Воспитание обучение и развитие ребенка третьего года жизни

Содержание

  1. Особенности развития детей третьего года жизни
  2. Внимание на третьем году жизни ребенка
  3. Представление и понятие об окружающем мире
  4. Сенсорное развитие
  5. Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.

В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.

Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.

В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.

Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.

Особенности развития детей третьего года жизни

  • Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
  • Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
  • Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
  • На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.

Внимание на третьем году жизни ребенка

На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.

Представление и понятие об окружающем мире

На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Сенсорное развитие

Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:

  • предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
  • сюжетные игры (игра с куклой);
  • наблюдения;
  • рассматривание картинок, книг;
  • элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
  • игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.

Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».

Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник

Консультация для родителей

«Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»

На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.

Быстро развивается речь ребенка — обогащается ее смысловое содержание и, расширяется словарный запас, грамматически она становится все более правильной.

Своевременное развитие речи имеет очень большое значение для развития ребенка третьего года жизни. Понимание речи окружающих способствует обогащению и расширению представлений, знаний ребенка.

С этого времени он начинает знания об окружающем получать не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых («Зимой холодно», «Летом жарко», «Птичка спит в гнездышке — это ее домик», «Зайка живет в лесу», «Самолет летит, и бабочка тоже летит»).

Умея говорить, ребенок может вступать в более разнообразное и сложное общение с другими детьми (например, совместно играть), что также способствует его развитию.

Разговаривайте с вашим ребенком, отвечайте на его вопросы, не отстраняйтесь от общения с ним, иначе это затормозит его развитие. Это возраст «почемучек», в этот период очень важен для его обучения и социализации.

При помощи речи взрослые уже могут больше, чем раньше, управлять поведением ребенка, так как ему становятся понятными многие их указания и просьбы.

На третьем году жизни слово в какой-то мере становится уже и саморегулятором поведения ребенка: «Не буду плакать, я уже большой», — заявляет малыш и, несмотря на боль, сдерживает слезы.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка дошкольника с зпр

Действия ребенка все больше начинают подчиняться словесно выраженной цели. «Сейчас нарисую птичку»,— заявляет малыш иногда прежде, чем начнет рисовать, или просит: «Мама, дай книжку про смурфиков. Я хочу ее смотреть». Правда, он еще довольно легко, под влиянием внешних впечатлений отступает от намеченной цели.

У говорящего ребенка воспоминания возникают не только тогда, когда он что-либо видит или слышит, но и когда перед ним нет того, о чем говорят. Например, мама сказала: «Поедем к бабушке», — и ребенок вспоминает: «Поедем на машине, у бабушки большой кот. Я играть с ним буду».
Возможность говорить с ребенком не только о настоящем, но и о том, что было или еще будет, значительно расширяет его кругозор.

Таким образом, речь ребенка на третьем году жизни способствует его умственному развитию, расширению кругозора, общению с окружающими, осознанию правил поведения, т. е. развитию личности ребенка в целом.
Тот большой интерес к окружающему, который проявлялся у ребенка ранее, характерен для него и в возрасте 2—3 лет, но в этот период значительно расширяется и углубляется круг его интересов, он теперь способен уже к более длительному наблюдению и общению. Теперь он дольше может сконцентрировать внимание на каком-либо предмете, действии.

На основе собственного опыта и объяснений взрослого у ребенка формируются представления и понятия (доктор лечит, шофер водит машины, грибы растут в лесу, вечером надо ложиться спать и т. п.). Характерной особенностью детского мышления является то, что он не может еще отвлеченно мыслить, но в жизни, в конкретных условиях, он уже способен решать простейшие умственные задачи.

Так, например он не может ответить на вопрос: «Сколько будет один да один?», но если ему предложить: «Положи два яблока в вазу, а одно возьми себе» — он легко с таким заданием справится. Если его спросить: «Как достать куклу с высокой полки?», он может не ответить. Когда же ему нужно достать предмет, который находится высоко, то он, не задумываясь, поставит стул, залезет на него и достанет нужное.

