Воспитание как фактор развития личности ребенка

Воспитание входит в социальный фактор, однако выделяется и в самостоятельный. Воспитание включает в себя весь комплекс воздействий на человека. Сущность воспитания заключается в двуединстве социального и природного начал в процессе развития человека: ребенка, индивида, личности, индивидуальности. Воспитание реализуется через образование и организацию деятельности. Личность ученика является целью и результатом работы педагога. Личность ученика и ее развитие – это цель и результат работы педагога. Развитие личности – процесс освоения способов поведения, мышления и деятельности, дающих возможность самовыражения и самореализации.

Воспитание – целенаправленное управление развитием личности с созданием условий для максимального развития, организацией жизнедеятельности, предоставляющие возможность оптимальной самореализации и самовыражения. Воспитание создает доминанту личностного восприятия и навыки поведения человека.

Выделяют следующие виды воспитания: нравственное, физическое, эстетическое, идеологическое, гражданское, правовое, экологическое, экономическое, трудовое и др.

К основным факторам (движущим силам) воспитания личности относятся:

1. Природные, наследственные факторы.

2. Институты воспитания (семья, образовательные учреждения и др.).

3. Межличностное взаимодействие.

4. Культурные национальные факторы.

5. Исторический этап развития общества.

6. Средства массовой информации.

7. Возрастная субкультура.

Воспитательный процесс с помощью методов воспитания.

Российская педагогическая энциклопедия содержит следующую классификацию методов воспитания, основанную на методах изменения:

· деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);

· отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);

· компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).

Существуют и другие классификационные подходы. Задача педагога – выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.

Группа методов, которые служат базой для различных классификаций.

Это методы: 1)убеждения; 2)упражнения; 3)поощрения; 4)наказания; 5)примера. В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

В профессиональной деятельности педагогические работники выбирают и используют методы воспитания в зависимости от существующих условий и возможностей. Такими условиями являются знания поставленных целей и задач воспитания; возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; времени воспитания; интересов и потребностей обучающихся; их социального окружения; уровня сформированности группы, в которую они входят; ожидаемых результатов; собственных возможностей педагога.

С такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности» связано понятие «социализация».

Впервые термин «социализация» стал использоваться в к. XIX в. (1887 г.) благодаря труду американского социолога Гиддигса «Теория социализации» (социализация – подготовка человеческого материала к общественной жизни).

В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить в обществе и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения называется социализацией.

В результате социализации происходит: усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев и традиций; формирование системы ценностных ориентаций и нравственных качеств личности; развитие навыков социального взаимодействия.

Источник

Воспитание может все… Гельвеций

К социальным факторам развития личности относится воспитание. Достижения современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной среде происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность.

Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле:

Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

Воспитание в узком смысле – это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания:

1. – воспитание ускоряет развитие личности,

2. – воспитание замедляет развитие личности.

Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических влияний их ускорять. Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за искусственное ускорение его развития, т. е. они стоят на том, что необходимо дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его индивидуальность.

Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом культурном материале. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа, которая осуществляется в образовательных учреждениях, подготовленными людьми – педагогами. Как указывал Л. С. Выготский, «учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником».

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям:

1. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют: гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание

3. По институциональному признаку воспитание бывает: семейное, школьное, внешкольное, религиозное.

4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. Формирование человека как личности требует от самого общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика немыслима без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей развития ребенка, ибо без нее существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс формирования личности.

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

– макросоциосреда – общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т.д.;

– микросоциосреда – это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;

– воспитание – специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

– деятельность – игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные её виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;

– социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;

– на психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами. Характер и степень такого воздействия на человека неполно и в отдельных сферах лишь частично изучено;

– наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека и, в первую очередь, биологический пол индивида, особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов;

– на психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом. Связи между психическим развитием человека и состоянием его организма неоднозначны. При определенной системе воспитания и соответствующей активизации мотивационной сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценностей и других личностных образований;

– психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека. Неоднозначные, но обычно разрушительные воздействия на психику и физиологию людей оказывают природные катаклизмы и бедствия: землетрясения, наводнения, пожары, озоновые дыры в атмосфере, общее потепление планеты под влиянием, так называемого парникового эффекта, возникшего в результате производственной и другой экологически разрушительной деятельности людей;

– одним из наименее изученных и все более привлекающих внимание исследователей факторов формирования и развития личности выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды Земли. Источники ноосферы имеют как планетарное, так и космическое основание. Ноосфера оказывает воздействие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека.

