Воспитательное пространство нравственного развития ребенка
Екатерина Курочкина
Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ
Курочкина Екатерина Владимировна,
старший воспитатель МБДОУ
“Детский сад № 8”
Из Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитаниядетей в Российской Федерации и защиты их нравственности: мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества. Именно на основе прочного духовно-нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. В разнообразии детства и опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какая система ценностей и какие нормы заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.
Началом нашей работы духовно-нравственного воспитания дошкольников стало изучение результатов анкетирования и анализ социального статуса семей воспитанников. Педагоги проанализировали результаты взаимодействия и педагогические наблюдения с дошкольниками. Используя полученные материалы,мы выявили проблемы:
• дефицит знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций;
• недостаточные образовательные теоретические и практические знания педагогов по проблеме духовно – нравственного воспитания дошкольников;
• недостаточное формирование системы работы с родителями по проблеме духовно – нравственного воспитания в семье.
Появилась идея использования истории и культурного наследия наших предков как эффективного средства по духовно- нравственному воспитанию дошкольников.
Вопрос сохранения культурного и исторического наследия русского народа отражен в нормативных документах Российской Федерации, на которые опирается при работе наш детский сад. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования 2013 выдвигает среди приоритетов задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Наш детский сад работает на основе методологической базы программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», направленной на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.Авторами программы являются: Кузьмин Игорь Алексеевич, профессор РАЕН, Камкин Александр Васильевич, профессор ВГПУ. Программа соответствует светскому характеру образования, способствует приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности России. Содержание программы основано на лучших отечественных культурных традициях.Цели деятельности: объединение усилий детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Для достижения выбранной цели были определены задачи:
• развитие социокультурной основы личности, начиная с дошкольного возраста;
• обеспечение единства умственного и эмоционально-нравственного развития детей;
• создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в образовательном учреждении и семье, повышение педагогической культуры родителей;
• интеграция знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, формирование опыта ее целостного восприятия;
• обеспечение преемственности образования на разных этапах и в различных формах на основе единой цели, содержания, педагогических технологий;
• обеспечение педагога социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.
Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социокультурный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности, в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Каждая тема, которую дети осваивают на Истоках в дошкольном учреждении, прорабатывается во временной связи прошлого, настоящего и будущего. Именно это даёт возможность переживать как ценность человеческое бытие во всей истории в сфере сегодняшнего дня и в ближайшей, и отдалённой.
Педагоги используют в работе систему категорий курса «Истоки». Это книги для развития детей 3–7 лет – новый вид образовательного инструментария, эффективное средство формирования системы духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей. Серия этих книг помогает создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и обучения в ДОУ и Семье. Универсальность книг для развития в том, что они с успехом могут быть интегрированы как парциальные программы для дошкольного образования.
Книги для развития предназначены для совместной работы педагогов,детей и их родителей:
• в младшей группе осуществляется первичное прочувствованное восприятиесоциокультурных категорий: Слово, Образ, Книга;
• в средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека,дети и родители осваивают категории: Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души;
• в старшей группе обращаетсявнимание на ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость;
• Серия книг для развития детей 6-7 лет «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции» направлена на приобщение читателей к отечественным традициям.
Необходимым условием для работы по духовно – нравственному воспитанию детей в дошкольном учреждении является:
• создание развивающей предметно – пространственной среды для воспитательно – образовательного процесса;
• обеспечение программно – методической художественной литературой;
• профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу.
За период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраныкартотеки литературных произведений: пословиц, поговорок, потешек и пестушек, русских народных сказок. В группах имеются уголки по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, экологическому развитию.
Для развития профессиональной компетентности в ДОУ используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приёмы:
• заседания педагогического совета;
• семинары;
• консультации индивидуальные и групповые;
• дни творчества;
• открытые просмотры воспитательно- образовательного процесса;
• презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс.
