Воспитательная программа индивидуального развития ребенка

Воспитательная программа индивидуального развития ребенка thumbnail

Министерство  образования  и молодёжной политики Чувашской Республики

Управление  образования администрации Чебоксарского района

МОУ «Абашевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического и спортивного профилей»

ПРОГРАММА

индивидуального развития ребенка «Повышение самооценки»

 Сикорская  Валентина  Аристафовна,

                                                                                             учитель начальных классов,

                                                                                             классный руководитель  4 класса

с. Абашево – 2009

1. Пояснительная записка.

Самооценка – это оценка  личностью самой себя, своих  возможностей, качеств и места  среди других людей. От самооценки зависят  взаимоотношения ребёнка  с окружающими, требовательность к себе, отношение  к успехам   и неудачам. Тем самым  самооценка  влияет  на эффективность  деятельности ребёнка и на дальнейшее развитие  его личности.

Младший подростковый возраст – период возникновения потребности в самопознании и самооценки, желания общаться и  понять,  лучше узнать себя. Вместе с тем, ребята чувствуют, что не умеют, не могут оценить себя, не знают, как, с помощью каких критериев это можно сделать. Наряду с этим отмечается рост негативного восприятия себя, увеличивается число негативных самооценок  и появляются  вопросы о мыслях и чувствах, мотивах  того  или  иного  поведения. Почему одни люди относятся к нам хорошо, доброжелательно, а другие враждебно? Почему одних людей мы любим, а другие нам не нравятся? Как избежать недоразумений, ссор с товарищами, друзьями, родственниками? Как стать умным, сильным, смелым, привлекательным, чтобы все тебя любили, уважали, признавали? Почему одни школьники учатся хорошо, им все дается легко, а у других не получается? В этих связях, отношениях с окружающими людьми и проявляется своё Я. Развитие человека, становление его как личности связано с формированием самосознания – осознанием и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу. Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребенка, оно связано с осознанием своих желаний и мотивов деятельности.

На протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

Проведённые мною  исследования показали, что  в классе   из 20  учащихся у 17 учащихся – адекватная  самооценка, у 2 учащихся – завышенная самооценка и  у одной  ученицы  *******– заниженная самооценка.

*****- пассивная, неуверенная, замкнутая, с  повышенной ранимостью девочка.. Она не участвует в играх, потому что боится оказаться хуже других, подруг  у неё мало. В классе  авторитетом не пользуется. В первом  классе  в связи  с неусвоением программы  была  оставлена  на повторный курс обучения.  Во  2 , 3  классах преобладающие   оценки –«3», а  в  4 классе  в 1 четверти по двум предметам  ( чувашский язык  и русский язык) она  повысила  свою успеваемость  с « 3» на « 4».  По математике  она  испытывает   большие  трудности. Кругозор  у *****неширокий,  запас слов маленький,  речь не очень выразительна. Делать самостоятельные  выводы и находить пути решения  не может.

Для изучения самооценки я  использовала  методику А.И. Липкиной «Три оценки», тесты « Лесенка»,  анкетирование, сочинение «  Кто я такой?, « Мой характер». Исследования  школьного психолога  по теме «Моя Галактика»  показали, что  у******  звездочка  маленькая, находится  где –то  в уголочке, вдали  от других  звезд. Это говорит о том, что она  принижает  собственную значимость, избегает  общения   с другими людьми.

Семейно – бытовые  условия  у ****удовлетворительные. Мать, ***/***, работает уборщицей. Отец, *******, нигде не работает. В семье   часто  бывают конфликты. Родители  уделяют  мало  внимания воспитанию детей. У  ******есть братишка 6  лет, но он почти не разговаривает.

В ходе   всех  этих  исследований возникла необходимость  создания программы  индивидуального   развития   *******

2. Цель программы

Цель программы:  способствовать повышению  самооценки

3. Задачи развития:

  • пробудить  интерес  к самому себе
  • выработать  уверенность  в себе

Автор программы:

Сикорская Валентина Аристафовна, классный руководитель 4  класса, в котором обучается ученица , учитель начальных классов МОУ « Абашевская СОШ»

Специалисты, привлеченные к реализации программы:

1.Андреева  Наталья Валерьевна, социальный педагог МОУ « Абашевская СОШ»

2. Тарасова  Марина Петровна, психолог МОУ « Абашевская СОШ»

Родители ребенка:

Мать – *******

Отец – ********

Этапы и сроки реализации программы:

Диагностический этап  01.09. 2008 – 01.11.2008

Коррекционно-развивающий этап 11.11.2008- 25.04.2009

Заключительный этап 26.04.2009- 24.05.2009

Ожидаемый результат:

Повышение самооценки

4. Этапы внедрения программы:

4.1. 1 этап – диагностический – получить максимально – целостную  картину  развития личности ребёнка  и его  отношения  к окружающему миру, изучить характер ребёнка, выявить качества  его  личности.

