Воспитания и развития своего ребенка адаптация

Воспитания и развития своего ребенка адаптация thumbnail

Детский сад-это место, где ребенок проводит большую часть своего дошкольного времени. Детский сад-это первое социальное учреждение, в котором малыш должен находиться, взаимодействовать с другими детьми. Именно здесь дети учатся общаться друг с другом, строить дружеские отношения, делиться игрушками и т.д. Каждый ребенок, поступающий в детский сад, проходит сложный процесс адаптации.

Адаптация – это процесс приучения ребенка к группе, воспитателям, другим детям . Зачастую требования, которые предъявляются к поступлению ребенка в детское образовательное учреждение, достаточно высоки. Об этом подробнее можно прочитать в моей статье Готовимся к посещению детского сада. Помогаем малышу легче пережить адаптацию.

Ребенку нужно время, чтобы привыкание прошло гладко и безболезненно, не оставляя грубых следов на психике. Адаптация ребенка-это сложный психологический процесс, который может сопровождаться различными негативными проявлениями. Родители и воспитатели должны быть дружелюбными и внимательными. В этот период очень важно помочь своему ребенку, поддержать его и успокоить.

Настал момент первого дня в детском саду. Детский сад поначалу кажется маленькому человеку очень неприятным местом на свете. Во – первых, ребенок отделен от матери-самого близкого и дорогого человека. Во-вторых, он должен быть в своей первой команде и занять свое индивидуальное место. И то и другое сделать очень сложно. Поддержка взрослого на этом этапе очень важна, потому что без такой помощи малыш либо замкнется в себе, либо станет агрессивным.

Привыкание к группе

Следует учитывать тот факт, что ребенку не всегда легко привыкнуть к атмосфере группы. Не у всех складываются хорошие отношения с детьми. Дети, особенно в малом возрасте, еще не умеют заводить друзей, рассматривать и принимать чужую точку зрения. Нам нужно научить их выражать свои эмоции, показывать свои лучшие качества характера.

Возможность самовыражения

У каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности. Если вы хотите в будущем видеть своего ребенка успешным, дайте ему возможность проявить свою индивидуальность. Чтобы вырастить счастливого человека, необходимо создать соответствующие условия в реальности. Процесс адаптации к детскому саду иногда сопровождается конфликтными ситуациями. В них ребенок учится отстаивать свою точку зрения, выражать собственные чувства. Не мешайте ему в этом. Не пытайтесь превратить ребенка в робота, которому нужно оправдать ваши ожидания. Ребенок должны уметь проявить себя. Помогите ему почувствовать себя важным, значимым и любимым. Только тогда ребенок с удовольствием сможет пойти в детский сад, не выдавая громких истерик по утрам.

Желание быть замеченным

Еще одной особенностью адаптации является необходимость быть замеченным в группе. Если этого не происходит, ребенок может открыто спровоцировать ссору, пойти на конфликт и даже подраться. Некоторые воспитатели сталкиваются с руганью своих маленьких учеников и хватаются за голову. В любом случае, необходимо помнить, что такое поведение мотивировано желанием быть замеченным командой. Все эти негативные проявления могут быть частью адаптации, привыкания ребенка к новому месту.

Тоска по матери

Ребенок, когда они находятся в детском саду, страдает от сильной тревоги и страха. Эти эмоции вызваны не просто сменой обстановки, а тоской по самому близкому человеку – маме. Даже взрослому человеку бывает трудно найти общий язык с коллегами по новой работе. Ребенок боится остаться один в незнакомом месте. Все действия воспитателяя и других малышей вызывают у него страх, что он реагирует с недоверием, истерикой, капризами. Пока малыш не осознает, что в детском саду с ним ничего плохого не случится, он будет продолжать плакать. Плач – это способ привлечь к себе внимание. Следует учитывать такую особенность адаптации, как выраженная тоска по матери. Ребенок должен чувствовать и знать, что родители заберут его домой и не оставят «с чужой тетей» навсегда.

Степень адаптации ребенка в детском саду

В зависимости от условий детского сада привыкание малыша происходит легче или тяжелее. Следует отметить три основных уровня адаптации, которые указывают на психологическое состояние малыша, особенности его нервной системы.

Мягкий уровень

Легкая адаптация характеризуется быстрым привыканием ребенка к новой социальной среде. Ребенок буквально через неделю начинает свободно ориентироваться в пространстве, знать каждого в лицо, устанавливать дружеские отношения с другими детьми. Мягкий уровень встречается реже, чем средний и тяжелый. При таком подходе дети меньше устают, меньше проявляют агрессию и замкнутость. В большинстве случаев это легкая степень зависимости, ребенок редко болеет, свободно вступает в контакт со сверстниками.