Духовно – нравственное развитие детей в рамках программы «Истоки» в нашем детском саду осуществляется интегрировано, системно, планируется в различных видах деятельности такие формы,как:
• непосредственная образовательная деятельность;
• праздничные мероприятия;
• мини-музей;
• проекты, создание лепбуков;
• кружок «Истоки»;
• создание развивающей предметно – пространственной среды
В рамках социокультурного системного подхода разработаны и успешно применяются в нашем ДО методики и педагогические технологии, устраняющие разрыв между обучением и воспитанием, обеспечивающие преемственность всех ступеней образования, создающие условия для гармоничного развития ребенка и воспитателя.
• Используемые активные занятия –высокоинтенсивные истоковские педагогические технологии предусматривают:
• активное участие всех детей группы в практической деятельности;
• субъектами процесса обучения являются педагог, ребёнок и родитель;
• вырабатывается единый социокультурный контекст группы, изменяется социокультурная основа личности и группы.
Активные занятия способствуют приобретению детьми таких качеств, как чувство защищённости, уверенности в поддержке, доверие к оценке, позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий.
С прекрасными традициями русского народа воспитанники нашего детского сада знакомятся через «Семейные традиции». Они напоминают нам о гостеприимстве и радушии, почитании родителей и послушании, благодарении и милосердии.
Народные праздники – календарные, фольклорные, обрядовые, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.
Праздник является как итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями, а непосредственными участниками праздника.
Через традиции нашей семьи дети узнают о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.
Мероприятие «Верность родной земле» направлено на первоначальное прочувствованное восприятиедетьми и родителями ценностей внутреннего мира человека: Веры, Надежды, Любви, Мудрости.
Такие мероприятия раскрывают детям истоки героических подвигов воинов-богатырей, подводит к пониманию того, что защитники Отечества были, есть и будут во все времена. Такая форма работы с воспитанниками способствует формированию у них чувства национального достоинства.
Праведный труд дошкольников, организованный в ДОУ, направлен на приучение ребенка к доброму делу, укреплению его в добре. Ребёнок знакомится с ценностями деятельности человека: труда на земле.
В дошкольном учреждении воспитанники учатся добрым делам, нравственным ценностям.В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку – ценность наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Доброе сердце» ко дню аутичных людей, «Солдатский платок». Такое участие пробуждают в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым.
Вариативной частью образовательной программы является кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию «Истоки». Воспитательнаяпрограмма разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная к школе (6-7 лет) и ведётся на протяжении нескольких лет.
Вариативной частью образовательной программы является кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию «Истоки». Воспитательнаяпрограмма разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная к школе (6-7 лет) и ведётся на протяжении нескольких лет.
Портфолио дошкольника духовно-нравственного воспитания используется как способ накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в ДОУ. Работа над созданиемпортфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребенка.
Стержневой основой является проектная деятельность с детьми и родителями в контексте «Истоковедения».Цель проектов: приобщение дошкольников и их родителей к культурно–историческому наследию, традициям и ценностям русского народа.
Итоговым продуктом проектов является создание лэпбука – как заключительного этапа самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.
Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх, используемые авторов в совместной деятельности с детьми, очень часто упоминаются предметы народного быта, педагог принял решение собрать некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе. Так в детском саду был оформлен и оборудован мини-музей «Русская изба». Родители являются активными участниками по созданию среды музея.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личности дошкольника с высокими нравственными, морально-психическими и этическими качествами, которая позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Педагогу было бы сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры русского народа в жизни своих детей.Работа с родителями осуществляется через:
• организацию ресурсного круга с семьями;
• мастер-класс МАСТЕРА И РУКОДЕЛЬНИЦЫ «Золотые руки»;
•совместные конкурсы: “Светлая надежда”, «Ожидание», «Рождественская елочка», «Пасхальное чудо».
Ребёнок индивидуальная личность, для понимания родителями своего ребенка, воспитателями организована творческая мастерская «Моё семейное древо».
Такая форма работы позволяют нам укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно-нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.
Знакомясь с народным искусством и наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможност:.
• экскурсии в библиотеку, ДК, школу с проведением бесед, показа кукольных спектаклей, викторин;
• Центр детского творчества помогает постичь глубину понятия «мастер своего дела», приобщиться к удивительному явлению радости труда.
Вывод: из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания. Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты.
Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников в детском саду это:
• совершенствовать систему работы по духовно-нравственному развитию детей, через использование эффективных методов, средств и формы работы с детьми, родителями и общественностью;
• выстраивать систему подготовки педагогических кадров на основе активных форм обучения;
• обеспечить систему преемственности духовно-нравственного развития со школой.
Выступление хочется закончить словами:
«Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов. Поэтому локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка со взрослыми и сверстниками».
(А. Г. Асмолов)
Источник
Зейнаб Махмудова
Социально-нравственное воспитание дошкольников
Введение.
«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»
А. С. Макаренко
«Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
В. А. Сухомлинский
Социально-нравственное воспитание – это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Нравственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях. Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившимся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают. Но поддержка должна быть правдивая, честная, справедливая. Основа нравственного воспитания – правдивость и объективность семьи, отсутствие у ребёнка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребёнок должен не бояться, а стыдиться за свой плохой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы подобное никогда не произошло с ним.
Содержание.
Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно – поведенческого и эмоционально-чувственного.
Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой):
• предварительного,
• базового,
• художественно-ознакомительного,
• эмоционально-действенного.
Их содержание подбирается в соответствии с образовательными программами (например, программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С. А. Козловой, программа нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р. С. Буре и др.).
За период дошкольногодетства у детей формируются:
а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах, рождающие чувство гордости, начала патриотизма;
б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений,создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей;
в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;
г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я», адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств;
д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма. Наполненные чувствами, эти знания становятся мотивами поведения детей, побуждают к нравственно ценным поступкам, к сопротивлению негативным действиям и отрицательному отношению к ним.
Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное – создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает,как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.
Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа.
Роль родителей и воспитателей великая, именно они знакомят малыша с окружающим миром, учат быть самостоятельным. В детском саду ребенок впервые в жизни испытывает чувство дружбы, и учиться уважать старших. Мы, педагоги, стараемся советовать родителям – какую литературу почитать с ребенком дома, на какие качества и особенности его развития обратить внимание и т. д.
Задачи социально-нравственного воспитания:
– Формирование нравственного сознания;
– формирование социальных эмоций, нравственных чувств к разным сторонам социального окружения;
– формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;
– воспитание полезных навыков и привычек поведения;
– формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника.
Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.
Методы и приемы.
Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания.
Например, классификация В. И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания:
• Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование).
• Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).
• Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).
Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:
• Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций).
• Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку).
• Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).
В качестве методов, направленных на осознание ребенком смысла и справедливости моральных правил,исследователи предлагают: чтение литературы, в которой значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства дошкольника (Е. Ю. Демурова, Л. П. Стрелкова, А. М. Виноградова); беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных образов персонажей (Л. П. Князева); решение проблемных ситуаций (Р. С. Буре); обсуждение с детьми приемлемых и неприемлемых способов поведения по отношению к окружающим; рассматривание сюжетных картинок (А. Д. Кошелева); организацию игр-упражнений (С. А. Улитко, игр-драматизаций.
В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:
– ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми;
– организация деятельности детей – игры, труд и др. ,
– включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел;
– общение с природой;
– художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.
Формы, виды.
Формы организации социально-нравственного воспитаниямогут быть представлены в следующих видах:
– организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками;
– организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально,а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.
Этапы социально-нравственного воспитания.
Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:
1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;
3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:
– у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
– возрастает действенность нравственных представлений;
– возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.
В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.
Социально-нравственное воспитаниедетей должно проходить следующим образом:
• Прочитайте ребятам сказку и постарайтесь добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и, кто виноват в сложившийся ситуации;
• Четко, кратко и ясно объясняйте правила поведения, аргументируя, почему себя нужно так вести;
• Чаще играйте с ребятами в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи.
Социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек.
Условия социально-нравственного воспитания в детском саду.
Условия социально – нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей,так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.
Основные способы социально-нравственного воспитания детей:
Приучение
Упражнение
Воспитывающие ситуации
Поощрение
Пример для подражания
Разнообразие словесных методов
Разъяснение
Беседа
Воспитание социально-нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.
Только объединив усилия, мы сможем возродить утраченные социально – нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущему.
Источник