В связи с вышесказанным есть основания говорить о содержательной структуре личности, которая включает в себя социально, биологически, экологически, технически и технологически, ноосферно обусловленные подструктуры (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Содержательные подструктуры личности

Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов ее формирования и развития.

В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные, и другие факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А. Н. Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п.

Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий (рис. 5.2). Именно под влиянием социальных обстоятельств развиваются и формируются сущностные, личностные особенности человека. К. Маркс отмечал, что “сущность <.”> личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество, и что государственные функции и т.д. – не что иное, как способы существования и действия социальных качеств человека”.

Личность – это сложный и системный феномен общественного развития. Человек как личность предстает в совокупности тех духовных качеств, особенностей, в которых он выступает носителем тех или иных социальных ценностей (нравственных, политических, этнических, эстетических, правовых, религиозных, семейно-бытовых и др.), позиций, оценочных суждений и отношений, а также как субъект познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. При этом важно отметить, что ведущей и определяющей стороной, характеристикой личности выступает субъектность. Именно по мере того как у ребенка складывается и развивается избирательность его отношений с окружающей действительностью, а затем и осознанная постановка целей поведения и деятельности – субъектность, он складывается и развивается как личность.

Таким образом, выделяется два ведущих признака личности: наличие сознания и субъектности. Качественные (содержательно-аксеологические) и количественные характеристики этих признаков у конкретного человека позволяют судить об уровне зрелости личности. Есть основания выделять несколько уровней социальной и психологической зрелости личности: низкий – недостаточно зрелая, формирующаяся личность; средний – достаточно зрелая личность; высокий – социально зрелая личность.

Третий ведущий признак личности – степень “саморегуляции Я” (А. Г. Ковалев), способности человека управлять

Рис. 5.2. Факторы формирования и развития личности

своими психическими состояниями и добиваться поставленных целей, несмотря на трудности в их достижении. При высоком уровне развития данного признака у человека можно говорить о достаточно сложившейся личности. Ядро саморегуляции личности составляют ее взгляды, убеждения, идеалы, волевая подготовленность. Очевидно, характеризуя, например, личность ребенка детского возраста (а нередко и подросткового), есть основания говорить о том, что это пока еще недостаточно не только сложившаяся, но и социально зрелая личность.

Как видим, при характеристике личности конкретного человека важно выявить уровень её социальной и психологической зрелости, а также в какой степени он сложился как вполне определенная личность.

По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и преобразуется в активнодействующий субъект. При этом чем больше субъектное™ в человеке, тем больше в нем личностного. Субъектность является одной из атрибутивных характеристик личности.

Другой атрибутивной характеристикой личности выступает активность. Личность – не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает, в его жизненной позиции, в его поведении и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологических ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности. Важно обратить внимание на то, что внутренние условия деятельности личности, психику человека в целом не следует понимать пассивно преломляющим внешние воздействия устройством. Происходит активное и целенаправленное, потребностно детерминированное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, причем изменяется как объект (окружающий мир), так и субъект, сама личность. При этом, как принято считать в отечественной психологии, личность характеризуется в основном тем, что, как, почему и во имя чегоона делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя.

Есть основания утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, сколько мерой всестороннего проявления своей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

Источник

ФГОУ 
ВПО «Саратовский государственный 
аграрный университет

им. Н.И.
Вавилова» 
 
 

Кафедра
педагогики и психологии 

Учебная
дисциплина: педагогика и психология   
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
 

Тема: «Воспитание 
как фактор развития личности» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                        
Выполнила:

                                                                                        
студентка 5 курса

                                                                                        
группы Б-52

                                                                                        
спец. «Бухгалтерский учет»

                                                                                        
Дунаева Н.А. 

                                                    Проверил:

                                                    ____________________

                                                    ____________________ 
 
 
 

Саратов
– 2011 г.