Средний уровень

Средняя степень адаптации характеризуется достаточно длительной зависимостью. Ребенок долгое время не мог понять, зачем мама его сюда привела и оставила. Он видит много детей, но не понимает, что каждый родитель возвращается вечером за ними. Если понаблюдать за реакцией малыша, то становится ясно, что он думает, что мама оставляет его навсегда. Каждый раз он проходит через расставание с ней, как и в прошлый раз. Для ребенка в возрасте до трех лет разлука с матерью-это большая трагедия. Он не умеет вести себя в незнакомой обстановке, не знает, что с ним происходит, не может контролировать свои чувства.

Читайте также:  Фгос о развитии личности ребенка

Тяжелый уровень

При тяжелой степени адаптации ребенок долгое время не может войти в детский коллектив. На утреннем прощании с матерью он отвечает бурным криком, заканчивающимся истерикой. Этот малыш часто болеет, отказывается ходить в детский сад, не придерживается правил поведения, старается помешать воспитателю, отвлекает и привлекает внимание других детей. Тяжелая степень характеризуется, как правило, нарушением сна, потерей аппетита, иногда наблюдается расстройство стула. Ребенок становится нервным, неуправляемым и беспомощным одновременно. К сожалению, не каждый человек способен понять и принять правильное решение.

Время адаптации ребенка к детскому саду

Многих родителей интересует вполне законный вопрос: сколько времени нужно ребенку для успешной адаптации? Следует отметить, что это сложный процесс, который зависит от многих факторов. Здесь не стоит торопиться и пытаться подогнать ребенка, заставить его приспособиться к установленному порядку. Адаптация к детскому саду проводится каждым малышом индивидуально. Время адаптации зависит исключительно от следующих важных моментов.

Здоровье самого ребенка

Чем больше физически крепкий и выносливый малыш, тем легче ему будет адаптироваться к постоянно меняющимся условиям в детском саду. Здоровье ребенка здесь имеет первостепенное значение. В противном случае ребенок часто болеет, что негативно скажется на его внутреннем состоянии, он может стать нервным и раздражительным.

Возраст

Здесь есть довольно спорный момент. Существует мнение, что на процесс адаптации к детскому саду влияет возраст ребенка. Но тут Эксперты расходятся во мнениях. Некоторые говорят, что чем младше ребенок, тем легче ему пережить разлуку с матерью и другими членами семьи. Не привыкнув посещать детский сад с полутора до двух лет, ребенку становится трудно полноценно адаптироваться в три-четыре года. Другие утверждают, что старшие дети лучше адаптируются к детскому саду из-за развития определенного сознания.

Характер

Многие в процессе адаптации к детскому саду зависят от индивидуальных особенностей личности. Застенчивому и тихому ребенку труднее переносить разлуку, чем общительному и активному.

Таким образом, каждый ребенок индивидуален, но к каждому можно найти подход. Все в руках родителей. Как помочь ребенку безболезненно освоиться в детском саду вы прочтете в моей следующей статье Советы родителям, для успешной адаптации ребенка в детском саду.

Источник

Филиппова Мария
Адаптация ребенка

Адаптация ребёнка к детскому саду

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых,у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:

• нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)

• нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)

• меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

• повышение температуры тела

• изменения характера стула

• нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей.Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т. е. модель его поведения находится не “стыке” двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка рыбинск

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак,что должны знать и уметь родители:

1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.

2. Неформальное посещение детского сада. Т. е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

3. Т. к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).

4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.

5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствииблизкого человека. В первый день кратковременное знакомствос воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.

7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.

8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:

• до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).

• в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.

• приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т. п.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т. е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней.Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,

3 адаптационные группы:

1. слёзы, плач отсутствует отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя) отрицательные отсутствует или связана с воспоминан. о близких. Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.

2. неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого. наблюдение, подражание взрослым. положительные, по инициативе воспитателя. отсутствуют или положительные (ответные). ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых). Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка в театрализованной деятельности

3. спокойное, уравновешенное предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра. положительные, по инициативе ребёнка положительные инициативная (сам обращается ко взрослым и детям). Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.

Источник

Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям

Рейтинг
20

Развитие навыков адаптации помогает ребенку чувствовать себя безопасно в изменчивом мире

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Мы пытаемся сделать мир для наших детей структурированным и предсказуемым. Мы прилагаем много усилий, чтобы создать им распорядок, и говорим им о своих ожиданиях.

