Воспитательная система развития личности ребенка

Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности.

Из опыта работы.

Леонид Владимирович Занков в своей работе «О начальном обучении» писал, что основное внимание в его исследованиях сосредоточено на обучении. Поэтому оформленной системы воспитательной работы в начальных классах вниманию педагогов, работающих в данной дидактической системе, предложено не было.

Однако, по словам Л. В. Занкова, «обучение и воспитание органически связаны между собой… Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач».

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека.

Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности. Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальными следующие принципы и подходы:

1. Личностный подход. Личность ребенка – высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

2. Принцип целостности охватывает образ окружающего мира, урочную и внеурочную деятельность.

З. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.

5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. В моем понимании, воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности школьник. Значит, воспитательная деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей. Цель воспитательной работы – свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ребенка.

Воспитательный процесс строится по разным направлениям: патриотическое, экологическое, эстетическое, трудовое, спортивно-оздоровительное, ПДД и ОБЖ.

Потребности образуют основу мотивов поведения ребенка. Благополучное осуществление потребностей формирует здоровые, благополучные потребностно – мотивационные основы поведения ребенка. Неблагополучное – деформирует эти основы. Наконец, потребности образуют своеобразную программу саморазвития, саморазвертывания личности ребенка. Поднимаясь по ее ступеням к собственному «Я», воспитанник становится равным (идентичным) самому себе, способным осуществить себя, находит и достигает истинных целей и смысла жизни. Он становится ЛИЧНОСТЬЮ! Данная воспитательная система является программой самостроительства.

Потребности определяют содержание бытия человека, основные внутренние задачи ребенка в процессе его развития и становления личности. Схематично программу можно выразить в такой формуле: здоровье + самозащита +самоутверждение + самореализация + самореабилитация (научение радостному проживанию жизни) = личность!

        Потребности обусловливают содержание воспитательной работы педагога, круг воспитательных задач, его позицию, его основную функцию — помощь воспитаннику в решении жизненных проблем. Удовлетворение потребностей ребенка — есть методологическое основание «педагогики сотрудничества» Оно покоится на объективном единстве целей жизни ребенка и воспитательных целей классного руководителя.

Цель воспитательной системы:

создание необходимых условий для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка-школьника.

Задачи:

  • Организация разнообразной, творческой, личностно – и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников;
  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена;
  • Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников;
  • Создание условий и оказание помощи в поисках и обретениях ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания;
  • Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как важнейшим условиям благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни;
  • Привитие оптимистического мировосприятия.
Читайте также:  Закономерности развития ребенка в социальной психологии

Этапы построения воспитательной системы.

Этапы

Основные направления деятельности

I – проектно-мобилизационый

1 Создание диагностических материалов для системы мониторинга выявлению интересов, запросов, ценностных ориентаций учащихся уровня воспитанности учащихся как основы планирования воспитательной работы в классе.

2.Разработка системы мер по созданию и продолжению традиций класса.

З. Разработка воспитательных программ «Возвращение к истокам», «Здоровье».

4. Установление отношений с социальными партнерами.

II – поисково-преобразовательный

1 .Апробация и использование в воспитательном процессе технологий, приемов и методов обучения и воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей.

2. Проведение мониторинга развития личности и классного коллектива.

З.Апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся.

III – рефлексивно -обобщающий

1. Осуществление рефлексии процесса и результатов деятельности по построению воспитательной системы класса.

2.0пределение перспектив дальнейшего развития воспитательной системы класса

Принципы и подходы, определяющие концепцию данной воспитательной системы:

  • Принцип гуманистического воспитания — результат: развитие личности ребенка; – Личностный подход — признание ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о нем;
  • Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста, пола, особенностей психики и физиологии;
  • Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Основа базового и дополнительного образования;
  • Принцип средового подхода. Школа не может оградить ребенка от негативных влияний среды. В этом смысле особое место занимает семья.
  • Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.- Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.- Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий.
  • Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребенка в комплексе. Следует так организовать деятельность учащихся , чтобы в ней ребенок, удовлетворяя свои потребности, развивал свои личностные качества.

Деятельность классного руководителя в рамках воспитательной системы класса направлена на создание условий для удовлетворения базовых. Психосоциальных потребностей учащихся через:

  • изучение личности ученика;
  • ориентирование личности на уклад жизни в школе и классе;
  • дополнительное образование;
  • тесную взаимосвязь обучения и воспитания;
  • ориентацию на здоровый образ жизни;
  • реализацию познавательной деятельности средствами различных конкурсов, состязаний, интеллектуальных игр;
  • организацию самоуправления;
  • традиционные классные и школьные мероприятия; – взаимодействие с семьей.

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты воспитательной системы

Составные части (элементы) компонентов

I – индивидно-групповой компонент

  1. Классный руководитель
  2. Учащиеся класса.

З. Родители учащихся.

4.Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

II – ценностноориентационный компонент

1.Цели и задачи воспитателя.

2.Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.

З.Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

III – функционально -деятельностный компонент

1.Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.

2.Основные функции воспитательной системы.

З.Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного коллектива.

IV – пространственно -временной компонент

1.Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.

2.Связи и отношения классного сообщества с Другими общностями Детей и взрослых.

З.Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

4.Этапы становления и развития воспитательной системы.

V – диагностико – аналитический компонент

1.Критерии эффективности воспитательной системы.