Тема: «ВОСПИТАНИЕ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ» 

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Сущность
    воспитания и его особенности………………………………..5
  2. Общие закономерности
    и принципы воспитания………………………10
  3. Показатели
    и критерии воспитанности личности………………………15

Заключение………………………………………………………………………18

Литература……………………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

          
Воспитание с точки зрения воздействия
на развитие и формирование личности человека
всегда целенаправленно. Это в первую
очередь целенаправленная деятельность
общества, использующего для ее осуществления
все имеющиеся в его распоряжении средства
— искусство, литературу, массовые средства
распространения информации, учреждения
культуры, учебные заведения, общественные
организации. Воспитание предполагает
вооружение человека определенной суммой
общественно-необходимых знаний, умений
и навыков, подготовку его к жизни и труду
в обществе, к соблюдению норм и правил
поведения в этом обществе, общению с людьми,
взаимодействию с его социальными институтами.
Иными словами, воспитание должно обеспечивать
такое поведение человека, которое будет
соответствовать нормам и правилам поведения,
принятым в данном обществе. Это, естественно,
не исключает формирования индивидуальных
черт и качеств личности, развитие которых
обусловлено как индивидуальными задатками
человека, так и теми условиями, которые
может предоставить ему общество для развития
этих задатков. 
        Воспитание может
рассматриваться и как составная часть
влияния социальной среды на человека,
но оно является вместе с тем одним из
факторов внешнего воздействия на развитие
человека и формирование его личности.
Отличительной особенностью воспитания
является, кроме его целенаправленности,
и то, что оно осуществляется лицами, специально
уполномоченными обществом для выполнения
этой его социальной функции. 
       Воспитание — это
очень важный фактор, оказывающий большое
влияние на развитие и формирование личности
человека. Однако сила его воздействия
зависит от целого ряда обстоятельств,
и значение его по отношению к влиянию
среды и наследственности бывает неодинаковым.
Говоря описательно, воспитание в развитии
личности выступает важным фактором наряду
с наследственностью и средой. Оно обеспечивает
социализацию личности, программирует
параметры ее развития с учетом многогранности
воздействия различных факторов. Воспитание
— это спланированный, долгосрочный процесс
специально организованной жизни детей
в условиях обучения и воспитания. Ему
присущи такие функции: 
      – диагностика природных задатков, теоретическая
разработка и практическое создание условий
их проявления и развития; 
      – организация учебно-воспитательной деятельности
детей; 
      – использование положительных факторов
в развитии качеств личности; 
      – содержания воспитания, средств и условий
социальной среды; 
      – воздействие на социальные условия, устранение
и преобразование (по возможности) негативных
средовых влияний; 
      – формирование специальных способностей,
обеспечивающих приложение сил в разных
сферах деятельности: научной, профессиональной,
творческо-эстетической, конструктивно-технической
и т.д. 
          Воспитание
не может изменить унаследованных физических
данных, врожденный тип нервной деятельности,
изменить состояние географической, социальной,
домашней или других сред. Но оно может
оказать формирующее влияние на развитие
путем специальной тренировки и упражнений
(спортивные достижения, укрепление здоровья,
совершенствование процессов возбуждения
и торможения, т.е. гибкости и подвижности
нервных процессов), внести определяющий
корректив в устойчивость природных наследственных
особенностей. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность 
    воспитания и его особенности

          
Центральной категорией в педагогике,
которую определяют как науку о воспитании,
выступает понятие о воспитании.
В буквальном смысле «воспитание» – вскармливание,
питание ребенка. Считают, что данный термин
был введен в науку русским просветителем
середины XVIII в. И. И. Бецким, деятельность
которого была направлена на то, чтобы
путем воспитания создать «новую породу
людей».

          
Будучи сложным социокультурным явлением,
воспитание выступает объектом изучения
целого ряда гуманитарных наук, каждая
из которых анализирует свой аспект данного
феномена:

