Воспитателям об интеллектуальном развитии ребенка

Овченкова Маргарита
Консультация для воспитателей «Интеллектуальное развитие дошкольников»

Каждый ребенок – это индивидуальность, поэтому нельзя умственное развитие всех детей подвести «под одну гребенку».

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим различают три модели умственного развития дошкольников. Давайте рассмотрим следующую таблицу.

Модель Характеристика

Эмоциональная С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

Логическая В возрасте до 5 лет у деток активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

Речевая Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности ребят запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность.

Чем характеризуется развитие мышления у дошкольников?

• Вопросы. Постоянные детские «почемучки» свидетельствуют о непрекращающейся «умственной» работе малыша. Задача воспитателей – дать «правильные» ответы.

• С возрастом ребенок «осваивает» речь и развивает способность рассуждать. Таким способом малыш учится решать свои «задачи», сопоставлять различные явления и их взаимосвязь.

• В дошкольном возрасте у ребенка формируются первые «ростки» инициативности, любознательности, уверенности и гибкости. Задача воспитателей – посодействовать их развитию.

Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье малыш получает такое важное родительское одобрение, поддержку и заботу. Давайте дарить детям уверенность в собственных силах и свою любовь!

Одной из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

У дошкольников с развитым интеллектом наблюдается более быстрое запоминание материала, большая степень уверенности в собственных силах и более легкая адаптация к новой обстановке. Именно такие дети более всего подготовлены к учебе в школе.

Чтобы развитие интеллекта дошкольников происходило успешно, педагоги должны четко учитывать все характерные для этого возраста особенности. Основными методом развития в этом случае должен стать проблемно-поисковый способ, а главной формой организации – игра.

Развитие интеллекта дошкольников должно проходить через познавательные и развивающие игры. Именно в такой системе работы с детьми прослеживается развивающая направленность. Развивающие игры знакомят ребенка с миром логики и математики. Вне зависимости от возраста дошкольники стремятся к решению простых творческих задач, а именно отыскать, составить, отгадать, видоизменить, сгруппировать, а также установить соответствие любыми доступными способами. В ходе выполнений упражнений наблюдается проявление живого интереса и развитие самостоятельного мышления. Не менее важным является и освоение разнообразных способов познания, в ходе чего у детей идет выработка способности на самостоятельное нахождение ответа на вопрос «как?».

Развивающие игры относятся к элементам новизны, вследствие чего ребенок в первую очередь интересуется ними. Готовая игрушка не способна обеспечить длительную интеллектуальную нагрузку для дошкольника в том объеме, который дают развивающие игры. В сравнении с обычными игрушками творческие развивающие игры – это игры новейшего типа. Все характерные особенности развивающих игр создают в совокупности условия, которые так необходимы в ходе развития творческих сторон интеллекта.

Разные типы игр направлены на развитие различных интеллектуальных качеств. Некоторые призваны развивать внимание и особенно зрительную память. С помощью других ребенок учиться находить закономерности и зависимости, а также систематизировать и классифицировать материал. Третьи позволяют ребенку научиться создавать новые комбинации из доступных деталей, элементов и предметов.

Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Некая сумма знаний и умений или способность эти знания и умения усваивать и анализировать? Так вот, если верить психологам, интеллектуальное развитие —это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению.Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается уже наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление деток на этом этапе подчинено их восприятию. Наглядным примером для объяснения, как устроено понимание окружающего мира у детей такого возраста, могут послужить результаты эксперимента психолога Ж. Пиаже. Так, нескольким детям до 7 лет показывают два одинаковых шарика из теста. Глядя на два одинаковых предмета, детки соглашаются, что эти предметы равны. А после этого один из шариков раскатывают в лепешку. При этом дети видят, что теста к нему не добавляли, но все равно утверждают, что количество теста в этом бывшем шарике увеличилось.

Уже в школьном возрасте у ребенка формируется словесно-логическое мышление. В этот период дети, вследствие учебы, уже познают все более глубокие свойства предметов и явлений. Словесно-логическое мышление — это умение абстрактно думать, способность рассуждать и воспринимать отвлеченные понятия.

Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делиться на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего. Будет не лишним (да и просто интересно родителям) на каждом этапе принимать участие в развитии ребенка. Мотивировать его ко все новым познаниям, поощрять активность и любознательность, ни в коем случае не окружать малыша нелепыми запретами и табу.