Эти примеры показывают, что мышление ребенка еще непосредственно связано с действием, с конкретными предметами. В течение третьего года жизни у ребенка очень сильно развивается способность к подражанию. Поэтому в его игре отражается уже не только то, что он получил в
непосредственном общении со взрослыми, но то, что видел, слышал. Отображая увиденное, он совершает такие действия, которым его взрослый непосредственно и не обучал, а которые он видел на улице, в гостях, в магазине, о которых услышал или узнал из разговора взрослых между собою, увидел на картине и по телевизору т. д.

Поэтому старайтесь не увлекаться совместными посиделками перед телевизором, если есть возможность приобретите специальные обучающие мультфильмы и сказки, но не переусердствуйте, ничто не заменит ребенку живое общение.

Новым в подражании ребенка является то, что теперь он воспроизводит не отдельные разрозненные действия, как это было прежде (подражая, причесывается, читает газету, баюкает куклу), а связанные между собой действия, разнообразно сочетая полученные в разное время впечатления: играя, едет на дачу на машине, берет с собой корзиночку, чтобы собирать грибы.

Он уже начинает отражать в игре отношения людей: сердится на куклу, потому что она не слушается, или, наоборот, ласкает ее, жалеет — она «заболела»; куколка становится «дочкой», а ребенок — «мамой».
Под влиянием примера и указаний взрослых ребенок начинает следовать правилам поведения. При правильном подходе к нему родителей он может научиться преодолевать небольшие, посильные для него препятствия, делиться своими игрушками с товарищами, спокойно подчиняться требованиям родителей и многое другое.

Резко изменяется и характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. В зависимости от того, какие взаимоотношения существуют между членами семьи и как они относятся к ребенку, у него формируются разнообразные взаимоотношения с матерью, отцом, бабушкой, братьями и сестрами.

При благоприятных условиях воспитания ребенок может уже проявлять заботу о матери, сочувствие плачущему, уметь хорошо играть со сверстниками и т. п. Он уже значительно больше и по разнообразным поводам общается с детьми и взрослыми по своей инициативе.

В своих действиях и поступках малыш начинает руководствоваться такими понятиями, как: хорошо — нехорошо, можно — нельзя, правильно — неправильно, и может уже оценивать поступки других. Поощрение, похвала радуют его, вызывают желание сделать или поступить еще лучше; осуждение — огорчает. А если ему очень часто делают замечания, к тому же иногда еще и необоснованные или непонятные ему, то он может проявлять упрямство, как часто говорят взрослые, делать «на зло».

Все более, четко обрисовываются индивидуальные особенности психики ребенка, начинают формироваться основы характера.

Для воспитания трехлетнего ребенка особое значение приобретает поведение взрослых, их личный пример. Ребенок после двух лет хорошо понимает речь окружающих, может подражать тому, что видит и слышит, и очень легко внушаем, т. е. легко «заражается» чувствами других. Поэтому не только действия близких (матери, отца, бабушки), но и тон, каким они говорят, их привычки, интересы, взгляды, их отношение к труду и окружающим людям оказывают большое влияние на формирование личности ребенка и на приобретение им тех или иных привычек.

Устойчивее становится внимание малыша. Одним делом он может заниматься до 30 минут, а при участии взрослых и дольше. Если он чем-то заинтересовался, то теперь его не так-то легко отвлечь. Однако он не в состоянии сосредоточиться на том, что ему неинтересно, что не захватывает его чувства. Он не способен еще к произвольному вниманию. Поэтому так важно, объясняя что-либо ребенку или формируя у него какое-то умение, действовать на его чувства, вызывать интерес и понимание, а не принуждать насильно. Только таким путем можно добиться от него выполнения требований взрослого.

Воспитатель: Дмитриева И.Ю.

Источник

Тема самообразования: «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»

Актуальность…………………………………………………………………3

1.Третий год жизни: особенности возраста……………………………….5

2. Психическое и физическое развитие ребенка 3-х лет…………………9

3. Особенности воспитания детей третьего года жизни……………….12

III. Заключение……………………………………………………………….14

Библиографический список…………………………………………………….15

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

Впервые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

Читайте также:  Ребенку год и пять месяцев развитие вес

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.