  1. Философия
    – исследует познавательное, ценностное,
    социально-политическое, нравственное
    и эстетическое отношение человека к миру,
    т. е. выявляет онтологические и гносеологические
    основы воспитания; формулирует наиболее
    общие представления о высших целях и
    ценностях воспитания, в соответствии
    с которыми определяются его конкретные
    средства;
  2. Социология
    -изучает социальные проблемы развития
    личности, т. е. выявляет особенности социального
    заказа, которые дает общество в адрес
    системы воспитания в виде государственных
    документов; определяет региональные
    и социально-культурные особенности воспитания;
    исследует соотношение стихийных социальных
    влияний и целенаправленного воздействия
    на человека в процессе социализации и
    воспитания;
  3. Этнография
    -рассматривает специфику воспитания
    народов мира в контексте исторического
    развития и современности; выявляет существующий
    у разных народов нормативный канон человека
    (мораль) и его влияние на воспитание; исследует
    характер проявления родительских чувств,
    ролей и отношений;
  4. Экономическая
    наука -определяет роль воспитания
    в росте эффективности общественного
    производства; выявляет финансовые и материально-технические
    ресурсы, необходимые для создания оптимальной
    инфраструктуры системы воспитания;
  5. Правоведение
    -занимается правовыми формами организации
    и функционирования воспитания, правовыми
    нормами, регламентирующими статус, права
    и обязанности государства, его институтов
    и граждан в сфере воспитания;
  6. Биология,
    физиология и генетика
    исследуют наследственные особенности 
    развития, влияющие на процесс и результаты
    воспитания;
  7. Психология
    -выявляет индивидуальные, возрастные
    и групповые особенности развития и поведения
    людей, создающие объективные и субъективные
    предпосылки для ведения процесса воспитания;
  8. Общая педагогика
    -исследует сущность воспитания,
    его место в структуре целостного педагогического
    процесса, закономерности, тенденции и
    перспективы развития; разрабатывает
    теорию и методику воспитательного процесса;
    определяет его принципы, содержание,
    формы и методы реализации.

         
Центральной и одной из самых древних
проблем в междисциплинарном изучении
воспитания является определение его
сущности, поскольку в различные исторические
периоды общество характеризовало эту
категорию, исходя из своих социальных
установок и актуальных задач. Чаще всего
воспитание рассматривалось как управление
процессом формирования личности или
отдельных ее качеств в соответствии с
потребностями общества. Вместе с тем
на сегодняшний день в педагогической
науке трудно найти понятие, которое имеет
столько различных определений. Разнообразие
трактовок понятия «воспитание» связано
с тем, какой аспект данного явления –
социальный или педагогический – представляется
исследователю наиболее значимым.

        
Если рассматривать воспитание как общественное
явление,то его следует определять
как сложный и противоречивый социально-исторический
процесс вхождения подрастающего поколения
в жизнь общества, результатом которого
выступает культурно-историческая преемственность
поколений.

        
Воспитание как общественное явление
характеризуется рядом основных черт,
выражающих его сущность:

– это вечное, необходимое
и общее явление, которое появилось вместе
с человеческим обществом и существует,
пока живет само общество;

– воспитание возникло
из практической потребности приобщения
подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности
общества;

– на каждом этапе
развития общества воспитание по своему
назначению, содержанию и формам носит
конкретно-исторический характер, обусловленный
характером и организацией жизнедеятельности
данного общества;

– воспитание подрастающих
поколений осуществляется за счет освоения
ими социального опыта в процессе общения
и деятельности;

– по мере того как
взрослые осознают свои воспитательные
взаимоотношения с детьми и ставят перед
собой определенные цели по формированию
у детей тех или иных качеств, их отношения
становятся все более педагогически целенаправленными.

         
Таким образом, воспитание как общественное
явление– это объективно существующий
и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими
условиями способ подготовки подрастающего
поколения к полноценной жизнедеятельности
в обществе. На современном этапе воспитание
как общественное явление чаще всего рассматривают
как синоним понятия «социализация», под
которой понимают интеграцию человека
в систему социальных отношений, в различные
типы социальных общностей (группу, институт,
организацию), как усвоение субъектом
элементов культуры, социальных норм и
ценностей, на основе которых формируются
качества личности.