ВОТ Я КАКАЯ !

Меня зовут________________________________________________

Мне____________лет

У меня________________________глаза

У меня________________________волосы

Улица, на которой я живу, называется_________________________

Читайте также:  Значение интеллектуальных игр для развития ребенка

Моя любимая еда__________________________________________

Мой любимый цвет________________________________________
Мое любимое животное_____________________________________
Моя любимая книга________________________________________

Моя любимая передача_____________________________________

Самый прекрасный фильм, который я видел____________________

Я люблю в себе_____________________________________________

__________________________________________________________

_________________________________________________________

Моя любимая игрушка______________________________________

Мой любимый цветок_______________________________________
Моего лучшего друга зовут__________________________________

Страна, в которую я хотел бы съездить________________________
Лучше всего я умею_______________________________________
Моих братьев и сестер зовут_________________________________

Самая главная моя

Мой характер

 В середине написана буковка “Я”, она обозначает конкретно каждого человека. Это центр и в первом кругу надо записать те качества характера, которые проявляются каждый день. Во втором кругу надо  записать те качества характера, которые проявляются часто, но не каждый день. В третьем кругу надо  записать те качества характера, которые проявляются редко. В четвертом кругу надо записать те качества характера, которых у человека нет, но человек  хочет их приобрести.

То, что написано в центре круга – это сильные стороны характера. Дальше качества характера распределены в зависимости от того, насколько ярко они проявляются.

Самооценка  ребёнка  глазами ребёнка, мамы, классного  руководителя

№/№

п/п

Отрицательные качества

Степень  выразительности

Положительные качества

-3

-2

-1

1

2

3

1.

Злой

Добрый

2.

Жадный

Щедрый

3.

Лживый

Честный

4.

Замкнутый

Общительный

5.

Ленивый

Трудолюбивый

6.

Неряшливый

Аккуратный

7.

Невнимательный

Внимательный

8.

Безразличный

Любознательный

9.

Недогадливый

Сообразительный

10.

Упрямый

Покладистый

11.

Вспыльчивый

Сдержанный

12.

Неуверен. в себе

Уверенный в себе

13.

Пассивный

Активный

14.

Отстранённый

Ласковый

15.

Грубый

Вежливый

16.

Скрытный

Откровенный

17.

Обидчивый

Необидчивый

18.

Грустный

Жизнерадостный

19.

Чёрствый

Отзывчивый

20.

Трусливый

Смелый

4.2   2 этап – коррекционно – развивающий – реализация индивидуальной программы развития

Формы  и способы повышения самооценки

КЧ – классный час, ПТ – психологический тренинг, ПЗ – практическое занятие,

ПР- практическая работа

Темы

 занятий

Фор-ма

Содержание  и цели

Ответст-

венный

С

Р

О

К

И

I РАЗДЕЛ « Я и моя семья» ( 10 час)

1

История моего имени.

КЧ

Игра  « Тайный друг». Исследование собственных качеств личности. Формирование объективной самооценки и постановка детьми нравственной задачи  перед собой.

Кл. рук.

1  нед.

2

“ О самооценке”

 КЧ

 “Дерево”, « Похвала»
“Я высоко ценю себя”
“ Описать события из прошлого, которое вселяет уверенность в себя”. Способствование достижению адекватной самооценки путем приобретения уверенности в себе.

Кл. рук.

2 неделя

3

Быть собой

ПЗ

Упражнение « Моё досье» .Чтение  и обсуждение воображаемого письма одноклассницы  о её плохих  качествах. Исследование   причин её недовольства  собой. Определение понятия « самооценка». Попытка  дать  объективную  самооценку себе в форме внутреннего спора « Я – такой, зато..»

Кл. рук.

3  неделя

4

 « Мой семейный альбом».

ПР

Составление семейного альбома

Родители

4 неделя

5

« Зажги  звезду»

ПТ

Чтение сказки « Зажги звезду»

Повышение самооценки

Кл. рук.

5  нед.

6

Характер

КЧ

Выделение  качеств характера на примере  главных героев русской народной сказки

 « Дочь и падчерица». Формирование объективной самооценки при анализе  качеств своего характера  и характера  одноклассников.

Кл. рук.

6 неделя

7

« Я – реальный,

 я – идеальный»

ПЗ

Составление самохарактеристики

Кл. рук.

7 нед.

8

« Мои сильные и слабые стороны”

ПЗ

“Ассоциации”
“Мои сильные и слабые стороны”. Формирование адекватной самооценки путем самооанализа и самораскрытия.