  1. 1. Третий год жизни: особенности возраста

Третий год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка – к концу года малыш становится младшим дошкольником. Однако в начале этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Необходимо заметить, что такими беспомощными и несамостоятельными дети могут оставаться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания.

Нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать все за него, подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так, получается, сужать круг его общения с взрослыми и сверстниками; нужно внимательно относиться к его познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается в окружающем перед его взором и формирует эмоциональный мир, постепенно переводить чувственный опыт в речь и т.д.

На третьем году жизни происходит существенный перелом в его отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Этот перелом обнаруживается в появлении, с одной стороны, ярко выраженного стремления к самостоятельности, а с другой – желания быть похожим на взрослых, подражать им.

Все сказанное имеет отношение к психологической характеристике возраста.

В процессе общения, в ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.

Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 до 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, показывает, как мышка бегает на лапках тихо-тихо (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п.

С развитием воображения и памяти появляются описанные выше виды продуктивной деятельности: рисование (продукт – рисунок), лепка (продукт – поделка), конструирование (продукт – постройка), игра (ролевое поведение) и др.

Следует обратить внимание на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды способствуют развитию отражательной способности мозга, а следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.

На третьем году жизни внимание малыша еще неустойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него интересна, более длительно. Ребенок может заниматься ею уже 12-15 минут, не переключаясь на что-то другое.

Значительно совершенствуется память. Малыш помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, что “ходил с папой и мамой в зоосад”, или “вчера приходили гости”, или “мама купила игрушечную машинку” и т.п. Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.

Последнее не случайно. Интенсивно нарастает активный словарь, к трем годам в речи детей уже 1200-1500 слов и более.

Особенностью речевого развития является не только расширение понимания обращенной к малышу речи, а также активное употребление слов, т.е. произнесение их. Появляется более сложная функция – умение строить фразу из трех-четырех слов. Формируется грамматический строй речи.

Ребенок начинает употреблять не только простые предложения, но и сложные. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения. Он понимает сказку, слушает небольшие стихотворения, потешки, с интересом рассматривает иллюстрации.

Деятельность малышей становится сложнее и разнообразнее. Они уже способны отличать игру от учебных заданий и элементарных трудовых поручений.

Сюжетная игра в первой половине года более развернута по содержанию, но, отображая действия близких людей (мамы, бабушки, отца), дети не берут на себя роли. Во второй половине года ребенок уже с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых, и берет на себя определенную роль – мамы, доктора и др.

Малыш по – прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если они вызывают у него симпатию.

В этот период детства слово взрослого в процессе воспитания становится средством, регулирующим поведение малыша, помогает усваивать жизненно важные правила, формирует привычки. Он способен не только адекватно реагировать на слова “можно”, “нельзя”, но и понимает смысл слова “надо”. Следовательно, третий год жизни привносит в действия ребенка некоторые элементы самоорганизации.

Все перечисленные новации в развитии малыша возможны только как результат правильного воспитания.

Кроме того, важную роль играет знание физиологических характеристик возраста. В среднем масса тела за год возрастает на 2-3 кг, рост увеличивается на 7-8 см (к 3 годам вес -14,8 – 15,0 кг; рост – 95,0-96,0 см; окружность грудной клетки – 52 см).

Малыш становится более самостоятельным, движения – более координированными. Если взрослые не принимают во внимание возросшую потребность ребенка к самостоятельности, излишней опекой стесняют инициативу, это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желания делать все наперекор требованиям родителей. Крепнет организм, совершенствуется двигательная сфера, более выносливой становится нервная система. Этим и объясняется “скачок” в развитии возрастных возможностей ребенка на третьем году жизни, что влечет изменения в режиме дня на протяжении этого периода.

Таким образом, можно заключить, что речь ребенка на третьем году жизни способствует его умственному развитию, расширению кругозора, общению с окружающими, осознанию правил поведения, т.е. развитию личности ребенка в целом.

