Воспитание развития ребенка первого года жизни педагогика

Возрастная периодизация

Первый год жизни делится на периоды.

от рождения до 3 месяцев

от 3 до 5-6 мес

от 5-6 до 9-10 мес

от 9-10 до 12 мес

В каждом возрастном периоде выделяются наиболее значимые ведущие умения, определяющие успех развития не только на том или ином возрастном этапе, но и являющиеся благоприятной основой для последующего развития.

В первые 3 месяца осуществляется развитие зрительных, слуховых и эмоциональных реакций.

Зрительное сосредоточение возникает на 8-14 день жизни ребенка. Сначала на движущемся в поле зрения предмете.

В конце 1 -начала 2 месяца он сосредотачивается на неподвижных предметах, на лице разговаривающего с ним взрослого.

В возрасте 2-2,5 мес. малыш длительно рассматривает висящие над ним игрушки и следит за движениями окружающих.

Слуховое сосредоточение на звуке наблюдается на 9-10 день.

К 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более длительным.

На 3 месяце дети начинают выделять из общей массы воспринимаемых раздражителей звуки речи.

К концу 3 месяца ребенок начинает искать источник звука, говорящего взрослого или звучащую игрушку. Так возникает связь между зрительным и слуховым анализатором.

Проявление радости в виде улыбки впервые возникает на 5-6 неделе в ответ на общение взрослого. Поэтому улыбку приято считать первой социальной реакцией.

К 2,5-3 месяцам возникает “комплекс оживления” (термин Н.М. Щелованова). Эмоциональные проявления ребенка называются так потому, что в их состав входит несколько видов реакций: эмоциональные (улыбка), голосовые (агуканье), двигательные (движения рук и ног).

Развивая положение Н.М. Щелованова и М.Ю. Кистяковской, современные психологи рассматривают комплекс оживления не только как реакцию, но и как инициативное действие ребенка, обращенную к взрослому, чтобы привлечь к себе внимание. Это свидетельствует о потребности ребенка в общении.

В первые 3 месяца у ребенка развиваются умения, из которых к концу года формируются движения: ползании, ходьбы. В 3-5 недель поднимает и пытается удерживать голову, лежа на животе.

В 2,5-3 мес. лежит несколько минут на животе и высоко поднимает голову.

Без спец. приемов со стороны взрослого умения удерживать голову в положении на животе и вертикальном положении не формируются.

С 2,5 до 5-6 мес. происходит совершенствование зрительного и слухового восприятия, развиваются голосовые реакции, хватательные движения рук.

Взрослые должны обеспечивать разнообразие впечатлений, побуждая рассматривать игрушки. Взрослые содействуют сенсорному развитию.

В 2-4 месяца возникает “агуканье”.

В 4-6 мес. – гуление.

Режим и организация режимных процессов

В группе детей с 2 мес. до 1 года нужно обеспечить своевременное и полноценное развитие и воспитание каждого ребенка.

Режим – это правильное распределение по времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, деятельности.

Принципы построения режима для детей раннего возраста

Обеспечение длительности бодрствования, соответствующей пределу работоспособности.

Обеспечение необходимого количества дневного и ночного сна.

Соблюдение определенных, соответствующих возрасту интервалов между кормлениями.

Обеспечение рационального чередования сна, кормления, бодрствования.

Наиболее рациональной считается такая последовательность, при которой ребенок получает питание после сна в начале бодрствования.

Своеобразие режима в первой группе раннего возраста состоит в том, что он трижды изменяется на протяжении одного года. Постепенно уменьшается частота кормления чередования сна и бодрствования, увеличивается продолжительность бодрствования.

Организация бодрствования

1 подгруппа: от 2 до 5-6 мес.

Воспитатель или няня во время бодрствования побуждает каждого ребенка рассматривать игрушки, действовать с предметами, гулить, лепетать, двигаться, стремиться к общению со взрослым.

Главное в этот период – организация ориентировочно-исследовательской деятельности.