Кл. рук.

8 неделя

9

« Моя Галактика»

ПТ

Определение своего  места среди  других людей

Психолог

9 нед.

10

Моя Родословная

ПР

Совместная   исследовательская работа  ребёнка  с родителями

Родители

10нед.

II РАЗДЕЛ « Я и мои  друзья» ( 15 час)

11

 « Алмазы – бриллианты»

ПТ

Повышение самооценки

Психолог

11 нед

12

Совесть

КЧ

Чтение фрагмента  рассказа А. Гайдара « Совесть» Исследование  причин возникновения мук совести. Мини – сочинение « Если бы ни у кого  не было бы совести»

Кл. рук.

12 нед.

13

Самоуважение

ПЗ

Инсценирование  фрагмента «  Сказки  о мёртвой царевне  и о семи богатырях» . Выявление раздражения  царицы. Анализ качеств своего характера, достойных  и недостойных уважения.

Кл. рук.

13 нед.

14

 Путешествие в страну «Волшебных слов»

ПЗ

Ритуал приветствия

Упражнение «Вежливо-невежливо»

Чтение и проигрывание сказки(Дж. Родари. «Розовое словце»)

Упражнение «На улице»

Упражнение «Подарок»

развивать внимание к окружающим, умение общаться, эмпатию,

обогащать активный словарь

Соц. педагог

14 нед.

15

«Звезда  эстрады»

КЧ

Выступление учащихся  в качестве  звезды эстрады.

Умение преодолевать учащимися класса боязнь, неуверенность, формирование положительного отношение учащихся класса друг к другу

Кл. рук.

15  нед.

16

Добро и зло

ПЗ

Исследование  проявлений добра  и зла в человеке. Рассмотрение  мотивов добрых поступков

Кл. рук.

16  нед.

17

Уважение  и  терпимость

ПЗ

Проигрывание  ситуации: рассаживание  детей по  симпатиям . Исследование причин неодинакового отношения одноклассников друг  к другу. Выработка линии поведения по отношению к людям, недостойным уважения

Кл. рук.

17  нед.

18

Застенчивость и скромность

КЧ

Выяснение причин стеснительного  поведения. Уточнение понятия « скромность». Приведение примеров  застенчивого поведения из своего жизненного опыта

Кл. рук.

18  нед.

19

Самообман

ПЗ

Создание  ситуации « невинной лжи». Определение понятия « быть честным  перед собой». Рассмотрение  влияния самообмана  на взаимоотношения  между людьми. Мини – сочинение

 « Можно ли мне  доверять ?

Кл. рук.

19  нед.

20

Авторитет. Лидер в детском коллективе

КЧ

Игра “Узнай по голосу”

Разъяснение сути авторитета. Авторитет – пример каждому в учёбе, поведении

Кл. рук.

20   нед.

21

“ Ты и я – такие разные.”

ПЗ

“Приветствие”
“Ощущение рук”
“Выражение лица”

Развитие способности видеть непохожесть друг друга. Развитие способности сопереживания , сочувствия.

Кл. рук.

21 неделя

22

Прощение

КЧ

“Я буду”, “Я не буду”, “Я горжусь собой за…”Анализ ситуации ссоры  между друзьями. Поиск  способов примирения. Выделение  преимуществ прощения.

Кл. рук.

22  нед.

23

Поздравление

ПР

Поздравить с торжественным днём всех родных, преподнеся им сувениры, подарки; выслушать человека с доброжелательностью

Кл. рук.

23нед.

24

 Путешествие в страну «Дружба»

ПЗ

Разгадывание ребуса.

Упражнение «Самолет»

Упражнение «Закончи рассказ» Уточнить понятие «дружба»,

формировать позитивное отношение к сверстникам, сплоченность, понимание разнообразия мира

Соц. педагог

24  неделя

25

Моё место в жизни

КЧ

Чтение стихотворения  В. Маяковского

 « Кем  быть?. Выявление профессиональных  интересов. Выделение важнейшего качества человека для любого рода занятий. Мини – сочинение « Что  я знаю  о профессии , которая  мне нравится»

Кл. рук.

25  неделя

III РАЗДЕЛ «Внеклассные мероприятия»

Название мероприятий

Статус ребёнка в данном мероприятии

1.День Знаний;

2. Весёлые старты

– участник ( чтение стихотворения)

 – участник

Кл. рук.

сентяб.

1.День Учителя;

2.Конкурс рисунков;

3. Диагностика

– участник (поёт в хоре)

– участник

– участник

Кл. рук.

октябрь

1 День бабушек;

2.Конкурс выразительного слова

– участник ( читает  стихотворение)

– участник ( читает  стихотворение)

Кл. рук.

