Воспитание как составная часть развития личности ребенка

Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк – от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина находится между крайностями. Воспитанием можно добиться многого. В судьбы людей оно вносит различную лепту – от самой незначительной до максимально возможной.

Дошкольный период – это время каждодневного открытия мира, и главные линии развития личности начинаются именно в этот период. Эту функцию сегодня осуществляют дошкольные учреждения.

Все участники образовательного процесса дошкольного учреждения должны четко представлять себе цель воспитания, так как именно воспитание является главным в данном процессе.

Процесс воспитания – это процесс эффективного взаимодействия (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели, является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Процесс воспитания менее изучен. Он имеет свои особенности и представляется более сложным, чем обучение.

Психологическая особенность этого процесса состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое. С позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации т.е. перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний ценностей, норм, правил во внутренний психологический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Современное положение процесса воспитания таково, что оно представляет собой не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей.

Каждый педагог должен понимать, что воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Результатом деятельности такого педагога будут качественные сдвиги в сознании и поведении ребенка.

Процесс воспитания носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, детский сад, микросреда, общественные организации, средства массовой информации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания легким (много способов воздействия) и одновременно трудным: сложно управлять процессом, интегрировать все факторы окружающей среды, оградить ребенка от влияния стихийной и негативной среды.

Очень важно помнить, что процесс воспитания двусторонний, в нем ребенок выступает как объект, когда на него влияет взрослый, и в то же время ребенок – это личность со своими интересом, мнением, мотивами, т.е. в этом случае ребенок в воспитательном процессе выступает и как субъект.

Развитие воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают как внутренние, так и внешние. Именно противоречия дают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Основным внутренним противоречием выступает противоречие между возникающими новыми потребностями и невозможностью их удовлетворения. Возникающие «разногласия» побуждают ребенка расширить свой опыт, приобрести знания и формы поведения, усвоить нормы и правила. Воспитателю, от которого исходят требования к ребенку, необходимо рассчитывать на возрастные возможности воспитанника, а также на его «зону ближайшего развития».

Воспитание – это жизнетворчество. Не может быть единых рецептов этого процесса. Основные функции воспитания: сохранение, передача и воспроизводство культуры; обеспечение исторического процесса смены поколений, т. е. социализация личности (социализация – это обеспечение вхождения ребенка в жизнь); развитие творческого потенциала личности, зашита и охрана ребенка.

Эти функции можно сформулировать иначе: созидательно-культурная, социализации и адаптации, человекообразующая.

Всю систему воспитания и развития детей определяют принципы воспитания. Это основные требования, на основе которых строится процесс воспитания, его содержание и организация.

Выделяют следующие принципы:

1. Принцип гуманизма, уважение к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Ребенок со своими потребностями, способностями, возможностями и особенностями является главной ценностью.

2. Принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы ограниченное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта) и достижений мировой цивилизации.

3. Принцип личностного функционирования. Воспитание – это процесс, в который человек погружен с момента рождения до самой смерти и имеет множество видов.

4. Принцип непрерывности. Он обеспечивает последовательность и преемственность и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

5. Принцип субъективного контроля. Способность личности сознавать и объяснять меру своего участия в том, что происходит.

6. Принцип веры в ребенка. Вера воспитателя в доброе начало каждого воспитанника – оказание помощи его утверждению в жизни, в самовыражении.

7. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учета всех факторов и сторон воспитательного процесса.

Целостность воспитания – важнейшее требование к воспитательному процессу. Целостность предполагает, что частные воспитательные цели и методики не могут быть достигнуты и реализованы изолированно друг от друга. Позиция личности формируется как нерасчленяемое психическое образование на основе определенной системы ценностей. Следовательно, целостность воспитания предполагает выбор воспитателем четко очерченной конечной цели.

8. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности детей. На основе этого принципа строится вся работа с детьми, т.е. определяется ее содержание, формы и методы. Этот принцип отражает деятельност-ный подход к личности ребенка.

9. Принцип природосообразности.

10. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.

Общие принципы воспитания имеют региональную специфику как в его содержании, так и в технологии. К региональным принципам воспитания относятся:

– принцип терпимости к вероисповеданию личности, к социокультурной среде ее развития;

– принцип интернационализма как основа конструирования отношений, общения в социально-педагогическом комплексе;

– принцип ценности культур народов региона и значимости народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы житейских и профессиональных процессов социализации и воспитания личности.

10. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований.

11. Принцип целостности обуславливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека и предполагает в этой связи интегративную деятельность всех социальных институтов.

Принципы воспитания – это основные требования к процессу, к его содержанию и организации. Это наиболее трудная в практической реализации категория педагогики. Принципы указывают на необходимые условия формирования и развития позиций личности воспитанника.

Процесс воспитания представляет собой сложную динамическую систему. В этом процессе можно выделить ряд тесно связанных между собой компонентов: цель, задачи, содержание, формы и методы работы, направленные на реализацию целей и содержание воспитания, и предполагаемый результат.

Целью воспитательного процесса является воспитание целостной гуманной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой и национальной культуры в творческой жизнедеятельности, саморазвитие и нравственную саморегуляцию поведения в обществе.

В концепции дошкольного воспитания (1989) провозглашается, что фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье. Между тем в многочисленных публикациях последних лет отмечается прогрессивное снижение уровня здоровья населения и, в первую очередь наиболее социально и биологически уязвимых его групп, к которым относятся и дети. Следовательно, задачи оздоровительного направления в системе дошкольного воспитания и образования продолжают оставаться наиболее значимыми.