На протяжении дня организуется 3 периода бодрствования

  • 1 с 9 ч 30 мин до 11 час
  • 2 – с 13 до 14 час
  • 3 – с 16-30 до ухода

Спустя 25-30 мин после кормления проводят индивидуальные игры-занятия для развития речи, общих движений, движений руки. Они продолжаются от 3 до 6 мин.

2 подгруппа от 5-6 мес до 9 мес.

Бодрствуют

от 7 до 8 утра

с 10 до 12 час

с 14 до 16 час

с 18 до прихода родителей

В процессе бодрствования общение персонала с каждым ребенком носит воспитывающий и развивающий характер.

Манипулирование с игрушками воспитатель использует для приучения действовать одновременно с двумя предметами, сначала он выполняет действия сам руками ребенка или многократно показывает способ действия.

Читайте также:  Образец карта развития ребенка 6 7 лет

Большое место во время бодрствования занимает развитие движений. Дети начинают ползать в 7-8 мес.

3 подгруппа с 9-10 мес до 12 мес

Бодрствование значительно больше

с 7 до 9 час

с 11-30 до 14

с 14 до 18

Во время бодрствования необходимо проводить комплексную работу, направленную на всестороннее развитие меленького ребенка, особенно на формирование основных движений, действий с предметами и речи.

Для развития новых способов действий, кроме резиновых, пластмассовых игрушек, детям дают ведерки, мисочки, куда они могли бы складывать мелкие предметы, а также матрешки, кубики, мячи разной величины.

Детям предлагают также сложные игрушки (куклу, собачку), побуждая их к подражательным действиям (баюканье, кормление)

После самостоятельных игр воспитатель проводит тут же в месте постоянных игр дополнительные игры-занятия с 3-4 детьми одновременно.

Большое место занимают занятия по развитию речи.

К концу возрастного периода возможет переход к отдельным групповым играм-занятиям.

Источник

Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба. Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с возникновением акта хватания – первого организованного, направленного действия. Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.

Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка, так как активно развивается восприятие. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двиганиеим, извлечение из него звуков. В возрасте 7 – 10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой. К концу младенческого возраста (10 – 11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, теперь ребенок пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.

Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения – когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест.

Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный образ жизни.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо. Может быть это происходит потому, что этот раздражитель, который чаще всего находится рядом с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей. Глазки ребенка, которые впервые начинают конвенгировать на лице матери, и улыбка на лице матери – служат показателями выделения объекта.

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления – это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.

Комплекс оживления – это еще одно основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий конца периода новорожденности – приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально.

Развивается и мышление младенцев. К концу этого возраста у детей появляется ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки – реакций на новые предметы, стремление их обследовать.

Читайте также:  Польза игровых комплексов для развития ребенка

Развивается и речь, прежде всего пассивная – ребенок слушает и различает звуки. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания. К концу 1 года ребенок понимает 10 – 20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. Еще одно основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Источник

Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Этот период жизни ребенка отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и даже социального развития.

Ведущие линии развития – основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для следующего развития.

Отличительные особенности первого года жизни детей: более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития; тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития; проявление сенсомоторной потребности; ярко выраженная эмоциональность; большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям; потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

Для успешного воспитания и развития ребенка необходимо знать все особенности детей первого года жизни, так как именно в этом возрасте закладывается основы будущей личности. С 1,5 месяца следует приучать ребенка лежать на животе. С этой целью перед кормлением или в конце бодрствования ребенка кладут на живот, слегка поглаживают по спинке. К 3-м месяцам он уже хорошо лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимая голову. Это положение полезно для развития дыхательных движений, кровообращения, а также для подготовки к ползанию. У ребенка, овладевшего умением удерживать голову в вертикальном положении, следует развивать упор ног: малыша держат в вертикальном положении так, чтобы его ноги соприкасались с манежем или с пеленальным столом, тем самым вызывая движения подтанцовывания. Своевременному развитию детей в первом полугодии жизни наряду с непосредственными воздействиями взрослого способствует правильная организация условий бодрствования. В этом возрасте дети бодрствуют от 1,5 до, 2 час. Воспитатель заботится, чтобы на протяжении всего этого времени дети находились в активном, деятельном состоянии. На время бодрствования их обязательно помещают в манеж, где для детей в возрасте до 5 месяцев подвешиваются разные погремушки, затем мелкие целлулоидные и резиновые игрушки раскладываются в манеже. За время бодрствования следует несколько раз заменить игрушки в манеже.

