Воспитания и развития одаренных ребенком

Уже из названия статьи становится понятно, что автор является приверженцем теории о том, что одарённость можно воспитать или другими словами — развить/формировать.

«Что даёт основание так думать?», – спросите вы. Чтобы ответить на вопрос, давайте сначала определимся с классификацией, кого мы будем считать одарённым.

В.С. Юркевич (кандидат психологических наук, руководитель ресурсного центра одаренности и подготовки научных кадров МГППУ) выделяет три группы одаренных детей.

1 группа – особо одаренные дети.

Они имеют незаурядные природные предпосылки – особые задатки. С раннего детства эти дети резко отличаются от других специфическим характером развития. Для них характерны яркие способности в одной сфере и проблемы развития в других сферах: это проблемы общения, эмоциональной регуляции, адаптации к социуму в целом. В качестве примера стоит вспомнить Р. Винера, Л. Ландау или А. Эйнштейна.

2 группа – высокоодаренные дети («высокая норма»).

Дети этой группы имеют высокий уровень развития способностей и обычный тип личностного развития. Одарёнными они стали вследствие благоприятных семейных и социальных условий. Эти дети значительно лучше адаптированы, чем обычные дети, у них часто встречается очень высокий социальный и эмоциональный интеллект, они здоровее и красивее обыкновенных детей.

3 группа – высоко мотивированные.

Это дети с хорошим уровнем развития способностей и, при этом, с ярко выраженной мотивацией к саморазвитию. В благоприятных условиях способности этой группы детей могут быть развиты до весьма значительного уровня.

Чтобы ребёнок попал во 2 или 3 группу одарённости достаточно, чтобы он родился «вполне здоровеньким», то есть не имел патологии развития и имел благоприятную среду, прежде всего семейную.

В этом контексте можно утверждать, что одарённым может стать практически каждый ребёнок при условии, что его родители смогли создать для него ту самую благоприятную среду.

Многие мамы и папы изо всех сил стараются создать идеальные условия для развития своего ребёнка. Водят малыша вечерами в какую-нибудь школу «раннего развития», занимаются с ним по «развивающим» тетрадкам, загружают ему в планшет умные игры.

Родителям кажется, что когда они пичкают ребёнка известными им знаниями, учат его с пелёнок тому, что умеют сами, то развивают своего малыша. Они ждут, что ребёнок с каждым днём будет становиться умнее. Всё это делает практически каждый «хороший» родитель.

Только исследования психологов говорят о другом.

В России 85% детей в возрасте 4-5 лет обладают высокими и сверхвысокими способностями. По этому показателю наше государство опережает многие страны. К моменту поступления в школу, после того как в детских садах и в семье детей начинают “готовить” к школе, количество таких детей уменьшается примерно до 30%. К концу первого класса эта цифра падает до 4-5%. К моменту перехода в среднюю школу остаётся только 2,5% одаренных и сверходаренных детей, то есть 1 ребенок на два класса.

Эту печальную статистику озвучивает в своем выступлении на конференции «Каким должно быть образование в 21 веке» известный педагог, основатель собственной школы Владимир Жохов.

Почему так происходит?

Причин много. В этой статье мы остановимся на одной.

Виктория Саломоновна Юркевич, как и многие другие ученые, изучающие феномен одарённости, утверждает, что способности развиваются только в той деятельности, которой человек занимается с удовольствием. Без удовольствия, принудительно можно ребёнка чему-то научить, вдолбить в него знания, сформировать навык. Но к развитию способностей никакого отношения эта деятельность иметь не будет.

Поэтому, главная задача родителя:

Во-первых, заметить какая деятельность вызывает у ребёнка положительные эмоции. Именно здесь и «зарыт» его талант, его будущий успех.

Во-вторых, создать благоприятные условия для занятия этой деятельностью.

И наконец, третья задача – обогащать/расширять деятельность ребёнка, ту самую, которой он занимается с удовольствием.