Автор: Антонелене Э.Н.

Источник

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ – КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ

      Воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей, которые непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

        Семья – это колыбель духовного рождения человека. Она является одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребенка в любви, ласке, уважении и общении. Семья также является первичной средой, где человека должен учиться творить добро.

         Первым и главным воспитателем ребенка являются родители. Обращаясь к ним, А.С.Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека». Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка. Все  отклонения в семейном нравственном воспитании ребенка могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется с иными моральными ценностями и требованиями.

         Огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, ее уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.

         Семья в воспитании ребенка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность.

Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательному воздействию и влиянию среды. Дошкольники являются в этот период очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, все проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов.

Если в первые годы жизни ребенок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В этом главенствующую роль играет нравственный облик родителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпечаток на всю последующую жизнь.

Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского  авторитета воспитание невозможно. Быть авторитетным родителем – значит притягивать ребенка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства – это отец, который. В общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон. Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности.  Наряду с ним можно выделить также  и образовательную, и педагогическую подготовленность родителей, обеспечивающая всестороннее  и гармоничное развитие личности.

 Хорошая семья представляет собой коллектив, где все члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну из величайших ценностей жизни. Семья должна оказывать на ребенка только положительное влияние, но это бывает не всегда. Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребенка. Это конфликтная сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи. Конфликтная сторона семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности, и 88% детей в такой ситуации чувствуют себя ущербными и несчастными.

         Самым важным пространством в жизни ребенка является семья, главным воспитателем в которой являются родители. Наилучшим возрастом для воспитания нравственных качеств личности является дошкольный (3-6 лет). Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие моральных эмоций, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, на которые можно положительно повлиять, и благодаря этому воспитать нравственную личность.

Источник

О воспитании написаны сотни книг на всех существующих языках мира. Ему посвящали свои труды величайшие ученые мужи всех периодов и столетий. Еще бы, дело-то не шуточное. Цель воспитания всегда зависела от того, чего ждало от человека общество: гражданина, глубоко верующего человека, послушное робкое дитя или сурового воина. Результат почти всегда оправдывал ожидания – воспитательный процесс с лихвой влиял на формирование личности.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, моделирование ее качеств, поведенческих навыков, привычек, эмоциональных реакций. Оно оказывает огромное влияние, но все же не является единственным фактором, под напором которого формируется маленькая личность. Процесс сей осуществляется учителями, наставниками, и, конечно, родителями.

Личность – человек – индивидуальность

Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она – центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная “личность” – ее дитя. Так что это такое?

Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.

  1. Человек – Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек – уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он – существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
  2. Личность. Вот предмет нашей беседы. Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек. Его отношение к обществу и социальный статус – это личность. Иными словами, если “человек” – это сосуд, то “личность” – его содержимое
  3. Индивидуальность – Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность – первый признак личности.

Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности. Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие. Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.

Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.

Факторы развития личности

На развитие личности влияет различные факторы. Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени – сложно. Генетика – фактор природный. Еще не рожденный малыш уже имеет темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от родителей черты характера. На генетическом уровне передаются определенные знания, накопленные народом (генетическая память). Но одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили животные. Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети переняли у животных. Даже оказавшись потом среди людей, демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то, что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем жизненные условия и обстоятельства.

Среда может быть:

  1. Домашняя (семья, дом, близкие);
  2. Географическая (страна, город, народ, народная культура);
  3. Социальная.

На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна. Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а его личное восприятие.

Воспитание, как фактор личностного развития

Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.

Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс. Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками). Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.

Влияние воспитания на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции, движения саморазвития. Воспитывая извне, невозможно слепить «готовый продукт» – индивид создает себя сам, а воспитание оказывает прямое воздействие на этот процесс.

Важно

Следует помнить, что не все люди поддаются официально признанным воспитательным методам, развивающим воздействиям, которые диктуют базовые теории воспитания и развития. Генетика берет свое – каждый индивидуален с рождения. Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула. К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!

Воспитание, как управление развитием личности

Задача воспитателя – реализовать комплекс средств, помощью которых достигается желаемый результат. Они упорядочивают и формируют методы воздействия на него. Это и есть – управление развитием личности. Воспитание реализует всю гамму функций управления: постановка цели, планирование, мотивация, организация, анализ результатов. В этом смысле мы можем сказать, что воспитание, есть процесс управления развитием личности, которое делится на:

  • Физическое развитие (физическое воспитание). Управление этим процессом, это организация способов, навыков, знаний, необходимых для совершенствования физической формы и физического здоровья. Развиваясь физически, человек укрепляет здоровье, вбирая знания об упражнениях, естественных сил природы, правилах гигиены и о собственном теле, которые передаются от поколений к поколениям.
  • Психическое развитие. Оно неразрывно связано с физическим, поэтому не может существовать отдельно. Психическое развитие формирует все сферы личности: мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметная, экзистенциальная и саморегулирующая. Все эти сферы в комплексе представляют целостное формирование, гармоничность, индивидуальность и разносторонность.

Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что мы воспитываем личность. Помнить, что это такое. Помнить о ее индивидуальности. Организуя воспитательный процесс, стараться именно направлять ребенка, а не вкладывать в его сознание всю ту воспитательную кашу, что вы, конечно же, читали в книгах и в интернете. Основные формы воспитания – пример, беседа, воздействие, стимулирование – используйте их в равных долях, добавляя в каждый воспитательный момент самый главный фактор – любовь. Только с любовью мы можем вырасти действительно гармоничную, развитую личность.

Источник