Особенности физического развития

За год до 2-3 лет ребенок вырастает на 7-8 см. Его вес увеличивается на 2 кг изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета, совершенствуется ходьба: по сигналу взрослого может изменить направление и ритм ходьбы, увеличивается длина шага, но остаются не согласованными движения рук и ног. Ребенок может кататься в это время на 3 – х колесном велосипеде, подпрыгивать на двух ногах, уверенно ползать, подлезать, бросать мяч вперед и вниз, держа его двумя руками над головой и перед грудью. Совершенствуется мелкая моторика, ребенок может самостоятельно раздеваться, одеваться, завязывать ботинки. В этот период совершенствуется строение внутренних органов. Ребенок становится более устойчивым к заболеваниям.

Особенности психического развития

К 3 годам фактически заканчивается формирование коры больших полушарий головного мозга и ее основных отделов. В дальнейшем идет уже ее специализация и усовершенствование, увеличивается предел работоспособности нервных клеток ребенка, бодрствует подряд 6-6,5 часов. Кора головного мозга лучше контролирует деятельность подкорки и ребенок становится более терпеливым. Быстрее формируются новые условные рефлексы, лучше развиваются тормозные процессы. Ребенок умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям, но по-прежнему у него недостаточно развита подвижность нервных процессов. Малыш плохо реагирует на запреты, ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления.

Восприятие

Восприятие является доминирующей функцией сознания. Этот период является началом развития предметного восприятия. Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше. Ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, ориентируется в физических свойствах предметов: цвет, форма, величина, в числовых и пространственных представлениях: много и мало, далеко, близко. У ребенка развивается память. Он может вспомнить, что было в прошлом году. Воспроизводит в играх действия взрослых, узнает по частям предмет. Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом 15-20 минут. Совершенствуется способность переключать внимание и распределять его. Взрослый моет фокусировать внимание ребенка.

Читайте также:  Развитие месячного ребенка что он делает

Мышление

На 3 году жизни мышление из наглядно-действенного становится наглядно-образным. В 3 года у ребенка появляются элементы причинно-следственных связей. Н а 3 году жизни происходит расширение функций речи, развивается способность к обобщениям, формируются элементарные представления о явлениях природы, общественной жизни, труде взрослых, о назначении предмета, пространственных отношениях. Ребенок понимает устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.

В 2 года 6 мес. – 3 года ребенок способен действовать в воображаемой ситуации, заменить один предмет другим. К 3 годам способен делать умозаключения, сравнения и глубокие обобщения.

Ребенок играет с сюжетными и дидактическими игрушками, рассматривает картинки, целенаправленно двигается с мячом, выполняет простые просьбы взрослого. Большое место в жизни ребенка занимает сюжетная игра. В 2 года – 2 года 6 месяц преобладает сюжетно-отобразительная игра, 3 года меняется содержание игр. Дети производят в игре последовательные, взаимосвязанные действия, и в игре начинают отражаться социальные отношения. С 2 лет 6 мес. начинает формироваться с/р игра. Ребенок начинает отображать те или иные действия, но при этом сам кого-то изображает. В период от 2,6 – 3 лет дети играют без определенного сюжета. Дети могут играть непрерывно 25-30 минут. На 3 году жизни появляются специфические поведенческие реакции, говорящие о кризисе самоопределения. Идет борьба двух противоречивых тенденций: стремление к автономизации « я сам» и сохранения потребности в защите и эмоциональной близости.

Таким образом, к 3 годам выявляются следующие показатели зрелости ребенка:

• коммуникативное поведение, формирующее партнерские отношения со сверстниками;

• продолжает развиваться наглядно – образное мышление и сенсорно-моторный интеллект; формируются сенсорные эталоны цвета, формы, размера и происходит ориентация на эти признаки в практической жизни. Появляются первые навыки графико – символичесской деятельности, элементарный предметный рисунок, но остаются каракули;

• игровая деятельность в виде сюжетной и с/р игры вместе со взрослым. Игровые действия более развернутые. Продолжает развиваться предметно практическая игра, элементарные формы творческого конструирования и игры с дидактической игрушкой.