Хорошими помощниками в деле интеллектуального развития ребенка станут всевозможные интеллектуальные развивающие игры, задачки; творческие занятия по лепке, оригами, моделированию. Творчество вообще является одним из важных аспектов в развитии ребенка, особенно совместно с родителями. Поэтому, аппликации или поделки на новогоднюю елку, например, могут твориться именно при участии родителей.

Не лишним будет научить ребенка чтению. Чтение учит ребенка думать, развивает воображение, развивает речь, а также помогает ему понимать людей, мир и себя в нем. Главное — не принуждать ребенка к чтению, иначе можно выработать в нем стойкое неприятие этого процесса.

Для того, чтоб установить уровень развития ребенка, можно воспользоваться специальными тестами. Такие тесты разработаны на каждый определенный возраст малыша, и при правильном использовании дают условно достоверную информацию.

Источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста».

Начиная работать с детьми каждому педагогу важно выявить уровень развития каждого ребенка. Сегодня я  предлагаю вам побыть в роли детей и пройти импровизированный мониторинг. В мониторинге могут принять участие все присутствующие. За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь, ответить на 4 вопроса. Свои ответы вы можете записать или запомнить. Готовы? Тогда начнем:

– Великий русский поэт?

– Фрукт?

– Часть лица?

– Домашняя птица?

А теперь я предлагаю вам взглянуть на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица) .

Но я уверена, что среди присутствующих есть люди, ответы которых полностью или частично не совпали с представленными на слайде. Встаньте, пожалуйста, мы должны вам поаплодировать.

Результаты мониторинга доказывают, что педагоги – люди творческие, неординарные с нестандартным мышлением. Именно вас, я приглашаю пройти на сцену. Мне нужно 4 человека.

– Поздравляю, коллеги! Вы прошли отборочный тур и стали участниками викторины «Умнички». Присаживайтесь и одевайте конфедератки.

Интеллектуальная разминка (зарядка для ума) .

Для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки (на экране картинка – зарядка для ума).

Задается вопрос, если вы знаете на него ответ, необходимо позвонить в колокольчик и после этого ответить.

В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант я предлагаю вам следующие:

1) Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (грибы)

2) Сколько лап у двух собак? (8)

3) Гусь, стоя на одной лапе весит 3 кг, сколько будет весить гусь, если он встанет на две лапы? (3 кг) .

4) На клене 5 веток, на каждой по 2 яблока. Сколько яблок на дереве? (на клене не растут яблоки)

5) Чем заканчиваются день и ночь? (ь)

6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)

– Благодарю вас за ответы. Еще раз повторюсь, что подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.

Методы  интеллектуального развития дошкольников

1. Игры и технологии В. Воскобовича – «Квадрат»

У меня в руках квадрат (на экране картинка с превращениями квадрата В. Воскобовича) : Жил обычный квадрат, всюду одинаковый, ничем не примечательный. Даже грустно ему от того было! Вот было бы хорошо, если бы я умел превращать и тут он почувствовал что его уголки стали загибаться и он превратился в домик. Совершите первое превращение квадрата…

– Ух ты, обрадовался квадрат, а что если мне стать конвертом? – подумал квадрат и превратился в конверт.

– Совершите второе превращение квадрата.

С виду обычный квадрат, а на самом деле уникальное пособие для развития у детей пространственно-конструктивных способностей. Этот квадрат может стать и конфетой, и ежиком, и летучей мышью, и семафором, и звездочкой. Дети, увлеченные сказочным сюжетом, с удовольствием экспериментируют с квадратом. У этой игры имеется множество “народных” названий – “Кленовый листок”, “Косынка”, “Вечное оригами”. Все это, по сути, верно. “Игровой квадрат” представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Квадрат изготовлен из плотной несыпучей ткани (типа дублерина), на которую с обеих сторон наклеены треугольники из легкого пластика (можно плотного картона) контрастных цветов.
Квадрат может быть двухцветным и четырехцветным.
Предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики и счетных навыков.

Об этом квадрате обоснованно сказано “Великий квадрат не имеет предела”. В руках ребенка замечательный материал, который может складываться в различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу “оригами”, трансформироваться в объемные формы. Этот квадрат позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение, тонкую моторику, но и явиться материалом, знакомящим с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, явиться счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

В сказке “Тайна Ворона Метра” “Квадрат” оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик, котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети – осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в “домике” геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.

Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны игры с частями Квадрата (например, подними левый или правый уголок) – своеобразный пальчиковый театр.

Игры с развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

2. Упражнения на развитие памяти

– Ребенок – дошкольник как губка впитывает в себя информацию. В дошкольном возрасте им усваивается до 70% от всей информации, которую человек усваивает за всю жизнь.

Лев Толстой говорил: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Поэтому развитием памяти нужно начинать заниматься с раннего детства. Как вариант, я предлагаю вам несколько упражнений:

Внимательно посмотрите на экран (на экране 8 предметных картинок, постарайтесь запомнить все предметы (15 сек) .

– Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро)

– Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина)

– Какой предмет изображен в нижнем ряду справа? (пирамидка)

– Сколько всего предметов было? (8) .

3. Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц

– Разучивание стихов – это один из самых распространенных способов развития памяти. Но не все знают, как процесс разучивания стихов облегчить и превратить в увлекательную игру. Посмотрите на экран, я зачитаю вам стихотворение, постарайтесь его запомнить (на экране стих С. Я. Маршака  «Май»). Попробуйте повторить его… Это даже у взрослых вызвало затруднение.

Совсем другое дело, когда перед глазами появляется мнемотаблица (на экране) .

Попробуйте рассказать стихотворение, опираясь на таблицу. Получилось! Использование мнемотаблиц значительно упрощает и ускоряет процесс запоминания стихов в дошкольном детстве. Мнемотаблица может содержать значки, предметные или сюжетные картинки, соответствующие тексту произведения. Их могут изготовлять не только взрослые, но и сами дети, кодируя информацию, стимулируя процессы мышления и восприятия.

4. Придумывание загадок

«Если мы хотим научить думать, то прежде всего мы должны научить придумывать» – говорил Дж. Родари.

Все дети любят отгадывать загадки, ну а особенно любят их придумывать. Сейчас мы с вами, коллеги, попробуем придумать загадки. Алгоритм деятельности следующий:

– выбор объекта;

– описание нескольких характерных для предмета свойств, признаков;

– исключение объектов, обладающих такими же признаками;

– редактирование загадки.

На столах лежат предметные картинки, выберите, ту, про которую вы будете составлять загадку (на экране опорные вопросы и выражения: Что? Какой или что делает? Но не …) .

6. Экспериментирование

С раннего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Мы забываем 80% того, что услышали, 50% от того что увидели, и лишь 20% – от того что делали сами (цитата Р. Эмерсон) .

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Я предлагаю вам поэкспериментировать и получить новое знание:

– У меня три стакана наполовину наполненные водой. Используя лист бумаги, нужно установить третий стакан сверху между этими двумя (пирамида) .

– Какой вариант предлагаете вы?

– Давайте опробуем.

– Как вы думаете, почему на листе не устоит стакан? (он не прочный) .

– Что можно сделать, чтобы увеличить прочность листа? (свернуть его)

– Теперь он выдержит стакан? (нет)

– Почему? (лист не достаточно жесткий)

– Как можно увеличить жесткость листа?

– Подумайте, что жестче сторона или грань листа? (грань)

– А сможет ли стакан устоять на одной грани? (нет)

– А что нужно сделать? (свернуть лист гармошкой)

– Вывод: на листе сложенном гармошкой стакан с водой будет стоять, лист не прогибается.

7. Проблемные ситуации.

Проблемное обучение – такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В результате чего у дошкольников  происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей .

 Все  ситуации можно разделить приблизительно  по следующим темам:

-ситуационные задачи на развитие мышления: тема: «Средства связи»

У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как;

-проблемные ситуации межличностных отношений со сверстниками: Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.
Никита в раздевальной комнате кричит.
-Ха, посмотрите , скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.
Катя молча подошла и помогла Саше.
Чей поступок верный?  ;

-ситуационные игры на нахождение внутренних ресурсов: тема  «Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?;

-ситуационные игры на нахождение внешних ресурсов: тема «Помоги Золушке»
Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?;

-проблемные ситуации к занятиям: Ситуация.

В сказке “Сивка-Бурка” старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: ” Сиди, дурачок, дома!” Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

 в) оставил бы дома, но сказал: “Ты останешься за хозяина”.

-ситуации на тему: “Что было бы, если бы…”: «…съесть незнакомую ягоду»

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

Только что, мы с вами прошли по тому пути, по которому проходит ребенок во время решения проблемы. Деятельность детей  базируется на уже имеющихся у него представлениях, перед ребенком возникает проблема, которую необходимо решить и мотив – для чего это нужно. Ребенок рассматривает все возможные пути решения проблемы, выбирает и апробирует оптимальное решение, вследствие чего получает новый опыт.

Источник