          
Воспитание как педагогическое явление
– это целенаправленный, системно организованный
процесс, реализуемый специально подготовленными
людьми (педагогами) в различных типах
образовательных учреждений и ориентированный
на освоение личностью норм и правил поведения,
принятых в обществе. В этом значении воспитание
тесно связано с рядом психологических
и педагогических понятий, главными из
которых выступают следующие:

  1. Формирование
    – процесс, направленный на определенные
    изменения в человеке (появление физических
    и личностных новообразований) и ведущий
    к завершенному результату;
  2. Развитие
    – процесс поступательного движения личности,
    которое определяется внутренними (физиологическими,
    психическими, наследственно-биологическими)
    противоречиями и внешними (экологическими,
    социокультурными и др.) факторами;
  3. Саморазвитие
    – деятельность субъекта по созданию
    себя, своего «Я», включающая любую активность
    субъекта, осуществляемую сознательно
    или подсознательно, прямо или косвенно,
    и приводящую к прогрессивным изменениям
    психических и физических функций; совершенствование
    талантов и способностей;
  4. Самовоспитание
    – осознанная деятельность субъекта,
    идущая параллельно с воспитанием, реализуемая
    под его воздействием и направленная на
    развитие личностно значимых качеств
    и совершенствование образа жизни через
    освоение духовных ценностей, традиций
    и обычаев, выступающих эталоном для данной
    личности.

         
Воспитание как педагогическое явление
не может изменить унаследованные физические
данные, врожденный тип нервной деятельности,
состояние географической, социальной,
домашней или других сред. Но оно способно
оказать формирующее влияние на развитие
путем специальной тренировки и упражнений
(занятия спортом, укрепление здоровья,
совершенствование процессов возбуждения
и торможения, т. е. гибкости и подвижности
нервных процессов), внести коррективы
в устойчивость природных наследственных
особенностей. Только под влиянием научно
обоснованного воспитания и создания
соответствующих условий, при учете особенностей
нервной системы ребенка, обеспечении
развития всех его органов, учете его потенциальных
возможностей и включении в соответствующие
виды деятельности индивидуальные природные
задатки могут перерасти в способности.

          
Воспитанию как педагогическому явлению
присущи определенные признаки.

1. Воспитание характеризуется
целенаправленностью воздействий на воспитанника.
Это означает, что оно всегда имеет целью
достижение определенного результата,
который определяется
позитивными изменениями, происходящими
в личности воспитанника. Бесцельного
воспитания (воспитания вообще) не существует.

2. Воспитание имеет
гуманистическую направленность, которая
определяет характер воздействия педагога
на воспитанника. Цель этого воздействия
– стимулирование позитивных изменений
в его личности (освоение духовно-нравственных
ценностей, формирование базовых культур
и др.).

3. Важнейшим признаком
воспитания является взаимодействие воспитателя
и воспитанника, что выражается в активности
самого воспитанника в процессе воспитания
и определяет его субъектную позицию.

4. Воспитание как
педагогическое явление – это процесс,
предполагающий конкретные качественные
и количественные изменения личностей,
с которыми взаимодействует воспитатель.
Исходя из этого воспитание как педагогическое
явление принято называть воспитательным
процессом,под которым понимается
спланированная, долгосрочная, специально
организованная жизнедеятельность детей
в условиях образовательного учреждения.

        
Воспитательному процессу присущи 
следующие функции: а) диагностика
природных задатков, теоретическая разработка
и практическое создание условий их проявления
и развития; б) организация учебно-воспитательной
деятельности детей; в) использование
положительных факторов в развитии качеств
личности ребенка; г) отбор содержания
воспитания, средств и условий социальной
среды; д) воздействие на социальные условия,
устранение и преобразование (по возможности)
негативных средовых влияний на формирующуюся
личность; е) формирование специальных
способностей, обеспечивающих приложение
сил ребенка в разных сферах учебно-познавательной
и общественно полезной деятельности.

         
Таким образом, соотношение понятий 
«воспитание как общественное 
явление» и «воспитание как педагогическое
явление» заключается в следующем: воспитание
как педагогическое явление (воспитательный
процесс) выступает составной частью (педагогическим
компонентом) воспитания как общественного
явления (социализации), охватывая сферу,
называемую контролируемой социализацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общие закономерности
    и принципы воспитания

         
Закономерности воспитания – это объективно
существующие, повторяющиеся, устойчивые,
существенные связи между отдельными
сторонами и явлениями воспитательного
процесса. Выделение той или иной закономерности
обусловлено как тенденциями развития
общества, так и характером развития педагогической
науки. Кроме того, на одном и том же историческом
отрезке различные ученые могут трактовать
их по-разному. Поэтому при анализе данной
категории будем исходить из выделения
внешних и внутренних закономерностей
воспитательного процесса.

Источник