    Для того чтобы выработать правильные подходы к воспитанию ребенка в 3-4 года, необходимо понять основные изменения, которые происходят в этом возрасте с малышом:

    Во-первых, обычно к трехлетнему возрасту организм ребенка достигает достаточного развития для проявления самостоятельности. Малыш становится настоящим исследователем не только окружающего мира, но и собственных возможностей. Поэтому у него возникает протест к любой помощи со стороны родителей и ограничению его активности; Во-вторых, психологи считают, что в этом возрасте «рождается» личность ребенка. При воспитании ребенка 3-4 лет следует понимать, что малыш начинает психологически отдаляться от родителей и осознавать себя отдельной личностью. Наиболее употребляемой в этом возрасте фразой становится «Я сам». Его внутренний конфликт обусловлен именно желанием быть самостоятельным, при осознании своей зависимости от заботы и любви родителей; В-третьих, многочисленные симптомы кризиса могут быть связаны с ошибками в воспитании ребенка в 3-4 года, когда родители вовремя не заметили того, что их малыш вырос, а, значит, в общении с ним необходимо было многое поменять. Обычно легче всего кризис трех лет протекает в семьях, где изначально ребенок не является центром всей семейной жизни. При этом в семьях, где малыш не опекаем сверх меры родителями и другими родственниками, обычно у ребенка больше возможности для свободного развития, а, значит, значительно меньше повода для протеста. Происходящие с малышом изменения нельзя игнорировать или подавить авторитарными методами. Раз и навсегда прекратить нежелательное поведение малыша не под силу никаким родителям. Поэтому при воспитании ребенка трех лет родители должны принять своего малыша со всеми проблемами кризисного возраста и постараться минимизировать негативные последствия этого периода. Не следует ожидать того: Что ребенок будет адекватно реагировать на просьбы или запреты; Что малыш будет покладистым и будет быстро соглашаться с любым предложением родителей; Что он не будет выражать отрицательные эмоции. При этом ко всем проявленным в этом возрасте симптомам нужно отнестись с пониманием, поскольку именно сейчас закладываются многие черты характера, которые определят дальнейшую судьбу малыша. Многие психологи советуют при воспитании ребенка 3-4 лет понять, что «воевать» с ребенком в этом возрасте нельзя, а необходимо искать новые подходы для общения с ним. По мнению психологов для преодоления кризиса нужно искать «золотую» середину. Это связано с тем, что неограниченная свобода наносит ребенку такой же вред, что и строгие ограничения. Поэтому малышу следует предоставлять больше самостоятельности, однако при этом его не нужно оставлять без внимания, пуская процесс на самотек. Лучшим решением будет сотрудничество, направленное на всестороннее развитие, и поддержка, которую малыш обязательно оценит. Молодым родителям в преодолении кризиса трехлетнего возраста может помочь книга известного педагога М. Монтессори «Помоги мне это сделать самому», в которой изложены действенные методы воспитания ребенка 3 лет. При проявлении симптомов, которые во многом напоминают кризис подросткового периода, не следует пытаться «задавить» ребенка собственным авторитетом, а, уважая его стремление к самостоятельности, нужно проявлять больше гибкости и находчивости, стараться увлекать его новыми играми, активным отдыхом, развивающими занятиями. Возможно, с первого раза малыш и не прислушается к словам родителей, однако при всей готовности опротестовать все предложения, он со временем их может принять, если решит, что именно он является их инициатором. При воспитании ребенка трех лет нужно понимать, что детский бунт необходим для того, чтобы ребенок смог лучше понять себя и развить необходимую для дальнейшей жизни самостоятельность.

      Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

      Деятельность ребенка на 3 году жизни становится сложной и своеобразной: предметная деятельность. Сюжетные игры, наблюдения, рассматривание картинок, элементы трудовой деятельность, игры со строительными материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение для развития умственной деятельности. Новым в развитии ребенка 3 года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель, т.е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.

      1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

      2. Голубева Л.Е, Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. — М.: АСАДЕМА, 2002.

      3. Ежкова Н.С., Эмоциональный компонент образования: процесс реализации // Дошкольное воспитание. — 2006. — №6.

      4. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т. В., Мещерякова СЮ. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет.-М.: МГППУ, 2002.

      5. Теплюк С. Н., Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.

      https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6565-vospitanie-rebenka-3-let.php

      15

      Источник