Мы хотим, чтобы их жизнь была стабильной и безопасной. Когда дети вырастают, мы надеемся, что такая дисциплинированность поможет им выстоять в изменчивом мире. Но как подготовить ребенка ко взлетам и падениям, которые неизбежно будут случаться в его жизни? Один из способов – развить у него позитивное отношение к изменениям.

Позитивное отношение означает не наивность или подавление чувств, а реалистичную оценку положительных и отрицательных моментов, связанных с изменениями. С одной стороны, изменения помогают нам приобрести новый опыт и способствуют нашему благополучию. С другой стороны, если изменение связано с потерей, человек должен прожить утрату и справиться со своими чувствами. И, если изменения становятся для нас препятствиями, это означает, что мы можем использовать их себе на пользу и должны быть к ним готовы.

Чтобы развить у ребенка позитивное отношение к изменениям, можно использовать следующие стратегии:

1. Хотя мы и пытаемся сделать жизнь ребенка безопасной и предсказуемой, время от времени в ней будут происходить изменения, иногда – трагические. Мы можем использовать этот опыт для того, чтобы научить ребенка адаптироваться. Прежде всего, следует некоторое время понаблюдать за ним. Обратите внимание на то, как он реагирует на возможные изменения. Его реакция всегда одинакова? Проявляет ли он упорство? Возможно, он испытывает беспокойство или страх? А может быть, он с нетерпением ждет изменений? Такое поведение может проявляться у него и во взрослой жизни. Ваша задача – изменить негативные установки ребенка, пока они не укоренились в его сознании.

2. Когда ребенок сталкивается с новой ситуацией или предстоящими изменениями, поговорите с ним о его чувствах. Иногда это бывает непросто. В зависимости от возраста, темперамента ребенка и конкретной ситуации, ребенок легче или труднее может говорить о своих чувствах. Если он не может прямо назвать свои чувства, наведите его на мысль. Расскажите похожую историю из своей жизни и объясните, что чувствовали в тот момент. Младшим детям можно почитать книжку с картинками, где главный герой попадает в похожую ситуацию.

3. Позвольте ребенку скорбеть о потерях, которые случаются в его жизни. Признайте реальность его утраты и поддержите его. Если ребенку не позволено выражать свою печаль, это может повысить его тревожность и привести к депрессии.

4. Поймите, как ребенок смотрит на мир. Его чувства по поводу предстоящих изменений тесно взаимосвязаны с его пониманием происходящего. Если он думает, что, когда вы переедете в другое место, он не сможет найти себе друзей, вероятно, он чувствует грусть и страх. Прямо спросите ребенка, что он чувствует по поводу предстоящих событий.

5. Убедитесь, что ребенок мыслит не категорически. Категорическое мышление – это склонность видеть весь мир в черно-белых тонах и относиться к изменениям пессимистично.

Ребенок может употреблять слова «никогда», «всегда», «каждый», «никто» и т. д. Например, он использует такие фразы: «У меня никогда не будет друзей в новой школе», «У всех уже есть друзья» или «Никто не захочет дружить со мной». Именно так ребенок видит ситуацию, но объективно это не так. Ваша задача – поставить под сомнения такие утверждения ребенка и помочь ему увидеть будущее в более оптимистичном свете. Если вы постоянно подвергаете сомнению категорическое мышление ребенка, он сам начинает мыслить по-другому.

6. Подготовьте ребенка к тому, что некоторые его страхи могут оправдаться. Например, если на новом месте ребенок не может ни с кем познакомиться, предложите ему поговорить с кем-то на автобусной остановке или специально познакомиться с соседями. Разумеется, если ребенок очень застенчив, вы должны это учесть. Кроме того, спросите ребенка, какой он сам видит выход из сложившейся ситуации. Научите ребенка предусматривать обстоятельства – это поможет ему на протяжении всей жизни. Проактивные люди способны контролировать обстоятельства, и более удовлетворены жизнью.

7. Предложите ребенку представить положительный исход события. Пусть он подумает, какие возможности дает ему эта ситуация. Такое упражнение учит ребенка оптимизму. Через некоторое время ребенок сам приучится мыслить позитивно.

8. После того, как ребенок смог адаптироваться к изменениям, акцентируйте его внимание на достижении. Напомните ему, какие пессимистичные ожидания были у него раньше, и сравните их с реальностью. Это поможет ребенку изменить свое восприятие реальности в будущем.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
21.12.2017

Источник