2.Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

З. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Критерии эффективности функционирования воспитательной системы масса:

  • воспитанность учащихся;
  • защищенность и комфортность ребенка в классе;
  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
  • сформированность классного коллектива;
  • репутация масса;
  • проявление индивидуальности («лица») классной общности.
Читайте также:  Развитие ребенка с нарушением опорно двигательного аппарата

Использование в своей педагогической деятельности перечисленных критериев и методик позволит более достоверно точно оценивать результативность воспитательной работы в классе.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 149

Воспитательная система класса – создание благоприятных условий для развития нравственной культуры личности ребенка.

Гусева Наталья Владимировна

Учитель начальных классов

Учитель иностранного языка

+7-920-046-31-02

Воспитание детей в настоящее время осуществляется в новых социально–экономических и общественно–политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь, принципы функционирования образовательных учреждений, в связи с внедрением «Федерального государственного образовательного стандарта»  и «Закона об образовании», наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию. Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса имеет целенаправленный характер, структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируется к условиям этой внешней среды и сохраняет при этом свои характерные особенности и направления.

Создание воспитательной системы класса, способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотрудничеству, умеющего работать и общаться в коллективе.

Наша воспитательная система «Шаг за шагом к успеху» складывается из совместной деятельности учащихся, учителей, педагогов дополнительного образования, учреждений дополнительного образования и, конечно же, семьи. Цель совместной работы – создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, в которой будет осуществляться успешное разностороннее развитие и самореализация учащихся.

Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Поступление  в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Теперь воспитательный процесс осуществляется с двух сторон: школы и семьи. Главным становится единство и взаимодействие семьи и школы.

Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать?

      Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают ребенка родные и близкие люди. А для классного руководителя важно узнать ребенка, узнать семью, в которой он воспитывается, чтобы объяснить родителям, какую помощь могут они оказать своему ребенку,  направить  воспитание в нужное русло и спланировать свою воспитательную работу с учащимися.

Еще В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания», «Без семья мы – я имею в виду школу – были бы бессильны». И как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.

Поэтому в нашей воспитательной системе большое значение придается взаимодействию с семьей учащихся, а задачей совместной деятельности является создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.

Становление личности происходит в интенсивной и разнообразной деятельности по различным направлениям.

Эффективным средством воспитания является коллективная творческая деятельность, она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, педагогов и родителей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других.

Создавая нашу воспитательную систему, мы опирались на идеи ведущих теоретиков и практиков воспитания В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Н.Е. Щурковой, В.А. Караковского, С.Д. Полякова и других.

Нормативно-правовой и методологической основой программы являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устав школы, Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Читайте также:  Что такое интенсификация развития ребенка

Мы ставили перед собой следующие задачи:

Сформировать:

способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала

чувство патриотизма

основы морали

понимание ценности человеческой жизни

почтительное отношение к окружающим

благоприятную среду классного коллектива

развить:

трудолюбие

отзывчивость, понимание

 Эти задачи реализуются на протяжении всего периода обучения в начальной школе по нескольким направления:

 НАШ ДОМ РОССИЯ – Ознакомление с государственной символикой, с героическими страницами истории России, с народным творчеством, получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России.

ТРАДИЦИИ ХРАНЯ И УМНОЖАЯ – Получение представления о ценностях отечественной культуры; ознакомление с народными художественными промыслами; обучение умению видеть прекрасное вокруг, получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности.

КЛУБ ЗНАТОКОВ – Роль знаний в жизни человека и общества; выработка навыков сотрудничества, взаимодействия  и опыта уважительного и творческого отношения к труду.

Я – ГРАЖЛАНИН МИРА –  Воспитание уважительного отношения к мировой культуре, эстетическим идеалам; развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур.

МЫ ДРУЖИМ СО СПОРТОМ – Приобретение познаний о здоровье, о значении спорта в жизни. Формирование навыков здорового образа жизни.

ОТЧИЙ ДОМ – Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в семье.

ПОМОЖЕМ НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ – Усвоение представлений об экокультурных ценностях и позитивных образцов взаимодействия с природой, получение опыта экологически грамотного поведения в природе; обучение умению видеть прекрасное в окружающем мире.

Осуществляя работу по данным направлениям мы использовали такие формы проведения мероприятий как:

Посещение музеев, театров

Встречи с ветеранами

Спортивные праздники

Экскурсии, прогулки

Сюжетно-ролевые игры

Беседы, «круглый стол», диспуты

Творческие конкурсы, фестивали, праздники

Олимпиады, НОУ, викторины, предметные недели

Социальные проекты

И ни одно мероприятие не обходится без помощи и участия родителей, а также старших братьев и сестер.

В настоящее время в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.

Основополагающие  идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

 -в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;

 – программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;

 – содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;

– семья – равноправный участник воспитательного процесса в школе;

 – воспитание ребенка в социуме;

 – программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую;

 – программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.         

Для эффективного функционирования воспитательной системы класса нами создаются определенные педагогические условия:

– обогащение кругозора младших школьников информацией об окружающем мире.

– создание благоприятного психологического климата, такой образовательной среды, в которой каждый ребенок чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и другим людям.

– включение детей в совместную познавательную и практическую деятельность.  

В целом наш подход к воспитанию – не от общества, а от ребенка. Не от коллектива, а от самосознания отдельной личности, не от общественных потребностей, а от потребностей и внутренних проблем ребенка, который пришел в человеческое общество и  стремиться познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого.

Источник