воспитательной работе, особенно с учащимися «группы риска», решающую роль играет умение создать доверительные отношения с подростком, увидеть своеобразие его внутреннего мира, понять мотивы отношений и поведения, вовремя скорректировать их. В особенно сложных ситуациях необходимо обращаться к психологу Литвиненко Е.А.
Индивидуальная работа с детьми группы риска строится по следующей примерной схеме:
1. Беседа с учащимся мастера п/о и Кл. руководителя (объяснительная с учащегося).
2. Беседа на собрании группы (составление протокола).
3. Работа с семьей (посещение, контакт с родителями).
4. Беседа с педагогом-психологом.
5. Беседа с социальным педагогом.
6. Беседа с зам. директора по УВР.
7. Вызов на Совет профилактики правонарушений.
8. Взаимодействие с субъектами профилактики (инспектор ОДН, сотрудники ФСКН, ЦРБ и др.)
7. Беседа на уровне директора лицея.
8. Обсуждение на Совете лицея.
9. Приглашение с родителями на педагогический Совет.
Учащиеся не прощают педагогу, когда он не держит слово. Учащиеся не принимают нашей непоследовательности, когда мы каждый день меняем решение по одному и тому же вопросу. Результат – отсутствие системы в выполнении единых требований.
3-й блок деятельности – досуговый.
Организация внеклассной работы является одним из самых сложных, но действенных методов воспитания. Участие в спортивных мероприятиях и конкурсах худож. самодеятельности позволяет подросткам реализовать и утвердить себя в глазах сверстников, что для них важнее учебы. Нам же важно создавать ситуации успеха, исключая давление и жесткую критику. С точки зрения всестороннего развития личности, занятия, например, в секции настольного тенниса не менее важны, чем успеваемость по дисциплинам.
Функционируют кружки:
1. Волейбол
2. Футбол
3. Парикмахер-универсал
4. Педагог-организатор
5. Компьютерный мир
6. Духовность и семья
7. Православная культура
8. Автомастер
И, продолжая разговор о состоянии воспитательной работы в нашем лицее, хочется сказать, что система воспитательной работы у нас есть, со своими минусами, плюсами, но она присутствует. Присутствует, как результат наших совместных усилий, начиная от воспитательной работы внутри каждой учебной группы, до работы на уровне администрации образовательного учреждения и взаимодействующих общественных организаций.
На слайдах вы видите все направления воспитательной деятельности, которые реализуются в нашем лицее.
Направления воспитательной деятельности:
1. Духовно-нравственное воспитание-воспитание личности с высокими моральными качествами (в том числе воспитание с помощью православной культуры) – экскурсии в музеи, соборы, храмы Московской области (Кобылкина О.П.)
2. Трудовое воспитание – учебный труд, освоение профессии, общественно-полезный труд
3. Патриотическое воспитание – военно-патриотическое направление работы с допризывной молодежью, которое возглавляет Токарев Вяч. Алексеевич. Внеклассные мероприятия патриотического характера, встречи с ветеранами, создание музея и уголка боевой славы.
4. Культурно-просветительское воспитание – проведение предметных недель, творческих конкурсов и мероприятий.
5. Правовое воспитание – изучение права в рамках уроков истории, приглашение сотрудников ОМВД, ГИБДД, ФСКН. Главное право – право на жизнь (беседа с 1-м курсом инспектора ГИБДД, наш инспектор ОВД Левина Майя Павловна, представители ФСКН – беседы и дискуссии с видеоматериалами среди уч-ся 1-го, 2-го и 3-го курсов.)
6. Эстетическое воспитание – художественные и творческие конкурсы, воспитание худ. вкуса от интерьера учебного кабинета до одежды.
7. Физкультурно-оздоровительное воспитание – огромный блок работы под рук. Котова В.И. (Спартакиада – 9 видов спорта, дни здоровья, олимпийский урок, пропаганда здорового образа жизни – акция «День без сигарет», антинаркотическая акция «Мы выбираем жизнь» и др. )
8. Экологическое воспитание – посадка саженцев, озеленение п. Новое Моховое, областная акция «Студенческий лес», районная акция «Больше кислорода».
Все перечисленное является неотъемлемой частью огромной воспитательной работы с учащимися, которая стала по сути системой профилактики преступлений, правонарушений, употребления ПАВ.
Основы педагогики и психологии гласят, что самым непродуктивным воздействием на подростка является наказание. И совершенно должно быть исключено унижение достоинства и оскорбление личности, особенно в присутствии сверстников. Мы должны заниматься системой профилактики и созданием условий для раскрытия лучших качеств подростков.
Разумеется все это очень сложно! И реалии таковы, что наши списки учащихся «группы риска» неуклонно растут. В каждой группе есть особо сложные дети, которые являются учащимися «группы риска».
Пути повышения эффективности воспитательной работы:
1. Максимально использовать приемы индивидуальной и коллективной работы в группе – мастер и кл.рук.-гл. авторитет, создают традиции коллектива группы, умения общаться, оказывать взаимопомощь и поддержку
2. В работе с н/л опираться на семью (условия жизни, взаимоотношения с родителями и др. членами семьи). Родительские собрания.
3. Шире и продуктивнее использовать возможности взаимодействия образоват. учреждения с субъектами профилактики (отдел опеки и попечительства, КДН и ЗП, ОМВД, ФСКН, ЦРБ, реабилитационные центры- Ариадна, Жизнь, молодежные центры и объединения, в том числе и по военно-патриотическому воспитанию, ГИБДД, МЧС, Лесное хозяйство, отдел профилактики асоциальных явлений Мин. обр. МО).
4. Совет ученического самоуправления
5. Психолого-педагогическое сопровождение – диагностика 1-го курса, характеристики и обобщенные рекомендации Кл. руководителям. Памятки по работе с детьми «группы риска».
6. Нехватка психолого-педагогический знаний – организация семинаров для инженерно-педагогического коллектива.
7. Практика тематических классных часов. (папки в методическом кабинете в помощь Кл. руководителю)
8. Методические комиссии – вопросы воспитания
Вывод:
Таким образом, выстраивая взаимосвязь между воспитательным процессом и формированием личности подростка, нужно помнить, что успех работы в данном направлении зависит от наших коллективных усилий, от умения создать комфортную среду для развития личности с целостным, разносторонним отношением к жизни.
Источник