В возрасте 6—7 месяцев дети на вопрос «где?» (ляля, часы, петушок) поворачивают голову в сторону называемого предмета. Если место расположения предмета меняется, ребенок не может его найти, потому что слово связано для него не только с предметом, но и определенным местом его нахождения. В 9—10 месяцев дети находят предметы при назывании независимо от их местоположения. Поэтому сначала предметы должны стоять всегда на определенных местах: на полочках, подоконнике и т. п. Словесно обозначая предметы, взрослые должны позаботиться о том, чтобы ребенок не только смотрел на них, но и трогал, прислушивался к их звучанию. Чем больше анализаторов включается в восприятие игрушки, тем быстрее ребенок запоминает ее название.Умение лепетать, а также соотносить слова с предметами и действиями является той основой, на которой в дальнейшем строится весь процесс речевого развития. Ребенок 9—12 месяцев интересуется тем, что делают другие дети. Иногда он начинает перекликаться с ними, улыбается, и случайно может возникнуть совместная игра (ребенок при виде уползающего малыша быстро ползет за ним, догоняет — оба радуются). Но нередко в этом возрасте наблюдаются и отрицательные взаимоотношения, обычно они возникают при желании взять игрушку, находящуюся в руках другого ребенка. Помня о необходимости формирования активной речи малышей, не стоит немедленно реагировать и выполнять их желания, выраженные жестами, мимикой, а надо предлагать им выразить свою просьбу соответствующим простым словом. В то же время нужно обязательно поддерживать любое речевое обращение ребенка ко взрослому, даже если оно непонятно. Взрослые обычно догадываются об истинном желании детей, присматриваясь к их поведению.

Читайте также:  Как определить отставание развитие ребенка до года

В конце года возрастает потребность детей в общении с окружающими. Вместе с тем усиливается избирательное отношение к ним: дети начинают выделять тех, кто проявляет к ним ласку, играет и занимается с ними. Настороженность или даже отрицательное отношение к незнакомым взрослым является одой из причин того, что малыши, поступившие в конце первого года жизни в детское учреждение, значительно труднее привыкают к новым условиям, чем более младшие дети

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà ðàííåãî âîçðàñòà, ðåæèì äíÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè. Îðãàíèçàöèÿ æèçíè äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè â äåòñêîì ó÷ðåæäåíèè. Îñîáåííîñòè îðãàíèçàöèè èãð è çàíÿòèé. Êîíñïåêòû çàíÿòèé äëÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè. Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ ìëàäåíöåâ.

ÐóáðèêàÏåäàãîãèêà
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ11.05.2014
Ðàçìåð ôàéëà54,1 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îãëàâëåíèå

  • Ââåäåíèå
  • Ãëàâà I. Õàðàêòåðèñòèêà ðàííåãî âîçðàñòà è îðãàíèçàöèÿ ðåæèìà äíÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè
  • 1.1 Õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè
  • 1.2 Îðãàíèçàöèÿ ðåæèìà äíÿ äëÿ ðåáåíêà ïåðâîãî ãîäà æèçíè
  • Ãëàâà II. Îðãàíèçàöèÿ æèçíè äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè â äåòñêîì ó÷ðåæäåíèè
  • 2.1 Îñîáåííîñòè îðãàíèçàöèè èãð è çàíÿòèé äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè
  • 2.2 Êîíñïåêòû çàíÿòèé äëÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