ноябрь

1. Праздник новогодней ёлки;

2. Мастерская Деда Мороза

– участник

– участник ( поделки своими руками)

Кл. рук.

декабрь

1.Конкурс рисунков

 « Здравствуй, зимушка -зима!

3. Конкурс « Лучший сказочник»

– участник ( выставляет свою работу)

– участник ( представляет сказку)

Кл. рук.

январь

1 Подарок папам;

2. Праздник «День защитников Отечества»

– участник ( поделки своими руками)

– участник ( читает  стихотворение)

Кл. рук.

февраль

1.Праздник « Рядом мама»;

2. Конкурс « А ну – ка, девочки!»

– участник ( читает  стихотворение)

– участник

Кл. рук.

март

1. Конкурс « Фабрика звёзд»;

– участник ( представляет песню)

Кл. рук.

апрель

1. Праздник « День Победы»;

2. Праздник « Прощание  с начальной школой»

– зритель

– участник

Кл. рук.

май

Читайте также:  Содержание зоны ближайшего развития ребенка

3 этап – заключительный ( в конце II  полугодия)

На данном этапе, в конце обучения в 4-м классе обеспечивается оценка  результативности  данной программы  по  повышению самооценки личности ученика, выявляются имеющиеся проблемы и происходит выбор способа помощи в решении проблем.

Качества, необходимые для саморазвития

Самооценка

Классный руководитель

Родители

1.

Изменилось ли твое отношение к  себе к концу учебного года?

2

Что изменилось в своих взаимоотношениях со

сверстниками, учителями, друзьями, родителями.                                                      

3

По каким личностным качествам тобой достигнуты хорошие результаты, назови их?

4

В каком внеклассном или внешкольном деле,

в котором ты участвовал, ты больше всего сам себе понравился?

5

По каким предметам заметно улучшились результаты, а на каких ты еще чувствуешь себя  неуверенно?

6

Над какими личностными качествами еще надо серьезно поработать?

7

Какие творческие способности ты в себе

обнаружил и хотел бы развить (музыкальные, художественные, изобразительские, литературные и т.д.);

Список использованной литературы

1. Гиппенрейтер  Ю. Б. Общаться  с ребёнком. Как? – Издание 3 –е, исправленное и дополненное – М. : «ЧеРо», 2003

2. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007

3.Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам  в школе: Пособие  для классных руководителей/ Под ред. Н. П. Майоровой. –  СПБ. : Издательство « Образование – Культура», 2002.

4. Милина Г. Н., Шашкарова О. И. Шаг  к толерантности. Материалы для занятий по формированию толерантного сознания и поведения у детей и подростков),г. Чебоксары, 2008

5. Моя  Родословная: Для учащихся начальной  школы/ Автор составитель В. С.  Василевская. – М. : ВИТА – ПРЕСС, 2009.

6. Начальная школа . № 7 , 2007  ( статья  Нравственное воспитание: содержание  и формы-   А. И. Мартьянова , учитель начальных классов)

7. «Полезные привычки». Пособие для учителя. Москва, 2000

8.Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя/ Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М. : Просвещение, 1988

Источник

Программа индивидуального развития обучающегося

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

·   поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

·  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·   развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

·  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

·   содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

·   закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

 Работа проводится в четыре этапа:

1 этап – информационно-аналитический

2 этап – организационно-деятельностны

3 этап – контрольно-диагностическ

4 этап – результативно-коррекционный

1 этап – информационно – аналитический

Цель этого этапавыявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:

– наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

Читайте также:  Как распознать задержку развития у ребенка

-собеседование

– изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»

1.Дата рождения

2.Место жительства

3.Родители

4. Состояние здоровья

5.Дополнительное образование

6. Итоги прошлого учебного года

7.Особенности личности

Подпись ученика

 Подпись родителей

Подпись классного руководителя

2 этап – организационно-деятельностный

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть или на полугодие

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

Индивидуальный план развития

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1четверть.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах

3 четверть

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.

Я сам собой очень доволен!

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

 3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

      1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

– диагностика познавательной деятельности учащихся;

– исследования эмоционально-личностной сферы;

– диагностика межличностных отношений;

– диагностика психологического здоровья;

– исследование в области профориентации.

      2.  Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима. 

Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы

График компетентности

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

https://21423s06.edusite.ru/images/bezyi.jpg 

4 этап – коррекционно-развивающий 

Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных  (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

     Воспитанник,  самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.

  2. Составление и заполнение индивидуального плана

  3.  Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .

  4. Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка

  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»

  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Технологическая цепочка

классного часа по целеполаганию 

1.      Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2.      Выстраивают цели по приоритетам.

3.      Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

4.      Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5.      Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6.      Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7.      Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта

КАРТА УСПЕШНОСТИ

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

Данные

Источник