В этой статье я рассмотрю подробно вторую задачу – создание благоприятных условия для занятия деятельностью, которая вызывает у ребёнка положительные эмоции.

Создать условия – достаточно широкое понятие. Чтобы было ясно, что имеется в виду, приведу несколько примеров.

Пример 1

Если ребёнок увлечен изобразительным творчеством, то важно не только иметь дома широкий спектр материалов (краски и карандаши, бумага разного формата, цветной картон, пластилин и т.п.), но не менее, а может быть даже более важно:

– позволить оформить в квартире выставку работ;

– не критиковать и тем более не высмеивать детские работы;

– совсем иногда очень корректно давать ненавязчивые советы: «Как ты думаешь, может быть стоит…»;

– позволять оставлять недоделанные работы и материал к ним на столе, чтобы у ребёнка была возможность к ним вернуться (шедевры не делаются за 20 минут!);

– не ругать за пролитую на ковёр воду с краской, измазанную рубашку и т. п.

Нужно, конечно, учить ребёнка аккуратности, стоит настоять на том, что бы он сам вытер за собой стол. Но помните о том, что страх быть отруганным родителем или страх получить наказание может свести на нет удовольствие от самой деятельности. Ребёнок может принять решение отказаться от неё.

Именно так, к сожалению, и поступают многие мальчики и девочки.

Желание быть «хорошим», желание не злить и не расстраивать маму/папу часто берёт верх над желанием творить.

И вы можете решить, что для вас важнее: идеальный порядок в квартире, чистая рубашечка или воспитание одарённого ребёнка.

Пример 2

Есть дети, с увлечением играющие в сюжетно-ролевые игры, «превращаясь» в героев любимых мультфильмов, разыгрывая знакомые сюжеты, а иногда и сочиняя свои собственные.

Кстати, литературная одарённость, у ребёнка дошкольного и даже младшего школьного возраста как раз и проявляется в такой игре и она практически не связана с тем, в каком возрасте ребёнок научился читать – в 4 года, 5 или 7. И уж тем более она не связана с тем, какое количество слов ребёнок читает за 1 минуту.

Для оценки литературных способностей дошкольника и даже учащегося 1-2 класса принимается во внимание следующее: способен ли ребёнок «держать» роль, придумывать и развивать сюжет, выстраивать игровой диалог.

А если ребёнок ещё может и увлечь других детей своей игрой, распределить роли, создать антураж и реквизиты из подручных материалов, то вероятно у него есть способности к режиссёрской деятельности, а ещё организаторские способности.

Поэтому, в случае, когда увлекательной для ребёнка деятельностью является сюжетно-ролевая игра, мудрый взрослый будет:

Во-первых, позволять своему сыну или дочери оставлять на несколько дней, а может быть на неделю-две созданную им предметную среду для игры.

Предполагаю, что это будет раздражать некоторых мам или пап и даже старших братьев и сестёр. Возможно им даст силы пережить этот факт понимание того, что возможность придумать интересный сюжет имеется только в длительной игре.

Даже если оставить в покое одарённость, а говорить просто о норме, нужно знать, что ребёнок 6-8 лет должен уметь играть в одну игру хотя бы пару дней подряд, причём не повторяя один и тот же сюжет, а развивая его.

А если весь антураж уже «разрушен» (с точки зрения взрослого «наведён порядок в комнате»), то пока ребёнок снова будет создавать так необходимое ему игровое пространство — играть уже будет некогда. Наверняка уже будет пора идти в «развивайку» – закрашивать домики и рисовать к ним ровные заборчики.

Во-вторых, любящие мама и папа будут позволять ребёнку приглашать друзей к себе домой, встречаться с ними во дворе. Мудрый взрослый понимает, что за 15 минут невозможно успеть развить сюжет игры. Он помнит о том, что детям надо успеть всем вместе спланировать сюжет, распределить роли, создать игровое пространство и хотя бы немного поиграть.

– Как часто у вашего ребёнка есть на это время?

– Не зарываете ли вы «своими руками» его литературные, режиссёрские, организаторские, актёрские или даже дизайнерские способности в землю, в угоду пресловутому порядку, желанию провести вечер в тишине и спокойствии?

– А может быть ваше любимое чадо ежедневно «готовится к школе» и у него нет времени на “бесполезные игры”?

Пример 3

Если ваш ребёнок подвижный и шумный. Если он получает удовольствие от двигательной активности — возможно у него психомоторная одарённость и есть шанс сделать незаурядную спортивную карьеру.

Самое первое благоприятное условие – с уважением относиться к увлечению своего сына или дочери, не так, как можно услышать от некоторых мам: «У моего нет никаких интересов, ему бы только бегать!». А это и есть его интерес! Это и есть его способность!

Здорово, если мудрый родитель поможет своему ребёнку оформить хаотичную двигательную активность в целенаправленную деятельность. Например, в игру подвижную, игру спортивную или даже сюжетно-ролевую, где ему по роли нужно будет бегать, прыгать, лазить, но уже подчиняя свои действия цели, для начала, игровой.

Мне очень хочется, чтобы вы, уважаемые мамы, папы, а может быть и педагоги пересмотрели свои взгляды на способы оценки наличия или отсутствия способностей у детей, на способы развития способностей. Как бы нам в погоне за ранним развитием, не загубить детские таланты.

Давайте будем внимательнее и бережнее относиться к нашим детям, ведь так легко затоптать только пробившийся росток.

Светлана Цуркан

Другие статьи этого же автора:

Как из ребёнка вырастить Монстра

Как не наказывать ребёнка

Как воспитать ребёнка счастливым

100 важных тем для разговора с ребёнком

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, мне будет радостно.

Подписывайтесь на мой канал и группу ВКонтакте, чтобы получать больше интересной информации.

Источник

Кто такие одарённые дети

Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.  

Модель одарённости Дж. Рензулли

Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать. 

Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.

Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек. 

Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.
                                       Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда» 

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам, и к восьми раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса. 

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая за тем, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других. 
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью. 
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий. 
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта. 

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.  

Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников. Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.
                                       Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда» 

Школы для одарённых детей

«Школа одарённых» Тюменского госуниверситета.
Источник: abiturient.utmn.ru

Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

  • Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.
  • Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится. 
  • Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны. 
  • Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.  
  • Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.  
  • Проектная деятельность. Разработка проектов, задействующих разные способности детей развивает их и пробуждает интерес.  
  • Групповая работа. Многие одарённые дети — интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки. 
  • Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием. 
  • Подготовка преподавателей. Учителя должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.

Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них: 

  • Школа-интернат МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
  • Лицей НИУ ВШЭ (Москва)
  • Школа-интернат «Интеллектуал» (Москва)
  • Школа «Летово» (Москва)
  • Образовательный центр «Сириус» (Сочи)
  • Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина (Владивосток)
  • Губернаторский Светленский лицей (Томск) 

Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников. 

В нашей онлайн-школе можно составить индивидуальный образовательный маршрут, готовиться к олимпиадам и осваивать школьную программу в ускоренном темпе. Проверьте, подойдёт ли вам наш формат обучения — активируйте демодоступ и исследуйте возможности «Фоксфорда»!  

Советы родителям одарённых детей

Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей. 

Совет 1. Обращайтесь к специалистам

Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития. 

Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка. 
                                       Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
 

Совет 2. Пробуйте разное

Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомится с единомышленниками.

Совет 3. Не давите

Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право. 

Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия. 

Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте

Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование. 

Совет 5. Уравновешивайте развитие 

Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.

Совет 6. Ищите близких по духу

У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы. 

Совет 7. Проявляйте чуткость

Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.

Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть  

Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость. 

Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.

Источник