âîñïèòàíèå ðåáåíîê ïåðâûé ãîä

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå àñïåêòû ðàçâèòèÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè. Èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ðåàëèçàöèÿ ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà ïî èçó÷åíèþ ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ìëàäåí÷åñêîãî âîçðàñòà ñ èñïîëüçîâàíèåì ïàëü÷èêîâûõ èãð.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [60,4 K], äîáàâëåí 18.07.2017

  • Ïðîáëåìà îáó÷åíèÿ äåòåé â ðàííåì âîçðàñòå, äèäàêòè÷åñêèå ïðèíöèïû äàííîãî ïðîöåññà. Âèäû çàíÿòèé, èõ îðãàíèçàöèÿ â ãðóïïàõ äåòåé âòîðîãî ãîäà æèçíè. Ïëàí çàíÿòèé ïî ïðîãðàììå “Ðàäóãà” â ýêñïåðèìåíòàëüíîé ãðóïïå. Îïðåäåëåíèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ äåòåé.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [87,3 K], äîáàâëåí 02.06.2011

  • Ïñèõè÷åñêèå íîâîîáðàçîâàíèÿ ïåðèîäà íîâîðîæäåííîñòè. Ïîêàçàòåëè íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïåðâîãî ãîäà æèçíè, ñòóïåíè ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ. Ïðîâåðêà ãîòîâíîñòè äåòåé äëÿ ïîñòóïëåíèÿ â äîøêîëüíûå ó÷ðåæäåíèÿ. Ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà õàðàêòåð àäàïòàöèè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [131,1 K], äîáàâëåí 03.06.2014

  • Ðàçâèòèå è ðåàêöèè äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè, îñîáåííîñòè èõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ. Îðãàíèçàöèÿ ðåæèìà äíÿ è ïèòàíèÿ ìàëûøåé-ãðóäíè÷êîâ, òóàëåò ðåáåíêà. Ðîëü ïîäâèæíîé èãðû â ðàçâèòèè îñíîâíûõ äâèæåíèé ó äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, îïèñàíèå èãð.

    ðåôåðàò [23,8 K], äîáàâëåí 31.10.2012

  • Ïîíÿòèå è õàðàêòåðèñòèêà ñåíñîðíûõ ïðîöåññîâ, èõ âîçíèêíîâåíèå è ðàçâèòèå ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Çàäà÷è, ñîäåðæàíèå è ìåòîäèêà ñåíñîðíîãî âîñïèòàíèÿ. Ðàçðàáîòêè èãðîâûõ çàíÿòèé ïî ñåíñîðíîìó âîñïèòàíèþ ðåáåíêà ïåðâîãî, âòîðîãî è òðåòüåãî ãîäà æèçíè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [60,3 K], äîáàâëåí 07.02.2010

  • Ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ðå÷è è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äåòåé-ñèðîò 2-ãî ãîäà æèçíè â èãðîâîé äèäàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ñïåöèôèêà äèäàêòè÷åñêèõ èãð, ïðîåêòèðîâàíèå ñèñòåìû, íàïðàâëåííîé íà ðàçâèòèå àêòèâíîãî è ïàññèâíîãî ñëîâàðÿ äåòåé 2-ãî ãîäà æèçíè.

    íàó÷íàÿ ðàáîòà [74,6 K], äîáàâëåí 10.12.2007

  • Çíà÷åíèå ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé äëÿ äåòåé â âîçðàñòå îò 1 äî 12 ìåñÿöåâ. Ôèçêóëüòóðíûå ïðàçäíèêè êàê äåìîíñòðàöèÿ äåòüìè â ïðàçäíè÷íîé îáñòàíîâêå ðåçóëüòàòîâ, äîñòèãíóòûõ â îâëàäåíèè ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè.

    ïðåçåíòàöèÿ [3,5 M], äîáàâëåí 23.12.2014

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник